Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 21:51, дипломная работа
Свободное время является одним из важных средств формирова-ния личности молодого человека. Оно непосредственно влияет и на его производственно-трудовую сферу деятельности, так как в условиях сво-бодного времени наиболее благоприятно происходят восстановительные процессы, снимающие интенсивные физические и психические нагрузки. Социализация - это приобщение индивида к обществу, принятие им социальных ролей и статусов, накопление социального опыта, фор-мирование ценностных ориентиров, норм и поведения в данных соци-альных условиях. Процесс социализации условно делится на две стадии: первичную и вторичную.
Для обеспечения успешности процесса профессионального обучения в его ходе, естественно, необходимо учитывать уровень мотивации обучаемых.
Мотивационными процессами – мотивированием – можно управлять: создавать условия для развития внутренних мотивов.
Так, после проведения тренинга на тему повышения уровня мотивации, процент мотивированности студентов несколько увеличился. А так же, недостаточную мотивацию к овладению профессией можно частично компенсировать в процессе обучения за счет интересного преподавания и демонстрации прикладной значимости профессии.
|
Уровень мотивации достижения | ||
Низкий |
Средний |
Высокий | |
Уровень мотивации (%) |
24 % |
34 % |
42% |
Как видно из таблицы уровень повысился на 10%. Значит, прохождения тренингов не обходимо, как механизм социализации современной молодежи.
В тренингавой группе нужно стремиться к созданию свободной творческой атмосферы. Для этого специально организуются проблемные, неопределенные ситуации, провоцирующие участников на неожиданные, нестандартные высказывания и поступки. В ходе тренинга участники должны иметь возможность для себя реально осознать закономерности, уже известные в психологии, как свои собственные особенности, свои личные ресурсы. В целях создания условий для творческой активности любая критика на тренинге должна быть сведена к минимуму и касаться только конкретного высказывания или поведения, а не личности. Важные навыки, которые вырабатываются на тренинге: принятие себя и другого таким, каков есть, безоценочиость суждений, умение выслушать другого, уловить рациональное зерно в любом высказывании и поведении.
Анализу процесса социализации в современном динамичном мире посвящена работа И.Таллмана, Р.Маротц-Бадена, П.Пиндаса. Вместе с тем, несмотря на множественность направлений и подходов, разработка проблемы социализации молодежи сегодня не только далека от завершения, а напротив, все более демонстрирует необходимость как переосмысления ранее исследованного, дополнительного изучения почти устоявшегося, так и открытия новых граней и полей изучения. Это касается, к примеру, совершенно новых аспектов в традиционной проблеме взаимоотношений поколений, которая сегодня утеряла свою дихотомичную структуру, ввиду чего ее пространство требуемых решений значительно усложнилось, а современное общество оказалось к этому совершенно не готово, ни идейно, ни деятельностно. Или кризиса современного образования, этого устоявшегося и ставшего традиционным института социализации молодежи, оказавшегося не в состоянии квалифицированно осмыслить суть происходящих на излете ХХ века изменений и выработать адекватную им стратегию собственного развития. Наконец, в этот же ряд можно поставить даже саму проблему социализации молодежи, которая сегодня подвержена настолько сильному давлению новых реалий наступающего тысячелетия, что в ней уже трудно сказать, что отныне имеется в виду под молодежью, и какое отношение к традиционному содержанию социализации имеет то, что становится ее смыслом теперь.
Современные опросы и исследования отмечают, что образ среднестатистического студента в последнее время очень изменился. Теперь это уже не ленивый ученик, поступивший в вуз ради галочки, а азартный человек, который с огромным рвением идет к достижению поставленной цели. Студент сейчас воспринимается, талантливым, динамичным легко обучаемым.
Для улучшения процесса профессионального обучения в его ходе, необходимо учитывать уровень мотивации обучаемых. Благодаря проведенным тренингам, показатели уровня мотивации первоначального тестирования увеличились.
ШКАЛА ОЦЕНКИ
ПОТРЕБНОСТИ В ДОСТИЖЕНИИ
Измерить уровень мотивации достижения можно с помощью разработанной шкалы - небольшого теста-опросника. Шкала эта состоит из 22 суждений, по поводу которых возможны два варианта ответов: «да» или «нет».Ответы, совпадающие с ключевыми, суммируются (по 1баллу за каждый такой ответ).
Суждения:
1. Думаю, что успех в жизни скорее зависит от случая, чем от расчета.
2. Если я лишусь любимого
3. Для меня в любом деле важнее не его исполнение, оконечный результат.
4. Считаю, что люди больше страдают от неудач на работе, чем от плохих взаимоотношений с близкими.
5. По моему мнению, большинство людей живет далекими целями, а не близкими.
6. В жизни у меня было больше успехов, чем неудач.
