Прохождение тренингов как механизм социализации современной молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 21:51, дипломная работа

Краткое описание

Свободное время является одним из важных средств формирова-ния личности молодого человека. Оно непосредственно влияет и на его производственно-трудовую сферу деятельности, так как в условиях сво-бодного времени наиболее благоприятно происходят восстановительные процессы, снимающие интенсивные физические и психические нагрузки. Социализация - это приобщение индивида к обществу, принятие им социальных ролей и статусов, накопление социального опыта, фор-мирование ценностных ориентиров, норм и поведения в данных соци-альных условиях. Процесс социализации условно делится на две стадии: первичную и вторичную.

Вложенные файлы: 1 файл

Прохождение тренингов как механизм социализации современной молодежи.doc

— 320.00 Кб (Скачать файл)

Понадобятся также доска и мел  или другое приспособление для крупных записей.

Если нет подходящего помещения, можно проводить занятия в зале - там обычно бывает удобно поставить часть стульев по кругу. В обычном классе можно поставить столы по кругу или просто сдвинуть их к стенам, а стулья расставить по кругу в центре.

Для тренинга желательна (хотя и не обязательна) видео- и аудиоаппаратура, с помощью которой можно слушать музыку, смотреть учебные фильмы. Очень полезно иметь возможность сделать видеозапись выполнения того или иного задания, а потом просмотреть ее и обсудить собственное поведение.

Порядок занятий. Тренинг личностного роста, у учащихся, молодых людей, он невозможен без развития уверенности в себе и навыков общения. Кроме того, целесообразно провести занятия, развивающие профессионально важные качества учащихся, моделирующие некоторые специфические профессиональные ситуации.

Организация тренинга личностного  роста в учебном процессе 13 Учебный курс включает в себя две взаимосвязанные, но различные части: информационно-теоретическую и собственно тренинговую. Теоретическая часть может проводиться в форме обычных лекций и семинаров. Она должна быть относительно небольшой - 10-12 часов (из 40 часов курса). Их можно провести сразу в начале курса, но лучше разбить на два-три блока, каждый из которых предваряет несколько близких по содержанию тренинговых занятий.

Основное время курса целесообразно  посвятить собственно тренингу, в ходе которого проводятся: тестирование, разминки, выполнение заданий, ролевые игры и обсуждения.

Перед началом тренинговых занятий  руководитель должен подробно ознакомить учащихся с главными нормами и принципами тренингового общения, описанными. Их краткие формулировки можно написать на плакате, который будет висеть в классе постоянно и напоминать учащимся о правилах тренинга:

1. Будь активным, действуй, говори.

11. Думай и говори только о том, что происходит «здесь и теперь».

111. Действуй и говори только  от своего имени.

IV. Предлагай, пробуй, экспериментируй,  не критикуй.

V. Каждый достоин уважения, уважай  других – будут уважать тебя.

Vl. Постарайся понять себя и других. Расскажи, что понял и почувствовал.

Можно первое из тренинговых занятий  составить только из разминок и обсуждения. Это особенно полезно сделать в группе, в которой царит напряженная и недоброжелательная атмосфера, для того чтобы создать позитивный настрой на весь дальнейший курс.

Тесты можно включать в занятие  как одно из заданий. Можно выделить отдельное занятие специально для тестирования. Но нельзя с него начинать курс. Нужно дать возможность учащимся освоиться, войти «ВО вкус» занятий. Иначе на результаты тестирования будет оказывать влияние излишняя напряженность учащихся.

Каждое обычное тренингавое  занятие должно начинаться с небольшой разминки в 10-15 мин. Затем следуют задания и ролевая игра. Обсуждение может завершать занятие или его можно перенести на следующее, но нельзя откладывать обсуждение более, чем на одну неделю или совсем его отменять. На одном занятии задания и ролевые игры могут быть посвящены одной какой-нибудь теме «я-образу», уверенности в себе, навыкам общения или профессиональным качествам) или сочетать элементы двух-трех тем, особенно, если они взаимосвязаны. Логично начать курс (и теорию, и тренинги) с понимания проблем личности, затем плавно перейти к вопросам об уверенности в себе и общению. Однако, сколько именно времени посвящать каждой теме, на чем заострить особое внимание - во многом зависит от конкретной группы: от личностных проблем учащихся, от уровня их активности, от степени доброжелательности или напряженности отношений в группе, от того, есть ли в ней лидеры и изгои, и от многих других факторов. Все (или хотя бы основные) факторы должен учитывать преподаватель-тренер, если он хочет не просто формально «прочесть курс», а действительно добиться личностного и профессионального роста учащихся.

