Семейные отношения в контексте жизненного сценария

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2014 в 09:02, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы исследовать семейные отношения в контексте жизненного сценария, основываясь на теоретические учения выдающихся ученых в области психологии.
Задачи курсовой работы – рассмотреть теоретические основы построения жизненных сценариев, изучить семейные отношения в контексте жизненного сценария.

Содержание

Введение………………………………………………………………….....…2
1.Сущность теории «жизненного сценария», его основоположники и последователи……………………………………………………………..…..4
1.1.Основные понятия и вехи учения Э.Берна……………………………...4
1.2.Понятие жизненного сценария, его особенности……………………...12
2. Семейные отношения в контексте жизненного сценария………….17
2.1.Практический анализ жизненного сценария………………………..…..17
2.2.Сущность теории семьи…………………………………………………...31
2.3. Теория о семейном воспитании в литературе………………………..…34
2.4. Социометрические исследования жизненных сценариев…………..….36
Заключение…………………………………………………………………..…...42
Использованная литература………………………………………………….....44

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСРВАЯ ИТОГОВАЯ.docx

— 103.42 Кб (Скачать файл)

Начал от горя пить. В доме постоянно пьянки, много  посторонних людей, детям уделялось мало внимания. Юра начал заикаться, а Настя по ночам плакала.

Отец  в перерыве между пьянками отвел детей в больницу, психолог предложил детям нарисовать свою семью.

Рисунок семилетнего Юры ( рисунок 4):



-




 


 

 

Рисунок 4. Социограмма  Юры.

Свой рисунок он объяснил так:  это много папиных гостей в доме. А внизу мы с Настей спать легли.  То  есть видно, что папины «гости» занимают все пространство в доме- и моральное, и физическое. Ребенку душно в этой атмосфере, он хочет кричать и не может. Вследствие этой психологической драмы он и начал заикаться.

 Настя нарисовала следующее (рисунок 5):


 


 


 

 

 

 

 

Рисунок 5. Социограмма Насти.

Настя сказала, что на рисунке - папа, мама, Юра и она-Настя.

Психолог увидела, что Настя скучает по той жизни, когда мама была жива. Вновь и вновь воспроизводит картину из прошлого, когда вся семья была вместе.

Психологу пришлось долго работать с этой семьей. Отдельно с детьми и с отцом.  В итоге отец взял себя в руки, бросил пить, перестал  привечать в доме «гостей», занялся детьми. Теперь вся семья  по вечерам дома за столом смотрит телевизор, пью чай. По выходным все вместе ходят гулять.  Через год Юра перестал заикаться. Настя давно уже не плачет по ночам.

 

 

Заключение.

Научный интерес к проблеме детско-родительских отношений в настоящее время достаточно высокий. В онтогенезе первой формой общения является эмоциональное общение, таким образом, первичные взаимоотношения, в которые вступает ребенок, являются детско-родительскими. Поскольку детско-родительские отношения являются более ранними, то их нарушение может приводить к трудностям построения последующих форм общения с другими взрослыми и сверстниками. 
     Проблема отсутствия взаимопонимания между представителями различных поколений стара как мир. Историки, литераторы, педагоги, психологи считают ее объективной составляющей взросления, соревнование старого с новым, мудрости и молодости ведет к прогрессу. Это так, если детско-родительские отношения развиваются в позитивном русле. 
Довольно часто именно в подростковом возрасте возникают разногласия и конфликты с родителями по самым различным вопросам14.  
     «Сына в последнее время как – будто подменили…», «совсем не знаю, что случилось с моей дочерью...», «беспокоит, что со мной в последнее время сын совсем не разговаривает…» - это примеры высказываний родителей, которые приходят ко мне на консультацию по поводу разногласий с детьми. Не менее тревожно звучат детские высказывания в адрес своих родителей: «хочу быстрее стать взрослой и командовать, как мама…», «я часто стала получать двойки, с мамой ссоримся по каждому поводу и все дальше отдаляемся друг от друга…», «все просто, родители нас не понимают, закрывают глаза на наши желания…», «между мной и отцом стена, а еще можно натянуть колючую проволоку…». 
     Действительно, наиболее ярко детско-родительские отношения проявляются в системе семейных отношений. Под системой семейных отношений можно понимать отношения между родителями, представителями старшего поколения и детьми. 
     Что важнее всего? Как определить наличие нарушений в системе семейных отношений? Психологи, педагоги, родители довольно часто в качестве главного индикатора называют авторитарный или либеральный стиль воспитания во всем многообразии их проявления. Но очень часто сами же признают, что их воспитывали еще жестче или наоборот, а выросли хорошими людьми, в жизни и семье все сложилось15.

В данной курсовой работе рассмотрены теоретические основы построения «жизненных сценариев».На примерах показаны взаимоотношения «родитель- ребенок», рассмотрены разногласия, возникающие в процессе общения, пути их урегулирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Андреева Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева, - М.: Академия, 2002.

  1. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении. – М.: «Ось-89», 2003.

  1. Бычкова С.С. Формирование умения общения со сверстниками у подростков. –М.: АРКТИ, 2003.