7. Эмоциональные люди мне
8. Даже в обычной работе я стараюсь усовершенствовать некоторые ее элементы.
9. Поглощенный мыслями об успехе, я могу забыть о мерах предосторожности.
10. Мои близкие считают меня ленивым.
11. Думаю, что в моих неудачах повинны, скорее, обстоятельства, чем я сам.
12. Терпения во мне больше, чем способностей.
13. Мои родители слишком строго контролировали меня.
14. Лень, а не сомнение в успехе вынуждает меня часто отказываться от своих намерений.
15. Думаю, что я уверенный в себе человек.
16. Ради успеха я могу рискнуть, даже если шансы невелики.
17. Я усердный человек.
18. Когда все идет гладко, моя энергия усиливается.
19. Если бы я был журналистом, я писал бы, скорее, об оригинальных изобретениях людей, чем о происшествиях.
20. Мои близкие обычно не
21. Уровень моих требований к жизни ниже, чем у моих товарищей.
22. Мне кажется, что
При подсчете результата исходно сумма считается равной 0. За каждый ответ, совпадающий с ключом, к сумме прибавляется 1 балл.
Ключ: ответы «да» на вопросы 2, 6, 7, 8, 14, 16, 18,19, 21, 22;ответы «нет» на вопросы 1, 3, 4, 5, 9, 11, 12, 13, 15,17, 20.
В отличие от многих ранее описанных тестов-опросников, шкала потребности в достижениях имеет нормы, поэтому конкретный результат можно оценить с помощью следующей таблицы:
|
Уровень мотивации достижения | ||
Низкий |
Средний |
Высокий | |
Сумма баллов |
2-9, 10, 11 |
12, 13, 14, 15 |
16, 17, 18, 19 |
1
Ильинский И.М. “Наука и молодежи: обновление
исследовательских подходов”//Молодежь-89.
2 Неймер Ю.Л. От кризиса общества к кризису труда. Социс N 5, 1992, с.24
3 Молодежь России. Статистический сборник. - М., 1992, с. 53
4 Молодежь России на рубеже 90-х годов. - М., 1992, с. 49
5 Вишняк А.И. Личность: соотношение трудового потенциала и системы потребностей, Киев, 1986, с. 20
6
Ильинский И.М. “Наука и молодежи: обновление
исследовательских подходов”//Молодежь-89.
7 “Папа Иоанн-Павел II молодежи.”- Краков,1991, с. 24
8
Ильинский И.М. “Наука и молодежи: обновление
исследовательских подходов”//Молодежь-89.
1 Молодежь России: Проблемы и перспективы (региональный аспект). - Владимир, 2000 – 100 с. - (Среднерусский консатинговый центр).
9 См.: Киприянова Е.В. Исследование ценностных ориентаций старшеклассников и управление социализацией личности // Обществознание в школе. - 1999.- № 2. - С. 50-52.
10 См.: Захарчук А., Есликова Е. Ценности учащейся молодежи и людей среднего возраста.// Специалист. - 1999. - № 2. - С. 30-32.
1 Молодежь Российской Федерации: положение, выбор пути. Основные выводы и предложения Государственного доклада Правительству Российской Федерации. - М., 2000. - С. 12.
1 СТМ. - 2000.- Сентябрь. - С. 16.
1 Социальный мир молодежи. - Новосибирск,1999. - 209 с.
1 Макеева А. Молодежная наркогенная субкультура как социальный феномен // Прикладная психология и психоанализ.- 1998.- № 5-6.- С. 42-48
2 Первое сент. - 2000.- 26 сент.
11 Моск. комсомолец. – 2000. – 26 сент.
12 Тарасов А. Порождение реформ: бритоголовые: они же скинхеды // Своб. мысль.- 2000.-№4.- С. 40- 53.
1 Сергеев С.А. Молодежные субкультуры в республике// Социологическик исследования.- 1998. - №11.-С. 42-49.
1 Антоненко С. Поколение, застигнутое сумерками.//Новый мир.-1999.-№4.-С.176-185
2 Первое сентября.- 2000.- 29 июня
13 Бачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. М.: Ось-89, 1999, с. 82
14 Кудрявцев Т.В., Сухарев А.В.. Влияние характералогических особенностей личности на динамику профессионального самоопределения// Вопросы психологии. Nzl. 1985, с.18
15 Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика. Ч.1. М.: Генезис, 2001, с. 42
16 Братченко С.Л., Миронова М.Р. Личностный рост и его критерии. // Психологические проблемы самореализации личности. СПб., 1997. С. 38-46.
17 Практическая психодиагностика. Самара: Бахрах, 1999, с.96
18 Рамендик Д.М., Солонкина О.В., Слаква С.П. Психологический практикум. М.: Мастерство, 2002, с. 51
Информация о работе Прохождение тренингов как механизм социализации современной молодежи