Начальная стадия тренинга. Разминки

Упражнения разминки выполняются  в начале каждого занятия в  течение 10-15 минут. Цель разминки: создание хорошего настроения, положительного эмоционального фона, атмосферы искренности  и доверия на занятиях. Разминка содействует самораскрытию членов группы, облегчению коммуникаций между ними. Ее желательно выполнять в довольно быстром темпе. Обсуждение после упражнений разминки возможно, но не обязательно.

Особенно велика роль разминки, если в группе возникает сопротивление тренингу. Сопротивление - это открытые или скрытые действия, направленные на дезорганизацию и даже срыв занятий. Его оказывают те члены группы, которые испытывают недоверие как ко взрослым, так и к сверстникам, вероятнее всего - из-за прошлого негативного опыта. Кроме того, сопротивление может быть самодемонстрацией тех, кто претендует на лидерство в группе. Для некоторых учащихся сопротивление- это способ психологической защиты, способ избежать необходимости работы со своими проблемами с помощью перемещения внимания с собственных травмированных чувств на искусственно создаваемые внешние ситуации.

Сопротивление может иметь разные формы. Оно может быть демонстративным, т. е. выражаться в открытом недоверии ведущему и попытках сорвать занятия. Наиболее агрессивные члены группы могут спровоцировать ведущего на агрессию различными выходками, вплоть до грубых, даже нецензурных выражений. Наконец, сопротивление может выражаться в молчании, отказе от взаимодействия с ведущим.

Разминки позволяют и выявить  сопротивление, и противостоять ему путем создания атмосферы раскрепощения и доверия. Кроме того, эффективным способом преодоления сопротивления и эмоционального напряжения является игнорирование нежелательных и позитивное подкрепление желательных форм поведения18.

При этом членам группы полезно объяснить, что, хотя желательно участие всех членов группы в выполнении упражнений, принцип активности - это пожелание, и он не накладывает на них никаких жестких обязательств. Они могут участвовать в упражнениях по своему усмотрению и выбору. Понимание этой разницы между строгой регламентацией поведения на обычных занятиях и возможностью отказа от ответов или действий в тренингавой группе снимает напряжение с сопротивляющегося, расслабляет его и способствует естественному возникновению желания проявить себя вместе с другими членами группы.

Если в группе в начале занятий  возникает сопротивление, на первом из тренингоных занятий разминка может занять больше времени, даже все это занятие целиком.

Кроме разминки, в начале каждого  занятия следует напоминать о правилах групповой работы в отличие от других упражнений, разминки могут повторяться от занятия к занятию. Более того, иногда вырабатывают специальные ритуалы начала каждого занятия.

Цель тренинга – выбор профессии.

Задачи:

• Определение в выборе профессии.

• Выявить ценные качества.

• Предмет гордости.

ВЗАИМНЫЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ

Материал. Бумага, ручки, карандаши, фломастеры.

ИНСТРУКЦИЯ. Сейчас вся группа разобьется на пары и будет действовать по алгоритму.

Первый этап работы заключается  в том, что каждый самостоятельно рисует образ (можно - с короткими комментариями) на тему «Я и моя профессию». На выполнение первого этапа у вас есть пять минут.

Второй этап: вы рассказываете своему партнеру о себе и своем рисунке, расскажите друг другу о себе как можно подробнее.

Третьим этапом работы будет представление  группе своего партнера. Поэтому постарайтесь получить о нем как можно больше разносторонней информации. Хотелось бы, чтобы вы отразили в самопрезентации следующие вопросы:

• Как я вижу свою профессию.

• Что я ценю в самом себе.

• Предмет моей гордости.

• Что я умею делать лучше всего.

На выполнение второго этапа  у вас имеется пять минут. После этого организуется работа в парах.

