Прохождение тренингов как механизм социализации современной молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 21:51, дипломная работа

Краткое описание

Свободное время является одним из важных средств формирова-ния личности молодого человека. Оно непосредственно влияет и на его производственно-трудовую сферу деятельности, так как в условиях сво-бодного времени наиболее благоприятно происходят восстановительные процессы, снимающие интенсивные физические и психические нагрузки. Социализация - это приобщение индивида к обществу, принятие им социальных ролей и статусов, накопление социального опыта, фор-мирование ценностных ориентиров, норм и поведения в данных соци-альных условиях. Процесс социализации условно делится на две стадии: первичную и вторичную.

Вложенные файлы: 1 файл

Прохождение тренингов как механизм социализации современной молодежи.doc

— 320.00 Кб (Скачать файл)

Для обеспечения успешности процесса профессионального обучения в его ходе, естественно, необходимо учитывать уровень мотивации обучаемых.

Мотивационными процессами – мотивированием – можно управлять: создавать условия для развития внутренних мотивов.

Так, после проведения тренинга на тему повышения уровня мотивации, процент мотивированности студентов несколько увеличился. А так же, недостаточную мотивацию к овладению профессией можно частично компенсировать в процессе обучения за счет интересного преподавания и демонстрации прикладной значимости профессии.

 

Уровень мотивации достижения

Низкий

Средний

Высокий

Уровень мотивации (%)

24 %

34 %

42%


 

Как видно из таблицы уровень  повысился на 10%. Значит, прохождения тренингов не обходимо, как механизм социализации современной молодежи.

В тренингавой группе нужно стремиться к созданию свободной творческой атмосферы. Для этого специально организуются проблемные, неопределенные ситуации, провоцирующие участников на неожиданные, нестандартные высказывания и поступки. В ходе тренинга участники должны иметь возможность для себя реально осознать закономерности, уже известные в психологии, как свои собственные особенности, свои личные ресурсы. В целях создания условий для творческой активности любая критика на тренинге должна быть сведена к минимуму и касаться только конкретного высказывания или поведения, а не личности. Важные навыки, которые вырабатываются на тренинге: принятие себя и другого таким, каков есть, безоценочиость суждений, умение выслушать другого, уловить рациональное зерно в любом высказывании и поведении.

 

Заключение

Анализу процесса социализации в современном динамичном мире посвящена  работа И.Таллмана, Р.Маротц-Бадена, П.Пиндаса. Вместе с тем, несмотря на множественность направлений и подходов, разработка проблемы социализации молодежи сегодня не только далека от завершения, а напротив, все более демонстрирует необходимость как переосмысления ранее исследованного, дополнительного изучения почти устоявшегося, так и открытия новых граней и полей изучения. Это касается, к примеру, совершенно новых аспектов в традиционной проблеме взаимоотношений поколений, которая сегодня утеряла свою дихотомичную структуру, ввиду чего ее пространство требуемых решений значительно усложнилось, а современное общество оказалось к этому совершенно не готово, ни идейно, ни деятельностно. Или кризиса современного образования, этого устоявшегося и ставшего традиционным института социализации молодежи, оказавшегося не в состоянии квалифицированно осмыслить суть происходящих на излете ХХ века изменений и выработать адекватную им стратегию собственного развития. Наконец, в этот же ряд можно поставить даже саму проблему социализации молодежи, которая сегодня подвержена настолько сильному давлению новых реалий наступающего тысячелетия, что в ней уже трудно сказать, что отныне имеется в виду под молодежью, и какое отношение к традиционному содержанию социализации имеет то, что становится ее смыслом теперь.

Современные опросы и исследования отмечают, что образ среднестатистического студента в последнее время очень изменился. Теперь это уже не ленивый ученик, поступивший в вуз ради галочки, а азартный человек, который с огромным рвением идет к достижению поставленной цели. Студент сейчас воспринимается, талантливым, динамичным легко обучаемым.

