Прохождение тренингов как механизм социализации современной молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 21:51, дипломная работа

Краткое описание

Свободное время является одним из важных средств формирова-ния личности молодого человека. Оно непосредственно влияет и на его производственно-трудовую сферу деятельности, так как в условиях сво-бодного времени наиболее благоприятно происходят восстановительные процессы, снимающие интенсивные физические и психические нагрузки. Социализация - это приобщение индивида к обществу, принятие им социальных ролей и статусов, накопление социального опыта, фор-мирование ценностных ориентиров, норм и поведения в данных соци-альных условиях. Процесс социализации условно делится на две стадии: первичную и вторичную.

Вложенные файлы: 1 файл

Прохождение тренингов как механизм социализации современной молодежи.doc

— 320.00 Кб (Скачать файл)


Прохождение тренингов как механизм социализации современной молодежи.

Содержание

 

Введение

Свободное время является одним  из важных средств формирования личности молодого человека. Оно непосредственно влияет и на его производственно-трудовую сферу деятельности, так как в условиях свободного времени наиболее благоприятно происходят восстановительные процессы, снимающие интенсивные физические и психические нагрузки.

Социализация - это приобщение индивида к обществу, принятие им социальных ролей и статусов, накопление социального опыта, формирование ценностных ориентиров, норм и поведения в данных социальных условиях. Процесс социализации условно делится на две стадии: первичную и вторичную. Для нас наибольший интерес представляет вторая стадия социализации, так как она, как правило, происходит в молодом возрасте и затрагивает период обучения.

Досуг, являясь частью свободного времени, привлекает молодежь свободой выбора различных его форм, возможностью сочетать физическую, интеллектуальную, творческую деятельность. То, каким образом человек проводит свой досуг, показывает его духовную и нравственную зрелость в обществе. В наше время досуг становится отдельной индустрией, в рамках которой проводится множество мероприятий, направленных на развитие спортивной, умственной, духовной, культурной и других сфер деятельности.

Тренинг – это активно развивающееся  в отечественной психологии с  конца 70-х гг. направление в обучении социально-психологическим явлениям и навыкам. Зарождение групп тренинга или Т-групп, как их именуют в зарубежной психологии, связано с именем К. Левина. В основе работы Т-групп лежала следующая идея: все люди, будучи членами общества, живут и работают в группах, и постоянно воздействуют друг на друга, но чаще всего не отдают себе отчета в том, какими их видят другие люди, какие реакции их поведение вызывает у других людей. Основоположник тренинговых групп пришел к убеждению, что большинство эффективных изменений в установках и поведении людей происходит в групповом, а не в индивидуальном контексте. В связи с этим, по мнению К. Левина, чтобы обнаружить и изменить свои неадаптивные установки, выработать конструктивные способы поведения, люди должны учиться видеть себя такими, какими их видят другие.

В отечественной практике первоначально получила широкое распространение методика социально-психологического тренинга, предложенная М. Форвергом, специалистом из ГДР. М. Форверг подготовил несколько российских тренеров, которые стали вести самостоятельные тренинги и обучать новых специалистов.

Одновременно  тренинги сенситивности проводил Ю.Н. Емельянов, разрабатывала и реализовывала перцептивно-ориентированный тренинг Л.А. Петровская. Постепенно появились новые тренинговые программы, отвечающие запросам практики и новым требованиям времени: «формирование команды», «уверенности», «ведение переговоров», «продаж», «самопрезентации» и др.

Актуальность  темы. В настоящее время диагностические, обучающие, развивающие возможности тренинга привлекают все большее внимание самых разных специалистов: психологов, педагогов, психотерапевтов, работников кадровых служб, руководителей предприятий и организаций.

В данной работе рассматриваются некоторые  аспекты сетевого поведения студенческой молодежи города Ижевска, выявленные в ходе анализа результатов проведенного эмпирического исследования. Побудителем учебной деятельности является система мотивов, органично включающая в себя:

    • познавательные потребности;
    • цели;
    • интересы;
    • стремления;
    • идеалы;

мотивационные установки, которые придают ей активный и направленный характер, входят в структуру и определяют ее содержательно-смысловые особенности.

