Семейные отношения в контексте жизненного сценария

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2014 в 09:02, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы исследовать семейные отношения в контексте жизненного сценария, основываясь на теоретические учения выдающихся ученых в области психологии.
Задачи курсовой работы – рассмотреть теоретические основы построения жизненных сценариев, изучить семейные отношения в контексте жизненного сценария.

Содержание

Введение………………………………………………………………….....…2
1.Сущность теории «жизненного сценария», его основоположники и последователи……………………………………………………………..…..4
1.1.Основные понятия и вехи учения Э.Берна……………………………...4
1.2.Понятие жизненного сценария, его особенности……………………...12
2. Семейные отношения в контексте жизненного сценария………….17
2.1.Практический анализ жизненного сценария………………………..…..17
2.2.Сущность теории семьи…………………………………………………...31
2.3. Теория о семейном воспитании в литературе………………………..…34
2.4. Социометрические исследования жизненных сценариев…………..….36
Заключение…………………………………………………………………..…...42
Использованная литература………………………………………………….....44

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСРВАЯ ИТОГОВАЯ.docx

— 103.42 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение………………………………………………………………….....…2

       1.Сущность теории «жизненного сценария», его основоположники и последователи……………………………………………………………..…..4

1.1.Основные понятия и  вехи учения Э.Берна……………………………...4

1.2.Понятие  жизненного сценария, его особенности……………………...12

  1. Семейные отношения в контексте жизненного сценария………….17

2.1.Практический анализ жизненного сценария………………………..…..17

2.2.Сущность теории семьи…………………………………………………...31

2.3. Теория о семейном воспитании в литературе………………………..…34

2.4. Социометрические исследования жизненных сценариев…………..….36

Заключение…………………………………………………………………..…...42

Использованная литература………………………………………………….....44

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

На протяжении всего развития психологической науки и практики достаточно  острым и  актуальным остается вопрос семейных отношений.

Вопрос о степени осознанности человеческой жизни стоит перед психологией очень давно. Каждый человек ещё в детстве, чаще всего бессознательно, думает о своей будущей жизни, как бы прокручивает в голове свои жизненные сценарии. Повседневное поведение человека определяется его рассудком и установками, полученными в прошлом, а свое будущее он может только планировать. Оригинальную идею высказал основатель транзактного анализа, Э.Берн, который полагал, что каждый человек имеет свой жизненный сценарий, модель которого намечается в ранние детские годы. Сценарий - это постоянно развертывающийся жизненный план, психологический импульс с большой силой толкает человека вперед, навстречу его судьбе, и очень часто независимо от его сопротивления или свободного выбора.1 Однако это не значит, что поведение людей и вся человеческая жизнь сводима к какой-то формуле. В соответствии со своими жизненными сценариями люди поступают тем, или иным образом, определяя свое существование.

В быту, в семейном окружении, в беспрестанном общении происходит  становление психики детей и одновременно достаточно ощутимо  изменяется психическое состояние и ощущение  родителей. Связь, называемая  «родитель-ребенок», имеет очень важное значение для понимания сложившейся структуры семьи, ее актуального состояния и направлений будущего развития.

Разные психологические школы по-разному трактуют  понимание роли и содержания семейных отношений, формулируют сущность  теоретических подходов к решению и пониманию данного вопроса. Разрабатываются так называемые «модели»  правильных, эффективных взаимоотношений в семье.

Целью данной курсовой работы исследовать семейные отношения в контексте жизненного сценария, основываясь на теоретические учения выдающихся ученых в области психологии.

Объектом исследования в данной курсовой работе является жизненный сценарий как социально-педагогический феномен. 
Предметом исследования является влияние жизненного сценария на семью.

Задачи курсовой работы –  рассмотреть теоретические основы  построения жизненных сценариев, изучить семейные отношения в  контексте жизненного сценария.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Сущность теории «жизненного  сценария», его основоположники  и последователи.

1.1.Основные понятия и  вехи  учения Э.Берна.

 

Одним из основоположников теории «жизненного сценария» является  выдающийся американский психолог и психиатр Эрик Берн.

Родился он в Квебеке в семье врача. Окончил университетМакгилла, в 1936-1938 годах посещал курсы при психиатрической клинике в Йеле, затем учился в Нью-йоркском (1941-1943) и Сан-Францисском (1947-1956) институтах психоанализа2.

С 1951 по 1954 год служил в армии США, затем работал в ряде психиатрических клиник, с начала 60-х годов стал вести семинары по групповой терапии. По итогам этих семинаров впоследствии написал книгу, которая стала интернациональным бестселлером - «Игры, в которые играют люди».

Эрик Берн был членом Американской ассоциации психиатров и Индийского психиатрического общества; кроме того, он основал Международную ассоциацию трансперсонального анализа.

