Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2014 в 09:02, курсовая работа
Целью данной курсовой работы исследовать семейные отношения в контексте жизненного сценария, основываясь на теоретические учения выдающихся ученых в области психологии.
Задачи курсовой работы – рассмотреть теоретические основы построения жизненных сценариев, изучить семейные отношения в контексте жизненного сценария.
Введение………………………………………………………………….....…2
1.Сущность теории «жизненного сценария», его основоположники и последователи……………………………………………………………..…..4
1.1.Основные понятия и вехи учения Э.Берна……………………………...4
1.2.Понятие жизненного сценария, его особенности……………………...12
2. Семейные отношения в контексте жизненного сценария………….17
2.1.Практический анализ жизненного сценария………………………..…..17
2.2.Сущность теории семьи…………………………………………………...31
2.3. Теория о семейном воспитании в литературе………………………..…34
2.4. Социометрические исследования жизненных сценариев…………..….36
Заключение…………………………………………………………………..…...42
Использованная литература………………………………………………….....44
В работе «Принципы группового лечения» Э. Берн дал определение жизненному сценарию как "неосознаваемый план жизни". Позже, в книге «Что вы делаете после того, как сказали “привет”», он дал более полное определение: "План жизни, который составляется в детстве, подкрепляется родителями, оправдывается последующими событиями и завершается так, как было предопределено с самого начала".
В своих практических исследованиях психотерапевты Боб и Мери Гулдинг сделали анализ и обратили внимание, на то, что в основе ранних подсознательных отрицательных решений у разных людей вновь и вновь обнаруживается связь с двенадцатью запретительными темами. Они проанализировали список этих двенадцати запрещений и пришли к неожиданному выводу, что каждому запрещению соответствует какое-то разрешение. При анализе жизненного сценария запреты записывают, начиная со слова "не", а разрешения – со слова "можно".
Тем не менее, понятия "не" и "это хорошо" – не просто противоположности. Понятие "Не" выражает полный запрет, дает указание что-то не делать. А с другой стороны, выражение "это хорошо" не содержит в себе указания что-то делать. Разрешение не указывает конкретно то¸ что нужно сделать, оно просто предлагает человеку, который принимает данное послание, самому решить: делать это или не делать.
Важно учитывать также, что наименования запретов и разрешений представляют собой лишь вербальные - речевые метки, которые удобно применять в ходе анализа сценария. Наиболее важные запрещения и разрешения передаются ребенку, в основном, по невербальным - неречевым каналам, языком жестов, мимики .
Проанализируем более детально все двенадцать запретов, раскроем их сущность9.
Если человек когда - либо подумывал о самоубийстве, то, скорее всего, его сценарные послания, заложенные в детском возрасте, включали в себя запрет на существование. Это возможно и в том случае, если человек ощущал себя когда-либо никому не нужным, бесполезным или недостойным любви существом.
Бывает такое, что кто-то из нерадивых родителей когда-то говорит своему ребенку такую фразу вроде "я убью тебя за это!" или "лучше б ты на свет не появлялся!". Формируется воспоминание о таких вербальных посланиях, оно может служить подтверждением присутствия в человеке данного запрета. Однако невербальные сигналы в более раннем возрасте сформировали суть его основного содержания.
Возникает вопрос - зачем родители могут запрещать жить собственному ребенку? Как правило, это происходит по следующей причине. Родитель, находящийся в состоянии «Ребенка» чувствует, что ребенок чем-то обделяет его или угрожает ему. Допустим такая жизненная ситуация. Молодой человек Сергей женился и стал отцом. Разумеется , что жена отдает большую часть сил и внимания новорожденному. Сергей стал ощущать себя ненужным и заброшенным. Сам не подозревая об этом, молодой отец вновь испытывает то ощущение, которое что испытывал в возрасте двух лет. Именно тогда в семье его родителей появился новый ребенок- младший брат Сергея. В двухлетнем возрасте Сергей очень боялся, что с появлением малыша, ему уже больше никогда не будут уделять того внимания, что было раньше. Сергею казалось, что мама больше не любит его. Единственной возможностью вернуть мамину любовь в сознании Сергея была смерть братишки, чтобы вновь всё встало на свои места, как было раньше. Теперь, будучи взрослым, Сергей может невербально проявлять те же убийственные тенденции по отношению к собственному ребенку.
Или такая жизненная ситуация. У женщины Татьяны трое детей и больше она не хочет их иметь. В силу каких то обстоятельств у Татьяны рождается еще один ребенок. Татьянин внутренний «Ребенок» кричит: "Нет! Больше не надо! Хочу, чтобы теперь уделяли внимание мне и моим нуждам! . Внутри себя, своего внутреннего «Ребенка» Татьяна будет ощущать гнев, и подавлять его , не признаваясь в этом даже самой себе. Тем не менее, Татьяна сообщает младенцу о своем неприятии не словами, разумеется, а какими то другими путями . Возможно, Татьяна делает все необходимое для удовлетворения физических нужд ребенка- кормит, поит, купает, пеленает, но никогда ему не улыбается и редко с ним разговаривает.
