Семейные отношения в контексте жизненного сценария

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2014 в 09:02, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы исследовать семейные отношения в контексте жизненного сценария, основываясь на теоретические учения выдающихся ученых в области психологии.
Задачи курсовой работы – рассмотреть теоретические основы построения жизненных сценариев, изучить семейные отношения в контексте жизненного сценария.

Содержание

Введение………………………………………………………………….....…2
1.Сущность теории «жизненного сценария», его основоположники и последователи……………………………………………………………..…..4
1.1.Основные понятия и вехи учения Э.Берна……………………………...4
1.2.Понятие жизненного сценария, его особенности……………………...12
2. Семейные отношения в контексте жизненного сценария………….17
2.1.Практический анализ жизненного сценария………………………..…..17
2.2.Сущность теории семьи…………………………………………………...31
2.3. Теория о семейном воспитании в литературе………………………..…34
2.4. Социометрические исследования жизненных сценариев…………..….36
Заключение…………………………………………………………………..…...42
Использованная литература………………………………………………….....44

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСРВАЯ ИТОГОВАЯ.docx

— 103.42 Кб (Скачать файл)

В этой связи Берн описывает случай с двумя братьями, которым мать в некоторой жизненной ситуации сказала: «Вы оба попадёте в психушку». Впоследствии, эти слова сбылись - один из братьев стал хроническим психическим больным, а другой стал известным психиатром. 
Термин «решение» в теории жизненного сценария принимает совершенно другое  значение, отличное от того, которое обычно приводится в словаре. Еще задолго до того, как начинает говорить, ребёнок принимает решение о своём сценарии в результате чувств. И при этом ребёнок использует те способы тестирования реальности, которые  доступны ему в том возрасте. Родители, разумеется, не могут заставить ребёнка принять какие-то решения. Тем не менее, они оказывают сильное влияние на ребёнка, передавая ему вербальные и невербальные послания. На основе этих посланий у ребёнка формируется свои представления о жизни, о себе и других людях. Эти представления и составляют  основное содержание сценария. Таким образом, формирование сценария подкрепляется родителями7.

Жизненный сценарий находится за пределами осознания, поэтому во взрослой жизни человек может окунуться  в воспоминания о детстве с помощью снов и фантазий. Человек  не осознаёт свои проживаемые  сценарные решения в поведении. Ход событий оправдывает сценарий.

Человек поступает так   потому, что в состоянии «Ребёнка» он  любая угроза его сценарному представлению о мире воспринимается  как препятствие в удовлетворении его потребностей и даже как угроза существованию. 
Вопросы происхождения сценария изучены Стэном  Вуллэмсом, и он выделил две важнейшие особенности формирования жизненного сценария:

1. Неосознанная наилучшая стратегия выживания ребёнка в мире, который часто кажется ему враждебным и даже угрожающим его жизни это и есть сценарные решения.

2. Сценарные решения формируются в соответствии с эмоциями ребёнка и его способом тестирования реальности.

Маленькому ребенку кажется, что мир населён великанами. Любое неожиданное проявление действительности, например, резкий   звук сигнализирует ребёнку о том, что его жизнь в опасности. Без никакого обдумывания  и всяких слов ребёнок знает, что, если родители уйдут, он умрёт. Знает, что если родители сердятся, то могут убить его. У ребёнка нет взрослого понимания времени и действительности. Если ему холодно и голодно, а мамы нет рядом, то это означает, что мама не придет никогда, а это означает смерть. Когда ребенка постоянно оставляют одного, то для него это означает нечто более страшное, чем смерть.  Мир эмоций ребёнка состоит из острых переживаний,  ярости, ужаса. Свои ранние решения ребёнок принимает при реагировании на эти чувства. Поэтому не удивительно, что эти решения часто имеют импульсивный и неожиданный характер. Логика ребёнка предполагает, что необходимо идти от частного к общему. Например, ситуация,  в которой мать редко реагирует на требования ребенка. Она часто игнорирует его, когда он плачет. При этом ребёнок делает вывод о том, что «матери доверять нельзя». Этот вывод может быть гораздо шире - ребенок может решить, что «людям доверять нельзя» или «женщинам доверять нельзя». 
Маленькие дети не делают различия между потребностями и делами. Например, ребёнок может чувствовать: «Я хочу убить брата, которому родители отдают всё внимание!».  Для ребенка это ощущение равнозначно фразе: «Я убил брата».

Затем ребенок  может заключить: «я плохой, так как  я убийца». Негативность такого мышления заключается в том, что во взрослой жизни такой человек может иметь постоянное чувство вины за «преступление», хотя он никогда не совершал его. Ещё одна особенность детских способов восприятия реальности  влияет на процесс принятия сценарных решений Ребёнок порой  фантазирует, что он силен , всемогущ и  что может творить чудеса. Поэтому при частых ссорах родителей или в случае  развода родителей,  ребёнок часто думает, что именно он виноват в этом.

Будучи уверенным  в своей способности защитить одного родителя от другого, он даже порой  считает себя обязанным сделать это. 
Психологи считают, что ребёнок воображает себя всемогущим, для того, чтобы компенсировать свое чувство беспомощности.

