Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 08:59, курсовая работа
Сегодня современное студенчество сталкивается с массой сложностей, связанных с выбранной профессией. Одной из важнейших проблем, которая тесно переплетена с жизненными стратегиями студентов, а также влияющая на дальнейшую жизнь молодых людей, является проблема профессиональных ожиданий.
В современном мире профессия влияет на статус человека, на престиж, имидж, материальное благосостояние. Как пишут Лясников Н. и Лясникова Ю. в своей работе «Социально-экономические условия формирования духовной культуры студенческой молодежи», в современном российском обществе профессия служит идентификационным шаблоном, посредством которого оценивается конкретная личность, ею обладающая. По профессиональному признаку приписываются личные потребности, способности, экономический и социальный статусы
Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Профессиональные ожидания современной студенческой молодежи………………………………………………………………………….8
Профессиональные ожидания в различных типах жизненных стратегий личности……………………………………………………………….8
Динамика профессиональных ожиданий……………………........14
Современная картина профессиональных ожиданий студентов ВУЗов……………………………………………………………………………..19
Глава 2. Специфика профессиональных ожиданий современных студентов старших курсов (на примере студентов площадки №1 СФУ)……28
2.1. Основные факторы и мотивы получения высшего образования у современной молодежи (на примере студентов площадки №1 СФУ) ...…….28
2.2. Профессиональные ожидания современных студентов старших курсов и их взаимосвязь с получаемым образованием по специальности.................................................................................................35
2.3. Основные выводы…………………………………………………….38
Заключение………………………………………………………………..41
Список использованной литературы …………………………………....46
Вам выпала возможность вернуться в прошлое
И поменять выбранную специальность.
Как Вы поступите?»
Если затрагивать тему влияния статуса СФУ на профессиональные ожидания, то важно отметить, что 44% респондентов считают, что статус выпускника данного ВУЗа не поможет им стать востребованнее других молодых специалистов на рынке труда. При этом, 33% затруднились при ответе и только 22% считают, что статус СФУ даст преимущества при трудоустройстве. Скорее всего, это связано с тем, что имидж Сибирского федерального университета на данный момент находится на стадии формирования, а также еще не прошло время, чтобы у работодателя возникло представление о работниках - выпускниках СФУ. В соответствии с данными исследования, наша гипотеза о том, что студенты старших курсов площадки №1 Сибирского федерального университета склонны считать, что статус выпускника СФУ не даст им никаких привилегий и преимуществ при трудоустройстве на работу, подтвердилась.
2.3. Основные выводы.
В рамках проведения данного социологического исследования профессиональных ожиданий студентов старших курсов ВУЗов (на примере студентов 4 и 5 курсов площадки №1 СФУ), были сделаны следующие выводы:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Автором данной работы был проведен обзор существующих публикаций и исследований по теме профессиональных ожиданий, их систематизация. Также нами было проведено социологическое исследование, с целью изучить профессиональные ожидания современных студентов (на примере студентов 4-5 курсов площадки №1 СФУ).
Поставленные нами задачи были выполнены:
Также, нами было проведено социологическое исследование профессиональных ожиданий студентов и их связи с получаемым образованием. Цель нашего исследования достигнута- мы изучили профессиональные ожидания современных студентов старших курсов высших учебных заведений (на примере студентов площадки №1 СФУ).
Основная гипотеза о том, что большинство студентов старших курсов площадки №1 СФУ не планируют связывать свою будущую трудовую деятельность с получаемым образованием, частично подтвердилась. Данные нашего исследования показывают, что большинство студентов, при ответе на вопрос «Собираетесь ли Вы связывать свою будущую трудовую деятельность с получаемым образованием?», отвечают «Как получится» (39%).
В результате нашей работы, наша гипотеза-следствие о том, что получение диплома о высшем образовании является одной из главнейших целей современных студентов, была частично подтверждена. Но, все же, для студентов площадки №1 СФУ на первом месте стоит естественность и обязательность наличия высшего образования сегодня.