Для улучшения процесса профессионального обучения в его ходе, необходимо учитывать уровень мотивации обучаемых. Благодаря проведенным тренингам, показатели уровня мотивации первоначального тестирования увеличились.

 

Список литературы

 

  1. Антоненко С. Поколение, застигнутое сумерками //Новый мир. – 1999.- № 4.- с. 176-185.
  2. Антоненко С. Поколение, застигнутое сумерками.//Новый мир.-1999.-№4.-С.176-185
  3. Бачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. М.: Ось-89, 1999.
  4. Братченко С.Л., Миронова М.Р. Личностный рост и его критерии. // Психологические проблемы самореализации личности. СПб., 1997. С. 38-46.
  5. Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика. Ч.1. М.: Генезис, 2001.
  6. Вишняк А.И. Личность: соотношение трудового потенциала и системы потребностей, Киев, 1986
  7. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Гроссмейстер общения. М, 1998. Д.П. Егидес. Психологическая коррекция конфликтного общения// Психологический журнал. Том 5. N!?5. 1984.
  8. Захарчук А., Есликова Е. Ценности учащейся молодежи и  людей среднего возраста.// Специалист. - 1999. - № 2. - С. 30-32.
  9. Захарчук А., Есликова Е. Ценности учащейся молодежи и людей среднего возраста // Специалист.- 1999.-.№ 2.- с.30-32.
  10. Ильинский И.М. “Наука и молодежи: обновление исследовательских подходов”//Молодежь-89.Общественное положение молодежи и вопросы молодежной политики в СССР. - М.,1989,
  11. Киприянова Е. В. Исследование ценностных ориентаций старшеклассников и управление социализацией личности // Обществознание в школе. – 1999.- № 2.- с. 50-52.
  12. Киприянова Е.В. Исследование ценностных ориентаций старшеклассников и управление социализацией личности // Обществознание в школе. - 1999.- № 2. - С. 50-52. 
  13. Коупленд Д. Поколение Икс // Иностр. лит. – 1998. - № 3. – с. 121-129.
  14. Кудрявцев Т.В., Сухарев А.В.. Влияние характералогических особенностей личности на динамику профессионального самоопределения// Вопросы психологии. Nzl. 1985.
  15. Лабиринты психологии. 1996 /Под науч. ред. Трушковой С.В. М.: Издательский отдел УНЦ ДО МГУ, 1996.
  16. Леонтьев Д.А., Мандрикова Е.Ю., Осин Е., Плотникова А.В., Рассказава Е.И. Возможности эмпирического исследования личностного потенциала. http:/ /institut.smysl.ru/ article/lp.php
  17. Макеева А. Молодежная наркогенная субкультура как социальный феномен // Прикладная психология и психоанализ. – 1998.-№ 5-6.-с.42-48.
  18. Макеева А. Молодежная наркогенная субкультура как социальный феномен // Прикладная психология и психоанализ.- 1998.- № 5-6.- С. 42-48
  19. Макшанов С. И., Хрящева Н. Ю. Психагимнастика в тренинге. СПб, 1993.
  20. Матвеев Б.Р. Развитие личности подростка. СПб.: Речь, 2005.
  21. Молодежь России на рубеже 90-х годов. - М., 1992.
  22. Молодежь России. Статистический сборник. - М., 1992.
  23. Молодежь России: Проблемы и перспективы (региональный аспект). - Владимир, 2000. – 100 с.- (Среднерусский консалтинговый центр).
  24. Молодежь России: Проблемы и перспективы (региональный аспект). - Владимир, 2000 – 100 с. - (Среднерусский консатинговый центр).
  25. Молодежь Российской Федерации: положение, выбор пути. Основные выводы и предложения Государственного доклада Правительству Российской Федерации. - М., 2000.- 46 с.
  26. Молодежь Российской Федерации: положение, выбор пути. Основные выводы и предложения Государственного доклада Правительству Российской Федерации. - М., 2000. - С. 12.
  27. Моск. комсомолец. – 2000. – 26 сент.
  28. Неймер Ю.Л. От кризиса общества к кризису труда. Социс N 5, 1992
  29. Никитина Т.Б. Самоучитель развития памяти. М.: A.D.&T, 2001.
  30. Норманн Д. Памятьинаучение. М.: Мир, 1985.
  31. Орлов А.Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее Я человека. http:/ /trialog .ru/library / scipuЬl/952005.htm
  32. Панк юрского периода: вымрут ли в новом веке неформалы? //Москов. комсомолец. - 2000. - 1-8 июня.
  33. Первое сент. - 2000.- 26 сент.
  34. Первое сентября. - 1999. -  29 июня.
  35. Первое сентября. - 2000. -  26 сентября.
  36. Первое сентября.- 2000.- 29 июня
  37. Петрова А. Знаки общения. М.: Гном, 2000.
  38. Практическая психодиагностика. Самара: Бахрах, 1999.
  39. Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг межличностного общения. М, 1991.
  40. Рамендик Д.М., Солонкина О.В., Слаква С.П. Психологический практикум. М.: Мастерство, 2002.
  41. Сергеев С. А. Молодежная субкультура в республике // Социологич. исследования. - 1998. - № 11. - с. 42-49. 
  42. Сергеев С.А. Молодежные субкультуры в республике// Социологическик исследования.- 1998. - №11.-С. 42-49.
  43. Социальный мир молодежи. - Новосибирск,1999. - 209 с.
  44. Социальный мир молодежи.- Новосибирск, 1999.- 209с.
  45. СТМ. -  2000. -  Сентябрь - с. 16.
  46. СТМ. - 2000.- Сентябрь. - С. 16.
  47. Тарасов А. Порождение реформ: бритоголовые они же скинхеды // Свободная мысль. -  2000. - № 4. - с. 40-53.
  48. Тарасов А. Порождение реформ: бритоголовые: они же скинхеды // Своб. мысль.- 2000.-№4.- С. 40- 53.