  1. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты.–М.:Владос, 2002.

  1. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков/Под ред. Бурменской Г.В, Захарова Е.И, Карабановой О.А. и др. –М.: Издательский центр «Академия», 2002.

  1. В. В. Залечина. «Социометрическая оптимизация» сценарий деловой игры. // Социс 2002-№ 4.

  1. Йен Стюарт. Вэнн Джойнс. «Жизненный сценарий», русский перевод В.Данченко, , Киев, 2000г

  1. Калинина Р.Р. Тренинг развития личности подростка: занятия, игры, упражнения. Спб.: Издательство «Речь», 2004

  1. Квинн В. Прикладная психология. - СПб: Издательство «Пигир», 2000.

  1. Клюева Н.В. Психолог и семья: диагностика, консультации, тренинг. – Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2002

  1. Коломинский Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах: учебное пособие для студентов ВУЗов. - М. 2000.

  1. Международная научно-практическая конференция по психодраме и социометрии // Вопросы психологии 2001-№ 6.

  1. Морено Я. Я. «Социометрия. Экспериментальный метод и наука об обществе» / Перевод с англ. А. Б. Оковикова - М.: 2001.

  1. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. –СПб.:Изд-во Речь.2002

  1. Маклаков А.Г. «Общая психология», изд. «Питер», 2004

  1. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

  1. Минияров В.М. Психология семейного воспитания.–Москва-Воронеж.: Изд-во НПО МОДЭК,2000.

  1. Никулина В.Д. Рекомендации по психокоррекционной работе с семьями, воспитывающими проблемного ребенка // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2002, №4.

  1. Н. Ю. Булохова, О. В. Зайчикова, Л. Б. Потапова. Опыт социометрического анализа на Калининской АЭС // Социс 2002-№ 4.

  1. Панфилова М.А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры. – М.: Изд-во «ГНОМ и Д», 2002.

  1. Программы внутрисемейной работы с проблемной семьёй. – М.: «Копи Принт»,2009.

  1. Р. А. Золотовицкий. Социометрия Я. Л. Морено: мера общения. // Социс 2002 -№ 4.

  1. Разина Н.Р. Опыт исследования структуры и динамики родительских отношений.// Вопросы психологии. – 2000. -№5

  1. Райгородский Д.Я. (ред.-сост.) Практическая психодиагностика. – Самара: Изд. дом «БАХРАХ-М»,2003

  1. Рождественская Н.А., Разумова А.В. Негармоничные стили семейного воспитания и восприятие родителями своих детей.//Вестник Московского Университета. Психология. – 2002.- №2

  1. Социальная психология: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / А. Н. Сухов, А. А. Бодалев, В. Н. Казанцев и др.; Под ред. А. Н. Сухова, А. А. Деркача. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.

  1. Синягина Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001

  1. Слободник Н.П., Худенко Е.Д., Поташова И.И. Программа диагностики детско-родительских отношений в семьях несовершеннолетних «группы риска»: Метод.сборник – М.,2008

  1. Ткачёва В.В. Гармонизация внутрисемейных отношений: мама, папа, я – дружная семья. Практикум по формированию адекватных внутрисемейных отношений. – М.: Изд-во «ГНОМ и Д», 2000.

  1. Харрис «Я - О'кей, Ты - О'кей».перевод С.С.Степанова. М.2009

  1.  Шипицина Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А Азбука общения: Развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. – «Детство-ПРЕСС», 2003.

  1. ru.wikipedia.org

 

1 См.: Берн Э. «Люди, которые играют в игры»

2 См. об этом: ru.wikipedia.org

3  См. об этом: www.koob.ru

4 См. об этом: www.koob.ru

5 См: .«Психология и педагогика» под ред. Радугина А.А., ИЗД. «Центр» 2002 г., стр. 241

 

6 См: Т.Харрис «Я - О'кей, Ты - О'кей».перевод С.С.Степанова. М.2014г , стр. 255

 

7 См: Йен Стюарт. Вэнн Джойнс. «Жизненный сценарий», русский перевод В.Данченко, , Киев, 2000г.

 

8 См: Йен Стюарт. Вэнн Джойнс. «Жизненный сценарий», русский перевод В.Данченко, , Киев, 2000г.

 

9 См:Йен Стюарт. Вэнн Джойнс. «Жизненный сценарий», русский перевод В.Данченко, , Киев, 2000г.

 

10 См: Василькова Ю. В. «Социальная педагогика», М. 1999г., изд. Центр « Академия», стр.270

 

11  См: Азаров Ю.П. «Семейная педагогика», М., 1987г., изд. «Политической литературы», стр. 190

 

12 См. об этом: ru.wikipedia.org

13 См: Р. А. Золотовицкий. Социометрия Я. Л. Морено: мера общения. // Социс 2002 -№ 4.

 

14  См: Маклаков А.Г. «Общая психология», изд. «Питер», 2004г.

15 См: Крысько В.А. «Педагогика и психология», М. 2004 г., изд. «Дрофа»

 

 

 


Информация о работе Семейные отношения в контексте жизненного сценария