Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2014 в 18:03, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Проблема исследования профессиональной самореализации личности студента является актуальной, так как, кардинальные изменения в политической, экономической, духовной сферах нашего общества влекут за собой радикальные изменения в профессиональных ценностях и поступках людей. Студенты не могут осуществить адекватную профессиональную самоидентификацию, чтобы понять, соответствуют ли их личные качества и психологические данные требованиям выбранной специализации. Такая самоидентификация во многом основывается лишь на интуитивной самооценке.
Введение 3
1. Самореализация личности студента 5
1.1. Понятие самореализации 5
1.2. Формирование потребности в профессиональной самореализации студентов 10
1.3. Готовность студентов к самореализации в профессиональной деятельности 17
2. Особенности профессиональной самореализации студентов 23
2.1. Профессиональная самореализация и жизненные стратегии студентов 23
2.2. Проблемы профессиональной самореализации студентов 30
3. Программа исследования………………………………………………….…41
Заключение 45
Список использованных источников и литературы
Самоактуализация – это «такое развитие личности, которое освобождает человека от дефицита проблем роста и от невротических (или инфантильных, или воображаемых, или «ненужных», или «ненастоящих») проблем жизни...
То есть самоактуализация – это не отсутствие проблем, но движение от преходящих или ненастоящих проблем к настоящим проблемам»15.
Анализ исследований, представленный в работах Н.Б. Крыловой, Д.А. Леонтьева, Г.Н. Серикова, А. Маслоу, К. Роджерса и др. позволил определить понятие «самореализация» как одну из основных жизненных ценностей человека, которая отражает стремление максимально проявить свои потенциальные способности и претворить их в жизнь в процессе продуктивной деятельности.
Карл Г. Юнг считал, что конечная жизненная цель – это полная реализация «Я», точнее становление, неповторимого и целостного индивида. Итог сложного процесса индивидуации К.Юнг назвал самореализацией. Изучением самореализации личности занимались и представители различных психологических школ.
Современные педагогические исследования (В.И. Андреев, А.В. Хуторской, В.А. Черкасов, К.А. Абдульханова-Славская и др.) показывают, что самореализация осуществима только тогда, когда сформировалось самопознание своих способностей, образ «Я». Эта точка зрения важна тем, что современный учебный процесс обеспечивает развитие способностей и потенциалов в рамках личностно-ориентированного подхода.
В рамках нашего исследования важна точка зрения Л.П. Качаловой, которая определяет, что самореализация личности осуществляется в процессе обучения с личностно-ориентированных позиций при педагогической поддержке.
Сформировать потребность в самореализации – значит создать условия для развития у студента устойчивой тенденции к проявлению субъективных качеств в разнообразных сферах жизнедеятельности, стремлению к самосозиданию. Такая возможность представляется при личностно-ориентированном обучении, когда есть возможность осуществить развитие студента как личности, как индивидуальности и как активного субъекта деятельности. Необходимо изменение ролей и функций участников педагогического процесса таким образом, чтобы система внутренних осознанных побуждений личности, жизненных целей, установок, перспектив, намерений и стремлений к овладению профессиональным и знаниями, навыками, умениями способствовала развитию профессионально-значимых свойств и качеств личности. Осознание студентами определяющих целей своей профессиональной деятельности является важнейшим этапом в становлении его как будущего специалиста.
Исходя из вышеизложенного, под потребностью в профессиональной самореализации студента мы будем понимать процесс приобретения профессиональных знаний, умений, навыков, формирования профессионально-значимых свойств и качеств личности с их последующей
реализацией, развитием и совершенствованием в практической профессиональной деятельности, в результате активной деятельности студента, основанной на системе внутренних осознанных побуждений личности.
Современный рынок труда характеризуется высокой потребностью в специалистах, но при этом он во многом стихиен и не имеет сбалансированного характера. В этой связи будущее выпускников вузов оказывается неопределённым. Получение высшего образования сегодня не гарантирует выпускникам успешного трудоустройства. Поэтому студенты-выпускники вузов для повышения своей конкурентоспособности на рынке труда должны обладать не только высоким уровнем профессиональной подготовки, как теоретической, так и практической, но и социальной активностью, коммуникативными и организаторскими способностями, мобильностью, стремлением к самообразованию и самосовершенствованию, инициативой и творческим потенциалом, которые должны быть сформированы в процессе обучения в вузе. Следовательно, современная вузовская подготовка специалиста должна сочетать в себе не только профессиональную, но и психологическую подготовку.