Названная система  мотивов образует учебную мотивацию, которая характеризуется как устойчивостью, так и динамичностью. 
          Доминирующие внутренние мотивы определяют устойчивость учебной мотивации, иерархию ее основных подструктур. Социальные мотивы обусловливают постоянную динамику вступающих в новые отношения друг с другом побуждений. А.К. Маркова отмечает, что становление мотивации "есть не простое возрастание положительного или усугубление отрицательного отношения к учению, а стоящее за ним усложнение структуры мотивационной сферы, входящих в нее побуждений, появление новых, более зрелых, иногда противоречивых отношений между ними" 

Объект исследования социализация современной молодежи.

Предмет исследования прохождение тренингов как двигатель приобщение индивида к обществу современной молодежи.

Цель данной работы выявить эффективность проведения тренингов как мотивации социализации современной молодежи.

Для достижения поставленной цели необходимо разрешение следующих исследовательских задач:

- определить социализацию как объект социологического изучения;

- выявить социализация как объект социологического изучения;

- прояснить эмпирические анализ результативности прохождения тренингов современной молодежью;

- обосновать Общее и особенное в мотивации участия  современной молодежи в различных видах тренингов

- уточнить общее и особенное в мотивации участия  современной молодежи в различных видах тренингов

 

Глава 1. Методологические основания  изучения механизмов социализации современной молодежи

1.1. Социализация  как объект социологического изучения

С каждым днем все более  пристальное внимание специалистов разных профессий привлекает становление  государственной молодежной политики в нашей стране. Потому что именно здесь сегодня идет реальный процесс рождения будущего России. Ясно, что опыта осуществления такой политики у нас пока просто нет. Имевшийся опыт работы и функционирования ВЛКСМ сегодня практически бесполезен, а практика разного рода неформальных объединений специально не анализировалась и не обобщалась1. Опыт реализации государственной молодежной политики в так называемых развитых странах может служить лишь определенным ориентиром, но не более. Следовательно, и возможные методы работы с современной молодежью могут пока нарабатываться только в процессе реальной практической деятельности по осуществлению молодежной политики в разных регионах страны.

Однако молодежь и  молодежная политика в России все  еще не являются достаточно изученным объектом, в силу целого ряда обстоятельств - политико-идеологических, материально-технических, финансово-организационных и др. Что означает отсутствие адекватной информации об изучаемом объекте - это вопрос риторический. А для социального управления - тем более, невладение информацией о реальном положении дел с молодежью означает полное непонимание перспектив всего общества в целом, невозможность прогнозов и планирования (в том числе ресурсного) дальнейшего развития событий и структур, проблематичность построения управляющей практики, обреченность на стихию произвольно складывающихся социальных процессов.

Одна из центральных  социальных проблем здесь заключается  в том, что, как правило, молодежь или принимает ценности отцов, или  полностью от них отказывается. В  последнее десятилетие наше общество почти напрямую столкнулось с последним. Добиться хотя бы частичного принятия поколением детей общественных ценностей своих предшественников, совместить новые общественные ориентиры с прежними ценностными устоями так, чтобы революционизировать бывшее советское сознание, но при этом не спровоцировать обвал социальности, - все это оказалось непростым, но важным вопросом выживания Российского общества и государства. В его решении отечественная политика пока вряд ли может похвастать достижениями и успехами.

Тем не менее, в истории имелись прецеденты решения обществом, находящемся на изломе, аналогичных проблем, связанных именно с молодежью. Это, прежде всего, пример Германии и частично Японии после поражения во второй мировой войне. Там были найдены - в ситуации, аналогичной нашей, - новые для своего времени и эффективные подходы к тому, чтобы решить проблему деидеологизации, а затем и реидеологизации молодежи. Отсекая крайности национал-социализма и фашизма, обе страны тогда взяли курс на фундаменталистские - семейно-религиозные - ценности и смогли кое-чего добиться. Но в их ситуации было понятно, что делать, оставалось только решить, как делать.

У нас же до сих пор  не ясно ни что делать, ни - тем более - как. Мировое сообщество, озабоченное  решением глобальной проблемы вовлечения молодежи в жизнь существующего общества, через свои каналы стремится воздействовать на политику отдельных стран в расстановке приоритетов при решении национальных проблем. Об этом красноречиво свидетельствуют документы ООН. Россия, выступив правопреемником СССР, сделала только полшага в направлении осуществления национальной молодежной политики. Однако пока нет целостной национальной стратегии развития, или хотя бы ее концепции, не ясно, что можно требовать и ждать от молодежи. А время не ждет, вызовы мировому сообществу в лице локальных и региональных конфликтов показывают, что по обе стороны баррикад воюют прежде всего молодые люди. Подрастает поколение, готовое воевать, а не работать на конструктив.

