Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2015 в 00:07, дипломная работа
Цель исследования - на основе анализа готовности учащейся молодежи к браку разработать социальный проект по подготовке старшеклассников к семейной жизни.
Задачи исследования:
1) Рассмотреть учащуюся молодежь как объект исследования;
2) Определить основные мотивы вступления в брак у учащейся молодежи;
3) Определить готовность учащейся молодежи к браку;
Введение
3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К БРАКУ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ
6
1.1. Учащаяся молодежь как объект исследования
6
1.2. Мотивы вступления в брак учащейся молодежи
11
1.3. Готовность учащейся молодежи к браку
16
Глава 2. ФАКТОРЫ ГОТОВНОСТИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ К ВСТУПЛЕНИЮ В БРАК
24
2.1 Ценностные ориентации в области семейно-брачных отношений
24
2.2. Влияние родителей на отношение молодежи к семье
32
2.3. Проект на тему: «Программа подготовки старшеклассников к семейной жизни в районе Вешняки»
49
Заключение
54
Список использованных источников и литературы
58
Учреждения профессионального образования призваны осуществлять не только теоретическую подготовку специалистов, но и осуществлять последовательную воспитательную работу, которая завершается личностное самоопределение каждого студента. Одним из важнейших направлений воспитательной деятельности колледжа является подготовка обучающихся к вступлению в законный брак, созданию здоровой семьи, воспитанию детей.
Результаты социологических опросов и наблюдений показывают, что в процессе обучения в институте около 10% студентов создают свои семьи уже на последнем курсе обучения. Почти 35% студентов, вступающих в брак, познакомились на учебных занятиях, 31% - в библиотеках, 26% - на студенческих вечерах или в местах проведения досуга. Исходя из этого, целенаправленное изучение процесса подготовки студентов к семейной жизни и выявление условий его совершенствования в современных условиях имеет важное общественное значение.46
Наблюдения показывают, что осознанием социальной сущности семьи у молодых людей начинается к 18 – 20 годам.
Исходным моментом готовности молодого человека к браку и семье является понимание им общественной значимости своих действий, определенных обязательств друг перед другом, ответственность за семью и детей, добровольное принятие неизбежных в семейной жизни хлопот и ограничение личной свободы. К сожалению, понимание этого не всегда свойственно современным юношам и девушкам. Сплошь и рядом наблюдаются основанные исключительно на эмоциях взаимоотношения. Молодые люди не имеют чёткого понимания того, что семья является исторически-конкретной системой взаимоотношений между супругами, родителями и детьми; малой группой, члены которой связаны между собой близкими отношениями, общностью быта и взаимной ответственностью.
Многие молодые люди не понимают и основных функций семьи. А ведь именно в семье закладывается фундамент идейного, эстетического, нравственного, философского опыта ребенка, его представления о добре и зле, честном и бесчестном, хорошем и плохом и т.п.; основы умственного, морального и физического облика будущего гражданина современного общества. Почему именно в семье? Да потому, что за всю свою историю человечество так и не создало - и, наверное, никогда не создаст - лучшего института воспитания. Исследования психологов и педагогов убедительно доказали: ни одно воспитательное учреждение не может дать детям того, что дает нормальная семейная атмосфера, общение ребенка с родителями. Нужно помнить, что в семье воспитывается не только Ребенок, но Личность и Гражданин.
Подготовка молодёжи к браку должна быть комплексной, т.к. она призвана решить целый ряд очень важных задач. Необходимо повысить ответственность молодежи перед брачной и семейной жизнью, постоянно обращая внимание на социальную престижность отцовства и материнства. Необходимо повысить психологическую готовность молодежи к браку; дать молодежи, вступающей в брак, ёмкие, концентрированные знания по гигиене ухода за ребенком, психологии детского возраста, детской педагогике, психогигиене сексуальной жизни, осветить основные проблемы психологических взаимоотношений между супругами и т.д.
Следует усилить и антиалкогольную пропаганду, постоянно обращая внимание на опасность, которая может возникнуть и отразиться на потомстве, если будущие родители употребляют алкогольные напитки, курят.
Необходимо обращать внимание и на влияние семейных конфликтов и ссор на психическое здоровье детей и нервно-психические расстройства самих родителей и супругов.
В вопросах подготовки молодежи к браку нельзя оставить без внимания и такие проблемы, как рациональное ведение домашнего хозяйства, эффективное и экономное распределение бюджета семьи.
Следует обратить внимание на то обстоятельство, что в наши дни наметились значительные «ножницы» между физиологическим и социальным созреванием молодежи. За последние полвека половое созревание наступает рано - у девочек около 13 лет, а у мальчиков около 15 лет. Одновременно с этим усложнился процесс социализации, т.е. передачи молодежи всего многообразного культурного, воспитательного, производственного и научно-технического опыта. Социальная зрелость в условиях урбанизации и стремительного научно-технического прогресса наступают значительно позже, порою затягиваются до 20 - 25 лет. Поэтому ценность брака, семьи и детей в системе общекультурных ценностей человека формируется достаточно поздно. Подлинный смысл и значение семейных ценностей открываются человеку тогда, когда он приобретает достаточный жизненный, опыт, начинает задумываться над смыслом своего личного бытия.