Необходимо также отметить тот факт, что новые социально-экономические условия существенно усложняют профессиональную деятельность молодого специалиста в производственной сфере. Так, современная профессиональная деятельность специалиста характеризуется чрезвычайно высокой ответственностью, так как от своевременности, точности, безошибочности и эффективности действий специалиста в значительной степени зависит качество работы всей системы16. Устойчивость, стабильность и качество профессиональной деятельности обусловливаются психологической готовностью специалиста. Подчеркнём, что подготовка профессионала начинается с вуза.
Обучение в вузе – один из начальных этапов формирования и становления человека как субъекта будущей профессиональной деятельности. Студенческий период в рамках концепции профессионального развития личности рассматривается не только как период адаптации, приспособления, подготовки к будущей профессиональной деятельности, но и как этап профессионального самопознания, самоопределения, поиска путей реализации в будущей профессии своих возможностей 17. Именно этот период является наиболее сензитивным для заложения фундамента будущей профессиональной самореализации. Задача вуза заключается в подготовке выпускника к профессиональной самореализации в будущем, что требует разработки и применения специального комплекса средств и методов, стимулирующих этот процесс.
Сегодня многие исследователи отмечают профессиональную сферу как ведущую в самореализации личности (Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, А. Н. Кимберг, Л. А. Корыстылева, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, В. И. Слободчиков, В. Д. Шадриков и др.). По мнению А. К. Марковой, значимым фактором личностного саморазвития является профессионализация. Именно профессия – источник существования и средство личностной самореализации человека18.
Самореализация личности в профессии предполагает удовлетворённость личности собственным самоосуществлением. Самореализация в профессии включает деятельностную и личностную составляющие. Деятельностная самореализация рассматривается через субъективную удовлетворённость своими достижениями. Личностная самореализация оценивается по степени удовлетворённости от самоосуществления. Е. В. Киенко и И. С. Морозова отмечают, что самореализующийся человек в выбранной профессии способен достигать некоего качественно более высокого уровня профессиональной успешности, в отличие от того работника, которого можно считать успешным по всем необходимым формальным признакам.
У студента вуза ещё только формируется ясное видение своей специальности. Таким образом, студент в вузе не может осуществлять профессиональную самореализацию, у него развивается только готовность к ней.
Анализ теоретических источников позволил выделить следующие особенности взаимосвязи психологической готовности будущих специалистов к профессиональной деятельности и стремления к самореализации:
– во-первых, психологическая готовность связана с осознанием личностью своих собственных потребностей. В структуре психологической готовности многими исследователями выделяется мотивационный компонент, выражающий в отношении к инженерной деятельности, потребности успешно выполнить поставленную задачу, стремлении добиться успеха и показать себя с лучшей стороны. Поэтому студент, проявляющий стойкое желание работать по выбранной специальности, имеющий устойчивый интерес к профессии, обладает необходимым условием к будущей профессиональной самореализации в выбранной отрасли. Но мотивационные составляющие психологической готовности не всегда являются достаточными для будущей самореализации в профессии. Важна осмысленность человеком этой деятельности. Осмысленность как сформированное глубокое смысловое отношение к деятельности порождает настроенность человека на выполнение деятельности, положительное эмоциональное отношение к деятельности, обусловливая эффективное формирование компонентов психологической готовности, которая во многом определяет эффективность деятельности 19.
– во-вторых, психологическая готовность выражается в целенаправленной активности личности. Данная особенность проявляется в операционально-деятельностном компоненте психологической готовности. Только студент, владеющий способами и приёмами будущей профессиональной деятельности, а также способностью анализировать свои успехи и неудачи в решении задач, обладает стремлением к самореализации в выбранной профессии.
– в-третьих, психологическая готовность оказывает влияние на формирование оптимальной работоспособности человека, продуктивность деятельности, в целом, является предпосылкой для успешной деятельности. Регуляция своего состояния, умение предвидеть, предвосхищать ход деятельности, способность быстро переходить от ожидания к действию, умения принимать решения и другие инварианты являются необходимыми условиями эффективной готовности. Считаем, что студент с высоким уровнем самоконтроля, эмоциональной устойчивостью, умением управлять собой уже обладает предпосылками к профессиональной самореализации.
