Подготовка учащейся молодежи к браку: опыт социального проектирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2015 в 00:07, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования - на основе анализа готовности учащейся молодежи к браку разработать социальный проект по подготовке старшеклассников к семейной жизни.
Задачи исследования:
1) Рассмотреть учащуюся молодежь как объект исследования;
2) Определить основные мотивы вступления в брак у учащейся молодежи;
3) Определить готовность учащейся молодежи к браку;

Содержание

Введение
3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К БРАКУ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ
6
1.1. Учащаяся молодежь как объект исследования
6
1.2. Мотивы вступления в брак учащейся молодежи
11
1.3. Готовность учащейся молодежи к браку
16
Глава 2. ФАКТОРЫ ГОТОВНОСТИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ К ВСТУПЛЕНИЮ В БРАК
24
2.1 Ценностные ориентации в области семейно-брачных отношений
24
2.2. Влияние родителей на отношение молодежи к семье
32
2.3. Проект на тему: «Программа подготовки старшеклассников к семейной жизни в районе Вешняки»
49
Заключение
54
Список использованных источников и литературы
58

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМ ЗУБЕНКОВ Переделанный.docx

— 134.17 Кб (Скачать файл)

Формирование у детей качеств личности семьянина во многом определяется характером отношений их родителей. С первых дней своей жизни, через все детство будущие мужья и жены извлекают из отношений родителей уроки этики и психологии семейной жизни, распределения домашних обязанностей, культуры взаимоотношений мужа и жены. Культура взаимоотношений супругов является для детей наглядным и самым главным уроком семейной жизни, и во многом определяет их установки на брак и семью. Условия и образ жизни семьи, личный пример родителей, гармония и красота их отношений и формирует у детей представления, чувства и необходимые качества будущих супругов и родителей. От крепости и устойчивости семейно-брачных отношений зависит полноценное физическое и духовное развитие детей, психическое здоровье самих супругов. В современной малодетной семье отношения между супругами являются основным фактором устойчивости семьи и определяют отношение к детям. Культура супружеских отношений поэтому является главным условием нравственно-полового воспитания детей в семье и подготовки их к будущей семейной жизни.

 

 «Благодаря механизму идентификации у мальчиков и девочек в семье формируются эталоны мужа и жены. Причем образцами выступают мать и отец. С детства у ребенка под влиянием образцов отца и матери создается облик будущего супруга. Под влиянием родительской семьи у ребенка формируются семейно-ролевые представления в сфере домашнего хозяйства».39 Именно в ней закладываются представления об организации хозяйственной деятельности в семье, о «современном мужчине» и «современной женщине».

 

 Формирование репродуктивных ориентаций также происходит в большой степени под влиянием родительской семьи. Проведенные исследования показали наличие прямой связи между потребностью в детях у родителей и потребностью в детях у их взрослых детей. Ориентация современных семей на рождение одного - двух детей оказывает существенное влияние на формирование репродуктивных ориентаций подрастающего поколения. Так, потребность в детях у супругов, выросших в однодетной семье, выражена значительно слабее, чем у супругов, выросших в многодетной и среднедетной семьях. Эта связь проявляется в том, что у выходцев из однодетных семей ориентация на семью слабее, сильнее в несемейные ориентации; у «однодетных» слабее выражены репродуктивные установки и мотивы; фактическое число детей у супругов, выросших в многодетной и среднедетной семьях. Таким образом, воспитание ребенка в малодетной семье приводит к тому, что ребенок перенимает от родителей установки на малодетность и малодетный образ жизни.

Исходя из особенностей психологической атмосферы родительского дома, можно говорить об определенных семейных субкультурах (неудачные и удачные семьи). Разные семейные субкультуры по-разному формируют нравственно-психологический облик будущего семьянина, его знания, умения, ценностные ориентации, привычки, поведение и ожидания по отношению к партнеру по браку и браку вообще. Все это вместе составляет базис благополучной семейной жизни. Благополучный родительский дом формирует у детей положительные эмоциональные установки по отношению к будущему супругу и браку в целом, снабжает их необходимыми для супружеского единения образцами поведения.

Сформировавшиеся в родительском доме положительные эмоциональные и нравственные установки, модели семейного поведения создают больше перспектив для формирования собственного успешного брака у выходцев из благополучных семей.

«Качества родителей, культура их отношений в семье по-разному наследуются детьми. Многие родители не являются образцом семьянина для своих детей. По данным исследований, многие дети из благополучных семей хотели бы быть похожими в будущей семейной жизни  на своих родителей. Дети из неблагополучных семей не хотели, бы брать пример со своего отца и со своей матери».40

 

 Люди, имеющие свои семьи подтверждают, что неблагополучие родительской семьи самым отрицательным образом сказывается на стабильности и прочности брака их детей. Выявлена взаимосвязь между удовлетворенностью браком мужчин и женщин с благополучием родительских семей, в которых они воспитывались. Подавляющее большинство тех, кто оценивает свой брак как «удачный», так же оценили и брак своих родителей. Те, кто столкнулись с трудностями в семейной жизни, считают брак своих родителей «относительно хорошим». Такая же связь обнаружена и в конфликтных ситуациях. Чем больше было конфликтов в родительских семьях, те чаще они возникали и в семьях детей.