Подготовка молодёжи к браку означает формирование определенного нравственного комплекса чувств, свойств характера, готовность личности принять на себя новые обязанности по отношению к своему брачному партнеру и будущим детям. Понимание своих обязанностей, как и прав других людей по отношению к ним самим, является очень важным для устойчивости брака. Нравственный долг в семейных отношениях означает и ответственность за поведение другого супруга, за воспитание детей, уважение достоинств брачного партнера, признание принципа равенства в человеческих отношениях.
Необходимость исследования подготовки учащейся молодежи к семейной жизни определяется и проблемой разводов. Ранние браки, а затем разводы молодых людей, стали одной из злободневных социальных проблем. Утверждение о том, что молодые люди при достижении юношеского возраста уже полностью готовы к созданию семьи, опровергается статистикой. В РФ в настоящее время разводы составляют около 76% от числа заключенных браков.47 Разводы наносят значительный психологический и материальный урон обществу и людям. Поэтому подготовка молодых людей к осознанному браку, созданию полноценных семей и формированию ответственности за рождение и воспитание детей должна стать одним из приоритетных направлений деятельности профессиональной школы в современных условиях.
Вступление в брак требует существенного изменения образа жизни молодых людей, который вытекает из необходимости координировать, согласовывать ритм своей жизни с ритмом жизни другого человека. Совместная жизнь требует постоянного согласования действий партнеров, от чего зависит крепость брачных уз. Подготовленность к браку есть подготовленность к межчеловеческому общению и сотрудничеству, что в свою очередь предполагает высокую нравственную культуру. Умение приспособиться к привычкам, чертам характера другого человека, понимание его душевных движений и состояний - важнейший показатель подготовленности человека к браку.
Нравственно-психологическая подготовленность к браку означает восприятие человеком целого комплекса требований, обязанностей, социальных стандартов поведения, которыми регулируется семейная жизнь. Разумеется, нравственно-психологическая подготовленность юношей и девушек к браку должна являться частью общего воспитания человека. Когда мы говорим о подготовке молодежи к браку, то, прежде всего, следует определить, какие бытовые навыки и умения, какие знания необходимы человеку для того, чтобы он мог успешно организовать свою жизнь.
Учреждения СПО могут и должны стать важным звеном в социальной политике государства в отношении укрепления семьи, способствовать подготовке студентов к семейной жизни и выполнению функций родителей.
Список использованных источников и литературы
I. Документы международного права и российские нормативно-правовые акты
II.Монографии и научно-исследовательская литература
III. Энциклопедии, словари, справочники
VI. Интернет-ресурсы
1 Семейная психология. Академический проект, Трикста / Шнейдер Л.Б., 2010
2 Домохозяйство, семья и семейная политика / Ред. Елизаров В. В., - М.: 2005.
3 Каган В. Е. Когнитивные и эмоциональные аспекты гендерных установок у детей 3-7 лет // Вопросы психологии.- 2000.- №2. - с. 65
5 Демографическое будущее России // Под ред. Л.Л. Рыбаковского, Г.Н. Кареловой М.: Изд-во "Права человека", 2001. с. 10
6 Полутин С.В. Молодежь в системе социального воспроизводства: социологический анализ. Саранск: Изд-во Мордовского Университета, 2000. с. 125
7 Полутин С.В. Молодежь в системе социального воспроизводства: социологический анализ. Саранск: Изд-во Мордовского Университета, 2000.
8 Потнов Д Упадок американской семьи (1960-1990): обзор и оценка // Вестник Московского университета, Сер. 18. Социология и политология, 1996. № 3.
9 Кваша Б.Ф , Спицнадель В.Б , Минко Н.И. Ценностные основы семьи. / СПб. Изд-во СПб. юридического института МВД России, 1997. с. 42
10 Левин А.И., Левина Л.В. Современная семья и ее эволюция в условиях перехода к постиндустриальному обществу. Курск: Курский институт соц. образования (фил.) МГСУ, 2001.
11 Орлова И.Б. Демографическое благополучие России / Межрегиональная общественная организация содействия демографическим реформам "Мобилизация и развитие". М., 2001.
12 Голуб Л.А., Малич Л.А. Современная студенческая семья - факторы формирования и жизнедеятельности: (По материалам специального выборочного обследования). / Донецк: Донецкий государственный университет, 1986.
13 Борисов В.А., Синельников А.Б. Брачность и рождаемость в России: демографический анализ. М.: Научно-исследовательский институт семьи, 1996.
14 Борисов В.А., Синельников А.Б. Брачность и рождаемость в России: демографический анализ. М.: Научно-исследовательский институт семьи, 1996; Калмыкова Н М Социальные факторы дифференциации брачного поведения населения Москвы // Вестник Московского университета. Сер. 18, Социология и политология. М., 1997. № 2.
Информация о работе Подготовка учащейся молодежи к браку: опыт социального проектирования