Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2014 в 18:03, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Проблема исследования профессиональной самореализации личности студента является актуальной, так как, кардинальные изменения в политической, экономической, духовной сферах нашего общества влекут за собой радикальные изменения в профессиональных ценностях и поступках людей. Студенты не могут осуществить адекватную профессиональную самоидентификацию, чтобы понять, соответствуют ли их личные качества и психологические данные требованиям выбранной специализации. Такая самоидентификация во многом основывается лишь на интуитивной самооценке.
Введение 3
1. Самореализация личности студента 5
1.1. Понятие самореализации 5
1.2. Формирование потребности в профессиональной самореализации студентов 10
1.3. Готовность студентов к самореализации в профессиональной деятельности 17
2. Особенности профессиональной самореализации студентов 23
2.1. Профессиональная самореализация и жизненные стратегии студентов 23
2.2. Проблемы профессиональной самореализации студентов 30
3. Программа исследования………………………………………………….…41
Заключение 45
Список использованных источников и литературы
Вообще для современной ситуации в России характерно изменение модели социального старта: интеграция молодежи в общество отличается большей сложностью и продолжительностью, чем прежде; молодежь дольше остается в системе образования, с трудом находит нишу на рынке труда, материально зависит от родителей. Поэтому ориентация на работу по полученной специальности в ряде случаев может быть неустойчивой и зависеть от конкретно складывающихся обстоятельств. В нашем исследовании около половины учащихся профучилищ никак не связывают свое будущее с избранной специальностью и не собираются по ней работать. Названная тенденция фиксируется и у студентов вузов различных профилей, в том числе даже военных. Показательны в этом плане результаты опроса, проведенного с 1 июня по 3 августа 2009 г., и представленные на сайте Правительства Москвы (опрошено 1535 чел.). На вопрос «Работаете ли Вы
по полученной в учебном заведении профессии (специальности)?» утвердительно ответили менее трети -30,6%, «нет» сказали 69,4% 28.
Несогласованность действий таких важнейших институтов социализации, как образование и занятость (трудовая, профессиональная занятость), которую можно рассматривать как следствие отсутствия планирования подготовки кадров, порождает невостребованность обществом квалифицированных кадров из числа молодежи. Социальные последствия этого - рост риска депрофессионализации и нисходящей социальной мобильности наиболее квалифицированных молодых людей, рост безработицы среди молодежи.
По данным Госкомстата РФ, на май 2009 г. молодежь до 25 лет составляла среди безработных 28,7% (лица в возрасте 50 лет и старше - 17,4%). Самый высокий уровень безработицы отмечается в возрастной группе 15 - 19 лет (33,8%), а также 20 - 24 лет (16%). Коэффициент превышения уровня безработицы среди молодежи в среднем по возрастной группе 15 - 24 лет по сравнению с уровнем безработицы взрослого населения в возрасте 30 - 49 лет составляет 2,8 раза, в том числе среди городского населения – 3,1 раза, сельского – 2,2 раза29. Нынешних 18 - 20 летних безработица сопровождает всю сознательную жизнь и не является для них чем - то нелигитимным, а скорее нормой. Возникает инерция привычной безработицы, "культура безработицы" с опасными социальными последствиями, а именно: нестабильность занятости, отсутствие опыта трудового участия формирует ориентацию на незанятость, которая со временем становится устойчивой, доминантной. Молодежная безработица, растущее социальное расслоение увеличивают разрыв между активно рекламируемым имиджем «молодости» и социальным опытом подростков, молодежи, лишенных необходимых социальных и культурных ресурсов. Существуют большие группы молодежи (в том числе как следствие социального, возрастного неравенства - у молодежи, к примеру, меньше возможностей получить хорошую, тем более высокооплачиваемую работу, жилье и т.п.), для которых рекламируемые и навязываемые «прелести» молодежной субкультуры недоступны. У них нет соответствующих ресурсов, возможностей для восходящей социальной мобильности. В подобной ситуации возможным средством для приобретения желаемых статусных позиций, формирования чувства собственного достоинства, самоутверждения остается уход в криминальную деятельность, «делинквентное решение». Если нет возможности утвердиться в мире взрослых легитимно (Как? Трудом? Но работу найти невозможно да и не престижно это «пахать за копейки»), ищутся другие формы: не активно-позитивные, а негативно-активные – преступления, экстремизм, насилие, уход в алкоголь, наркотики, самоубийство. Статистика безжалостно свидетельствует о росте молодежной преступности. Тяжкие преступления подростков отличаются повышенной жестокостью и совершаются, как правило, в группе (а это уже организованная преступность). Повышается криминальная активность несовершеннолетних девушек, все чаще подростки вовлекаются в экстремистскую деятельность. По свидетельству министра МВД Р.Нургалиева, рост безработицы, на один процент дает скачок преступности на 5% 30.
