Прохождение тренингов как механизм социализации современной молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 21:51, дипломная работа

Краткое описание

Свободное время является одним из важных средств формирова-ния личности молодого человека. Оно непосредственно влияет и на его производственно-трудовую сферу деятельности, так как в условиях сво-бодного времени наиболее благоприятно происходят восстановительные процессы, снимающие интенсивные физические и психические нагрузки. Социализация - это приобщение индивида к обществу, принятие им социальных ролей и статусов, накопление социального опыта, фор-мирование ценностных ориентиров, норм и поведения в данных соци-альных условиях. Процесс социализации условно делится на две стадии: первичную и вторичную.

Вложенные файлы: 1 файл

Прохождение тренингов как механизм социализации современной молодежи.doc

— 320.00 Кб (Скачать файл)

Тренинги могут быть классифицированы и по тому, какая система отношений личности выступает в них предметом работы. В частности, по этому признаку могут быть выделены следующие группы тренингов.

· «Я—Я»: тренинги личностного роста, ориентированные в первую очередь  на внутриличностный контекст работы участников, систему отношений к самому себе, развитие рефлексивных способностей. В данной работе группа выступает средством поддержки и источником обратной связи.

· «Я—другие люди»: тренинги коммуникативных  умений и различных социальных навыков. Группа служит своего рода «полигоном» для отработки соответствующих умений и навыков. Данный аспект работы наиболее характерен для тренингов общения.

· «Я—социальная группа»: тренинги сплочения команды, социально—психологической адаптации в конкретном коллективе. Основным предметом работы является некая социальная общность, конкретные участники тренинга рассматриваются как ее члены.

· «Я—профессия»: тренинги профессионального  самоопределения. Предмет работы —  система отношений человека к  профессиональной деятельности, а также  коммуникативные навыки, необходимые  для становления профессионала.

Еще один из важных критериев, позволяющий сориентироваться в разнообразии тренингов, — принадлежность к психологическому направлению, в рамках которого разрабатывается конкретный тренинг. 
Одна из наиболее распространенных разновидностей психологического тренинга — так называемые Т—группы (Human—relation training group — группы тренинга человеческих отношений; их название происходит от сокращенного слова training), впервые возникшие в 1947 г. на базе учения о групповой динамике К. Левина с использованием некоторых идей психоанализа и гуманистической психологии. Иногда для обозначения таких групп используются понятия «тренинг чувствительности» или «тренинг сенситивности». Их участники повышают компетентность в общении «через продуцирование и анализ собственных взаимодействий»14.

Цели работы Т—групп — самопознание участников, увеличение чувствительности к состоянию партнеров по общению и развитие других навыков, необходимых для продуктивного общения. Могут решаться и более конкретные задачи, связанные с развитием социальных умений. Так, первые Т—группы, возглавляемые в США самим К. Левиным, были направлены на подготовку лидеров, способных эффективно справляться с межгрупповыми конфликтами на расовой почве. Термин «социально—психологический тренинг» чаще всего применяется именно к таким группам. Для них характерна относительно высокая технологичность работы (хотя это и не должно препятствовать спонтанности), активная позиция ведущего, наличие у него более или менее четкого плана занятий. 
Другое распространенное направление групповой тренинговой работы и немедицинской психотерапии — это группы встреч, сформировавшиеся в рамках гуманистической психологии К. Роджерса. По сравнению с Т—группами они в большей степени ориентированы на внутренние изменения личности, ведущие к ее росту и более полной реализации потенциалов. Для ведущего таких групп самое важное — уметь создать атмосферу доверия, быть искренним в выражении чувств и следовать принципу «здесь и сейчас». Он занимает в данном случае недирективную позицию.

 В наиболее радикальном варианте  ведущий в начале работы вообще ограничивается одной—двумя общими фразами насчет ответственности участников за происходящее, после чего предоставляет группу самой себе и лишь гораздо позже подключается к ее работе на правах рядового участника.

В противовес Т—группам в группах встреч содержание занятий определяется не столько заранее составленным планом, сколько тем материалом, который предоставляют сами участники. В США подобные занятия были очень популярны в 1960—70—е гг., однако к настоящему моменту интерес к ним резко снизился, «движение групп встреч иссякло» (Ялом, 2000, с. 534). На наш взгляд, при работе с подростками более продуктивно следование принципам Т—групп, поскольку подростки более эффективно взаимодействуют в достаточно структурированных ситуациях общения.

Тренинги могут базироваться и  на других психологических направлениях, таких как бихевиоризм (поведенческая психология), гештальт-подход, психодрама, транзактный анализ, телесно-ориенти-рованный подход, нейролингвистическое программирование. Широко используется арт—терапия, представляющая собой не столько самостоятельное направление психологии, сколько систему техник психологического воздействия, объединенных по признаку использования средств визуальной и пластической экспрессии. Зачастую тренинги эклектичны, сочетают в себе технологии, свойственные разным подходам15.

