Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2014 в 18:03, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Проблема исследования профессиональной самореализации личности студента является актуальной, так как, кардинальные изменения в политической, экономической, духовной сферах нашего общества влекут за собой радикальные изменения в профессиональных ценностях и поступках людей. Студенты не могут осуществить адекватную профессиональную самоидентификацию, чтобы понять, соответствуют ли их личные качества и психологические данные требованиям выбранной специализации. Такая самоидентификация во многом основывается лишь на интуитивной самооценке.
Введение 3
1. Самореализация личности студента 5
1.1. Понятие самореализации 5
1.2. Формирование потребности в профессиональной самореализации студентов 10
1.3. Готовность студентов к самореализации в профессиональной деятельности 17
2. Особенности профессиональной самореализации студентов 23
2.1. Профессиональная самореализация и жизненные стратегии студентов 23
2.2. Проблемы профессиональной самореализации студентов 30
3. Программа исследования………………………………………………….…41
Заключение 45
Список использованных источников и литературы
Рыночные отношения – это публичная сфера, в которой конструируются отношения между полами, где гендерная стратификация выражается в воспроизводящемся неравенстве жизненных шансов юношей/мужчин и девушек/женщин и различиях трудовых стратегий.
Проследить гендерную специфику представлений молодежи в трудовой сфере было одной из задач социологического исследования "Молодежь в современном обществе". В опросе участвовало 1000 молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет (включительно). При отборе респондентов использовался метод квотной, маршрутной выборки и целевой аудитории. В качестве метода опроса применялось очное анкетирование. Представлены основные группы молодежи по полу, возрасту (до 18 лет - 41,8%, 19-24 года - 47%, 25-30 лет - 11,1%), семейному положению (холостые - 87,8%, семейные - 9,5%, разведенные - 2,3%, вдовы/вдовцы - 0,4%), материальному самочувствию (средств в основном хватает и откладывают - 52,2%, достаточно лишь на ежедневные расходы - 29,1%, покупка большинства товаров не вызывает трудностей - 16,6%, отказывают себе практически во всем - 2,1%), сфере занятости (учатся в школе/лицее - 25% в ПТУ, техникуме, колледже - 25%, в вузе - 25%, работают - 25%). Содержательная интерпретация эмпирической информации основана на анализе данных исследования, обработанных с помощью программы SPSS (Прилож. 2). Полученные данные свидетельствуют, что большинство юношей и девушек связывают свой жизненный успех с достижением материального благополучия, интересной работой, делом по душе. Данная тенденция проявляется и в ближайших перспективах трудовых стратегий молодежи (Прилож. 3).
Ключевой предпосылкой в достижении материального достатка, дела по душе является получение образования - 26,4% юношей и 36,6% девушек. Причем этот показатель стоит на первом месте с большим отрывом от других (особенно у девушек), демонстрируя, что то место, которое отводится современной молодежью ценности образования, является не просто лидирующим, а рассматривается как непременное условие жизненного успеха, к которому другие показатели могут присоединяться с разной степенью частоты. Следовательно, получение образования может рассматриваться как своего рода инвестиции в будущую статусную позицию, более характерную для девушек.
Растущий спрос на высококвалифицированный труд, более высокая цена такого труда, развитие технологического прогресса диктуют необходимость вкладывать средства в образование детей для того, чтобы они могли включиться в общественное производство с наибольшей эффективностью. Отсутствие различий с точки зрения рациональности в затратах на образование юношей и девушек свидетельствует об отрицании априорной некачественности женской рабочей силы и необходимости выполнять одну роль на протяжении жизненного цикла (роль хозяйки дома). Снижение рождаемости, развитие контрацепции, вовлечение женщин в общественное производство, рост образовательного уровня населения, рост доли неполных семей – все эти тенденции нарушают рациональность гендерной дифференциации вложений в человеческий капитал24.