 

Приложение 1

ШКАЛА ОЦЕНКИ

ПОТРЕБНОСТИ В ДОСТИЖЕНИИ

Измерить уровень мотивации  достижения можно с помощью разработанной шкалы - небольшого теста-опросника. Шкала эта состоит из 22 суждений, по поводу которых возможны два варианта ответов: «да» или «нет».Ответы, совпадающие с ключевыми, суммируются (по 1баллу за каждый такой ответ).

 

Суждения:

1. Думаю, что успех в жизни  скорее зависит от случая, чем от расчета.

2. Если я лишусь любимого занятия,  жизнь для меня потеряет смысл.

3. Для меня в любом деле  важнее не его исполнение, оконечный  результат.

4. Считаю, что люди больше страдают  от неудач на работе, чем от плохих взаимоотношений с близкими.

5. По моему мнению, большинство  людей живет далекими целями, а не близкими.

6. В жизни у меня было больше  успехов, чем неудач.

7. Эмоциональные люди мне нравятся  больше, чем деятельные.

8. Даже в обычной работе я стараюсь усовершенствовать некоторые ее элементы.

9. Поглощенный мыслями об успехе, я могу забыть о мерах предосторожности.

10. Мои близкие считают меня  ленивым.

11. Думаю, что в моих неудачах повинны, скорее, обстоятельства, чем я сам.

12. Терпения во мне больше, чем способностей.

13. Мои родители слишком строго  контролировали меня.

14. Лень, а не сомнение в успехе  вынуждает меня часто отказываться от своих намерений.

15. Думаю, что я уверенный в  себе человек.

16. Ради успеха я могу рискнуть, даже если шансы невелики.

17. Я усердный человек.

18. Когда все идет гладко, моя  энергия усиливается.

19. Если бы я был журналистом,  я писал бы, скорее, об оригинальных изобретениях людей, чем о происшествиях.

20. Мои близкие обычно не разделяют  моих планов.

21. Уровень моих требований к  жизни ниже, чем у моих товарищей.

22. Мне кажется, что настойчивости  во мне больше, чем способностей.

 

При подсчете результата исходно сумма  считается равной 0. За каждый ответ, совпадающий с ключом, к сумме прибавляется 1 балл.