А в тех, к сожаленью, нередких случаях, когда родители или один из родителей унижает, оскорбляет ребенка или , хуже того, бьет его, послание "не живи" передается открыто.
Порой ребенок может слышать от родителей такие высказывания: "Если бы не ты, я мог бы закончить институт, отправиться путешествовать, выйти замуж за приличного человека..."
Запрет на жизнь- очень опасно для человечества. Сплошь и рядом родители передают своему ребенку послание "не живи", а это значит, что могла бы сложиться такая ситуация, когда количество самоубийств было бы колоссальным. К счастью, люди достаточно изобретательны по части поводов остаться в живых. Ребенок, который невольно несет в себе запрет на жизнь, обычно очень рано принимает какие - то компромиссные решения, чтобы подсознательно защитить себя от смерти. Ребенок как будто принимает какое- то компромиссное решение, и сам себе говорит: "Я вполне могу жить и дальше до тех пор, пока..." Многоточие может быть заполнено чем угодно, например: "... буду много работать" или "... не буду сближаться с людьми".
Обычно этот запрет налагается на ребенка в тех семьях, где родился мальчик, а родители хотели девочку или наоборот. Невербально родители сообщают своему ребенку : "Не будь лицом своего пола". Родители выражают свое невербальное послание разными способами: например при выборе имени: девочку могут назвать мужским именем, а мальчика – женским. Или же в выборе одежды: родители одевают девочку "под сорванца", а мальчика наряжают в кружева с бантами. Эти послания во взрослой жизни могут нести негативный характер поведения: человек с таким запретом может и, будучи взрослым, носить одежду и щеголять манерами, свойственными лицам противоположного пола.
Этот запрет может быть более общего характера и означать просто "не будь собой, а будь каким-то другим ребенком". Родители могут предпочитать одного своего ребенка другому. Мать, которая не принимает свое дитя, может постоянно сравнивать его с другими детьми: "Маленький Миша уже играет на скрипке – какой умница! А ведь он на год младше тебя". В данном случае у матери может быть создан некий образ "идеального ребенка", которого она хотела бы иметь. Поэтому она положительно воспринимает только на те проявления своего о ребенка, которые напоминают ей этот выдуманный образ, а к остальным проявлениям своего ребенка относится пренебрежительно или негативно.
Это один из запретов, который налагают родители, сами находясь в состоянии « Ребенка» . В данной ситуации родители ощущают некоторую неосознанную угрозу со стороны собственного сына или дочери. Но вместо того, чтобы желать избавиться от своего ребенка непосредственно, «Ребенок» внутри родителя говорит: "Здесь есть место только для одного малыша, и этот малыш – я. Тем не менее, я согласен терпеть тебя, если ты будешь вести себя как взрослый, а не как ребенок". В дальнейшем это может выражаться в таких вербальных посланиях: "Ты уже большой, чтобы..." или "Большие мальчики не плачут".
Такой запрет быть ребенком могут налагать и такие родители, которым самим в детстве не разрешали вести себя по-детски. Эти родители чувствуют угрозу в детском поведении. Они могли воспитываться в очень строгих семьях, где очень редко целовали и баловали детей, где родители не выражали свою любовь к ребенку, где мерилом ценности человека были лишь конкретные дела и поступки.
Иногда такой запрет налагает на себя сам ребенок, в случае если он старший или единственный в семье ребенок. Порой , видя как ссорятся родители, единственный ребенок может решить: "Никого, кроме меня, поблизости нет. Значит, конфликт возник из-за меня. Следовательно, мне нужно что-то с ним делать. Надо бы поскорее вырасти, чтобы я мог с этим справиться". Точно так же старшие дети могут решить, что они отвечают за своих младших сестер и братьев.
Если человек чувствует себя в отношениях с детьми неуютно, то, возможно, он несет в себе запрет быть ребенком. Если человек чувствует себя неуютно на вечеринках, не может веселиться и радоваться, то , возможно, в детстве он получал послание в виде запрета "Не Будь Ребенком" , "Не Радуйся" и "Не Веселись". Если будучи ребенком, человек решил, что веселье – это только для детей, а взрослые не веселятся, то тогда во взрослой жизни человек будет как за спасательный круг хвататься за это детское решение всякий раз, когда вам представляется возможность повеселиться.
Очень часто этот запрет налагается на младшего ребенка в семье. Родители в состоянии «Ребенка» сопротивляются той ситуации, когда дети вырастают, и в семье не остается никого маленького. Может быть, родители думают, что ценны лишь тем, что могут быть хорошими мамой и папой. Как только их ребенок вырастет, они лишатся внутреннего ощущения собственной значимости. Иногда такой запрет налагается родителями, которые выросли, но сами так и не стали взрослыми. И поэтому они хотят, чтобы их ребенок оставался маленьким, был товарищем по играм и развлечениям.
Информация о работе Семейные отношения в контексте жизненного сценария