Совсем небольшая часть респондентов связывает свою трудовую деятельность с научно-исследовательской сферой - 1% юношей и 2,2% девушек. И, как показывают данные, феминизация научной сферы будет продолжаться. Данной тенденции способствует изменение самого научного знания (мышления), соединяющего в себе традиционный (мужской) подход, связанный с познанием глубинной сущности явлений, абстрагированием от частностей с женским, характеризующимся широтой диапазона исследуемых явлений с учетом взаимосвязей, деталей и т.д.
Значительна доля юношей (18,8%) и девушек (10,8%) желающих основать свое дело, а 4,6% юношей и 4,4% девушек видят в этом свою жизненную цель. Основной причиной, побуждающей к занятию предпринимательством, можно назвать высокую степень неудовлетворенности материальным положением.
Дифференцирующим критерием в трудоустройстве юношей и девушек является форма хозяйствования будущей/настоящей организации, фирмы. Работать по специальности в коммерческих структурах планируют 16,6% юношей и 8% девушек (2:1), в госструктурах - 7,8% юношей и 14,6% девушек. Это позволяет предположить, что девушки более удовлетворены профессиональной подготовкой, но ощущают неподготовленность к работе в коммерческих структурах или испытывают чувство недоверия к негосударственному сектору.
Изучая ответы респондентов, социологи выявили некоторые негативные тенденции. В частности, коммерческие фирмы предпочитают нанимать на работу, даже не требующую высокой квалификации, не лиц со средним образованием, а выпускников вузов. Немаловажная сторона этого противоречия состоит в том, что квалифицированный, интеллектуальный труд сегодня – самый низкооплачиваемый. Это сказывается на структуре ценностей и жизненных планах молодежи и не может не снижать адекватного самоопределения студентов. На современном этапе характер их профессионального самоопределения можно определить как двойственный.
Двойственность проявляется в следующем: с одной стороны присутствует "идеальное" намерение, базирующееся на интересе к специальности – освоить ее, реализовать свою профессиональную подготовку, найти соответствующую работу и т.д. Но поскольку реализация такого плана, как правило, затруднительна, выпускники формируют в качестве возможного варианта менее для них привлекательный, но реальный – найти любую работу, не обязательно по специальности, но обеспечивающую приемлемый доход. Социальная опасность этой тенденции заключается в следующем. При сохранении низкой оплаты труда в государственных структурах и высокой значимости материальной обеспеченности у выпускников вузов растет предпочтение трудоустройства в коммерческой сфере при соответствующем падении престижа госструктур в ущерб трудоустройству по специальности. В силу этого возможна ситуация, при которой вузы практически будут давать профессиональное образование лишь номинально.
Реализовать полученные знания девушки планируют в трудовой сфере. Посвятить себя дому, семье желает незначительная часть респондентов - 2,8% (юношей 1,2%). Домашняя жизнь как традиционная система ценностей в жизни женщины отходит на второй план, уступая место профессиональной сфере. Все, что связано с внутренним миром домашней жизни, лишено перспективы, препятствует движению вперед и, в конечном счете, выживанию в жестких условиях сегодняшней российской реальности. Завоевывая профессиональную сферу, девушки/женщины нарушают стереотипные представления о том, что "женщины отстают от мужчин в уровне профессиональной подготовки и квалификации", "мужчины должны получать большее жалование, чем женщины (при аналогичных работах)", "основная роль женщины - быть матерью, женой, вести домашнее хозяйство, а главное в жизни мужчины - это работа"...
Соотношение юношей и девушек, не осознающих необходимость планирования профессионального будущего, составляет 2:1. Это говорит не столько о "беззаботности", сколько о реальной неопределенности перспектив дальнейшего трудоустройства.
Проявление конкурентоспособности девушек подтверждается ответами на вопросы относительно способности женщин выполнять мужские роли (Прилож. 4). Большинство девушек (74,2%) и юношей (56,4%) убеждены, что женщины могут быть такими же настойчивыми и напористыми как мужчины. В то же время юноши более склонны отрицать данную способность женщин - 11,1% (4,6% девушек).
