Профессиональные ожидания студентов старших курсов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 08:59, курсовая работа

Краткое описание

Сегодня современное студенчество сталкивается с массой сложностей, связанных с выбранной профессией. Одной из важнейших проблем, которая тесно переплетена с жизненными стратегиями студентов, а также влияющая на дальнейшую жизнь молодых людей, является проблема профессиональных ожиданий.
В современном мире профессия влияет на статус человека, на престиж, имидж, материальное благосостояние. Как пишут Лясников Н. и Лясникова Ю. в своей работе «Социально-экономические условия формирования духовной культуры студенческой молодежи», в современном российском обществе профессия служит идентификационным шаблоном, посредством которого оценивается конкретная личность, ею обладающая. По профессиональному признаку приписываются личные потребности, способности, экономический и социальный статусы

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Профессиональные ожидания современной студенческой молодежи………………………………………………………………………….8
Профессиональные ожидания в различных типах жизненных стратегий личности……………………………………………………………….8
Динамика профессиональных ожиданий……………………........14
Современная картина профессиональных ожиданий студентов ВУЗов……………………………………………………………………………..19
Глава 2. Специфика профессиональных ожиданий современных студентов старших курсов (на примере студентов площадки №1 СФУ)……28
2.1. Основные факторы и мотивы получения высшего образования у современной молодежи (на примере студентов площадки №1 СФУ) ...…….28
2.2. Профессиональные ожидания современных студентов старших курсов и их взаимосвязь с получаемым образованием по специальности.................................................................................................35
2.3. Основные выводы…………………………………………………….38

Заключение………………………………………………………………..41

Список использованной литературы …………………………………....46

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya.doc

— 1.17 Мб (Скачать файл)

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

"СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ"

Институт педагогики, психологии и социологии

Кафедра социологии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

«Профессиональные ожидания

студентов старших курсов»

(на примере студентов 4 и 5 курсов площадки №1 СФУ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Руководитель   __________    А.П.Павлов

подпись, дата    инициалы, фамилия

 

Студентка ПП06-45С  __________    А.А.Ситникова

подпись, дата    инициалы, фамилия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Красноярск 2010

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………3

Глава 1. Профессиональные ожидания современной студенческой молодежи………………………………………………………………………….8

    1. Профессиональные ожидания в различных типах жизненных стратегий личности……………………………………………………………….8
    2. Динамика профессиональных ожиданий……………………........14
    3. Современная картина профессиональных ожиданий студентов ВУЗов……………………………………………………………………………..19

Глава 2. Специфика профессиональных ожиданий современных студентов старших курсов (на примере студентов площадки №1 СФУ)……28

2.1. Основные факторы и мотивы получения высшего образования у современной молодежи (на примере студентов площадки №1 СФУ) ...…….28

2.2. Профессиональные ожидания  современных студентов старших  курсов и их взаимосвязь с  получаемым образованием по специальности.................................................................................................35

2.3. Основные выводы…………………………………………………….38

 

Заключение………………………………………………………………..41

 

Список использованной литературы …………………………………....46

 

Приложение ………………………………………………………………48

 

ВВЕДЕНИЕ

Сегодня современное студенчество сталкивается с массой сложностей, связанных с выбранной профессией. Одной из важнейших проблем, которая тесно переплетена с жизненными стратегиями студентов, а также влияющая на дальнейшую жизнь молодых людей, является проблема профессиональных ожиданий.

В современном мире профессия влияет на статус человека, на престиж, имидж, материальное благосостояние. Как пишут Лясников Н. и Лясникова Ю. в своей работе «Социально-экономические условия формирования духовной культуры студенческой молодежи», в современном российском обществе профессия служит идентификационным шаблоном, посредством которого оценивается конкретная личность, ею обладающая. По профессиональному признаку приписываются личные потребности, способности, экономический и социальный статусы [7].

Профессиональные ожидания - крайне динамичная структура, на изменение которой влияет множество факторов. В частности, трансформация основных ценностных ориентаций молодежи повлекла за собой очень серьезные изменения исследуемого нами феномена. Также, сигналом к изучению профессиональных ожиданий современных студентов является перемены, происходящие в системе мотивов получения высшего образования у молодежи.

Изучение профессиональных ожиданий современных студентов, а в частности учащихся старших курсов ВУЗов, актуализируется при рассмотрении сегодняшних проблем на рынке труда: с одной стороны существует дефицит кадров по ряду социально важных специальностей, а с другой - присутствует переизбыток работников в определенных сферах деятельности.

Сегодня немалое количество исследователей в области социологии уделяют особое внимание изучению вопросов современной молодежи именно в период профессионального образования и последующей трудовой деятельности. Тем не менее, данная проблема не является разработанной по отношению к нашей современной ситуации в социуме, хотя, безусловно, заслуживает внимания.

