Подготовка учащейся молодежи к браку: опыт социального проектирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2015 в 00:07, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования - на основе анализа готовности учащейся молодежи к браку разработать социальный проект по подготовке старшеклассников к семейной жизни.
Задачи исследования:
1) Рассмотреть учащуюся молодежь как объект исследования;
2) Определить основные мотивы вступления в брак у учащейся молодежи;
3) Определить готовность учащейся молодежи к браку;

Содержание

Введение
3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К БРАКУ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ
6
1.1. Учащаяся молодежь как объект исследования
6
1.2. Мотивы вступления в брак учащейся молодежи
11
1.3. Готовность учащейся молодежи к браку
16
Глава 2. ФАКТОРЫ ГОТОВНОСТИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ К ВСТУПЛЕНИЮ В БРАК
24
2.1 Ценностные ориентации в области семейно-брачных отношений
24
2.2. Влияние родителей на отношение молодежи к семье
32
2.3. Проект на тему: «Программа подготовки старшеклассников к семейной жизни в районе Вешняки»
49
Заключение
54
Список использованных источников и литературы
58

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМ ЗУБЕНКОВ Переделанный.docx

— 134.17 Кб (Скачать файл)

 

МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет психологии и социальной работы

Кафедра социологии

 

 

 

Зубенков Александр Васильевич

Группа С-501_113

 

 

Дипломная работа

 

 

Подготовка учащейся молодежи к браку: опыт социального проектирования

 

 

 

 

Направление «Социальная работа»

Специализация «Проектирование и управление

в социальной сфере»

«Допустить к защите в

Государственной аттестационной

комиссии»

Научный руководитель

к.э.н. профессор Елизаров В.В.

Заведующий кафедрой

социологии

д.с.н., профессор Ковалева А.И.

 

 

______________________________

(подпись)

 

_____________________________

(подпись)




 

 

 

Автор

__________________

(подпись)

Москва

2012

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение 

  3

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К БРАКУ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ

  6

1.1. Учащаяся молодежь как объект исследования

  6

1.2.  Мотивы вступления в брак учащейся молодежи

 11

1.3.     Готовность учащейся молодежи к браку

16

Глава 2. ФАКТОРЫ ГОТОВНОСТИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ К ВСТУПЛЕНИЮ В БРАК

24

2.1   Ценностные ориентации в области семейно-брачных отношений

24

2.2. Влияние родителей на отношение молодежи к семье

32

2.3.  Проект на тему: «Программа подготовки старшеклассников к семейной жизни в районе Вешняки»

49

Заключение

54

Список использованных источников и литературы

58


 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность темы. Среди подавляющего большинства философов, социологов и даже этнологов, не говоря уже о людях далеких от науки, бытует представление, что брак и семья существовали всегда.

В настоящее время возникает распространенным мнение, что брак и семья являются тождественными понятиями, унаследованными людьми от их животных предков. Однако, как показывает анализ современной литературы единого представления на этот счет до настоящего времени нет.

Одни авторы считают, что брачные отношения никогда к ним не сводятся и брак есть определенная социальная организация отношений между полами. Другие же предполагают наличие определенных прав и обязанностей между сторонами. Кроме того, все чаще в литературе встречаются мнения социологов и приводятся данные социологических опросов о том, что семья скоро отомрет. При этом приводятся и такие аргументы в пользу этих высказываний - например, известно, что институт брака в западных странах за последние 30-40 лет значительно ослабел. Свидетельством чего является легкость и частота разводов, вступление в брак в более позднем возрасте, увеличение числа людей, никогда не состоявших в браке, рост количества незарегистрированных браков,

Негативными последствиями этого является резкое ухудшение демографической ситуации практически всех слоев населения. Особенно это касается стран с высоким социальным уровнем жизни. И в нашей стране ситуация и тенденция в сфере семейных отношений вызывает беспокойство и настораживает социально и общественно активную часть общества. Косвенным свидетельством этого является принятие нормативных документов в этой сфере.

Степень научной разработанности темы. Семья является объектом исследования многих гуманитарных наук. В соответствии со спецификой своего предмета каждая из них выделяет те или иные стороны функционирования и развития семьи, а также аспекты регулирования брачно-семейных отношений и защиты прав супругов.

Среди множества исследований по проблемам семьи представляется важным отметить, прежде всего, работы по социологии семьи Э.К. Васильевой, А.Г. Вишневского, С.И. Голода, О.М. Здравомыслова, А.Г. Харчева и др.

К другой группе исследований можно отнести работы, конкретизирующие специфику взаимоотношений в семье, процессы ее формирования, ее структурные изменения, социальные аспекты работы с семьей. Это работы А.И. Антонова, А.Г. Волкова, Л.Е. Дарского, Л.В. Топчего, Е.И. Холостовой Е.И. Черняк, Л.Б. Шнейдер1 и др.

