Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2014 в 00:02, дипломная работа
На протяжении уже нескольких лет и в настоящее время в нашей стране продолжается процесс формирования двух основных форм осуществления права человека на пенсию: обязательного пенсионного страхования и государственного пенсионного обеспечения.
Появление вначале в союзном, а затем и в российском пенсионном законодательстве положения, допускающего возможность обжалования решений, принятых по вопросам пенсионного обеспечения, кардинальным образом изменило всю систему организации работы государственных органов, осуществляющих пенсионное обеспечение Российской Федерации.
Теперь гражданам чаще приходится доказывать неправильность и необоснованность тех или иных решений, принимаемых Пенсионным Фондом Российской Федерации, в суде.
2) пенсию по инвалидности имеют лица, ставшие инвалидами, если инвалидность наступила в период прохождения ими службы или не позднее трех месяцев после увольнения со службы, либо если инвалидность наступила позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения службы. Группа и причины инвалидности, время наступления и период инвалидности, а также степень ограничения способности к трудовой деятельности устанавливаются федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы;
3) пенсию по случаю потери кормильца. Она может быть назначена членам семьи погибшего (умершего), если кормилец умер (погиб) во время прохождения службы или не позднее трех месяцев со дня увольнения со службы либо позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения службы, а семьям пенсионеров из числа этих лиц если кормилец умер в период получения пенсии или не позднее пяти лет после прекращения выплаты ему пенсии. Право на пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умерших (погибших) лиц, состоявшие на их иждивении.
Глава 3 Специфика назначения пенсии за выслугу лет
3.1 Положение пенсии за выслугу лет в системе пенсионного обеспечения в Российской Федерации: понятие, значение, специфика
До 1 января 2002 года в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15 августа 1995 года № 854 лицам, замещавшим государственные должности федеральных государственных служащих и государственные должности государственной службы, устанавливались ежемесячные доплаты к государственной пенсии, назначенной на основании Закона Российской Федерации “О государственных пенсиях в Российской Федерации”.
В связи с принятием и введением в действие с 1 января 2002 года Федерального Закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ “О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации ” федеральным государственным служащим устанавливается пенсия за выслугу лет к трудовой пенсии по старости (инвалидности), предусмотренной Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”.
При этом в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 4 марта 2002 г. № 141 “О некоторых вопросах реализации Федерального закона “О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации” гражданам Российской Федерации из числа лиц, замещавших государственные должности и государственные должности федеральных государственных служащих, получающим по состоянию на 31 декабря 2001 г. ежемесячную доплату к государственной пенсии в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 1995 г. № 854 , с 1 января 2002 года установлена пенсия за выслугу лет.
Как мы уже подчеркнули выше, с 1 января 2002 г. федеральным государственным служащим взамен ранее устанавливаемых доплат (установленных Указом Президента Российской Федерации) назначаются пенсии за выслугу лет. Правовые основы пенсионного обеспечения за выслугу лет Федеральных государственных служащих закреплены в Законе о государственном пенсионном обеспечении.
Согласно нормам данного Закона этот вид пенсии не носит самостоятельного характера.
Более того, как верно подчеркивают эксперты, по сути, она является дополнением к трудовой пенсии по старости (инвалидности) и отдельно от трудовой пенсии по старости (инвалидности) не устанавливается. Поэтому обязательным условием назначения пенсии за выслугу лет федеральным государственным служащим является также установление трудовой пенсии по старости (инвалидности)[35].
Дадим определение пенсии за выслугу лет. Действующее законодательство легального понятия данного вида пенсии не содержат, однако систематический анализ норм пенсионного законодательства позволяет такое понятие сформулировать.
Пенсией за выслугу лет признается не только ежемесячная денежная выплата, устанавливаемая дополнительно к трудовой пенсии по старости, назначенной в соответствии с Законом о трудовых пенсиях (п.2 ст.7 Федерального Закона “О государственных пенсиях в Российской Федерации” но и компенсация утраченного заработка(дохода) в связи с прекращением государственной службы, компенсация вреда, нанесенного здоровью при прохождении военной службы.