В рамках нашей работы нас интересует понимание профессиональных ожиданий в нескольких аспектах. Во-первых, профессиональные ожидания - это представления человека о своих вероятных профессиональных успехах в общем смысле: представления о тех возможностях, которые может дать будущая профессиональная деятельность (самореализация, приобретение определенного социального статуса, высокая заработная плата и т.д.), возможный характер будущей трудовой деятельности. Во-вторых, важным моментом для изучения является перспектива и желание студента связать будущую трудовую деятельность конкретно с выбранной специальностью и профессиональные ожидания от нее.

Обоснование актуальности проблемы.

Наша страна занимает одно из лидирующих мест в мире по удельному весу лиц с высшим образованием в численности экономически активного населения, который равен 23%. Лишь в США, Норвегии и Нидерландах этот показатель выше; в Японии, Канаде, Испании и Великобритании он несколько уступает российскому. Между тем, в развитых общественных системах возможности и пределы реализуемости полученного образования определены четкой связью между его уровнем и уровнями дохода и общественного положения. Определена даже «ценность» каждого года обучения, т.е. материальная выгода, которая извлекается на протяжении всего периода трудовой деятельности. В нашей стране ситуация иная. В ходе трансформации российского общества цепочка: образование - статус - доход оказалась разорванной, вследствие чего возможности «конвертации» полученного образования в повышение дохода и социального статуса существенно уменьшились[3]. При этом, социологи выявили некоторые негативные тенденции. В частности, коммерческие фирмы предпочитают нанимать на работу, даже не требующую высокой квалификации, не лиц со средним образованием, а выпускников вузов. Немаловажная сторона этого противоречия состоит в том, что квалифицированный, интеллектуальный труд сегодня - самый низкооплачиваемый. Таким образом, возникает следующая проблема: диплом о высшем образовании сегодня выступает как важнейший, первостепенный критерий при устройстве на работу. Это сказывается на структуре ценностей и жизненных планах молодежи и не может не снижать адекватного самоопределения студентов[3].

Исследования профессиональных ожиданий студентов крайне актуальны в наши дни. Как уже было отмечено, сегодня на рынке труда возникла сложная ситуация: первая особенность заключается в том, что существует переизбыток профессиональных кадров по отдельным специальностям. При этом, ежегодно ВУЗы страны выпускают огромное количество специалистов по престижным и модным направлениям (экономика, юриспруденция), что не соответствует количеству рабочих мест, предлагаемых государством и частным экономическим сектором. Тем не менее, число абитуриентов, ежегодно поступающих на данные специальности, стабильно высокое. Некоторые студенты ориентируются на то, что получение определенной специальности уже на этапе студенчества предоставляет «социальные привилегии». Увеличение доли платного обучения неизбежно привело к закреплению «порога доступности» более престижного высшего образования, отсекающего от возможностей его получения значительные группы населения. Таким образом, формируется страта «образование/профессии для «избранных». Это является одним из факторов, влияющих на получение престижного, но не всегда перспективного образования. Тем не менее, каждый из таких студентов, тем не менее, имеет свою точку зрения по поводу будущей профессии и работы, которая очень важна в контексте сложившейся ситуации, ведь профессиональные ожидания данной группы студентов будут крайне не совпадать с предлагаемыми возможностями на рынке труда.

Второй особенностью современной ситуации на рынке труда является обратная (отрицательная) динамика численности студентов на менее востребованных направлениях и специальностях. К тому же, существует проблема, когда на менее престижные специальности поступают исключительно для получения диплома о высшем образовании. Таким образом, складывается ситуация, когда государству, к примеру, требуются учителя школ, но выпускники, получившие соответствующее образование, не идут работать дальше в средние учебные заведения.

Проблемой данного исследования является противоречие между профессиональными ожиданиями студентов и запросами общества и государства, рынка труда.

Объектом данного исследования являются профессиональные ожидания студентов старших курсов высших учебных заведений.

Предмет исследования - профессиональные ожидания студентов старших курсов высших учебных заведений.

Цель исследования: изучить профессиональные ожидания студентов старших курсов высших учебных заведений.

Для достижения данных целей необходимо решить ряд основных исследовательских задач:

  1. Изучить влияние жизненных стратегий на структуру профессиональных ожиданий личности.
  2. Сравнить профессиональные ожидания студентов на различных этапах становления российского общества.
  3. Выяснить основные мотивы получения высшего образования у современной молодежи.
  4. Определить основные причины выбора специальности у современной молодежи.
  5. Выявить ключевые проблемы, которые волнуют современную студенческую молодежь старших курсов относительно их будущей трудовой деятельности.
  6. Выяснить, планирует ли большинство студентов старших курсов связывать свою будущую трудовую деятельность с получаемым образованием.
  7. Определить, что чаще всего не устраивает современных студентов в перспективе работать по специальности.