Так, в работе Е.М. Черняк "Социология семьи" показаны структурные и функциональные изменения семьи на протяжении ее исторического развития, проанализированы современные тенденции семьи. Социологический анализ института семьи дается на большом историографическом материале.

В процессе подготовки дипломной работы нами были использованы научные работы по проблемам семьи таких авторов, как В.В. Елизаров2, A.M. Нечаева, Т.В. Шеляг и др. А также отдельные статьи и нормативно-правовые документы, такие как Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ.

Все вышеизложенное позволяет сделать вывод, что выбранная тема исключительно актуальна не только по своей сути, но и еще потому, что недостаточно разработана.

Без сомнения, значение брака как такового изменилось, изменился и институт семьи, но, несмотря на это можно достаточно уверенно предположить, что семья будет продолжать адаптироваться к существующим условиям и, скорее всего, совершенно непредсказуемым образом, что неприемлемо для существования современного общества и сильного государства.

В  связи  с  этим  исследования  в  этой  сфере  являются  актуальными  и жизненно необходимыми. Среди наметившихся тенденций укрепления института семьи и брака с современных позиций, безусловно, представляют интерес изучение новых мотиваций вступления в брак и альтернативные формы брачных отношений. Однако в России данные аспекты распространены в значительно меньшей степени, чем за рубежом, что является поводом для серьезных исследований на эту тему.

Объект исследования - учащаяся молодежь.

Предмет исследования - подготовка учащейся молодежи к браку.

Цель исследования - на основе анализа готовности учащейся молодежи к браку разработать социальный проект по подготовке старшеклассников к семейной жизни.

Задачи исследования:

1) Рассмотреть учащуюся молодежь как объект исследования;

2) Определить основные  мотивы вступления в брак у  учащейся молодежи;

3) Определить готовность учащейся молодежи к браку;

4)Выявить ценностные ориентации учащейся молодежи в области семейно-брачных отношениях;

5) Определить влияние родителей на отношение молодежи к семье.

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К БРАКУ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ

1.1 Учащаяся молодежь как объект исследования

Подготовка к семейной жизни разворачивается на ранних этапах жизни. Супружеская и родительская социализация, как отмечают Исаев Д.Н., Каган В.Е., начинается на 2-м году жизни, когда ребенок в семейном общении воспринимает первые образцы маскулинности и фемининности. Супружеское и родительское поведение матери и отца остается еще в тени, не осознается ребенком, но именно они оказываются в роли проводников половых ролей. В 2–3 года, когда ребенок знает свой пол и начинает соотносить «свое «я» с представлениями о людях своего и другого пола, в ролевых играх он осуществляет маскулинное и фемининное поведение, как, прежде всего супружеское и родительское (социосексуальные игры в «папу – маму», «дочки – матери» и др.). В этих играх отражается формирование первого, простейшего уровня семейных установок, которые соответствуют общим стереотипам семьи.3

Уже в этих играх мальчики выполняют роли, связанные с выходом за пределы семьи и возвращением в нее (охота, война, работа и т.д.), а девочки – связанные с домом роли; мальчики в проявлениях стиля игры более эксцентричны и инструментальны в этих играх, а девочки – более концентричны и эмоциональны.

В 3-5 лет в подобных детских играх уже нетрудно проследить имитацию жизни собственной семьи или других виденных семей. Девочка уже не просто укачивает куклу, но делает это точно копируя свою мать. Эти игровые перевоплощения – один из сильных путей формирования супружеских и родительских ролей. Основной механизм этого формирования – идентификация и имитация. Ребенок идентифицирует себя с родителем своего пола и имитирует его поведение в случаях, когда родитель холоден, груб, несправедлив, жесток.

Многие взрослые в своей семье воспроизводят «почерк» родительской семьи. Эти глубокие неосознаваемые или психологически конфликтно осознаваемые идентификационные установки, по мнению Исаева Д.Н. и Кагана В.Е., при всей трудности их коррекции должны все же контролироваться взрослыми, чтобы не быть вновь воспроизведенными у детей. В известной мере обретаемые в этом возрасте установки зависят и от структуры характера ребенка.

В этом же возрасте 3–5 лет – дети просят у родителей брата или сестру, бывают трогательно ласковы и заботливы с младшими. Появление еще одного ребенка в семье обычно не сопровождается детской ревностью. Не в каждой семье в это время появляется второй ребенок. Но существенную важность приобретает реакция родителей на детские просьбы – осуждающая, отталкивающая, запрещающая или мягко объясняющая. Иногда родители пытаются пойти обходным, заместительным путем обзаведения домашними животными. В таком случае лучше, если это будут котята, щенки, а не взрослые собаки или кошки. Это возраст интенсивной закладки основ чадолюбия. Для его формирования небезразличны способы разъяснения происхождения детей – в них не должно быть места пугающей или «грязной» информации и они должны сигнализировать ребенку о том, что родительство – счастливое и необходимое человеку явление.