Ребёнок мал, и поэтому у него нет представления о том, что всемогущество – это хорошо, а беспомощность – плохо. Нет понятия о несовместимости беспомощности и всемогущества. Ребенок  в силу тех или иных жизненных ситуаций ощущает себя одновременно и беспомощным, и всемогущим. Беспомощным он  ощущает себя потому, что этому способствует ситуация детства . Всемогущим он ощущает себя ,  потому, что ему кажется, что он может управлять такими всемогущими великанами  как родители.

Это значит, что   оба вывода ребёнка о себе, о том, что он и беспомощен и всемогущ – это не плод его  фантазий, а своеобразные решения, которые ребёнок принял на основании имеющейся у него информации, протестированной им доступными ему способами8.

Разумеется, в разных семьях дети получают родительские послания различного характера, и эти послания формируют у ребенка различные   соотношения беспомощности и все могущественности.

В работе «Принципы группового лечения» Э. Берн дал определение  жизненному сценарию как "неосознаваемый план жизни". Позже, в книге «Что вы делаете после того, как сказали “привет”», он дал более полное определение: "План жизни, который составляется в детстве, подкрепляется родителями, оправдывается последующими событиями и завершается так, как было предопределено с самого начала".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Семейные отношения в контексте жизненного сценария
    1. Практический анализ жизненного сценария.

 

В своих практических исследованиях психотерапевты Боб и Мери Гулдинг сделали анализ и обратили внимание, на то, что в основе ранних подсознательных отрицательных решений у разных людей вновь и вновь обнаруживается связь с двенадцатью запретительными темами. Они проанализировали список этих двенадцати запрещений и пришли к неожиданному выводу, что каждому запрещению соответствует какое-то разрешение. При анализе жизненного сценария запреты записывают, начиная со слова "не", а разрешения – со слова "можно".

Тем не менее,  понятия "не" и "это хорошо" – не просто противоположности. Понятие "Не" выражает полный запрет, дает указание что-то не делать. А с другой стороны, выражение "это хорошо" не содержит в себе указания что-то делать. Разрешение  не указывает конкретно то¸ что нужно сделать, оно просто предлагает человеку, который принимает данное послание, самому решить: делать это или не делать.

Важно учитывать также, что наименования запретов и разрешений представляют собой лишь вербальные - речевые метки, которые удобно применять в ходе анализа сценария. Наиболее важные запрещения и разрешения передаются ребенку, в основном, по невербальным - неречевым каналам, языком жестов, мимики .

Проанализируем более детально все двенадцать запретов, раскроем их сущность9.

  1. «Не живи- не существуй»

Если человек когда - либо  подумывал о самоубийстве, то, скорее всего, его сценарные послания, заложенные в детском возрасте, включали  в себя запрет на существование. Это возможно и в том случае, если человек  ощущал себя когда-либо никому не нужным, бесполезным или недостойным любви существом.

Бывает такое, что кто-то из  нерадивых родителей когда-то говорит своему ребенку такую  фразу вроде "я убью тебя за это!" или "лучше б ты на свет не появлялся!". Формируется  воспоминание о таких вербальных посланиях, оно может служить подтверждением присутствия в человеке данного запрета. Однако невербальные сигналы в более раннем возрасте сформировали суть  его основного содержания.

Возникает вопрос - зачем родители могут запрещать жить собственному ребенку? Как правило, это происходит по следующей причине. Родитель, находящийся в состоянии «Ребенка» чувствует, что ребенок чем-то обделяет его или угрожает ему. Допустим такая жизненная ситуация. Молодой человек Сергей женился и стал отцом. Разумеется , что жена отдает большую часть сил и внимания новорожденному. Сергей стал ощущать себя ненужным и заброшенным. Сам не подозревая об этом, молодой отец вновь испытывает то ощущение, которое что испытывал в возрасте двух лет. Именно тогда в семье его родителей появился новый ребенок- младший брат Сергея. В двухлетнем возрасте Сергей очень боялся, что  с появлением малыша, ему уже больше никогда не будут уделять того внимания, что было раньше. Сергею казалось, что мама больше не любит его. Единственной возможностью вернуть мамину любовь в сознании Сергея была смерть братишки, чтобы вновь всё встало на свои места, как было раньше. Теперь, будучи взрослым, Сергей может невербально проявлять те же убийственные тенденции по отношению к собственному ребенку.

Или такая жизненная ситуация. У женщины Татьяны трое детей и больше она не хочет их иметь. В силу каких то обстоятельств у Татьяны рождается еще один ребенок. Татьянин внутренний «Ребенок» кричит: "Нет! Больше не надо! Хочу, чтобы теперь уделяли внимание мне и  моим нуждам! .  Внутри себя, своего внутреннего  «Ребенка» Татьяна будет ощущать гнев, и подавлять его , не признаваясь в этом даже самой себе. Тем не менее, Татьяна сообщает младенцу о своем неприятии не словами, разумеется, а  какими то  другими путями . Возможно, Татьяна делает все необходимое для удовлетворения физических нужд ребенка- кормит, поит, купает, пеленает, но никогда ему не улыбается и редко с ним разговаривает.