Трудовое воспитание молодежи отсутствует, усиливается пропаганда
нетрудовых доходов, чему способствуют отечественные СМИ, особенно
телевидение. Меняется трудовая мотивация, формируется новое
отношение к труду как к ценности, наблюдается девальвация норм трудовой этики. Как показывают результаты исследований, у многих молодых людей на уровне установки на труд вызревает мотивационное ядро отношения к труду, которое можно сформулировать так: «лучше не работать, если можно не работать, а если работать, то только в той мере, в какой труд оплачивается, и чтобы при этом работа не мешала другим сторонам моей жизни». Молодежь все больше ориентируется не на социальную полезность и содержательную сторону труда, а на зарплату. Например, в трудовых ориентациях опрошенных нами в Подмосковье школьников выявлены в качестве особо значимых факторы высокой оплаты труда, наличие социального пакета, комфортные условия труда и др.
Несомненно, значимыми являются для них потребительские ценности, при этом кропотливый труд, даже если он приносит хороший доход, привлекателен для немногих, куда заманчивее «иметь деньги, не напрягаясь». Можно сказать, что в молодежном сознании фиксируется приоритет ценностей частной жизни, ориентация на личное благополучие и растущая отчужденность от традиционных социальных институтов, властных структур и дистанцирование от старших поколений. В ориентациях школьников и студентов недостаточно представлены трудовые ценности, что отражает ситуацию в обществе, которое в лице своих социальных институтов не уделяет должного внимания формированию трудовых ориентаций у молодежи, акцентированию значимости труда для существования индивида и общества. В стране наблюдается явный дефицит художественных произведений (фильмов, спектаклей, телепередач, музыкальных произведений, художественной литературы и.т.п.), дающих труду позитивную оценку и утверждающих трудовую деятельность как путь к социальному успеху. Даже в современных школьных учебниках трудовой социализации уделяется меньшее внимание, чем в советское время. Например, Л.А.Оскольская, исследовавшая проблему отражения трудовых ценностей и норм в советских школьных учебниках начальных классов и современных российских, пришла к выводу, что за последние 20 лет трудовые ценности и нормы, транслируемые учебниками, изменились. Сместился нормативный акцент с труда для других на труд для себя, происходит движение от нормы трудового подвига на благо Родины к норме спокойного, обыденного труда для благополучия индивида и его семьи31.
Сравнивая советские школьные учебники начала 80 - годов и современные, Л.А.Оскольская отмечает в последних актуализацию материальных ценностей, ослабление ценностей порядка, норм рационального использования времени и трудовой дисциплины, меньшее внимание уделено селу и связанным в ним видам деятельности, зато большее внимание уделяется работе в области науки и искусства, в сфере услуг, которая, кстати, «перетягивает» на себя трудовые ресурсы в российской экономике. В наших исследованиях фиксируется падение престижа рабочих профессий у молодежи, в качестве причин которого можно назвать: 1)отсутствие экономических стимулов, в том числе неэффективная занятость на малоуспешных и неконкурентоспособных предприятиях, которые не могут и/или не желают платить соответствующую зарплату; 2)ограниченные возможности для карьерного роста; 3)непривлекательность физического труда для поколения, выросшего в новых условиях; 4)усиление потребительских ориентаций, соблазн получения «легких денег» (период «дикого рынка» 90-х годов предоставил такую возможность покинувшим производство родителям, детей они ориентируют так же), 5) отсутствие факторов «привязки» работника к предприятию, которые существовали в советское время (возможность получить бесплатное жилье, развитая социальная инфраструктура – детские ясли, сады, базы лечения, отдыха и т.п.). Исчезает такой важный фактор трансляции профессиональной субкультуры, как трудовые династии, роль семейных традиций в профессиональном выборе детей. По свидетельству М.Н.