Подготовка учащейся молодежи к браку: опыт социального проектирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2015 в 00:07, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования - на основе анализа готовности учащейся молодежи к браку разработать социальный проект по подготовке старшеклассников к семейной жизни.
Задачи исследования:
1) Рассмотреть учащуюся молодежь как объект исследования;
2) Определить основные мотивы вступления в брак у учащейся молодежи;
3) Определить готовность учащейся молодежи к браку;

Содержание

Введение
3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К БРАКУ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ
6
1.1. Учащаяся молодежь как объект исследования
6
1.2. Мотивы вступления в брак учащейся молодежи
11
1.3. Готовность учащейся молодежи к браку
16
Глава 2. ФАКТОРЫ ГОТОВНОСТИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ К ВСТУПЛЕНИЮ В БРАК
24
2.1 Ценностные ориентации в области семейно-брачных отношений
24
2.2. Влияние родителей на отношение молодежи к семье
32
2.3. Проект на тему: «Программа подготовки старшеклассников к семейной жизни в районе Вешняки»
49
Заключение
54
Список использованных источников и литературы
58

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМ ЗУБЕНКОВ Переделанный.docx

— 134.17 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. ФАКТОРЫ ГОТОВНОСТИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ К ВСТУПЛЕНИЮ В БРАК

2.1. Ценностные ориентации в области семейно-брачных отношений.

В настоящее время одно из главных мест в социологических и демографических исследованиях занимает проблема ценности семьи, поскольку именно она является главным агентом социализации подрастающего поколения, формируя первичные ценностные ориентации и установки молодежи, дает чувство единства, безопасности, обеспечивает эмоциональную и материальную поддержку членам семьи. В XX - начале XXI в. наблюдается активный переход населения от сельских общин к городским сообществам, от большой, расширенной семьи к нуклеарной, состоящей из двух поколений. Кроме того, наметилась тенденция дальнейшего перехода от нуклеарных семей к более разрозненным образованиям, о чем свидетельствует увеличение численности неполных семей и детей, рожденных вне брака, широкое распространение сожительства как альтернатива брака. Все эти трансформации могут привести к катастрофическим последствиям, главным из которых может стать угроза самого существования человека. Вследствие этого особенно важно определить, как отразились данные изменения в семейной сфере на ценностные ориентации молодежи в области брачно-семейных отношениях.

Для анализа происходящих в семье изменений необходимо использовать понятие "ценность", которое весьма широко используется в философской и другой специальной литературе для указания на человеческое, социальное и культурное значение определенных явлений действительности. «Ценность — это то, что чувства людей диктуют признать стоящим над всем и к чему можно стремиться, созерцать и относиться с уважением, признанием, почтением»32. По сути, ценность — не свойство какой-либо вещи, а сущность, условие полноценного бытия объекта. Ценность как совокупность всех предметов человеческой деятельности может рассматриваться как "предметные ценности", т. е. объекты ценностного отношения. Сама по себе ценность — это некая значимость объекта для субъекта. Ценности — это суть и свойства предмета, явления. Это также определенные идеи, воззрения, посредством которых люди удовлетворяют свои потребности и интересы. 
        Высокая значимость «ценности» как понятия в области философских проблем определяется выделением теорий, посвященных ей, в отдельную отрасль общефилософской науки – аксиологию. В рамках этой ветви философии, представляющей учение о ценностях, находят свой предмет более конкретные общественные дисциплины: этика (этическая аксиология), социология (социальная аксиология), социальная психология, педагогика и др. В социальной психологии понятие «ценность» включает в себя цели, идеалы, убеждения, интересы и другие, значимые для личности мировоззренческие проявления, которые формируются при усвоении социального опыта.

Социология рассматривает ценности как фундаментальные нравственные и этические нормы, обеспечивающие целостность социальных систем через нормативное регулирование общественной жизни. Предметом социальной аксиологии, таким образом, является именно нормативная функция ценностной системы, позволяющая достигнуть социального равновесия путем коррекции общественных процессов и поведения людей.

Понятие ценности, приобретающее сегодня новый контекст, можно применить и к социальным реалиям современного общества, для которой характерна высокая степень неуверенности семьи в своем будущем. Уместно процитировать высказывание британского социолога Зигмунта Баумана, который очень точно отметил: «Там, где царит неуверенность, остается мало времени для заботы о ценностях, витающих выше уровня повседневных забот». Ценности с формальной точки зрения разделяют на позитивные и негативные, абсолютные и относительные, субъективные и объективные. По содержанию различают вещные ценности, логические и эстетические. Любая историческая общественная форма жизнеустройства, жизнедеятельности людей имеет не просто отдельные ценности, но их систему, определенную иерархию ценностей. Без усвоения личностью такой системы ценностей, без определения собственного отношения к ним невозможен не только успешный процесс социализации личности, но и соответствующее поддержание нормативного порядка в обществе вообще. Когда говорят о системе ценностей, то имеют в виду не просто некую совокупность идеальных средств человеческой деятельности, а специфический культурный феномен, своеобразную "пирамидальную призму", в которой и посредством которой преломляется вся система реальных жизненных отношений между субъектом и окружающим его миром. Приоритетное значение имеют индивидуальные ценности людей (личностей), ибо только некая их сумма может представлять собой ценности социальные, ценности всего общества.