Младший школьник уже пытается разбираться в семейной ситуации, понимать и оценивать позиции родителей, вырабатывать собственные. При конфликтах с родителем уже может появляться осознаваемое желание «быть не таким». В периоде половой гомогенизации порой можно наблюдать, что, в то время как один ребенок сближается с родителем своего пола, другой ищет близости с взрослым своего пола вне семьи. Это серьезный сигнал для родителей, указывающий на их небольшие воспитательные потенции в будущем. Чем меньше ребенок эмоционально удовлетворен ситуацией в родительской семье, тем он, по-видимому, больше воспринимает внесемейные образцы – и тогда многое зависит от того, каковы эти образцы.

Подростковый возраст ставит перед воспитателями усложняющиеся задачи. Эмансипационные тенденции, высокая критичность подростка делают его строгим судьей отношений в родительской семье. Реальность часто воспринимается через призму собственной, склонной к наивной идеализации, романтической влюбленности. Многие это называют пустяками, хотя на самом деле это важнейшие проблемы, которые создают трудности и для подростка, и для взрослых.

Для подростка – потому, что он еще не готов к этому: влюбленность и собственная семья для него столь же близки, сколько далеки друг от друга. Понятие «иметь ребенка» связывается подростками в основном с беременностью и в лучшем случае с младенцем в коляске, но не с многолетними заботами о нем. Смерть ассоциируется с больницей и похоронами, но не с чувством утраты. Известная трудность состоит в том, что чувства подростков незрелы, представления наивны и контрастны, а открытость миру огромна.

Очень важно, чтобы подросток мог вести себя и высказывать свое мнение, не опасаясь осуждающих реакций воспитателей. Большенство социологов утверждают, что задача заключается в том, чтобы формировать такие навыки индивидуального преломления всеобщих и непреходящих ценностей, которые не противоречили бы ни этим ценностям, ни индивидуальным потребностям и особенностям. Семья располагает большими возможностями воспитания у юношей мужской чести, уважения к девушке, а у девушек гордости, скромности, чувства собственного достоинства; формирования у юношества самообладания, самодисциплины, выдержки и чувства ответственности.

Молодые супруги часто ждут друг от друга взятия на себя роли родителя, но сделать это, ни один, ни другой не может. Может показаться, что сгущают краски, но они лишь буквально воспроизводят предпосылки распада многих семей.

Подготовка к семейной жизни ставит и задачу формирования мотивации брака, и ожиданий к нему. Предлагаемые подрастающему поколению стереотипы, лейтмотив которых исчерпывается двумя словами – «любовь» и «счастье», поверхностны даже в сравнении с реальными установками молодежи.

Но брак по любви отождествляется с раз и навсегда данным счастьем. Вступление в брак воспринимается как вступление в «семейный рай», хотя удачнее было бы сравнить его со вступлением на строительную площадку, на которой придется создавать семью, далеко не каждый молодой человек может адекватно воспринять это открытие вообще, и в семейной жизни в частности. Оптимизм, воспитываемый через сокрытие противоречивости и сложности жизни, оборачивается мощным стрессом при столкновении с ней. Такой «розовый оптимизм» чреват невротическими, психосоматическими, сексуальными расстройствами. Тенденция части воспитателей показывать, как должно быть, а не как есть, очень обедняет подготовку к жизни в семье. Как раз анализ (не только вербальный, но и в ролевом тренинге) того, что, как и почему есть (может быть, бывает), и помогает прийти к тому, что и как должно быть.4

Обсуждение проблем воспитания семьянина приводит к вопросу о том, что такое любовь? Смысл этого понятия очень различается у разных людей. Но науке известны две модели любви. «Пессимистическая» модель подчеркивает момент зависимости от любимого человека и связь любви с отрицательными эмоциями (страх потери любимого или его любви). «Оптимистическая» модель исходит из независимости от любимого человека при положительной на него установке, характеризуется психологическим комфортом и создает условия для личностного прогресса супругов. «Выбор» той или иной модели не полностью произволен, но очевидно, что это не лишает воспитателей всех возможностей оптимизации модели любви. Видимо, особо в этом нуждаются подростки и молодые люди с отчетливыми чертами тревожности в структуре характера.

Информация о работе Подготовка учащейся молодежи к браку: опыт социального проектирования