Макаровой, проводившей исследование среди рабочих Удмуртии, роль семейных традиций в наследовании профессии рабочего понижается с возрастом: в группе рабочих старше 50 лет продолжили семейную рабочую традицию 22,6%; в группе 40-49 лет – 13,8%; в группе 20 - 29 лет – 4,8%32. У молодежи рабочие профессии ассоциируются с малоквалифицированным трудом, хотя современному промышленному производству требуются высококвалифицированные рабочие. В совокупности с низкой заработной платой названные выше факторы способствуют не только падению престижности работы в промышленности, но утрате интереса к индустриальным профессиям вообще в том числе со стороны молодежи, которая не мотивирована к получению рабочих профессий, к работе на промышленных предприятиях. Перечисленные выше причины плюс разрушение системы подготовки профессиональных рабочих кадров как на уровне предприятия, так и на уровне государства обернулись нарастающим дефицитом индустриальных профессий и массой рабочих вакансий (до 70%) на рынке труда. Нельзя обойти вниманием и качество получаемого российской молодёжью профессионального образования. Так, по свидетельству ректора ГУ - ВШЭ Я.Кузьминова, сегодня до 30% вузовских учебных программ не дают даже минимально необходимого для профессиональной деятельности набора знаний и умений; их студенты попадают в сектор «псевдообразования», а выпускники становятся клиентами служб занятости33. Поэтому неудивительно, что работодатели испытывают острую потребность в квалифицированных специалистах. По данным ВЦИОМ, который провел опрос 1200 владельцев компаний и топ-менеджеров, представлявших все слои предпринимателей из 40 регионов страны, 52% опрошенных главной проблемой для своих компаний назвали «отсутствие квалифицированных кадров»; затем уже коррупцию, административные барьеры и слишком высокие налоги34.
Сложное положение студентов на рынке труда, её неконкурентоспособность, малая востребованность работодателями усугубляется и другими факторами, к числу которых можно отнести: 1) недостаток у студентов профессиональных знаний; 2) отсутствие необходимой квалификации и трудовых навыков; 3)нежелание работодателей нести дополнительные расходы, связанные с организацией профессионального обучения/переобучения молодых работников; 4) уход молодых женщин в длительный отпуск, связанный с рождением ребёнка; 5) инфантилизм, безответственность части молодых людей; 6) невысокая деловая активность и др.
Проблема исследования профессиональной самореализации личности студента является актуальной, так как, кардинальные изменения в политической, экономической, духовной сферах нашего общества влекут за собой радикальные изменения в профессиональных ценностях и поступках людей. Студенты не могут осуществить адекватную профессиональную самоидентификацию, чтобы понять, соответствуют ли их личные качества и психологические данные требованиям выбранной специализации. Такая самоидентификация во многом основывается лишь на интуитивной самооценке.
Большое значение в настоящее время имеет качество рабочей силы, создающей товары и услуги. Чтобы добиться существенного развития человеческих ресурсов, в первую очередь необходимо создавать условия для повышения конкурентоспособности граждан на рынке труда.
Особое внимание необходимо уделять работе с молодежью, представляющей собой одну из наиболее уязвимых категорий населения страны. Сравнительно низкую конкурентоспособность студентов обуславливает действие ряда факторов:
Как показывают многочисленные исследования, студенты не получают достаточных знаний о современном рынке труда, о правилах поведения на нем, слагаемых построения успешной профессиональной карьеры, о своих правах и обязанностях в сфере трудовых отношений. Студенты не готовы конкурировать и быть субъектом на рынке труда.
При первичном выходе на рынок труда у выпускников вузов преобладают идеалистические представления о будущей профессии, трудовой и профессиональной карьере. С первых шагов на рынке, в условиях невозможности трудоустройства, эти представления разрушаются и приводят к возникновению сложных социально-психических состояний (тревога, состояние депрессии, влияющее на коммуникативную сферу и сопровождаемое ощущением безысходности, комплексом вины).