В своих исследованиях Берн считал необходимым довести анализ до истории жизни  родителей и других предков. И выделял важнейшую часть анализа — рассматривание жизненных сценариев индивида, зачастую запланированных предками.

Работы Берна посвящены анализу различного рода «игр», используемых людьми в повседневном общении.  В разных ситуациях межличностного общения могут активизироваться различные состояния собственного «Я» и определять собой конкретную структуру перевоплощений.

Наиболее известные книги и публикации Берна пользуются огромным успехом среди специалистов психиатрии и обычных читателей. Это такие произведения, как «Трансактный анализ в психотерапии»,  «Структура и динамика организации групп», «Игры, в которые играют люди», «Принципы группового лечения», «Секс в человеческой любви», «Люди, которые играют в игры», «Психоанализ и психотерапия для несведущих»3.

Главная цель, которая заключена в  книгах, Э. Берна заключается в том, чтобы научить человека анализировать характер своего общения, научить использовать слова, мысли, интонации, выражения применительно к целям коммуникации (парадным, деловым или эмоциональным), помочь человеку в его умении анализировать свои слова и поступки, постоянно осмысливая их истинную суть и их восприятие собеседником. Э. Берн в своих трудах выражает это с помощью своеобразных образов, которые изменяют наше мнение об обыденных  ситуациях общения,   чаще всего не замечаемые нами в потоке повседневной жизни. 
Традиционным психоанализом у нас достаточно долгое время не занимались, но  Э. Берн руководствовался именно понятиями традиционного психоанализа. Это не значит, что сейчас в России, как и во многих других странах, психоанализ воспринимается как абсолютно правильная теория. Тем не менее  перестройка в нашей стране и демократизация, которые коснулись такой области как наука, позволили воспринимать адекватно отбирать рациональные зерна и в зарубежных учениях. Разумеется,  многие примеры и ситуации, которые рассматривает  Э. Берн, относятся не к нашей действительности, а основываются на американском стиле поведения, на характерных для западного общества отношениях между членами семьи.  Концепция  Э. Берна в достаточной степени спорна, безусловно, для ее дальнейшего развития требуются  дальнейшие исследования и обоснования. Она не представляется нам принципиально новой (особенно в философском смысле), но мы считаем ее безусловно оригинальной, разумной и полезной. 
Трансакционный анализ, основателем которого был Э. Берн, представляет собой систему групповой психотерапии, где взаимодействие индивидов анализируется с точки зрения трех основных состояний «Я».  
Э. Берн предполагал, что у каждого человека есть свой жизненный сценарий, модель которого закладывается еще в детские годы. И в соответствии со своим жизненным сценарием люди играют в различные игры, которыми заполнена в основном вся жизнь человечества. По теории Берна  предполагается, что групповая психотерапия складывается на уровне «Взрослый — Взрослый»4. Задача заключается  в том, что необходимо научиться выделять состояния «Взрослого» как в своем собственном сознании и поведении, так и в сознании и поведении других людей, добиваясь общения на уровне «Взрослый — Взрослый». 
Немаловажное достоинство теории Э. Берна заключается также и в том, что она ставит своей целью формирование искренней, честной, доброжелательной личности. 
Каждый человек представляет собой сумму стереотипов, которые закладываются  воспитанием. И вместе с тем, есть в каждом человеке нечто такое, что толкает его на импульсивные поступки и действия, обусловленные детским «хочу» или «не хочу» (эмоции, импульсы и т. д.). В действительной жизни люди стараются соотносить «хочу» и «должно» в определенных масштабах, причем те, кому это удается сделать в наилучшей степени, более гармонично и целенаправленно вписываются в окружающий мир. В глазах окружающих они выглядят разумными и преуспевающими людьми, зачастую  занимают в жизни хороший социальный статус. Эти исходные позиции достаточно тривиальны, и вряд ли можно считать абсолютной новизной тот факт, что совокупность устоявшихся стереотипов Э. Берн называет состоянием «Родитель», эмоциональную часть «Я» каждой личности — «Ребенок», а трезвого «весовщика», соизмеряющего «хочу — нужно», — словом «Взрослый». 
Последующий элемент теории Берна представляется более интересным и весьма эффективным  для психотерапевтической практики, и для углубленного самоанализа. В каждом человеке самым сложным образом переплетены эти три состояния, это такие состояния- «Взрослый», «Родитель» и «Ребенок». В зависимости от психологического состояния человека от темы общения, общение с людьми  дома, на работе, на улице  строится по-разному. При этом немаловажно, что общение зависит  от того, является ли взаимодействие бескорыстным или человек хочет чего-то добиться от своего собеседника. При этом включаются различные психологические механизмы  человеческого организма. По терминологии Э. Берна, коммуникация  эффективна в том случае, если она ведется на одном и том же языке и на одном уровне, то есть когда «Ребенок» разговаривает с «Ребенком», «Родитель» с «Родителем», а «Взрослый» со «Взрослым». Общение приобретает расплывчатые и хаотичные черты , если один из собеседников говорит на языке «Родителя», а другой — на языке «Ребенка» или один — на языке «Взрослого», а другой — на языке «Родителя» и т. д. Например, если один из собеседников, будучи типичным бюрократом, говорит на языке «Родителя», а другой собеседник — на языке «Взрослого», то   вполне естественно, что  возникает  взаимонепонимание. Можно прийти к взаимному пониманию двумя способами: либо «Родитель» поймет, что язык стереотипов безнадежно устарел, и попытается приблизить свое мышление и высказывания к реальности. Второй способ более пессимистический, и заключается в том, что «Взрослый» во избежание конфликта сумеет найти в себе «Родителя» и постарается на родительском языке закончить беседу, для того чтобы благополучно выйти из сложной ситуации5.