Спустя десять минут ведущий  дает ДОПОЛНИТЕЛЬНУЮ ИНСТРУКЦИЮ. «Презентации будут происходить следующим образом: один из членов пары сидит на стуле, второй встает за его спиной, положив первому руки на плечи. Стоящий будет говорить от лица сидящего, называя себя именем своего партнера. Его задача – попытаться войти в роль своего партнера на время презентации, стать им, думать, рассуждать, чувствовать, переживать так, как кажется стоящему вел и отвечал бы его партнер. В течение одной минуты - строго одной минуты, не больше и не меньше! - стоящий говорит, играя роль сидящего. Сидящий же, все это время молчит и как все остальные слушает.

Ровно через минуту я прерву монолог; если кто-то закончит раньше, мы будем молчать, пока не истечет отведенная на выступление минута. Таким образом, наша задача - построить свою презентацию так, чтобы она длилась ровно 60 секунд.

После этого любой член группы - и я в том числе - имеет право задать выступающему любые вопросы, на которые тот должен отвечать также от лица сидящего. Понятно, что вы можете и не знать истинного ответа на заданный вопрос, поэтому вам нужно понять, почувствовать, как ответил бы ваш партнер. Кстати, тот, кого презентуют, не может вмешиваться, и вынужден будет молчать. Задавая вопросы, мы будем обращаться к выступающему по имени человека, которого он презентует.

Примечание. Вопросы, которые задают участники группы и ведущий, могут касаться самых разных тем, например:

Какие качества ты наиболее ценишь в  людях?

Что ты считаешь самым отвратительным?

Есть ли человек, который оказал сильное влияние на твою жизнь? Кто он?

Чего бы тебе хотелось добиться в жизни? И т. п.

Обсуждение. Оцени успешность твоей  презентации своего партнера.

Удалось ли партнеру верно изложить сведения о тебе?

Получилось ли у твоего партнера стать твоим двойником?

Правильно ли он угадал ответы, которые  давал от твоего имени?

Сумел ли партнер уложиться в  отведенное время?

Что ты чувствовал, когда твой партнер  не сумел уложиться в отведенное время (замолчал раньше, чем закончилась минута)?

Тяжело ли было говорить от имени  другого?

Трудно ли было уложиться в отведенное время?

Все участники могут поделиться своими впечатлениями, чувствами и мыслями. Они могут сказать, что им понравилось в выступлениях других, но не должны критиковать.

3.2 Результативность приобретенных навыков для саморазвития, социальных коммуникаций и построения карьеры

Мотивация достижения - стремление к  улучшению результатов, неудовлетворенность достигнутым, настойчивость в достижении своих целей, стремление добиться своего, во что бы то ни стало - является одним из стержневых свойств личности, оказывающих влияние на всю человеческую жизнь.

Многочисленные исследования показали тесную связь между уровнем мотивации достижения и успехом в жизнедеятельности. И это не случайно, ибо доказано, что люди, обладающие высоким уровнем этой мотивации, ищут ситуации достижения, уверены в успешном исходе, ищут информацию для суждения о своих успехах, готовы принять на себя ответственность, решительны в неопределенных ситуациях, проявляют настойчивость в стремлении к цели, получают удовольствие от решения интересных задач, не теряются в ситуации соревнования, показывают большое упорство при столкновении с препятствиями.

В нашем исследовании принимали  участие студенты Ижевского учебного заведения в количестве 25 человек.

Мотивация учебной деятельности является одним из факторов, влияющих на успешность процесса профессионального обучения. Логично предположить, что студенты, осознанно выбравшие направление деятельности, поступившие в определенное образовательное учреждение,  уже прошли первичное профессиональное самоопределение, осознанно выбрали конкретную специальность и желают овладеть ею, то есть уровень мотивации у них должен быть достаточно высок.

 

Уровень мотивации достижения

Низкий

Средний

Высокий

Уровень мотивации (%)

44 %

24 %

32%


 

Но каков же фактический уровень мотивации к обучению у студентов?

Исходя из нашего исследования, уровень  мотивации достижения не так и  высок. Практически половина опрошенных, имеет низкую мотивацию к достижению своих целей. Средний и высокий уровни распределились примерно поровну.

Студенты, не имеющие мотивации  к овладению профессией, как показывает практика, испытывают трудности в  процессе обучения, рано или поздно отказываются от обучения. Те же студенты, которые несмотря ни на что все же завершают обучение, в дальнейшем идут учиться или работать в совершенно иные профессиональные сферы.

Информация о работе Прохождение тренингов как механизм социализации современной молодежи