Столкновение с трудовой реальностью приводит к переориентации либо деградации трудовых ценностей. Существуют точки зрения о том, что безработицу следует рассматривать как своеобразный вариант социализации молодежи, но многочисленные примеры подтверждают, что безработица негативно влияет на социально-психологическое развитие молодых людей и часто приводит к исчезновению взгляда на труд как средство личной самореализации, а сам процесс нормальной социализации оказывается нарушенным.
Объект исследования. Объектом исследования выступают студенты.
Предмет исследования. Предметом исследования являются особенности профессиональной самореализации студентов.
Цель исследования: выявить отношение студентов к получаемой профессии.
Для достижения поставленной цели потребовалось решение следующих задач исследования:
Операционализация понятий.
Самопознание – знание и оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других, уровень которого определяется в зависимости от критичности, требовательности к себе, своим успехам и неудачам и оказывает влияние на эффективность деятельности и дальнейшее развитие личности.
Самореализация – реализация собственного потенциала.
Потребность – нужда в чем-либо, объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности.
Интерес – это положительное сознательно-эмоциональное отношение субъекта к объектам, событиям или деятельности, которое выражается в стремлении к овладению определенными мыслями, предметами или действиями.
Сформировать потребность в самореализации – значит создать условия для развития у студента устойчивой тенденции к проявлению субъективных качеств в разнообразных сферах жизнедеятельности, стремлению к самосозиданию.
Профессиональная самореализация – высшая стадия профессионального развития человека как субъекта профессиональной деятельности и характеризует осуществление потенциальных возможностей человека в сфере профессиональной деятельности.
Гипотеза исследования:
В процессе обучения студент меняет своё мнение о получаемой профессии.
Методы исследования:
В исследовании будет применен анкетный опрос студентов.
В настоящее время метод опроса является самым распространённым из социологических методов. Опросы – незаменимый приём получения информации о субъективном мире людей, их склонностях, мотивах деятельности, мнениях. Сбор первичной информации здесь осуществляется посредством обращения с вопросами к определённой группе людей.
Данные, полученные опросными методами, выражают субъективные мнения респондентов. Прежде чем приступить к осуществлению опроса, необходимо тщательно разработать исследовательскую программу, грамотно составить вопросы, а также продумать: кого опрашивать, где вести беседу, как обработать данные, как их проверить и т.д.
Выбор метода обусловлен, во-первых, необходимостью получения информации количественного характера для проверки выдвинутой гипотезы. Во-вторых, данный метод предоставляет респондентам обдумать предложенные вопросы. В-третьих, анкетирование позволяет получать информацию в сжатые сроки и контролировать полноту заполнения анкеты.
В качестве эмпирического объекта
взяты студенты вузов г. Ярославля.
Исследование выборочное, генеральная
совокупность – студенты вузов г. Ярославля.
Стратегия отбора – неслучайная, вид выборки
– доступные случаи.
Профессиональная самореализация личности – это процесс формирования личностью своего отношения к окружающему его миру, к профессионально-трудовой среде. Это процесс поэтапного принятия решения о том, как, посредством чего, можно согласовать собственные представления и потребности общества, процесс формирования индивидуального стиля деятельности, индивидуального стиля жизни. Профессиональная самореализация является составной частью целостного жизненного самоопределения, предполагает взаимную адаптацию личностных запросов и интересов общества для решения сложных и многогранных задач, предъявляемых современным развитием социально-экономической ситуации, всем ходом общественного развития. Профессиональная самореализация личности – сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни.
Проблема формирования личности, готовой к успешной самореализации в мире труда решается в отечественной педагогической практике средствами профессиональной ориентации. Размытость социально-экономические перспектив развития общества выдвигает на первый план вопрос подготовки не профессионалов узкого профиля, а мобильных, готовых к быстрой смене области профессиональной деятельности личностей, создающих при необходимости свою собственную профессиональную нишу, свое рабочее место. Для формирования таких качеств необходимо ввести процесс профессионального самоопределения в более широкий контекст личностной идентификации человека, включающей в себя помимо профессиональной и другие области самореализации человека (семейной, политической, религиозной и т.д.). В этой связи перспективным оказывается процесс планирования карьеры, позволяющий ввести профессиональную самореализацию человека в контекст всей его жизнедеятельности, т.е. сделать профессиональный выбор одним из факторов личностной самореализации на основе жизненной стратегии человека.
Информация о работе Профессиональная самореализация студента в современных условиях