Таким образом, благополучие брака, как и пороки семейной жизни родителей, передаются как бы по наследству.

Стиль и характер взаимоотношений родителей настолько сильно программирует стереотип брачно-семейных отношений, что отойти от негативной модели семейной жизни своих родителей взрослым детям не всегда удается. Однако влияние родительской семьи на ребенка нельзя рассматривать как фатальное, поскольку личность развивается и меняется в процессе всей жизнедеятельности под влиянием различных факторов и обстоятельств.

«В настоящее время во многих семьях наблюдается весьма противоречивое отношение к ребенку: с одной стороны - излишняя опека, освобождение от ряда посильных для него обязанностей, удовлетворение всех материальных потребностей, с другой – недостаток внимания и общения. И то, и другое пагубно отражается на формировании личности ребенка. Если в семье нет общих переживаний, взаимно заботы и чуткости, то блокируется развитие гуманистической направленности личности, что отрицательно скажется впоследствии на формировании качеств семьянина, готовности к семейной жизни, нравственной потребности в материнстве и отцовстве».41

Особенно ярко потребность в неофициальном, доверительном общении со взрослыми выражена в старшем школьном возрасте, что обусловлено прежде всего появлением у старшеклассников ряда вопросов, ответы на которые они не могут получить в кругу своих сверстников. Именно в общении со старшим поколением молодежь постигает смысл жизни вообще и смысл семейной жизни в частности. Вызывает беспокойство тот факт, что у многих подростков и юношей отсутствует доверительное общение с близкими взрослыми людьми – как с отцом, так и с матерью. Чаще всего в таком положении оказываются дети, выросшие в семьях, где не установились близкие духовные контакты между супругами, так и между родителями и детьми.

Образ жизни подобных семей и сложившийся в ней стиль взаимоотношений оказывают отрицательное воздействие на формирование у детей способности к полноценному общению. Дети, лишенные возможности общаться с родителями или с одни из них, характеризуются низким уровнем саморегуляции поведения, обладают повышенной чувствительностью ко всякому обращению к ним взрослого, испытывают трудности в отношении со сверстниками. У таких детей усложняется усвоение ролевого поведения в рамках своего пола. Излишняя опека и недостаток общения в семье пагубно отражается на формировании личности ребенка и не способствует подготовке его к будущей самостоятельной семейной жизни.

Современные родители в большей степени, чем раньше, обладают разносторонними, в том числе и педагогическими знаниями, но далеко не все используют их в воспитании детей. Большинство родителей не готовы к проведению воспитательной работы с детьми по подготовке их к роли семьянина, не умеют вести работу со старшеклассниками по формированию  у них правильных представлений о семейно-брачных отношениях. Это связано, в первую очередь с существованием значительного разрыва между необходимым и реальным уровнем теоретической и практической подготовленностью родителей к проведению воспитательной работы по подготовке будущих семьянинов. Особенно большие трудности испытывают матери, воспитывающие детей самостоятельно в неполной семье.       Компетентность некоторой части родителей во многих вопросах педагогики, в том числе подготовки юношей и девушек к браку нередко находится на уровне обывательских представлений. Многие родители неуверенно ориентируются в вопросах гигиены пола и недостаточно вооружены специальными знаниями и педагогическими навыками. Для большинства родителей наиболее трудными оказываются следующие проблемы полового воспитания: приучение детей к трудовому образу жизни и добросовестному выполнению семейных поручений; учет половозрастных особенностей детей; формирование самостоятельности и ответственности за свое поведение; предупреждение неправильного поведения, вредных привычек, раннего интереса к половым вопросам, научения детей прислушиваться к рекомендациям родителей и добросовестно выполнять все их требования; вопросы отношения к дружбе детей разного пола и управление ею.

Оставаясь важнейшим фактором социализации подрастающих поколений, современная семья не всегда и не во всем может сформировать определенные установки и ценностные ориентации в сфере семейной жизни, соответствующие реальным условиям и требованиям жизни, то есть подготовить своих детей к выполнению семейных обязанностей. Однако снижение воспитательного потенциала семьи может быть компенсировано общественным воспитанием подрастающих поколений, подготовки их к семейной жизни. Так как многие матери и отцы не умеют реализовывать воспитательные возможности семьи, затрудняются в осуществлении целенаправленной подготовки молодежи к семейной жизни, большинство специалистов сходятся во мнении о том, что необходима специальная разъяснительная работа с родителями, организация педагогического руководства семейным воспитанием, совместная работа школы и семьи в данном направлении.