Еще раз подчеркнем, что пенсия за выслугу лет может быть установлена только по достижении возраста, требуемого для назначения трудовой пенсии по старости, в том числе и назначаемой.
Однако трудовая пенсия за выслугу лет может быть назначена досрочно
при :
· невозможности трудоустройства безработного, уволенного в связи с ликвидацией организации или сокращением численности или штата, но не ранее, чем за 2 года до установленного законодательством срока выхода на пенсию. При установлении указанной пенсии по старости также может быть решен вопрос о
назначении пенсии за выслугу лет. В данном случае для назначения пенсии
за выслугу лет необходимо иметь статус безработного, т.е. требуется официальная;
· регистрация гражданина в государственной службе занятости в целях поиска подходящей работы;
· при установлении инвалидности.
В соответствии со ст.5 Закона право на пенсию за выслугу лет имеют государственные служащие и военнослужащие (ст. 19 ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» и ст. 13 Закона о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу). Пенсия за выслугу лет военнослужащим и приравненным к ним лицам, проходящим военную службу по контракту, назначается в порядке, предусмотренном Законом о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу.
Круг субъектов, имеющих право на пенсию за выслугу лет, довольно широк. В него входят: работники, занятые на работах с особыми условиями труда; работники гражданской авиации; лица, занятые лечебной и иной работой по охране здоровья населения; артисты и другие категории творческих работников; военнослужащие; государственные служащие.
Пенсия по государственному обеспечению может назначаться и выплачиваться только в соответствии с Федеральным законом “О государственном пенсионном обеспечением в Российской Федерации”. Вместе с тем данный Закон предусматривает существование иных федеральных законов для лиц пенсионное обеспечение которых не предусмотрено в рамках настоящего закона о государственном пенсионном обеспечении.
3.2 Условия назначения и выплаты пенсий за выслугу лет
Возникновение права на пенсию по выслуге лет законодатель связывает с наличием у работника (служащего) необходимого стажа (выслуги лет).
Как правило, на практике, основная сложность заключается в подсчете стажа для назначения пенсии за выслугу лет. Так, если для государственных служащих такой стаж установлен в срок не менее 15 лет, то для работников летно-испытательного состава он составляет не менее 25 лет. Сотрудники таможенных органов должны иметь стаж в размере 20 лет и более; сотрудники таможенных органов, уволенные со службы по достижении предельного возраста, по состоянию здоровья или по болезни, либо в связи с проведением организационно - штатных мероприятий и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющий общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет 6 месяцев составляет служба в таможенных органах.
В соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" право на пенсию за выслугу лет имеют работники, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы 20 лет и более; данные лица, уволенные со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба и (или) служба в органах внутренних дел, и (или) служба в Государственной противопожарной службе, и (или) служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.
Особенности исчисления стажа отдельных категорий служащих и работников определяется специальными нормативными актами. В частности, необходимо
выделить:
· Постановление Правительства Российской Федерации от 20 февраля 1995 г. №155 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим службу в федеральных органах налоговой полиции, и их семьям"[19, С.752];
· Указ Президента Российской Федерации от 15 марта 1999 г. №350 "Вопросы Службы специальных объектов при Президенте Российской Федерации" (с изм. и доп. от 22 января, 25 февраля 2003 г.)[12, С.1453];
· Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. №781)[21, С.4393];
· Приказ Минобороны Российской Федерации от 17 августа 2002 г. №315 "О мерах по обеспечению социальной защищенности военнослужащих, гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, проходящих военную службу или работающих на космодроме "Байконур" и в г. Ленинске, и членов их семей" (с изм. и доп. от 14 октября 2003 г.) и др..
Также необходимо отметить, что отдельным законодательными актами устанавливается льготное исчисления выслуги лет. Так, например, в Законе «О борьбе с терроризмом» устанавливается льготное исчисление выслуги лет (ст.22 Закона): военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, проходящим (проходившим) службу в подразделениях, непосредственно осуществляющих (осуществлявших) борьбу с терроризмом, в выслугу лет для назначения пенсий засчитывается один день службы за полтора дня, а во время участия в проведении контртеррористической операции - один день службы за три дня (если законодательством Российской Федерации не предусматривается более льготное исчисление выслуги лет).
