Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2014 в 18:03, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Проблема исследования профессиональной самореализации личности студента является актуальной, так как, кардинальные изменения в политической, экономической, духовной сферах нашего общества влекут за собой радикальные изменения в профессиональных ценностях и поступках людей. Студенты не могут осуществить адекватную профессиональную самоидентификацию, чтобы понять, соответствуют ли их личные качества и психологические данные требованиям выбранной специализации. Такая самоидентификация во многом основывается лишь на интуитивной самооценке.
Введение 3
1. Самореализация личности студента 5
1.1. Понятие самореализации 5
1.2. Формирование потребности в профессиональной самореализации студентов 10
1.3. Готовность студентов к самореализации в профессиональной деятельности 17
2. Особенности профессиональной самореализации студентов 23
2.1. Профессиональная самореализация и жизненные стратегии студентов 23
2.2. Проблемы профессиональной самореализации студентов 30
3. Программа исследования………………………………………………….…41
Заключение 45
Список использованных источников и литературы
Таким
комплексом элементов
Основными постулатами в построении
полисистемной модели самореализации
личности могут служить следующие основания:
- комплекс разноуровневых систем, обеспечивающих
успешность самореализации личности;
- исследование самореализации
как функциональной системы, раскрывающей
связи и соотношения между
различными ее уровнями и
- возможность изучения как горизонтальных,
так и вертикальных связей между различными
системами и признаками самореализации;
- обоснование системообразующих, интегративных
образований самореализации;
- направленность на изучение системы
и индивидуальных характеристик самореализации
личности.
Исходя
из вышеперечисленных
Базовыми условиями самореализации личности
выступают: психоэкологические, психофизиологические,
психологические, педагогические и социальные
факторы.
В пользу психоэкологической системы воздействия на успешность либо неуспешность самореализации субъекта говорят результаты исследований Р.А. Зобова и В.И. Панова, С.Д. Дерябо, В.А. Ясвина, где отмечается влияние экологических факторов (повышенный фон радиации, загрязнение воздуха, некачественная питьевая вода, неблагоприятный температурный режим ит.д.) на психику человека, вследствие чего может проявляться повышение агрессивного поведения, снижение жизненного тонуса, психологической активности, проявление депрессии и других негативных факторов, отрицательно влияющих на самореализацию личности.
Роль психофизиологических
факторов в самореализации личности широко
представлена в научной печати. Наибольшую
значимость представляют анатомо-физиологические
особенности, являющиеся предпосылкой
для успешной самореализации человека
в какой-либо сфере, а также особенности
свойств нервной системы и свойства темперамента.
К психологическим условиям, способствующим
степени успешности самореализации личности,
относятся психические познавательные
процессы, свойства личности и психоэмоциональные
состояния.
Следующую систему составляют социальные детерминанты. В нее входят различного рода институты социализации, обеспечивающие социально-ролевые позиции участникам, способствующие или препятствующие самореализации личности.
Что касается педагогических условий, то они концентрируются в системе обучения и воспитания, которые сами по себе являются системообразующими основами самореализации.
Среди форм самореализации
личности можно выделить внешнюю и внутреннюю.
Внешняя направлена на самовыражение
индивида в различных сферах жизнедеятельности:
профессии, творчестве, спорте, искусстве,
учебе, политической и общественной деятельности
и др. В то время как внутренняя обеспечивает
самосовершенствование человека в физическом,
интеллектуальном, эстетическом, нравственном
и духовном аспектах.
И, наконец, среди видов проявления самореализации
личности необходимо выделить деятельностную,
социальную и личностную. Деятельностная
самореализация субъекта характеризуется
самовыражением в различных видах деятельности
и обеспечивает высокий уровень профессиональной
компетенции. Причем деятельность не всегда
и не обязательно может быть связана с
официальной профессией субъекта, это
может быть любительский спорт, художественное
творчество, учеба и т.д.
