Профессиональные ожидания студентов старших курсов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 08:59, курсовая работа

Краткое описание

Сегодня современное студенчество сталкивается с массой сложностей, связанных с выбранной профессией. Одной из важнейших проблем, которая тесно переплетена с жизненными стратегиями студентов, а также влияющая на дальнейшую жизнь молодых людей, является проблема профессиональных ожиданий.
В современном мире профессия влияет на статус человека, на престиж, имидж, материальное благосостояние. Как пишут Лясников Н. и Лясникова Ю. в своей работе «Социально-экономические условия формирования духовной культуры студенческой молодежи», в современном российском обществе профессия служит идентификационным шаблоном, посредством которого оценивается конкретная личность, ею обладающая. По профессиональному признаку приписываются личные потребности, способности, экономический и социальный статусы

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Профессиональные ожидания современной студенческой молодежи………………………………………………………………………….8
Профессиональные ожидания в различных типах жизненных стратегий личности……………………………………………………………….8
Динамика профессиональных ожиданий……………………........14
Современная картина профессиональных ожиданий студентов ВУЗов……………………………………………………………………………..19
Глава 2. Специфика профессиональных ожиданий современных студентов старших курсов (на примере студентов площадки №1 СФУ)……28
2.1. Основные факторы и мотивы получения высшего образования у современной молодежи (на примере студентов площадки №1 СФУ) ...…….28
2.2. Профессиональные ожидания современных студентов старших курсов и их взаимосвязь с получаемым образованием по специальности.................................................................................................35
2.3. Основные выводы…………………………………………………….38

Заключение………………………………………………………………..41

Список использованной литературы …………………………………....46

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya.doc

— 1.17 Мб (Скачать файл)

Н. Сорокина в своей статье «Перемены в образовании и динамика жизненных стратегий студентов» предлагает типологию стратегий жизни на основе мотивов получения студентами высшего образования. В основу такой типологии положена та или иная доминирующая жизненная стратегия, соответствующая той или иной функции образования: прагматической, статусно-престижной, социокультурной, профессиональной. Данная работа очень значима для нас, поэтому мы рассмотрим данную типологию подробно.

Выделены следующие пять типов:

1. Доминирующая жизненная  стратегия: успех в жизни, что соответствует прагматической функции образования;

2. Стать высокообразованным, культурным человеком, что соответствует социокультурной функции образования;

3. Стремление к материальной обеспеченности, что соответствует прагматической функции образования;

4. Иметь профессию, что соответствует профессиональной функции образования;

5.Достижение определенного социального статуса, что соответствует статусно-престижной функции образования[18].

Н.Федотова разработала типологии поведенческих стратегий молодежи на рынке труда и выявила, что в поведении молодежи отчетливо проявляются два основных типа стратегий: пассивный и активный. Молодежь, использующая активные стратегии поведения, находится в стадии конструктивно-инновационного поиска, приверженцы пассивных стратегий - в стадии социального ожидания[21].

Представители пассивной рефлексивно-запаздывающей стратегии сохраняют старое ценностное сознание, они включаются в рыночные отношения, хотя в основе этого лежит только экономическая необходимость. Данная необходимость определяет и профессиональные ожидания от будущей профессии и трудовой деятельности. Адаптация этой группы происходит на уровне приспособленности, когда личность, усваивая новые нормы, готова следовать им на уровне публичного социального поведения, не воспринимая их внутренне. Возрастные границы этой группы - 27-29 лет. Такая стратегия характерна для периферии, где возможности профессиональной мобильности ограничены особенностями рынка труда небольших городов, зачастую имеющих моноструктуру. В этой группе доминирует ориентация на функциональное содержание [21].

У представителей пассивной умеренно-приспособительной стратегии сохранилось старое ценностное сознание. К этой группе можно отнести молодых людей до 18 лет и старше 25 лет. У молодежи до 18 лет воспроизводятся ценности родительской семьи, у второй группы наблюдается сохранение ценностей, сформированных в условиях административно-командной системы. Жизненная позиция этой группы не адаптирована к новым условиям, мышление носит профессионально-ориентированный пассивный характер, констатирующий социальные проблемы. В профессиональном плане молодежь этой группы предпочитает государственный сектор экономики, стабильность заработка в ущерб его размеру. Молодые люди часто наследуют семейную профессию, образование в этой группе рассматривается как самоценность [21].

Представители активной позитивно-карьерной стратегии принимают новые ценности. Молодежь этой группы имеет новое по характеру ценностей сознание, ее мышление активно, конструктивно, контроль направлен на ситуативные конкретные проблемы, поэтому она осуществляет регуляцию деятельности, адекватную рыночным условиям. Этот тип обладает двойной адаптированностью к новым условиям (по своим ценностям и социальным позициям), себя осознает как субъект, а общество как объект, используя его для достижения своих личных целей. В профессиональной деятельности он направлен на создание собственного предприятия, образование ценит как средство получения больших доходов и успешной карьеры, а не как самоценность. Данная группа - носитель достижительских стереотипов, поведение ее ориентировано на успех сейчас, без особых гарантий на будущее. Ее возрастная граница - 20-25 лет, эту группу составляют, в основном, мужчины. Она характерна для больших городов и регионов с высокой интенсивностью развития частного сектора и, в частности, малого бизнеса [21].