Таким образом, при расчете стажа конкретного работника необходим
учитывать особенности исчисления стажа для данной категории служащих.
Приведем пример из практики:
Редькина Е.П. обратилась в суд с иском к Управлению федеральной службы исполнения наказания России по Ульяновской области о признании незаконным приказа о привлечении к дисциплинарной ответственности, взыскании денежных средств при увольнении. В обоснование иска указала, что с 1997 года проходила службу в УФСИН России по Ульяновской области, уволена 30 сентября 2011 г. с должности з*** ФБУ МРУИИ *** УФСИН России по Ульяновской области в звании капитана внутренней службы по достижении предельного возраста. При увольнении ей выплачено единовременное пособие в размере 10 месячных окладов вместо 15 положенных при имеющейся у нее выслуге - более 15 лет, а также не выплачена разница в окладах в связи с несвоевременным присвоением очередного воинского звания «майор». Приказом начальника УФСИН России по Ульяновской области от *** 2011 г. она необоснованно и с нарушением процедуры привлечена к дисциплинарной ответственности. В связи с наложением дисциплинарного взыскания ей не выплатили единовременное вознаграждение за отработанный период 2011 года. Просила признать незаконным приказ начальника УФСИН России по Ульяновской области от *** 2011 г. о привлечении ее к дисциплинарной ответственности, взыскать единовременное денежное вознаграждение за период работы с 01 января по 30 сентября 2011 г. в размере 15 000 руб., единовременное пособие при увольнении в размере 5 окладов денежного содержания в сумме 40 230 рублей, задолженность по единовременному пособию при увольнении в сумме 1980 рублей (разница в окладах по званию), компенсацию вещевого имущества в сумме 7723,5 руб., проценты за задержку денежных выплат за период с 01 октября по 18 ноября 2011 г., компенсацию морального вреда в сумме 20 000 рублей.
Рассмотрев заявленные требования, суд постановил вышеприведенное решение.
В кассационной жалобе Редькина Е.П. не соглашается с решением суда, просит его отменить. В обоснование жалобы указывает, что в соответствии со ст.36 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы» сотрудникам уголовно-исполнительной системы полностью засчитывается в стаж службы и выслуги лет для назначения пенсии работа в качестве рабочих и служащих в учреждениях, исполняющих наказание. В связи с чем полагает, что периоды ее работы в должности машинистки учреждений уголовно-исполнительной системы в 1983 и 1997 годах должны быть включены в выслугу лет для назначения единовременного пособия при увольнении, которая с учетом спорных периодов составляет более 15 лет. Суд необоснованно отказал в удовлетворении требований о признании незаконным приказа о наложении дисциплинарного взыскания. Установив факт нарушения процедуры наложения дисциплинарного наказания, выразившийся том, что до наложения взыскания у нее не было отобрано объяснение об обстоятельствах совершения проступка, суд посчитал оспариваемый приказ законным и обоснованным. Указанное обстоятельство послужило основанием для невыплаты ответчиком единовременного вознаграждения по итогам работы учреждения за 2011 год, в то время как подобное основание для лишения ее данных выплат не предусмотрено Положением о выплате премий.
Дело рассмотрено в отсутствии Редькиной Е.П., извещенной о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии со ст. 347 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.
Из материалов дела следует, что Редькина Е.П. проходила службу в уголовно-исполнительной системе с июня 1997 г. и была уволена приказом руководителя УФСИН России по Ульяновской области от 30.09.2011 г. по п. «б» ст. 58 (по достижении предельного возраста) Положения «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации» с должности ****** ФБУ МРУИИ УФСИН России по Ульяновской области в звании капитана внутренней службы.
При увольнении со службы Редькиной Е.П. выплачено единовременное пособие в размере десяти окладов денежного содержания.
С размером данного пособия истица была не согласна, полагая, что при выслуге лет более 15 лет она имеет право на получение при увольнении пятнадцати окладов денежного содержания.
Информация о работе Пенсии за выслугу лет назначаемые сотрудникам внутренних дел и членам их семей