Иерархия индивидуальных (личностных) ценностей является своеобразным связующим звеном между отдельным человеком (индивидом) и обществом, его культурой в целом. Иными словами, есть духовный мир самого человека и определенная культура общества, которые взаимосвязаны и взаимодействуют посредством ценностей определенного человека. Не все потребности и ценности человеком ясно осознаются, и познаются. При этом важно учитывать то обстоятельство психологического плана, что для подавляющего большинства людей суперценностью являются они сами, т. е. "Я — ценность!" В определенной мере это - объективное явление, ибо высочайшей целью человека является его самореализация, саморазвитие и самосовершенствование.

«Ценностные ориентации (или реже — предпочтения) — это определенная совокупность иерархически связанных между собой ценностей, которая задает человеку направленность его жизнедеятельности».33 С юных лет человек в основном приобщается к различным ценностям, в том числе и семейным, уясняет для себя их сущность и смысл. Далее, в процессе обучения, всестороннего развития, накопления жизненного опыта личность вырабатывает способность самостоятельно выбирать системообразующую ценность, т. е. ту, которая в данный момент представляется ей наиболее значимой и одновременно задает определенную иерархию ценностей. В сознании каждого человека личностные ценности отражаются в форме социальных, ценностных ориентации, которые образно называют "осью сознания", обеспечивающей устойчивость личности. Ценностные ориентации — важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и ограничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого, несущественного.

 Семейные ценности  молодежи складываются в определенную систему, имеющую три основных направления:

1. Социально-структурные ориентации и планы;

2. Планы и ориентации на определенный образ жизни в семье;

3. Деятельность и общение человека в сфере различных социальных

институтов, в том числе, семье.

Они являются важнейшим компонентом структуры личности. Наряду с другими социально-психологическими образованиями они выполняют функции регуляторов поведения и проявляются во всех областях человеческой деятельности. Ценности носят двойственный характер: они социальны, поскольку исторически и культурно обусловлены, и индивидуальны, поскольку в них сосредоточен жизненный опыт конкретного субъекта. Социальные ценности определяются как некое данное, имеющее эмпирическое содержание значение, соотносимое с чем-то, являющимся объектом деятельности. Ценности конкретной личности формируются под влиянием социальной среды, особенностей тех социальных групп, в которые она входит. Субъективная значимость для человека тех или иных ценностей может определяться разными источниками. В качестве основных таких источников на разных этапах развития науки назывались: божественный или природный разум, принцип удовольствия и инстинктивные биологические потребности, универсальный закон сохранения вида, этические нормы микросоциального окружения и общества в целом, внутренняя психологическая природа человека.

 «Семейно-брачные ценности  личности, связывающие её внутренний  мир с окружающей действительностью, образуют сложную многоуровневую  иерархическую систему, занимая  пограничное положение между  мотивационно-потребностной сферой  и системой личностных смыслов».34

Соответственно, ценностные ориентации личности выполняют двойственные функции. С одной стороны, система ценностных ориентаций выступает в качестве высшего контрольного органа регуляции всех побудителей активности человека, определяя приемлемые способы их реализации. С другой стороны - в качестве внутреннего источника жизненных целей человека, выражая соответственно то, что является для него наиболее важным и обладает личностным смыслом.

Система ценностных ориентаций, тем самым, является важнейшим психологическим органом саморазвития и личностного роста, определяя одновременно его направление и способы его осуществления. По своему функциональному значению семейные ценности личности можно разделить на две основные группы: терминальные и инструментальные, выступающие, соответственно, в качестве личностных целей и средств их достижения. В зависимости от направленности на личностное развитие или на сохранение гомеостаза ценности могут быть разделены на высшие (ценности развития) и регрессивные (ценности сохранения).35 В то же время терминальные и инструментальные, высшие и регрессивные, внутренние и внешние по своему происхождению ценности могут соответствовать разным уровням или стадиям личностного развития.

Таким образом, ценностные ориентации представляют собой особые психологические образования, всегда представляющие иерархическую систему и существующие в структуре личности только в качестве её элементов. Невозможно представить себе ориентацию личности на ту или иную ценность как некое изолированное образование, не учитывающее её приоритетность, субъективную важность относительно других ценностей, то есть не включённое в систему. Регулятивная функция ценностных ориентаций личности охватывает все уровни системы побудителей активности человека.