Социальная самореализация связана с выполнением гуманитарной миссии, общественно-хозяйственной, общественно-политической, общественно-педагогической либо любой иной общественно-полезной деятельностью.
Личностная самореализация способствует духовному росту человека, обеспечивая на первых этапах развитие личностного потенциала: ответственности, любознательности, общительности, трудолюбия, настойчивости, инициативности, эрудиции, креативности, нравственности и т.д.
Таким образом, представленная модель самореализации личности может служить опорой для обоснования единиц анализа самореализации, которые могли бы отражать ее целостное содержание в конкретных проявлениях.
В современных социально-экономических условиях, в процессе инновационных преобразований очень важно внедрение новых образовательных технологий, формирование новых социальных отношений, при которых могли бы создаться максимально благоприятные условия для самосовершенствования, самоутверждения и самореализации студента. Раскроем и теоретически обоснуем ведущие понятия, которыми являются «потребность » «самореализация», «профессиональная самореализация». В «Большом энциклопедическом словаре» определение «потребность» трактуется как нужда в чем-либо, объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности.
С особенностями процесса потребности связаны проявление личностного «Я», определение перспективных направлений, принятие решений. Вопросами изучения потребности занимались Л.И. Божович, У. Джейс, Л.Г. Ковалев, А.Н. Леонтьев, А. Маслоу, С.Л. Рубинштейн, З.Н. Фрейд и другие отечественные и зарубежные психологи. С точки зрения психологии, потребность – сложная система интересов и побуждений, объясняющих стремление и поведение личности (интересы, мотивы, стремления, мотивационные установки и т.п.).
В личностно-ориентированной
педагогике под потребностью понимается
внутренняя причина активности личности,
выступающая мотивами действий и деятельности.
В гуманистической педагогике потребность
определяется не столько как психическая,
сколько нравственная сущность. Потребность
обусловливает становление всех нравственных
характеристик личности субъекта. Побуждением
для удовлетворения потребности человека
выступает мотив. Мотивы деятельности
студентов формируются на основе потребностей,
без знания которых невозможно правильно
понять и направленность его личности.
Мотивы содержат в себе действительную
характеристику потребностей, о которых
нельзя сказать иначе, как на языке мотивов.
Мотивами являются объекты – различные районы «жизненного пространства», в которых личность испытывает потребность. Сами объекты окружающей среды приобретают мотивационную силу и утрачивают ее тогда, когда потребность удовлетворена.
К. Роджерс выдвинул гипотезу о том, что все поведение вдохновляется и регулируется неким объединяющим мотивом, который он назвал тенденцией актуализации. Актуализировать и развить себя, максимально выявить лучшие качества личности, заложенные природой, – важнейший мотив жизни человека, по Роджерсу.
Мотивы деятельности выполняют побудительную, регулятивную и функцию, несущую смысловую нагрузку. Они выступают как «...реальные двигатели человеческой деятельности, как мощнейшие регуляторы его поведения».
Мотивы передают личностно - ориентированный смысл той деятельности, которой занимается студент. Личностный смысл и значение деятельности человека могут не совпадать, согласно концепции А.К. Леонтьева, поскольку значение имеет объективный, а смысл – личностный, психологический характеры. Отношение мотива к цели деятельности выражает личностный смысл. «Смысл, – пишет А.Н. Леонтьев, – создается отражающимся в голове человека объективным отношением того, что побуждает его действовать к тому, на что его действие направлено как на свой непосредственный результат11. Другими словами, сознательный смысл выражает отношение мотива к цели».
Потребность в чем-то создает внутреннее напряжение, которое устранимо посредством объекта (цели), позволяющего эту потребность удовлетворить. Следовательно, мотив связан с «внутренней» активностью личности, направленной на выбор цели, постановка которой формирует побуждение к поиску способов и созданию плана для ее достижения. Последнее побуждение выражается в осуществлении действий, то есть «внешней» активности. В мотиве содержится то, из-за чего и для чего личность проявляет «внешнюю» активность. Понимание «из-за чего» определяется с потребностью, а «для чего» – с целью. Устранение потребности, ведет к бессмысленности поиска цели, но и без цели потребность не может привести к сознательной деятельности личности. Следовательно, потребность и цель являются необходимыми компонентами мотива. По содержанию основными мотивами, определяющими направленность личности студента, являются интересы, склонности, идеалы, мировоззрение.