В общении на разных уровнях, особенно в семье  или в кругу дружеских контактов, часто бывают столкновения «Ребенка» и «Взрослого». «Ребенка» и «Родителя».  К этим столкновениям в качестве примеров  можно отнести бесстрастный разговор супругов после длительной разлуки, постоянные упреки со стороны любимого человек. 
Элементы состояния «Родителя» и «Ребенка» включают в себя очень важные и нужные для культурного общения аспекты. Твердые жизненные правила дают возможность существования  человечества. Совершенно необходимо наличие культурных традиций и их постоянное обновление. Разумеется, что без прописных истин и традиционно устоявшихся правил  не может существовать ни одно общество. И в этом огромная важность того состояния, которое Э. Берн называл «Родитель». Безусловно, что «Родитель» далеко не всегда постоянен, и не так уж много сохранилось заповедей в различных культурах, которые пережили бы все превратности истории. Так, некоторые аспекты, входившие в состояние «Родитель» многих наших людей в 70-е — начале 80-х годов, изгоняются ныне «Взрослым» не без участия «Ребенка». Способствует этому чудесный эмоциональный фон, созданный настроением огромного числа людей в нашей стране, которым так надоел оторвавшийся от реальности «Родитель». 
Игры, которые в своих работах представляет  Э. Берн, сопоставляются  с  современными основами американских реалий. А именно: 
прагматичный образ мышления, соответствующие условия быта и работы, специфика общения в семье и между близкими людьми, всё это характерно для жизни американцев.  Тем не менее, такая отдаленность от нашей действительности развивает  образное мышление, при котором  у людей появляется желание приспособить описанные Берном игры к тем ситуациям, и к тому общению , в которых живет он сам. Возможно, в наших современных условиях можно было бы представить достаточное количество ситуаций в виде игр, например «Имитация трудовой деятельности», «Игра в обслуживание», «Выдача справок», «Проблемы бюрократии» и т. п. Превращение различных ситуаций в игру может быть очень полезным для искоренения некоторых недостатков жизни и общества. В процессе игры, с помощью трансакционного анализа выявляются отдельные негативные и позитивные аспекты. Например, можно определить степень бюрократизма или деловитости, честности и искренности, силу настоящего чувства любви или определить его суррогат. Игра помогает  выявить в каждом человеке его живое, творческое начало, которое заложено в каждом человеке с рождения.  
Понять замысел Э. Берна возможно с учетом понимания некоторых моментов.   Перевод общения на язык «Взрослого» не всегда обязателен при желании скорректировать общение. . Наоборот, иногда важно уйти от состояния «Взрослого» к состоянию «Родителя» или «Ребенка». Порой некоторые дети бывают слишком скованны  или очень серьезны. И мероприятия часто отличаются чрезмерной парадностью и напыщенностью .  Эти моменты жизни оттеняют то обстоятельство, что «Ребенок» — прекрасное состояние эмоциональности, веселья и раскованности. Это состояние надо по возможности чаще «включать» в процесс как деловых, так и личных взаимоотношений. Для состояния «Ребенок» характерно то, что у него чаще всего стремление «хочу». Если чаще связывать многие важные дела с состоянием «хочу», то жизнь и деятельность людей  будут осуществляться с большей радостью и с большим эффектом. Как показывает практика психиатров многих стран ,   игровые подходы Э. Берна очень полезны для снятия психических напряжений и для обучения сложным навыкам общения в повседневной жизни. 
Иными словами , концепцию Э. Берна можно назвать своего рода прикладной философией жизни, которую можно и нужно  применять для анализа разных жизненных ситуаций, и в том числе для углубленного самоанализа.   Необходимость самоисцеления, психотерапии в наши дни стремительно возрастает, так как для современный человек включен в систему массовых коммуникаций. Многие  принципы его собственного рационального поведения, основанного на внутреннем диалоге между «надо» и «хочу», создают порой сложные  жизненные моменты. При этом немаловажен тот факт, что у более образованных слоев населения с широкой сферой  духовных интересов, наиболее часто возникают межличностные конфликты. И это приводит к тому, что эти слои населения  и являются наиболее широкими потребителями информации о способах самоизлечения и самоанализа. Поэтому часто люди ведут витиеватую игру с элементами «надо» и «хочу». Они знают, что именно в данный момент времени «надо», однако «хочу» для них не менее ценно и существенно.  
Теория Э. Берна в некоторой степени создает ту реальность, в которой разыгрываются описанные драмы и конфликты героев игр и сценариев, описываемые в трудах автора. Изучая его труды, мы окунаемся в мир, созданный с помощью образов.   
Из  теории  Берна следует, что структура личности неоднозначна, она трехкомпонентна. Термином «Я» Берн обозначает личность. Каждое «Я» может проявляться в каждый момент времени в одном из трех состояний. Эти состояния Берн назвал: «Ребенок», «Взрослый», «Родитель». Рассмотрим подробнее каждое состояние «Ребенок» — это импульсивный источник неконтролируемых, спонтанных действий и поступков. «Родитель» — педантичный учитель, знающий, где  и как   надо себя вести. «Взрослый» — своеобразная счетная машина, которая в своих поступках и действиях руководствуется исходя из баланса между «хочу» и «надо». В каждом человеке «Ребенок», «Взрослый», «Родитель» живут одновременно, но в каждый момент  проявляются поодиночке.