Ключ: ответы «да» на вопросы 2, 6, 7, 8, 14, 16, 18,19, 21, 22;ответы «нет» на вопросы 1, 3, 4, 5, 9, 11, 12, 13, 15,17, 20.

В отличие от многих ранее описанных  тестов-опросников, шкала потребности в достижениях имеет нормы, поэтому конкретный результат можно оценить с помощью следующей таблицы:

 

Уровень мотивации достижения

Низкий

Средний

Высокий

Сумма баллов

2-9, 10, 11

12, 13, 14, 15

16, 17, 18, 19


 

1 Ильинский И.М. “Наука и молодежи: обновление исследовательских подходов”//Молодежь-89.Общественное положение молодежи и вопросы молодежной политики в СССР. - М.,1989, с. 64

2 Неймер Ю.Л. От кризиса общества к кризису труда. Социс N 5, 1992, с.24

3 Молодежь России. Статистический сборник. - М., 1992, с. 53

4 Молодежь России на рубеже 90-х годов. - М., 1992, с. 49

5 Вишняк А.И. Личность: соотношение трудового потенциала и системы потребностей, Киев, 1986, с. 20

6 Ильинский И.М. “Наука и молодежи: обновление исследовательских подходов”//Молодежь-89.Общественное положение молодежи и вопросы молодежной политики в СССР. - М.,1989, с. 7

7 “Папа Иоанн-Павел II молодежи.”- Краков,1991, с. 24

8 Ильинский И.М. “Наука и молодежи: обновление исследовательских подходов”//Молодежь-89.Общественное положение молодежи и вопросы молодежной политики в СССР. - М.,1989, с. 9-10

1 Молодежь России: Проблемы и перспективы (региональный аспект). - Владимир, 2000 – 100 с. - (Среднерусский консатинговый центр).

9 См.: Киприянова Е.В. Исследование ценностных ориентаций старшеклассников и управление социализацией личности // Обществознание в школе. - 1999.- № 2. - С. 50-52. 

10 См.: Захарчук А., Есликова Е. Ценности учащейся молодежи и людей среднего возраста.// Специалист. - 1999. - № 2. - С. 30-32.

1 Молодежь Российской Федерации: положение, выбор пути. Основные выводы и предложения Государственного доклада Правительству Российской Федерации. - М., 2000. - С. 12.

1 СТМ. - 2000.- Сентябрь. - С. 16.

1 Социальный мир молодежи. - Новосибирск,1999. - 209 с.

1 Макеева А. Молодежная наркогенная субкультура как социальный феномен // Прикладная психология и психоанализ.- 1998.- № 5-6.- С. 42-48

2 Первое сент. - 2000.- 26 сент.

11 Моск. комсомолец. – 2000. – 26 сент.

12 Тарасов А. Порождение реформ: бритоголовые: они же скинхеды // Своб. мысль.- 2000.-№4.- С. 40- 53.

1 Сергеев С.А. Молодежные субкультуры в республике// Социологическик исследования.- 1998. - №11.-С. 42-49.

1 Антоненко С. Поколение, застигнутое сумерками.//Новый мир.-1999.-№4.-С.176-185

2 Первое сентября.- 2000.- 29 июня

13 Бачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. М.: Ось-89, 1999, с. 82

14 Кудрявцев Т.В., Сухарев А.В.. Влияние характералогических особенностей личности на динамику профессионального самоопределения// Вопросы психологии. Nzl. 1985, с.18

15 Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика. Ч.1. М.: Генезис, 2001, с. 42

16 Братченко С.Л., Миронова М.Р. Личностный рост и его критерии. // Психологические проблемы самореализации личности. СПб., 1997. С. 38-46.

17 Практическая психодиагностика. Самара: Бахрах, 1999, с.96

18 Рамендик Д.М., Солонкина О.В., Слаква С.П. Психологический практикум. М.: Мастерство, 2002, с. 51


Информация о работе Прохождение тренингов как механизм социализации современной молодежи