Факторы, влияющие на отношение студенческой молодежи к браку и семье,  следует понимать как обстоятельства, условия, природные и социальные факты, влияющие на эффективность системы воспитания и побуждающие человека к активной деятельности.

А.В. Мудрик36 выделяет такие факторы, как макрофакторы, мезофакторы и микрфакторы.

 

  В работах Мудрика  предложена классификация этих  факторов, которая получила признание и дальнейшее развитие:

1. Макрофакторы: государственный  строй, психологическая атмосфера  в обществе, состояние гражданского  общества, история страны, ее международный  авторитет, геополитические интересы, архетип нации.

2. Мезофакторы - условия региона: традиции, культура, специфика производства, уклад, быт, национальные особенности, природно-климатические и социально-демографические условия; образ жизни.

3. Микрофакторы – малые  социальные группы, среда сверстников, образовательные и культурно-массовые  учреждения, семья, традиции, обряды, ритуалы и др.

 

 Совершенно очевидно, что на сегодня  влияние современных факторов воспитания наиболее действенно в области духовной и психической составляющей личности человека, а структура духовности личности наиболее уязвима к культурно-информационному воздействию. Наиболее сильное влияние на процесс формирования личностных установок в области брачно-семейных отношений оказывает   микросреда, семья, СМИ, искусство, литература, общественные организации и движения, а также дифференцируются попытки личности вычленить себя, как сознательную и индивидуальную личность,  из общества, частью которого она является.

Рассматривая  ценностные  ориентации молодежи в семейной  сфере, можно сделать вывод,  что,  несмотря на негативные явления, происходящие в брачно-семейных отношениях, семья по-прежнему остается на первом месте среди таких жизненных ценностей молодежи, как работа, друзья, досуг, политика и религия,  что  свидетельствует о  важности для общества института семьи и брака.

Эффективность усвоения ребенком воспитательных усилий родителей по передаче системы правил поведения в семье измеряется посредством следующих показателей:

1) обязательность соблюдения  в семье установленного порядка. Эмпирическими индикаторами в  этом случае могут выступать: обязательность возвращения членов  семьи домой не позже определенного  времени, извещение в случае непредвиденной  задержки; непреложное выполнение  членами семьи своих домашних  обязанностей и т.п.

2) толерантность к проявлениям  отклоняющегося поведения как  внутри семьи, так и вне ее. Индикатором может служить уровень  нетерпимости в семье к проявлениям  алкоголизма, наркомании, хулиганства, насилия, национализма, терроризма и т.п.

3) последовательность воспитательных  действий со стороны родителей. Эмпирические индикаторы данной  воспитательной идеологии семьи  следующие: соответствие слова и  дела в действиях родителей; отсутствие  в семье двойной морали; адекватная  реакция родителей на поведение детей и т.п.

4) предъявление требований  детям с учетом их возрастных  особенностей и возможностей. Здесь  идет учет факторов физического  и психического здоровья детей, уровня их социальной и правовой  подготовленности и т.п.37

 

 

 

 

 

 

2.2. Влияние родителей на отношение молодежи к семье.

В воспитании будущего семьянина огромная роль принадлежит семье. Семья является первичным институтом социализации подрастающего поколения, передачи опыта семейной жизни; ее воспитательное воздействие на ребенка трудно переоценить. Для ребенка, его нравственного, психического развития семья выступает как социальная среда самого ближайшего окружения. В семье ребенок получает первоначальные знания о мире, здесь формируется его характер, потребности, интересы, нравственные идеалы и убеждения, основы гуманистических и альтруистических чувств, в ней он усваивает моральные ценности, социальные нормы, формирует мироощущение и отношение к другим людям. Непосредственный опыт родительской семьи определяет во многом процесс личностного самоопределения, сложившиеся установки и ценностные ориентации в сфере семейной жизни. 

  Поведение родителей, их совместная жизнь, супружеские отношения в родительской семье создают у детей представление о семье и браке, оказывают значительное влияние на формирование установок детей к вопросам пола, на их отношение к противоположному полу.  

 

   «Воспитание будущего семьянина во многом зависит от образа жизни и поведения родителей. Характер воспитания в родительской семье в значительной степени предопределяет облик будущей семьи, детей. При этом большое значение для формирования качеств семьянина имеют структура семьи, материально-бытовые условия, личностные качества родителей, характер отношений в семье, духовно-нравственные интересы ее членов. Особую значимость приобретает внутренняя атмосфера семьи».38

Информация о работе Подготовка учащейся молодежи к браку: опыт социального проектирования