– в-четвёртых, сформированная психологическая готовность является необходимым ресурсом для самореализации в будущей профессиональной деятельности. Студент-выпускник с высоким уровнем психологической готовности к профессиональной деятельности, обладает высоким потенциалом к карьерному росту. Поскольку разделяя взгляды Д. И. Ладанова20, мы понимаем карьеру не только как продвижение по карьерным лестницам, но и как процесс реализации человеком себя, своих возможностей в условиях профессиональной деятельности.
Таким образом, отметим, что профессиональная самореализация личности на этапе обучения в вузе проявляется в готовности выпускника к будущей профессиональной деятельности. Соотнося стадии профессионального становления личности21, можно выделить следующую трансформацию категорий от готовности к профессиональному выбору к профессиональной самореализации через профессиональную компетентность.
Первая стадия профессионального становления личности связана с зарождением и формированием профессиональных намерений под влиянием общего развития личности и первоначальной ориентировки в различных сферах трудовой деятельности, в мире труда и мире профессий. На данной стадии профессионального становления личности формируется готовность к профессиональному выбору. Понятие «готовность к профессиональному выбору» исследователями понимается, как свойство личности, предполагающее наличие у субъекта образа профессионального плана и постоянной направленности сознания на его выполнение.
Вторая стадия – это период профессионального обучения и воспитания, то есть целенаправленной подготовки по избранной профессиональной деятельности. Данная стадия совпадает с периодом обучения в вузе. Так, к окончанию вуза у студента формируется долговременная психологическая готовность к профессиональной деятельности через психологическую готовность к учебно-профессиональной деятельности, и готовность к профессиональному самоопределению в рамках специализации.
Третья стадия – активное вхождение в профессиональную среду, отражающее переход учащегося к новому типу деятельности – к профессиональному труду в разных его формах в условиях реального производства, выполнение служебных обязанностей. На третьей стадии становления профессионала целесообразно рассматривать не готовность, а компетентность в области решения профессиональных задач. Особенность компетентности выступает то, что она проявляется в деятельности, мера успешности и эффективности, которой служит показателем компетентности специалиста.
В. И. Байденко, В. А. Болотов, Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, А. В. Мудрик, A. M. Новиков, В. В. Сериков, В. Д. Шадриков, С. Е. Шишов, А. В. Хуторский и др., определяющие компетентность, акцентируют внимание на наличии у субъекта опыта применения своих знаний и умений на практике. Такой опыт у выпускника вуза остаётся крайне ограниченными. Поэтому готовность выступает в качестве родового понятия по отношению к компетентности, которая обусловлена социально-профессиональным опытом человека (А. А. Деркач).
Четвёртая стадия предполагает полную или частичную реализацию профессиональных устремлений и возможностей личности в самостоятельном труде. В рамках данной стадии наблюдается самоактуализация и самореализация личностного потенциала в профессии
Таким образом, психологическая готовность является одной из причин деятельностной успешности человека в определённый момент времени. Без сформированной психологической готовности к профессиональной деятельности невозможна дальнейшая самореализация в профессии.
Рынок труда молодежи можно рассматривать как самостоятельный, целостный сегмент общего рынка труда, выделяемого на основе функционирования в обществе молодежи как особой социально-демографической группы, обладающей присущими ей потребностями и интересами и занимающей специфическое место в воспроизводстве трудовых отношений.
Многовариативность социально-экономической и культурной жизни трансформирующегося российского общества формирует специфическую среду предложений, в том числе и на рынке труда22. Атмосфера одновременного сосуществования множественности возможностей и их недоступности еще более усложняется тем, что отсутствует явный социальный образец, поддержанный государственными идеологическими императивами, такими как идея неприкосновенности частной собственности, высокий престиж людей науки и образования, толерантность, национальное достоинство и др. Эту атмосферу можно назвать "постоянством неопределенности". Таким образом, относительно равный старт не является гарантией равных возможностей молодых людей на рынке труда современной России23. Выбираемая и реализуемая стратегия зависит от представлений каждого индивида об успехе, путях его достижения, о своем предназначении и будущем.
Информация о работе Профессиональная самореализация студента в современных условиях