А в тех, к сожаленью, нередких случаях, когда родители или один из родителей унижает, оскорбляет ребенка или , хуже того, бьет его, послание "не живи" передается открыто.

Порой ребенок может слышать от родителей такие высказывания: "Если бы не ты, я мог бы закончить институт, отправиться путешествовать, выйти замуж за приличного человека..."

Запрет на жизнь- очень опасно для человечества. Сплошь и рядом родители передают своему ребенку послание "не живи", а это значит, что могла бы сложиться такая ситуация, когда количество самоубийств было бы колоссальным. К счастью, люди достаточно изобретательны по части поводов остаться в живых. Ребенок, который невольно несет в себе запрет на жизнь, обычно очень рано принимает какие - то компромиссные решения, чтобы подсознательно защитить себя от смерти. Ребенок как будто принимает какое- то компромиссное решение, и сам себе говорит: "Я вполне могу жить и дальше до тех пор, пока..." Многоточие может быть заполнено чем угодно, например: "... буду много работать" или "... не буду сближаться с людьми".

  1. «Не будь собой»

Обычно этот запрет  налагается на ребенка в тех семьях, где родился мальчик, а родители хотели девочку или наоборот. Невербально родители сообщают своему ребенку : "Не будь лицом своего пола". Родители выражают свое невербальное послание разными способами: например при выборе имени: девочку могут назвать мужским именем, а мальчика – женским. Или же в выборе одежды: родители одевают девочку "под сорванца", а мальчика наряжают  в кружева с бантами. Эти послания во взрослой жизни могут нести негативный характер поведения: человек с таким запретом может и, будучи взрослым, носить одежду и щеголять  манерами, свойственными лицам противоположного пола.

Этот запрет  может быть  более общего характера и означать просто "не будь собой, а будь каким-то другим ребенком". Родители могут предпочитать одного своего ребенка другому. Мать, которая не принимает свое дитя, может постоянно сравнивать его с другими детьми: "Маленький Миша уже играет на скрипке – какой умница! А ведь он на год младше тебя". В данном случае у матери может быть создан некий образ "идеального ребенка", которого она хотела бы иметь. Поэтому она положительно воспринимает только на те проявления своего о ребенка, которые напоминают ей этот выдуманный образ, а к остальным проявлениям своего ребенка относится пренебрежительно или негативно.

  1. «Не будь ребенком»

Это один из запретов, который  налагают  родители, сами  находясь в состоянии  « Ребенка» . В данной ситуации родители  ощущают некоторую неосознанную угрозу со стороны собственного сына или дочери. Но вместо того, чтобы желать избавиться от своего ребенка непосредственно, «Ребенок» внутри  родителя говорит: "Здесь есть место только для одного малыша, и этот малыш – я. Тем не менее, я согласен терпеть тебя, если ты будешь вести себя как взрослый, а не как ребенок". В дальнейшем это может выражаться в таких вербальных посланиях: "Ты уже большой, чтобы..." или "Большие мальчики не плачут".

Такой запрет быть ребенком могут налагать и такие родители, которым самим в детстве не разрешали вести себя по-детски. Эти родители чувствуют угрозу в детском поведении. Они могли воспитываться в очень строгих семьях, где очень редко целовали и  баловали детей, где родители не выражали свою любовь к ребенку, где  мерилом ценности человека были лишь конкретные дела и поступки.

Иногда такой  запрет налагает на себя сам ребенок, в случае если он  старший или единственный в семье ребенок. Порой , видя как ссорятся родители, единственный ребенок может решить: "Никого, кроме меня, поблизости нет. Значит, конфликт возник из-за меня. Следовательно, мне нужно что-то с ним делать. Надо бы поскорее вырасти, чтобы я мог с этим справиться". Точно так же старшие дети могут решить, что они отвечают за своих младших сестер и братьев.

Если человек чувствует себя в отношениях с детьми неуютно, то, возможно, он несет в себе запрет быть ребенком. Если человек чувствует себя неуютно на вечеринках, не может веселиться и радоваться, то , возможно, в детстве он получал послание в виде запрета  "Не Будь Ребенком" , "Не Радуйся" и "Не Веселись". Если будучи ребенком, человек решил, что веселье – это только для детей, а взрослые не веселятся, то тогда во взрослой жизни человек будет как за спасательный круг хвататься за это детское решение всякий раз, когда вам представляется возможность повеселиться.

  1. «Не взрослей»

Очень часто этот запрет налагается на младшего ребенка в семье. Родители в состоянии «Ребенка» сопротивляются той ситуации, когда дети вырастают,  и  в семье не остается никого маленького. Может быть,  родители думают, что ценны лишь тем, что могут быть хорошими мамой и папой. Как только их ребенок вырастет, они лишатся внутреннего ощущения собственной значимости. Иногда такой  запрет налагается родителями, которые выросли, но сами так и не стали взрослыми. И поэтому они хотят, чтобы их ребенок оставался маленьким, был  товарищем по играм и развлечениям.

Информация о работе Семейные отношения в контексте жизненного сценария