Профессиональная самореализация студента в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2014 в 18:03, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Проблема исследования профессиональной самореализации личности студента является актуальной, так как, кардинальные изменения в политической, экономической, духовной сферах нашего общества влекут за собой радикальные изменения в профессиональных ценностях и поступках людей. Студенты не могут осуществить адекватную профессиональную самоидентификацию, чтобы понять, соответствуют ли их личные качества и психологические данные требованиям выбранной специализации. Такая самоидентификация во многом основывается лишь на интуитивной самооценке.

Содержание

Введение 3
1. Самореализация личности студента 5
1.1. Понятие самореализации 5
1.2. Формирование потребности в профессиональной самореализации студентов 10
1.3. Готовность студентов к самореализации в профессиональной деятельности 17
2. Особенности профессиональной самореализации студентов 23
2.1. Профессиональная самореализация и жизненные стратегии студентов 23
2.2. Проблемы профессиональной самореализации студентов 30
3. Программа исследования………………………………………………….…41
Заключение 45
Список использованных источников и литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа Гарбузовой Ксении СЦ-31 (2).docx

— 151.66 Кб (Скачать файл)

 

Новые социально-экономические условия существенно усложняют профессиональную деятельность молодого специалиста в производственной сфере. Так, современная  профессиональная деятельность специалиста характеризуется чрезвычайно высокой ответственностью, так как от своевременности, точности, безошибочности и эффективности действий специалиста в значительной степени зависит качество работы всей системы.

Вхождение молодежи в социум – это прежде всего ее вхождение в профессиональную среду, и на этом пути возникают проблемы и противоречия, в частности, проблемы выбора профессии и ошибок этого выбора, и как следствие – нежелание работать по полученной специальности, трудности адаптации в учебном и трудовом коллективе, сложности с трудоустройством, безработица, падение престижа ряда важных для функционирования и развития общества профессий, медленный профессиональный рост, недостаточная материальная обеспеченность и др.

Обучение в вузе – один из начальных этапов формирования и становления человека как субъекта будущей профессиональной деятельности. Студенческий период в рамках концепции профессионального развития личности рассматривается не только как период адаптации, приспособления, подготовки к будущей профессиональной деятельности, но и как этап профессионального самопознания, самоопределения, поиска путей реализации в будущей профессии своих возможностей. Именно этот период является наиболее  благоприятным для заложения фундамента будущей профессиональной самореализации. Задача вуза заключается в подготовке выпускника к профессиональной самореализации в будущем, что требует разработки и применения специального комплекса средств и методов, стимулирующих этот процесс.

 

Список использованных источников и литературы

  1. Абульханова – Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991.
  2. Галажинский Э.В. Системная детерминация самореализации личности.  Барнаул, 2002.
  3. Калабихина И.Е. Гендерный фактор в воспроизводстве человеческого капитала, М.: МЦГИ, 1999.
  4. Калабихина И.Е. Гендерный фактор в воспроизводстве человеческого капитала,  М.: МЦГИ, 1999.
  5. Коростылева Л.А. Проблемы самореализации личности в системе наук о человеке // Психологические проблемы самореализации личности. СПб, 2001.
  6. Крупнов А.И. Психологическая структура образований и свойств личности М, 2004.
  7. Кудинов С.И. Функционально-стилевой подход в исследовании самореализации личности. Уфа, 2007.
  8. Кудинов С.И. Функционально-стилевой подход в исследовании самореализации личности. Уфа, 2007.
  9. Кудинов С.И. Экспериментально-теоретические аспекты исследования базовых свойств личности. Тольятти, 2005.
  10. Культурные миры молодых россиян: три жизненные ситуации. М.: Изд-во МГУ, 2000.
  11. Ладанов И. Д. Психология управления рыночными структурами: преобразующее лидерство. М.: УЦ «Перспектива», 1997.
  12. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1995.
  13. Оскольская Л.А.Трудовые ценности и нормы в содержании начального образования. М., 2006.
  14. Питерская О.В. Психологические основания успешности самореализации личности в особых видах труда. Барнаул, 2002.
  15. Пряжников Н. С., Пряжникова Е. Ю.  Профориентация.  М.: Академия, 2008.
  16. Хъелл Л. Теории личности. СПб, 1997.
  17. Шадриков В.Д. Психология и способности человека. М., 1996.
  18. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. Общ. ред. В. Толстых. М.: Прогресс, 1997.

 

Статьи из газет и журналов

  1. Бодров В. А., Орлов В. Я. Психология и надёжность: человек в системах управления техникой. М. Издательство «Институт психологии РАН», 1998.
  2. Дидковская Я.В. Динамика профессионального самоопределения студентов. Социол. исслед. 2001. № 7.
  3. Диплом для безработного, Российская газета от 16.01.2008.
  4. Киенко Е.В., Морозова И.С. Профессиональные аспекты самореализации личности // Философия образования. 2011. № 2.
  5. Макарова М.Н. Стратегии воспроизводства рабочих как отражение их трудовых и образовательных ориентаций. СОЦИС, 2007, №8.
  6. Моцарь Л. С. Уровневые проявления готовности выпускника вуза к будущей профессиональной деятельности как проекция тенденций его самореализаций. Вестник № 3. 2010.
  7. Омельченко Е.Л. Стилевые стратегии занятости и их гендерные особенности. Социол. исслед. 2002.
  8. Попробуй заработай, Труд от 26.01.2008.
  9. Сизикова Н. В. Осмысленность деятельности как компонент психологической готовности. Вестник Томского государственного университета 2008. № 38.
  10. Чупров В.И. Молодежь в общественном воспроизводстве. Социол. исслед. 1998. №3.
  11. Российская газета. Статья Р. Нургалиева от 18.05.2006.