Активная позитивно-инструментальная стратегия направлена на рациональное использование новых возможностей как самоцель. Эта группа имеет противоречивое ценностное сознание. Но это противоречие продуктивно, поскольку ведет к теоретизации, проблематизации социальной действительности. «Благодаря способности к теоретическому мышлению, его плюрализму, данный тип может не только сам адаптироваться к новым условиям, но и выполнить определенную конструктивную роль в обществе» Двойственность позволяет ему и неадаптивно взглянуть на процессы, происходящие в обществе, и ценностно-рационально осмыслить окружающее. К труду относится как к цели, но не как к средству, ориентирован на развитие способностей и творческое отношение к труду. Данную группу составляют, в основном, студенты. Успешная карьера и связанное с этим благосостоянии - естественный, ожидаемый, но не единственный мотив социальной активности в этой группе [21].

Активная криминально-карьерная стратегия преследует цели повышения личного благосостояния за счет использования прежде всего возможностей, связанных с дезорганизацией и аномией. Возможность получения высокого дохода зачастую связана с полулегальными и даже нелегальными способами деятельности, то есть приводит молодежь этой группы в криминальные структуры. Редукция институтов социального контроля создает объективные условия, когда молодые люди имеют возможность реализовать индивидуальные представления о социальном успехе на основе жизненной модели, исключающей профессиональную деятельность как условие жизни и развития. Возрастные границы этой группы - 17-29 лет [21].

По мнению Н.И.Наумовой, элементом жизненной стратегии является не уровень, а тип рациональности, то есть «способ не только решения, но и постановки некоторой жизненной задачи, а также целеполагание, притязания, приоритеты, социальные средства». На взгляд автора, можно не рассматривать проблемы, стоящие перед криминально-карьерной группой, поскольку можно считать, что она активно использует дезорганизацию в нашем обществе, и профориентационные мероприятия вряд ли могут существенно повлиять на эту стратегию [9].

Выбор профессии и соответствующие профессиональные ожидания занимают важное место в системе жизненных стратегий. Формируясь под воздействием двух типов факторов: внешних (общественное мнение, социальная реальность, мнения родителей и др.) и внутренних(личностные интересы, склонности, особенности характера, темперамента и др.), жизненные стратегии отражаются в выборе профессии и профессиональных ожиданиях студентов.

1.2. Динамика профессиональных  ожиданий.

Начало 90-х гг. ХХ в., связанное с социально-экономической трансформацией российского общества, актуализировало изучение особенностей социализации молодежи, ее социального самочувствия, социально-профессиональной адаптации и профессиональных стратегий. Это свидетельствует о высоком уровне научных разработок в сфере молодежи. Вместе с тем слабо изучен вопрос студенческой молодежи, выступающей не только объектом социализации, но и субъектом социально-экономических преобразований. Система ценностных ориентаций молодого поколения, являясь психологической характеристикой зрелой личности, выражает содержательное отношение человека к социальной действительности и в этом качестве определяет линию его поведения. Как элемент структуры личности ценностные ориентации характеризуют внутреннюю готовность человека к совершению определенной деятельности по удовлетворению потребностей и интересов, а также указывают на направленность ее поведения [20].

Как пишет В.Е. Семенов, в последние 30-40 лет ценностные ориентации претерпели заметные изменения; особенно это касается значимости интересной работы, вообще труда. В советское время, в 1960-е - первой половине 1970-х гг., ценность интересной работы у молодежи была на первом месте, ее выбирало не менее 2/3 респондентов; теперь она на четвертом месте. Это обусловлено, в частности, тем, что в ходе реформ в обществе была упразднена идеология особой общественной значимости труда, трудового воспитания. В средствах массовой информации исчез образ честного труженика, передовика производства, вообще всякого трудящегося человека. Быть рабочим, техником, инженером стало непрестижным. Произошла замена «героев труда» «идолами потребления» (всевозможные шоумены, поп-звезды, юмористы, пародисты, астрологи, модные журналисты, и т.п [15].

Неблагоприятным фактором в современной ценностной структуре молодежи является отсутствие четкой связи между работой и деньгами. Если в советское время эта связь была ослаблена из-за проявления «уравниловки», то ныне она вовсе отсутствует. Ибо одни получают «бешеные» деньги путем различных авантюр и манипуляций, а другие, буквально каторжно трудясь (иногда на нескольких работах), получают неадекватно маленькую зарплату. Подростки и молодежь это прекрасно фиксируют [17].