Таким образом, семья, являясь первичным институтом социализации подрастающего поколения, оказывает сильнейшее воздействие на подготовку молодежи к самостоятельной семейной жизни. Именно в родительской семье у детей создаются представления о семье и браке, формируются установки детей к вопросам пола, на их отношение к противоположному полу. Культура взаимоотношения супругов является для детей наглядным и самым главным уроком семейной жизни, и во многом определяет их установки на брак и семью.      Так же под влиянием родительской семьи у ребенка формируются семейно-ролевые представления в сфере домашнего хозяйства. Ребенок впитывает в себя все, что происходит в семье как «губка» и в дальнейшем, в большинстве случаев, проецирует все на свою собственную семейную жизнь.

 

 

 

 

 

 

 

 

Московский гуманитарный университет

Факультет психологии и социальной работы

Кафедра социологии

 

 

 

 

Проект

«Программа подготовки старшеклассников к семейной жизни в Вешняках»

 

 

 

 

Оценка за текст _____

Разработан:

Защита

студентом группы СР_501

Зубенков А.

Зубенковым Александром,

 

Руководитель:

 

доцент кафедры социологии, к.и.н.

 

Савельева И. Г.

   

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва

2011

Раздел 1. Актуальность проекта.

Семья - это основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.

Причинами формирования неадекватных репродуктивных установок у подростков, обусловленными влиянием микросреды, являются отсутствие доверительных отношений ребенка с родителями, негласное табу в семье на темы взаимоотношений полов, наличие пуританских представлений о сексе, недостаточная информированность родителей в вопросах охраны репродуктивного здоровья, полового воспитания, отсутствие адекватных репродуктивных установок в семье, негативные модели полового поведения, транслируемых СМИ.  Около 20% российских девушек имеют гинекологические заболевания. Частота гинекологических заболеваний за последние пять лет увеличилась в три раза. С возрастом распространенность гинекологических нарушений возрастает более чем в 2,5 раза. К сожалению, статистика свидетельствует, что ежегодно в мире юными матерями (до 18 лет) становятся более 15 млн. девочек и девушек, более 40% из них заканчиваются абортам. Не лучше обстоит дело и с репродуктивным здоровьем юношей. В Москве частота заболеваний репродуктивной системы достигает 13-56%, а 2,2% юношей нуждаются в антропологическом оперативном лечении. Около 60% всех заболеваний у юношей в возрасте 14-17 лет представляют в будущем реальную угрозу бесплодия. Ранняя сексуальная активность подростков стала одной из важнейших социальных проблем России. Около половины школьников 16-17 лет живут половой жизнью. Лишь 5-12% юношей считают раннее начало половой жизни неприемлемым для себя.42

На территории района «Вешняки» действует  12 общеобразовательных школ, в которых обучаются 8092 школьника, из них 2160 учатся в 9 - 11 классах которые  занимаются только общеобразовательной деятельностью.

В учебном рабочем плане школ расположенных в районе «Вешняки», отсутствует дисциплина, которая помогла бы подготовить старшеклассников к семейной жизни. Недостаток знаний молодежи в вопросах формирования семьи может ярко отразиться в будущем на социальной и демографической обстановке в стране. В результате реализации проекта старшеклассники будут более ответственно подходить к вопросам создания семьи, к внутрисемейным отношениям, воспитанию детей, а также молодые люди будут подготовлены к конструктивному выходу из кризисных ситуаций.

 

Раздел 2. Цели и задачи проекта.

Цель - Подготовка старшеклассников на создание семьи.

Задачи:

- Повысить информированность школьников в вопросах сексуального и репродуктивного поведения, адекватных репродуктивных установок на будущее.

-    Сформировать уважительное отношение к семье и ее духовным ценностям.

-     Способствовать развитию качеств и умений, необходимых для семейной жизни

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 3. Модель программы по подготовке старшеклассников к семейной жизни в Вешняках.

Осуществлением проекта «Программа подготовки старшеклассников к семейной жизни в Вешняках» будет заниматься РОНО «Районный отдел народного образования», которое располагается  по адресу: г. Москва ул. Федеративный пр-т д.10.

Программа начнется с 16 января 2012 года

Основные направления деятельности:

 

1. Работа по  формированию репродуктивных установок  у старшеклассников;

В рамках этой работы будут проходить занятия в школах района Вешняки в форме семинаров, видео - лекций  на следующую тематику: современные методы контрацепции, планирование семьи, семейные ценности и т.д. Все занятия будут проводиться после окончания основных уроков, в виде факультативов, проводить видео – лекции будет психолог, его задача давать необходимые комментарии и отвечать на вопросы учащихся просматривающих данный материал.

Для проведения семинаров будут привлекаться специалисты, такие как сексопатолог, психолог. Семинары проводятся один раз в неделю для учащихся 9-11 классов в актовом зале школы, в присутствии классных руководителей, психолога и родителей (по желанию). Время одного семинара составит 3 часа с перерывом 15 минут.43

 

 

Информация о работе Подготовка учащейся молодежи к браку: опыт социального проектирования