Выбор психологического направления, в рамках которого должен осуществляться тренинг, зависит от целей, которые  ставит перед собой ведущий, а это, в свою очередь, предопределяет технологии его работы. В то же время для достижения конкретной цели могут использоваться различные технологии тренинговой работы, но далеко не все они одинаково уместны для достижения поставленных целей. Если проводится, например, тренинг продаж, цель которого очевидна, то требуется выработать у участников конкретные умения, связанные с эффективной продажей товаров. Это вполне можно сделать в рамках поведенческой психологии, а гуманистические устремления ведущего могут оказаться в таком тренинге невостребованными. Если же основная цель работы — стимулирование процесса личностного роста участников, вряд ли ее достижение будет продуктивно только в рамках поведенческого подхода. 
В связи с этим представляется уместным привести классификацию тренингов по парадигмам, лежащим в их основе, т. е. по наиболее общим моделям, отражающим позиции психолога и клиентов, а также характер взаимодействия между ними. И. В. Вачков и С. Д. Дерябо (2004) выделяют четыре парадигмы тренинга.

2.4  Мотивация прохождения бизнес-тренингов

Бизнес-тренинги являются разновидностями первых двух категорий, но они сориентированы на решение конкретных профессиональных задач. Чаще всего встречаются тренинги по продажам чего-либо. Популярны также тренинги ведения переговоров, решения конфликтных ситуаций, формирования команд, эффективного управления и т. п.

Бизнес-тренинги осуществляют краткосрочное бизнес-образование: образовательные услуги в областях, необходимых для функционирования и развития современной коммерческой организации, в том числе таких, как менеджмент, маркетинг, финансы, управление персоналом, продажи, производство, логистика, закупки; сюда же относится и развитие личностных качеств. Результатом такого обучения являются соответствующие теме знания, умения и навыки.

Бизнес-тренинг — тренинг, деловой по формату, направленности и контингенту. Имеет целью в первую очередь формирование деловых навыков и умений сотрудника и/или группы сотрудников фирмы. Часть бизнес-тренингов имеет конкретно-предметное направление: это финансы, зарплатные схемы, логистика, управление изменениями, другая часть бизнес-тренингов направлена на развитие личности руководителей фирмы или его сотрудников16

Личность — ключевой момент успешного  бизнеса. Если квалифицированный сотрудник является еще ребенком, мы не поставим его на руководящую работу. Если наш заместитель не умеет разговаривать с важными клиентами, этим придется заниматься нам: тем, кто умеет. Если мы теряем энергию жизни, утром не хочется вставать, а вечером идти домой — за этим обычно следуют потери капитала. Если же в нашем бизнесе работают сотрудники с четкими целями, сотрудническими установками, люди позитивные и ответственные — значит, наш бизнес имеет перспективы. Подробнее смотри Бизнес – и личностные тренинги

Качественный бизнес-тренинг - это в первую очередь специализированный под заказчика бизнес-тренинг. Соответственно, стоит задача в многообразии бизнес-тренингов подробно расписать их возможные особенности, а задача заказчика (ваша задача) - четко обозначить, что же вам надо.

Бизнес–тренинги Центра Синтон:

Результативное управление персоналом

Лидерство и руководство: техники эффективного влияния

Как держать рынок, или продвижение «здравого смысла»

Эксперт речевого воздействия

Эксперт-руководитель: руководство по эксплуатации человека человеком

Переговоры без поражений

Я — предприниматель?!

Личные финансы.

Результаты бизнес-тренингов наиболее наглядны, поскольку они проявляются  в эффективности работы, но, тем  не менее, окончательно решить, насколько результативен был тренинг, можно только спустя некоторое время, когда будет ясно, насколько эффективнее стала работа, как изменилась психологическая атмосфера в коллективе и т.п.

 

Глава 3. Результаты проведенных  трененгов

3.1 Общее и особенное в мотивации участия  современной  молодежи в различных видах тренингов

Правила и принципы проведения тренинга

Тренинг в учебном процессе является обязательным, а не добровольным и, если он будет проводиться формально, без создания особой атмосферы, то не будет эффективным.

Обучение с помощью тренингов  существенно отличается от традиционных методов обучения (уроков, лекций, семинаров) не только по форме проведения, но и по основным принципам. При обычном обучении человека учат давать правильные ответы, и только правильные. Ошибки так или иначе наказываются. При тренинге же к ошибкам относятся снисходительно, они рассматриваются как необходимая часть процесса обучения.