Что делать с нашей  молодежью, выброшенной сейчас из полноценной социальной жизни и ставшей легкой добычей криминального мира с его собственными законами? Какие шаги предпринимать для того, чтобы уберечь ее саму от разрушения сегодня и все общество от ее разрушительной активности завтра? Ответы на такие вопросы нельзя получить на уровне здравого смысла, типа: " Увеличьте финансирование - и все само собой образуется. " Здесь нет и не может быть простого решения. Проблема может быть разрешена, если она правильно поставлена, однако у нас она до сих пор даже не осознается как проблема. И поныне нет понимания значимости комплексного подхода к изучению и решению проблем молодежи.

Противоречивая ситуация в жизни нашей страны до предела  обострила проблемы сохранения социальной стабильности и передачи культурного наследия от одного поколения к другому. Этот процесс никогда не был автоматическим, он всегда предполагал активное участие в нем всех поколений. В недалеком прошлом у нас в стране (СССР) существовал хотя бы государственно-партийный (или наоборот) принцип передачи подрастающему поколению основных норм и ценностей общества. Сегодня же мы с горечью (или злорадством) можем констатировать фактически полное отчуждение молодежи от истории, особенно советского периода. Практически разрушена старая система социальных координат, новая формируется очень противоречиво, а это значит, что молодежь в большинстве своем не имеет критериев истинных представлений о человеческих ценностях, не имеет своих собственных жизненных целей, а является объектом жесткой манипуляции со стороны различных социальных групп.

Идет неслыханное разжигание потребительской жажды благ любой ценой. При этом практически не просматривается хотя бы робкая попытка формирования новой этики, в которой утверждалась бы творческая личность, способная максимально эффективно использовать свой и представленный ей обществом ресурс в интересах общества, с ориентацией на будущее. Господствует и в невероятных масштабах процветает сиюминутный интерес проедания будущего.

Можно построить не одну логическую цепочку, позволяющую проинтерпретировать цифры официальной статистики. Например, рост преступности, в том числе и подростковой, можно объяснить, помимо всего прочего, и тем, что в массовом порядке происходит переход от досуговых форм деятельности к противоправной. Ведь раньше реально досуговая деятельность в подавляющем большинстве не была самоорганизующейся деятельностью. Государству было легче (дешевле) наштамповать массовиков-затейников в культпросветучилищах, основной задачей которых являлось занять молодежь хоть чем-нибудь, а вовсе не обучить эту молодежь организации собственного досугового пространства и времени.

Глубинная же суть современных  отечественных проблем заключена в том, что в свое время, еще в начале века, мы пережили огромную социальную ломку традиционного уклада и переход от феодально-капиталистического, в массе своей земледельческого, уклада жизни к индустриально-"социалистическому", в преобладающем варианте городскому, что привело к небывалой маргинализации и люмпенизации населения нашей страны. Без понимания этого обстоятельства нельзя понять специфику происходящих ныне социальных процессов в стране в целом и ее отдельных регионах. Причем этот процесс в стране отнюдь не закончился, а в новой форме и на новом витке будет развиваться и дальше.

В советское время мы длительное время, по разным социально-историческим, идеологическим, мировоззренческим и т.д. обстоятельствам абсолютизировали и идеализировали пролетариат и его ценности, тогда как в действительности его ряды не были однородными. Тогда не обошлось и без определенного контингента маргиналов и люмпенов, не умеющих и не желающих ни трудиться, как пролетариат капитализма (у Маркса и Ленина пролетариат - наиболее квалифицированная и дисциплинированная сила, вымуштрованная самим капиталом), ни - соответственно - отдыхать, не говоря уже о желании участвовать в реальном управлении государством. В определенной своей части наши "пролетарии" - это вариант римского пролетария, требующего хлеба и зрелищ2. Этот факт тоже наложил свой отпечаток на всю нашу социальную жизнь, в том числе и на молодежь.

Информация о работе Прохождение тренингов как механизм социализации современной молодежи