В нашей стране Эрик Берн  один из самых известных зарубежных психологов. До некоторого времени его теория была у нас неизвестна, однако более четверти века назад  его верный  последователь Томаса Харриса познакомил нас с теорией Берна в своих трудах. Одна из книг Томаса Харриса называется  «Я — о’кей, ты — о’кей»6. Эта книга приобрела широкую популярность, была переведена на русский язык в 1973 году в Новосибирске. В 1978 году советский  психотерапевт  Анатолий Добрович пересказал  идеи Берна, и труды Добровича  приобрели еще больщую популярность. Однако, в пересказах своеобразность Берна тускнела , и у многих читателей концепция Э. Берна  ассоциировалась с именами Харриса и Добровича.

Справедливость восстановилась в 1988 году,  в издательстве «Прогресс» огромным тиражом вышел бестселлер Берна «Игры, в которые играют люди». Именно с публикации этой книги в нашей стране начался психологический бум  и  миллионы людей вдруг поняли, что психология  невероятно интересна, и что с ее помощью реально можно многое понять в жизни, в себе и в других людях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.Понятие жизненного сценария, его особенности.

 

В психологии под сценарием понимается  своеобразный жизненный план человека, созданный им ещё в детстве, под значительным влиянием родителей или близких людей. Психологический сценарий – это жизненной план действий  личности, в который предполагается , где личность подойдет к концу своей жизни и каким путем она будет к нему идти.

Первоначально теория сценария была разработана Эриком Берном и его коллегами, особенно Клодом Стайнером, в середине 60-х годов. С тех пор многие авторы развивали ее исходные идеи.

Э. Берн в своих ранних работах определял сценарий как «бессознательный жизненный план». Затем дал более полное определение: «План жизни составляется в детстве, подкрепляется родителями, оправдывается ходом событий и достигает пика при выборе пути». 
Учение о том, что на поведение взрослых людей оказывают сильное влияние  пережитые детские впечатления. Это суждение является центральным  во всех направлениях психологии. В теории сценария, кроме того, есть мнение , что ребёнок не только  формирует основные взгляды на жизнь, а  невольно составляет некоторый жизненный  план. Этот план имеет чётко обозначенное начало, середину и конец. 
Другой отличительной чертой теории жизненного сценария является то, что план жизни «достигает кульминации в избранной альтернативе». Составные части сценария, начиная с первой сцены, служат для того, чтобы привести сценарий к заключительной сцене. В теории сценария заключительная сцена называется «расплата за сценарий». Теория утверждает, что при проигрывании человеком жизненного сценария бессознательно избирается такое  поведение, которое приблизят его к расплате в кульминации сценария. 
Сценарий – это некоторый «план жизни, составленный в детстве», а это значит, что ребёнок сам невольно принимает решение о своём сценарии, его продолжительности и течении. На решение о выборе жизненного сценария оказывают влияние не только внешние факторы, но и воля ребёнка. Удивительно, что даже тогда, когда разные дети воспитываются в одних и тех же условиях, у них составляются  совершенно разные планы жизни.

Информация о работе Семейные отношения в контексте жизненного сценария