Гипотеза данного исследования формулируется следующим образом: Большинство студентов старших курсов не планируют связывать свою будущую трудовую деятельность с получаемым образованием.

Гипотезы-следствия:

1.Большинство студентов старших курсов выбирают специальность не исходя из собственных предрасположенностей и способностей, а основываясь на необходимости получения диплома о высшем образовании.

2.Основным преимуществом высшего образования студенты старших курсов считают получение диплома, который должен помочь при трудоустройстве.

3.Большинство студентов старших курсов не довольны выбранной специальностью.

4.При возможности изменить в прошлом выбранную специальность, многие студенты воспользовались бы таким шансом.

5.Чаще всего, студенты  старших курсов площадки №1 Сибирского  федерального университета склонны  считать, что статус выпускника  СФУ не даст им никаких привилегий  и преимуществ при трудоустройстве  на работу.

 

ГЛАВА 1

Профессиональные ожидания

современной студенческой молодежи

1.1. Профессиональные ожидания  в различных типах жизненных  стратегий личности.

Впервые понятие жизненной стратегии было введено К.А. Абульхановой-Славской. Она определяла ее как «способность к самостоятельному построению своей жизни, к принципиальному, осмысленному ее регулированию в соответствии с кардинальным направлением; это способ разрешения противоречий между внешними и внутренними условиями реальной жизни» [2].

Т.Е. Резник и Ю.М. Резник в своей работе «Жизненные стратегии личности» приводят наиболее распространенные типы стратегий, которые встречаются в повседневной жизни. Они выделяются по ряду институциональных признаков: социально-экономическому положению, способу воспроизводства и трансляции культурных стандартов, системе регуляции и контроля, социальному характеру (коллективной ментальности), профессиональному этосу. В совокупности эти признаки образуют комплексный критерий социологической типологизации жизненных стратегий. Его содержание определяется характером социальной активности личности. Рецептивная ("приобретательская") активность является основой стратегии жизненного благополучия и ее аномальных форм- потребительско-накопительской, паразитарно-эксплуататорской и др. Предпосылкой стратегии жизненного успеха выступает мотивационная ("достиженческая") активность, рассчитанная на общественное признание (примером служит предпринимательство). Наконец, для стратегии самореализации характерна творческая активность, направленная на создание новых форм жизни безотносительно к их внешнему признанию(непризнанию) [12].

Выделенные типы жизненных стратегий имеют множество модификаций. Так, стратегии жизненного благополучия можно разделять по способу достижения на стратегии индивидуального и группового благополучия, по целевому назначению - на стратегии возрастающего сбалансированного благополучия, по форме проявления - на стратегии одномерного и многомерного потребления. Стратегии жизненного успеха дифференцируются в зависимости от предметной направленности на стратегии личного и социального, в том числе профессионального успеха, конструктивного и деструктивного успеха[12].

Сфера распространения типа стратегий определяется уровнем социально-экономического и культурного развития общества; способом производства, уровнем и качеством жизни, наличием правовых средств регуляции общественной жизни, степенью участия в управлении государством, влиянием традиций-идеалов и верований. В современном обществе широкой популярностью пользуются стратегии жизненного успеха. Они в наибольшей степени соответствуют господствующему в нем духу индивидуализма, суверенитету личности, свободной конкуренции, плюрализму. В таком обществе всемерно поощряются разнообразные формы активности, личная инициатива и предприимчивость[12].

Стратегии жизненного благополучия имеют наибольшее распространение в традиционных и кризисных обществах. Они предполагают такие условия, как низкий уровень развития производства и сферы услуг, углубляющийся экономический кризис, отсутствие демократических традиций, авторитарные формы управления. Стратегии самореализации распространены в индустриальных и постиндустриальных обществах.

Носителями разных стратегий являются представители разных групп и слоев. Социальной базой стратегии успеха выступают средние слои, научно-техническая интеллигенция, предприниматели, руководители, политические деятели. Стратегия жизненного благополучия характерна для маргинальных слоев и лиц, занимающихся преимущественно физическим трудом. К сторонникам стратегии самореализации надо отнести гуманитарную интеллигенцию, деятелей литературы и искусства, духовенство.

О. С. Васильева и Е.А. Демченко важнейшими характеристиками жизненных стратегий считают принятие ответственности за свою жизнь, осмысленность жизни, наличие выстроенной системы ценностей и жизненных целей. Ответственность, являясь одной из основных характеристик жизненной стратегии, оказывает большое влияние на эффективность реализации человеком своих жизненных целей и, следовательно, на удовлетворенность жизнью и психическое здоровье. Авторы утверждают, что люди с высокими показателями осмысленности жизни и общего уровня субъективного контроля, как правило, сознательно или неосознанно занимают позицию активного творца своей жизни и опираются на такие ценности, как любовь, красота, творчество, добро, развитие [5].

Информация о работе Профессиональные ожидания студентов старших курсов