Гипотеза-следствие о том, что большинство студентов старших курсов выбирают специальность не исходя из собственных предрасположенностей и способностей, а основываясь на необходимости получения диплома о высшем образовании, частично опровергнута. Данные исследования показали, что старшекурсники площадки №1 СФУ чаще всего сочетают варианты ответов «Специальность соответствует моим способностям» и «Мне это интересно, хочу стать профессионалом в данной области» (27% опрошенных).
Гипотеза нашего исследования о том, что большинство студентов старших курсов не довольны выбранной специальностью, опровергнута. Данные говорят о следующем: 22% респондентов абсолютно довольны сделанным выбором, 41% опрошенных довольны сделанным выбором, и лишь 9% студентов абсолютно не довольны своей специальностью. Также была опровергнута гипотеза о том, что при возможности изменить в прошлом выбранную специальность, многие студенты воспользовались бы таким шансом.
В соответствии с данными исследования, наша гипотеза о том, что студенты старших курсов площадки №1 Сибирского федерального университета склонны считать, что статус выпускника СФУ не даст им никаких привилегий и преимуществ при трудоустройстве на работу, подтвердилась.
При написании данной работы автором были сделаны следующие выводы:
Профессиональные ожидания - очень важный показатель социального самочувствия студентов. При этом, профессиональные ожидания - это крайне динамичная структура, которая способна реагировать даже на самые незначительные изменения в жизни социума. Сегодня наш мир крайне нестабилен, поэтому изучение данного явления становится очень важным и актуальным. В дальнейшем мы планируем продолжить изучение данного феномена и углубить свои знание по проблемам профессиональных ожиданий современных студентов высших учебных заведений.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Описательная статистика
Вопрос 1.Продолжите предложение (не более двух вариантов ответов): «Я получаю высшее образование, так как…
Таблица 1.
Общее распределение.
Варианты ответов |
Общее количество | |
Количество выборов |
% | |
|
10 |
3 |
|
0 |
0 |
|
49 |
15 |
|
74 |
23 |
|
1 |
0,4 |
|
68 |
21 |
|
110 |
34 |
|
5 |
1,6 |
Вопрос 2. Оцените высказывания по шкале от -3 (совсем не согласен) до 3 (абсолютно согласен), 0-нейтральная позиция), в каждой строке один вариант ответа.
Таблица 2.
Общее распределение
.
Вариант ответа |
Степень согласия с суждением | |||||||||||||
-3 |
-2 |
-1 |
0 |
1 |
2 |
3 | ||||||||
Кол-во ответов |
% |
Кол-во ответов |
% |
Кол-во ответов |
% |
Кол-во ответов |
% |
Кол-во ответов |
% |
Кол-во ответов |
% |
Кол-во ответов |
% | |
1. Сегодня, чаще всего, молодежь
поступает в ВУЗы для |
22 |
7 |
19 |
6 |
35 |
11 |
42 |
13 |
78 |
24 |
84 |
26 |
42 |
13 |
2. Большинство студентов выбирают специальность, исходя из своих способностей, талантов. |
26 |
8 |
55 |
17 |
68 |
21 |
35 |
11 |
46 |
14 |
78 |
24 |
17 |
5 |
3. Многие студенты в
дальнейшем не собираются |
13 |
4 |
32 |
10 |
51 |
16 |
58 |
18 |
68 |
21 |
71 |
22 |
29 |
9 |
4. Большинство студентов
престижных факультетов |
17 |
5 |
29 |
9 |
39 |
12 |
74 |
23 |
71 |
22 |
55 |
17 |
39 |
12 |
5. Сегодня получение высшего образования становится нормой жизни современного человека. |
19 |
6 |
17 |
5 |
35 |
11 |
46 |
14 |
51 |
16 |
94 |
29 |
61 |
19 |
Информация о работе Профессиональные ожидания студентов старших курсов