Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 09:49, реферат
Общество или человеческое общество — группа людей, связанных друг с другом с помощью постоянных отношений, или большая социальная группа с общей географической или социальной территорией, подчиняющаяся единой политической власти и доминирующей культуре. Человеческие общества характеризуются моделью социальных отношений между людьми, которая может быть описана как совокупность таких отношений между его субъектами. В социальных науках, общество в целом часто демонстрирует стратификацию.
Доклад на тему "Понятие
общества".
Доклад подготовил: Иванов
Сергей
Студент 1 курса колледжа отделения "Бизнеса
и Права".
Понятие общества.
Общество или человеческое общество —
группа людей, связанных друг с другом
с помощью постоянных отношений, или большая
социальная группа с общей географической
или социальной территорией, подчиняющаяся
единой политической власти и доминирующей
культуре. Человеческие общества характеризуются
моделью социальных отношений между людьми,
которая может быть описана как совокупность
таких отношений между его субъектами.
В социальных науках, общество в целом
часто демонстрирует стратификацию.
Общество — это надындивидуальное объединение
людей, которому присущи социальная дифференциация
и разделение труда. Общество можно характеризовать
по многим признакам: к примеру, по национальному:
французское, русское, немецкое; государственному
и культурному; по территориальному и
временному; по способу производства и
т. д.
Общество, в широком смысле, это обособленная
от природы, но тесно связанная с ней часть
материального мира, состоящая из людей,
объединенных исторически сложившимися
формами взаимодействия.
Общество в феноменологическом понимании
— множество социальных миров наших ментальностей,
миров, запечатлённых в нашем сознании.
Общество при натуралистическом подходе
— совокупность тел, физических и биологических,
находящихся в реальных объективных отношениях
друг к другу.
К. Маркс в своих работах раскрывает сущность
общества, которая кроется не в людях самих
по себе, а в тех отношениях, в которые
они вступают друг с другом в процессе
своей жизнедеятельности. Общество, по
К. Марксу, есть совокупность общественных
отношений. Родовым понятием по отношению
к понятию «общество» является «общность
людей». Социальная общность выступает
основной формой жизнедеятельности людей.
В то же время общество не сводится к социальной
общности, то есть это понятие по своему
объёму гораздо шире и содержит в себе,
прежде всего, социальные механизмы собственного
воспроизводства, не сводимые к биологическим.
Это значит, что не общность вторична по
отношению к обществу, а общество вырастает
из социальной общности.
В антропологии.
В антропологии человеческие сообщества
часто классифицируются в соответствии
с тем, каким образом они обеспечивают
себе средства к существованию. Исследователи
различают общества охотников и собирателей,
кочевые пасторальные, простые и сложные
сельскохозяйственные (для первого типа
характерно растениеводство, для второго
— полноценное интенсивное сельское хозяйство),
а также индустриальное и постиндустриальное
общества (последние два нередко рассматриваются
как качественно иные в сравнении с предыдущими).
В политологии.
Общества также могут подвергаться классификации
с точки зрения их политической структуры.
В порядке возрастания размеров и организационной
сложности выделяются такие формы, как
род, племя, вождество и государство. Сила
политической власти в этих структурах
варьируется в зависимости от культурного,
географического и исторического окружения,
с которыми этим обществам приходится
взаимодействовать в той или иной форме.
Сегодня антропологи и многие социологи
активно противопоставляют понятие культурной
эволюции и представление о чётком выделении
определённых стадий. Кроме того, антропологи
нередко обращают внимание на те сходства
и различия, которые характеризуют человеческое
общество в сравнении, к примеру, с сообществами,
образуемыми ближайшими биологическими
родственниками человека — шимпанзе и
бонобо. Одним из таких различий может,
в частности, представляться развитый
патернализм людей.
В социологии.
Социолог Джерард Ленски предлагал различать
типы общества на основании уровня их
технологического, коммуникационного
и экономического развития. Его классификация
включала пять разновидностей — общество
охоты и собирательства, простое и сложное
сельскохозяйственные общества, индустриальное
и особое общества.
1). Отождествление общества с организмом
и попытка объяснить социальную жизнь
биологическими закономерностями. В XX
веке концепция органицизма утратила
популярност
2). Концепция общества как продукта произвольного соглашения индивидов
3). Антропологический принцип рассмотрения общества и человека как части природы
4). Теория социального действия, возникшая в 20-е годы XX века. Главное во взаимодействии между людьми — осознание ими общих целей и задач и то, чтобы действие было адекватно понято другими участниками социального отношения;
5). Функционалистский подход. Общество рассматривается как система.
Понятие «общество» предполагает
осознание объективных закономе
Критерии общества:
Признаки общества, характеризующие его как социальную систему:
1. Иерархичность
2. Саморегуляция
3. Открытость
4. Информационность
5. Самодетерминированность
6. Самоорганизация
Закрытое и открытое общество:
Закрытое общество — тип общества, характеризующийся статичной социальной структурой, ограниченной мобильностью, неспособностью к инновациям, традиционализмом, догматичной авторитарной идеологией (имеет место система, когда большинство членов общества охотно принимают те ценности, которые им предназначены, обычно это тотально идеологизированное общество)
Открытое общество — тип общества, характеризующийся динамичной социальной структурой, высокой мобильностью, способностью к инновациям, критицизмом, индивидуализмом и демократической плюралистической идеологией.
Современное общество:
Бесспорно ключевой вопрос любого цивилизованного общества — вопрос его организации. Современное общество организовано на основе множества экономических, политических, идеологических, социокультурных детерминант. Его с полным правом можно назвать «переходным» от индустриального к постиндустриальному обществу.
Спасибо за внимание.