Интерес – это положительное сознательно-эмоциональное отношение субъекта к объектам, событиям или деятельности, которое выражается в стремлении к овладению определенными мыслями, предметами или действиями. Интересы определяются содержанием (на что они направлены), широтой (объемом) и устойчивостью (длительностью). Устойчивый интерес, как правило, перерастает в склонность, которая выражается в постоянном желании заниматься определенной деятельностью. Склонность предполагает также наличие способностей, позволяющих успешно заниматься этой деятельностью и совершенствоваться в ней. Идеал представляется более действенным мотивом и как высшая цель является основным направлением личных устремлений.
Под мировоззрением обычно
понимают «систему взглядов на объективный
мир и место в нем человека, на отношение
человека к окружающей его действительности
и самому себе, а также обусловленные этими
взглядами основные жизненные позиции
людей, их убеждения, идеалы, принципы
познания и деятельности, ценностные ориентации».
В.Д. Шадриков, исследуя мотивационную структуру профессиональной деятельности, отмечает12: «Анализ ценностных ориентаций показывает, что в процессе деятельности по профессии в мотивационной сфере происходят значительные изменения. Человек, овладевая профессией, раскрывает в ней все новые аспекты, грани, способные удовлетворить его потребности. Динамика мотивационной структуры во многом определяется уровнем профессионального мастерства. Удовлетворенность трудом возрастает по мере усложнения профессии, увеличения в ней доли творческих компонентов, позволяющих работнику проявлять личную инициативу, реализовать багаж знаний и умений. По мере роста профессионального мастерства работник должен видеть пути самовыражения, самоактуализации в деятельности».
Э.Фромм, представитель гуманистического направления личности, считал, что потребности, свойственные только человеку, эволюционировали в ходе истории человека, в результате воздействия на них различных социальных систем. С точки зрения данного исследователя, личность является продуктом динамического взаимодействия между врожденными потребностями и давлением социальных норм и правил. По утверждению Э. Фромма, «конфликт между стремлением к безопасности представляет собой наиболее мощную мотивационную систему в жизни людей»13. В своей работе Э.Фромм выделил пять основных экзистенциальных потребностей человека:
1)потребность в установлении связей;
2)потребность в преодолении (в созидании);
3)потребность в корнях;
4)потребность в идентичности;
5)потребность в системе взглядов и преданности.
Несколько иная классификация иерархии человеческих потребностей была предложена А. Маслоу. Основным моментом в иерархии потребностей А. Маслоу является то, что потребности никогда не бывают удовлетворены по принципу «все или ничего». Потребности частично совпадают, потому человек может быть мотивирован на двух или более уровнях потребностей, параллельно исследователь предположил, что обычный человек удовлетворяет свои потребности примерно в следующей степени: физиологические – 85 %, безопасность и защита – 70 %, любовь и принадлежность – 50 %, самоуважение – 40 %, самоактуализация – 10 % 14.
Когда все потребности в достаточной мере удовлетворены, на передний план выступают потребности самоактуализации. А. Маслоу охарактеризовал данную потребность, как желание человека стать тем, кем он может стать.
Рассматривая процесс формирования потребности в профессиональной самореализации студентов, считаем необходимым представить терминосистему, включающую: самопознание, самоопределение, самооценку, самопрограммирование, самоактуализацию.
Самопознание – знание
и оценка личностью самой себя,
своих возможностей, качеств и
места среди других, уровень которого
определяется в зависимости от
критичности, требовательности к
себе, своим успехам и неудачам
и оказывает влияние на
Информация о работе Профессиональная самореализация студента в современных условиях