 

Электронные ресурсы

  1. Департамент труда и занятости населения. Ориентация на работу по полученной специальности. Дата обращения  3. 09. 2009 [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.labor.ru/newsport.
  2. Федеральная служба государственной статистики. Безработица среди молодёжи. Дата обращения 2. 06.2009 [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd

 

Приложения

Приложение 135

Полисистемная модель самореализации личности (С.И. Кудинов)

 

 

 

 

 

 

Приложение 236

Ответы на вопрос "Чего Вы хотите достичь в жизни?"

Жизненные цели

Общее распределение

По всей выборке

Муж.

Жен.

Сумма

%

Ранг

Чел.

%

Чел.

%

Высокий заработок, материальное благополучие

567

19,1

1

588

17,6

278

18,6

Дело по душе, интересная работа

418

14,1

2

438

13,1

215

14,4

Хорошие отношения в семье

367

12,3

3

387

11,6

199

13,3

Хорошие, верные друзья

359

12,1

4

378

11,3

156

10,5

Удовлетворенность в любви, интимной жизни

222

7,5

5

240

7,2

132

8,8

Возможность поездить по миру

190

6,4

6

204

6,1

119

8,0

Свое дело, успех в предпринимательстве

135

4,5

7

154

4,6

66

4,4

Душевное равновесие

128

4,3

8

149

4,5

65

4,4

Профессионализм, мастерство

121

4,1

9

142

4,2

44

2,9

Самостоятельность, свобода

104

3,5

10

128

3,8

57

3,8

Знакомства, связи, возможность все достать

89

3,0

11

116

3,5

36

2,4

Уверенность в безопасности

82

2,8

12

107

3,2

35

2,3

Возможность полнее проявить себя, свои способности

82

2,8

12

109

3,3

47

3,2

Признание окружающих, слава

43

1,4

13

71

2,1

21

1,4

Власть, возможность командовать людьми

35

1,2

14

65

1,9

10

0,7

Нетрудная работа, спокойная жизнь

33

1,1

15

65

1,9

12

0,8


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 337

Планы на ближайшее будущее

Варианты ответов

По всей выборке

Муж.

Жен.

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

Продолжить образование

315

31,5

132

26,4

183

36,6

Основать свое дело

148

14,8

94

18,8

54

10,8

Работать по специальности в коммерческих структурах

123

12,3

83

16,6

40

8

Работать по специальности в госструктурах

112

11,2

39

7,8

3

14,6

У меня другие планы на будущее

75

7,5

35

7

40

8

У меня еще нет никаких планов на будущее

54

5,4

36

7,2

18

3,6

Уехать за границу учиться или работать

52

5,2

24

4,8

28

5,6

Работать не по специальности в коммерческих структурах

49

4,9

27

5,4

22

4,4

Работать не по специальности в госструктурах

25

2,5

14

2,8

11

2,2

Посвятить себя дому, семье

20

2

6

1,2

14

2,8

Заняться научно-исследовательской работой

16

1,6

5

1

11

2,2

Остаться работать в организации, где подрабатываю

10

1

4

0,8

6

1,2


 

 

 

Приложение 438

Убеждения молодежи относительно некоторых женских способностей

Убеждения о способностях

По всей выборке

Мужчины

Женщины

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

Могут ли женщины работать столько же, сколько мужчины?

Не могут

294

29,4

186

37,2

108

21,6

Почти также могут

340

34

169

33,8

171

34,2

Также могут

366

36,6

145

29

221

44,2

Могут ли женщины быть такими же настойчивыми и напористыми, как мужчины?

Не могут

78

7,8

55

11

23

4,6

Почти также могут

269

26,9

163

32,6

106

21,2

Также могут

653

65,3

282

56,4

371

74,2

Могут ли женщины быть такими же выносливыми, как и мужчины, когда нужно делать неприятную работу?

Не могут

199

19,9

135

27

64

12,8

Почти также могут

384

38,4

208

41,6

176

35,2

Также могут

417

41,7

157

31,4

260

52


 

 

 

 

 

 

Приложение 539

Ответы респондентов на вопрос: "Что ожидаете от будущей работы?»

Варианты ответов

Общее распределение

По всей выборке

Муж.

Жен.

Сумма

%

Ранг

Чел.

%

Чел.

%

Хорошая оплата труда

839

28,5

1

420

28,6

419

28,3

Возможность профессионального роста

484

16,4

2

244

16,6

240

16,2

Самореализация, самоутверждение

246

8,3

3

82

5,6

164

11,1

Престижность

226

7,7

4

139

9,5

87

5,9

Ощущение независимости

221

7,5

5

114

7,8

107

7,2

Возможность общения

218

7,4

6

82

5,6

136

9,2

Развитие способностей

184

6,2

7

96

6,5

88

6,0

Возможность чувствовать себя при деле

135

4,6

8

71

4,8

64

4,3

Минимум физической нагрузки,комфортные условия труда

118

4,0

9

66

4,5

50

3,4

Принести пользу обществу

116

3,9

10

57

3,9

59

4,0

Полное использование своих знаний

115

3,9

11

67

4,6

48

3,2

Решения бытовых проблем

47

1,6

12

29

2,0

16

1,1

Информация о работе Профессиональная самореализация студента в современных условиях