Установлены выраженные различия тендерных убеждений о женской способности быть выносливой и выполнять неприятную работу, когда это необходимо. Девушки-респондентки имеют более либеральные гендерные убеждения, чем юноши, относительно тендерного ролевого поведения.
Трудовые стратегии молодежи опосредованы мотивацией труда (Прилож. 5), которая является важным показателем направленности воспроизводственных процессов и гендерной идентичности. В современной социологии она рассматривается как решающий фактор социальной эволюции25.
Исследования подтверждают тенденцию 1990-х годов – переориентация молодежи от предпочтения нематериальных ценностей к материальным26: лидирующим мотивом у юношей и девушек является хорошая оплата труда. Возможность профессионального роста находится на втором месте в ранжированном ряду требований, предъявляемых к работе. Юноши больше, чем девушки выделяют значимость зарплаты/дохода и профессионального роста. Это может быть связано как с традиционным воспитанием, так и с более ранним вступлением юношей в активную экономическую жизнь, с большим интересом к этой сфере.
Гендерная специфика представлений о требованиях, предъявляемых к работе, зафиксирована в третьем по значимости факторе: для юношей – престижность работы, а для девушек – самореализация, самоутверждение. Далее следует независимость. Следовательно, работа весьма важна для идентификации девушек/женщин. Она дает им чувство собственной востребованности, значимости, нужности и общественной полезности, служа источником общения и поддержки, даже когда сама работа неприятна и приносит мало удовлетворения.
Такое поведение может привести к успеху. Но если нет, юноши/мужчины рискуют оказаться на нисходящей спирали. То же относится к безработным юношам/мужчинам, выжидающим работу, которую считают "достойной". Если "законный" статус и средства самореализации им недоступны, юноши/мужчины часто прибегают к традиционному решению "мужиков": пьянству. В других случаях они просто оказываются деморализованными и впадают в депрессию (женщины подвержены пьянству и деморализации реже чем мужчины). Живущие одиноко, без сильных социальных связей юноши/мужчины все больше маргинализируются или вынуждены превращаться в зависимых лиц. Это может заставить их жен брать на себя роль "кормильцев поневоле", хотя иногда такие юноши/мужчины становятся зависимыми от родителей.
Таким образом, на фоне прагматических ценностей содержание работы является наиболее значимым фактором для девушек. Для юношей значимы внешние атрибуты профессии (статусная/инструментальная функция будущей/настоящей специальности).
На основании полученной информации о предпочтениях современной молодежи в трудовой сфере можно сделать следующие выводы.
Молодежь ориентируется на прагматические ценности (более свойственно для юношей). Образование позволяет в перспективе улучшить "качество жизни", завоевать определенный социально-экономический статус. Ориентация на образование проявляется больше у девушек. Содержательная мотивация на фоне престижа госструктур более характерна для девушек, молодые люди предпочитают трудоустройство в коммерческой сфере при статусной мотивации. Жизненное самоопределение девушки связывают с профессиональной сферой на партнерских взаимоотношениях с юношами/мужчинами. Отмечена асимметрия в установках юношей/мужчин относительно сферы занятости – все женское традиционно продолжает ассоциироваться с семьей, домашним хозяйством. Гендерные стереотипы и установки начинают формироваться в раннем возрасте посредством социализации под воздействием ее агентов – семьи, СМИ и т.д., а в молодежном возрасте становятся основой для реального поведения.
Вхождение молодежи в социум – это прежде всего ее вхождение в профессиональную среду, и на этом пути возникают проблемы и противоречия, в частности, проблемы выбора профессии и ошибок этого выбора, и как следствие – нежелание работать по полученной специальности, трудности адаптации в учебном и трудовом коллективе, сложности с трудоустройством, безработица, падение престижа ряда важных для функционирования и развития общества профессий, медленный профессиональный рост, недостаточная материальная обеспеченность и др.