Опишем основные специфические  принципы работы тренингавой группы и вытекающие из них правила:

1. Принцип и правило максимальной активности

В процессе тренинга учащиеся должны вовлекаться в специально организованные действия. Это может быть проигрывание той или иной ситуации, выполнение упражнений, наблюдение за поведением других, обсуждение своих и чужих действий. Принцип активности, в частности, опирается на известную из области экспериментальной психологии идею: человек усваивает десять процентов того, что слышит, пятьдесят процентов того, что видит, семьдесят процентов того, что проговаривает, и девяносто процентов того, что делает сам.

Активное поведение, даже не совсем правильное, на тренинговых занятиях важнее, чем обычное усвоение информации, поэтому нужно быть терпимыми  к ошибкам, чтобы учащиеся чувствовали  себя свободно и комфортно.

Для поддержания активности важно стремиться к тому, чтобы сделать из тренинга не рядовое занятие, а событие.

Тренингавые занятия ни в коем случае не должны быть скучными. Для этого  их важно наполнить самыми разными  видами активности. Все, что происходит на тренинге не должно замыкаться только на нем и превращаться просто в игру. Постоянно нужно делать ссылки на обыденную жизнь, стремиться к максимальному переносу полученных навыков в практику.

Общение по принципу «здесь и теперь»

На тренинге участники общаются «здесь и теперь», т. е. обсуждают не прошлое или возможное поведение, а только то, что делается и говорится во время занятий. Считается, что таким образом уменьшается влияние психологической защиты и поддерживается психологическая безопасность.

Принцип и правило персонификации высказываний

Суть его состоит в отказе от безличных языковых форм, которые  помогают скрывать в повседневном общении  собственную позицию того, кто говорит, или же избегать прямых высказываний в нежелательных случаях. То есть вместо высказываний: «считается ... », «некоторые считают, что ...» в группе нужно говорить, используя формы:

«Я считаю, что ... » и т. п. За выполнением  этого правила (как и всех остальных) должен следить ведущий тренинга.

Принцип исследовательской творческой позиции.

Правило отсутствия критики и безоценочости высказываний В тренингавой группе нужно стремиться к созданию свободной творческой атмосферы. Для этого специально организуются проблемные, неопределенные ситуации, провоцирующие участников на неожиданные, нестандартные высказывания и поступки. В ходе тренинга участники должны иметь возможность для себя реально осознать закономерности, уже известные в психологии, как свои собственные особенности, свои личные ресурсы. В целях создания условий для творческой активности любая критика на тренинге должна быть сведена к минимуму и касаться только конкретного высказывания или поведения, а не личности. Важные навыки, которые вырабатываются на тренинге: принятие себя и другого таким, каков есть, безоценочиость суждений, умение выслушать другого, уловить рациональное зерно в любом высказывании и поведении.

Организация тренинга личностного  роста в учебном процессе

Имеется довольно много руководств по проведению различных тренингов (некоторые из них указаны в списке литературы). Они посвящены тренингам, которые проводят коммерческие или (реже) общественные организации. Люди приходят на них добровольно и, как правило, платят немалые деньги или по указанию начальства (тогда от результатов тренинга может зависеть их карьерный рост).

Такие тренинги проводят в специальных помещениях, иногда даже с выездом в загородные пансионаты. Длятся они от двух до пяти дней по 10-12 часов в день или в фирмахзаказчиках - по четыре часа один-два раза в неделю. На добровольных тренингах встречаются в основном не знакомые между собой люди, на тренингах в фирмах- люди, общающиеся на работе.

Тренинг, включенный в учебный процесс, имеет ряд особенностей. Он проводится, как правило, в обычном классе и длится 90 минут (два академических  часа) один раз в неделю. Посещение занятий обязательно. Члены группы хорошо знакомы между собой, как правило, они много общаются вне тренинга на учебе и в неформальной обстановке. Все это затрудняет использование стандартных методик и требует специальной подготовки.

Подготовка помещения и оборудования. Стандартный класс, в котором учащиеся сидят за столами и смотрят в затылок друг другу, для тренинга не годится. Участники должны сидеть на стульях по кругу, каждый должен иметь возможность общаться с соседями справа и слева и, кроме того, видеть всех остальных и тренера. Помимо этого, нужны места, где можно было бы работать парами или группами по три-четыре человека. В круге должно быть 10-15 человек, в крайнем случае - 25. Если учащихся в группе больше, их можно разбить на две подгруппы: пока одна выполняет задание в круге, вторая наблюдает или выполняет другое задание в парах или маленьких группах. Затем они меняются местами. Потом можно провести общее обсуждение17.

Информация о работе Прохождение тренингов как механизм социализации современной молодежи