Важным для общества ценностным показателем является значимость различных профессиональных видов деятельности у молодежи. Это связано не только с проблемами профориентации, но и с более глубинными социальными ценностями, «духом времени» и «формами жизни» (В. Шпрангер.) Исследование в четырех петербургских вузах (2005 г.) показало, что по престижности лидируют профессии экономиста (37% опрошенных) и юриста (36%), замыкают список профессии учителя и рабочего(по 1%). Вместе с тем, по общественной значимости рейтинг профессий уже иной - на первых местах медицинский работник (45%) и учитель (36%). Старшие школьники в Петербурге, как показало исследование, предпочитают экономические (экономист, бухгалтер, финансист и т.п.) и технические (в сфере машиностроения, электроники, информатики и т.п.) специальности, педагогическую профессию выбирают всего 2,6% опрошенных, в первую очередь девушки [17].

Сейчас исследователям уже не приходится сомневаться в том, что успеваемость учащихся зависит в основном от развития учебной мотивации, а не только от природных способностей. Между этими двумя факторами существует сложная система взаимосвязей.

Мотивация при выборе профессии - это стимулы, ради которых человек готов приложить свои усилия, то есть на что ориентировался молодой человек при выборе той или иной профессии: общественно социальная значимость данной профессии, престиж, заработок. Что хочет получить студент от высшего образования, каких жизненных целей достичь, какие качества современного специалиста в себе сформировать и какие ценности в его жизни играют главную роль [11].

Если рассматривать профессиональные ожидания студентов на разных этапах развития российского общества, то по этим данным можно судить о множестве социальных процессов. Проанализируем в этой связи мотивы поступления в ВУЗы в историческом аспекте. Как пишет Г.В. Иванченко, среди мотивов учебы в 20-40 гг. выделялись тяга молодежи к знаниям, культурным ценностям, интерес к учебе как таковой. В эти годы молодежь шла в вузы за светом высоких знаний. 50-60-е гг. - это эпоха тотальной индустриализации, которая должна была способствовать переходу страны в новое качественное состояние, базирующееся на техноразуме. Например, физика выходит на гребень значимости, престижа. В 70-80гг. престижность стала пониматься все более формально - как мода [6].Соответственно, профессиональные ожидания складывались под воздействием того, что профессия в будущем позволит создать ее обладателю определенный имидж в глазах других людей и позволит занять статусную позицию

Анализ данных тех лет показывает значительные изменения в мотивах поступления в ВУЗы, а также расширение спектра самих мотивов. Г.В. Иванченко так же замечает, что социологами в 1961г. было выявлено 10 мотивов, а в 1994г. - уже 82 мотива.

В 60-ые годы слабо мотивировалось индивидуальное личностное развитие будущего специалиста, ибо советская высшая школа развивалась, прежде всего, как «кузница кадров» для народного хозяйства. Домирующим мотивом привлекательности будущей, в частности, инженерной деятельности в ответах первокурсников 70-х годов выступал интерес к непосредственному участию в развитии научно-технического прогресса (около 50% всех первокурсников). Здесь профессиональные ожидания строятся на базе активной позиции, идеи развития общества [6].

Еще в 50-е гг. специалист с высшим образованием получал вдвое больше недипломированного работника, а в 70-е годы эта пропорция сменилась на противоположную и разрыв стал нарастать.

В 80-е гг. высоко ценилась возможность заниматься интересной, содержательной работой и полностью применять свои способности, а также возможность завоевывать уважение в коллективе. Творческое содержание труда и хороший заработок ценились меньше. Возможно, это было связано с тем, что получить и реализовать все это было довольно сложно. От профессии, соответственно, ожидали именно возможную самореализацию и приобретение определенного социального статуса.

На переломном этапе истории нашей страны в начале 90-х гг. лидирующим мотивом стало желание просто получить диплом об окончании ВУЗа: ВУЗ не давал необходимых знаний для работы, или они были уже устаревшими. На производстве заново приходилось учиться. Профессиональные ожидания резко меняются и представляют собой неустойчивую конструкцию, способную реагировать на внешние обстоятельства. В таких условиях молодежь вынуждена была, прежде всего, получить диплом об образовании, и впоследствии ориентироваться на рынке труда было крайне затруднительно. Ведущими становятся мотивы быть высокообразованным, культурным человеком (58%), добиться успеха в жизни (54%), сделать карьеру (37%), иметь определенный социальный статус (20%). Хотя мотив получения профессии продолжает занимать достаточно высокое место (41%), исследования показывают падение этого показателя.

Появились установки, порожденные современной ситуацией: отношение к эмиграции, профессиональному статусу и карьере, к материальному положению. Так появился и такой новый для нашей страны мотив, как возможность работы за рубежом (18%) . Социологами замечено, что «студенты-гуманитарии со своей учебой связывают в основном мотивы получения образования, знаний, расширения кругозора, саморазвития. Студенты технических специальностей - по преимуществу получение специальности и будущие перспективы» [6].

Информация о работе Профессиональные ожидания студентов старших курсов