Выбор профессии – это разрешение противоречия между субъективными предпочтениями индивида и внешней по отношению к нему социальной ситуацией, определяющей возможности реализации этих предпочтений. Профессиональное самоопределение можно представить как трехзвенную систему: профессиональная ориентация – профессиональный выбор – реализация профессионального выбора, и на каждом из названных этапов возникают определенные трудности и проблемы. Профессия выбирается стихийно, под влиянием внешних факторов, при этом не обращается внимание на ее востребованность на рынке труда. Свертывание профориентационной работы в школе, перенесение ее в службы занятости (куда обращаются преимущественно взрослые, уже имеющие профессию или опыт работы) не способствует формированию у выпускников реальных жизненных планов, осознанного подхода к выбору профессии и соответствующих мотиваций. Анализ результатов проведенных исследований27, позволяет говорить о том, что в современных условиях профессиональное самоопределение молодежи (выбор профессии, работы) задается не столько индивидуальными факторами (интерес к профессии, индивидуальные склонности, способности, призвание и т.п.), сколько социальными, внешними по отношению к содержанию выбранной профессии (материальные трудности с платой за обучение, проезд, проживание в другом городе, престиж профессии и т.п., а в 2009 г. прибавился и фактор ЕГЭ во всех его противоречивых ипостасях).
Студенты испытывают значительные трудности при выборе профессии (т.е. на этапе профессиональной ориентации) вследствие крайне низкой информированности в отношении существующих профессий. В то же время фиксируется актуализированная потребность студентов в знаниях о различных профессиях (тем более, что в последнее время появилось много новых), о ситуации на рынке труда.
Большинство студентов говорят о необходимости специальных уроков по профориентации, причем с курсом у студентов потребность в знаниях такого рода возрастает в связи с «выходом» на рынок труда и необходимостью обладания информацией о ситуации на нем. Система профориентации учащихся стала разрушаться в 90-е годы – утратились связи с базовыми предприятиями, ушли в прошлое планы трудоустройства выпускников средней школы, перестал внедряться курс «Выбор профессии». Свернули свою работу школьные кабинеты и уголки профориентации – самая массовая и доступная форма организации профориентационной работы в системе образования. В Федеральном законе «Об образовании», уставах общеобразовательных школ, а также в должностных инструкциях и квалификационных требованиях школьных психологов, заместителей директоров по воспитательной работе профориентационная деятельность не отражена. Это отрицательно сказалось на состоянии профориентационной работы. В результате профессиональный выбор происходит в ситуации неопределенности, носит случайный характер, что имеет далеко идущие последствия как для личности, так и для общества в целом, в частности, слабую мотивацию к получению знаний, нежелание работать по полученной специальности, частую смену места работы. По нашим данным, от 53% (Волгоград) до 65% (Москва) студентов вузов получают не ту профессию, о которой мечтали, заканчивая школу, причем с курсом растет число разочарованных в профессиональном выборе, что свидетельствует об осознании ошибочности сделанного выбора и побуждает студентов (около 25% опрошенных) ориентироваться на получение второго высшего образования. Это стремление продлить (пролонгировать) период ученичества вызывается: 1) необходимостью преодоления кризиса профессиональной идентичности как следствия неудачного первого выбора профессии, когда молодой человек не представлял себе ни будущего содержания труда, ни перспектив карьерного роста; второй выбор делается уже осознанно; 2) стремлением получить более качественное образование, чем первое, так как зачастую первый выбор делается в пользу доступности (ближе к дому, ниже плата за обучение и т.п.) в ущерб качеству образования, что снижает конкурентоспособность на рынке труда; 3) отсрочить вступление во «взрослую» самостоятельную жизнь, связанную с выходом на рынок труда, принятием ответственности за выполняемую работу, необходимостью строить отношения с коллегами, руководством, соблюдать трудовую дисциплину и т.п.; 4) желанием «отодвинуть» вступление в трудовой период, связанное с трудностями поиска работы в условиях безработицы и создать своеобразный «социальный ресурс» в виде получения нескольких профессий, что облегчит в будущем поиски работы.
Информация о работе Профессиональная самореализация студента в современных условиях