Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2014 в 09:02, курсовая работа
Целью данной курсовой работы исследовать семейные отношения в контексте жизненного сценария, основываясь на теоретические учения выдающихся ученых в области психологии.
Задачи курсовой работы – рассмотреть теоретические основы построения жизненных сценариев, изучить семейные отношения в контексте жизненного сценария.
Введение………………………………………………………………….....…2
1.Сущность теории «жизненного сценария», его основоположники и последователи……………………………………………………………..…..4
1.1.Основные понятия и вехи учения Э.Берна……………………………...4
1.2.Понятие жизненного сценария, его особенности……………………...12
2. Семейные отношения в контексте жизненного сценария………….17
2.1.Практический анализ жизненного сценария………………………..…..17
2.2.Сущность теории семьи…………………………………………………...31
2.3. Теория о семейном воспитании в литературе………………………..…34
2.4. Социометрические исследования жизненных сценариев…………..….36
Заключение…………………………………………………………………..…...42
Использованная литература………………………………………………….....44
"Шкала стресса" – достаточно известный и эффективный прием, который наглядно иллюстрирует связь между стрессом и сценарными откликами. Эта связь не означает, что стресс может кого-то "заставить" включиться в сценарий. Последнее является результатом решения, даже если решение это не сознается.
Не исключено, что уже благодаря одному знакомству с теорией сценария каждый человек сможет выдерживать больший стресс без того, чтобы действовать по сценарию. Если он проделает определенную работу над собой, то сможет еще более повысить способность преодолевать проблемы, а не возвращаться к сценарному поведению.
Когда во время спора с директором Николай Петрович включился в сценарий, это произошло не только потому, что ситуация в кабинете у директора была стрессовой. Это произошло также потому, что сцена происходящего здесь и сейчас напомнила ему болезненную сцену из его детства, ситуацию с разгневанным отцом.
Эта детская сцена не представлена в сознательной памяти Николая Петровича. Поэтому он не сознает также сходства ситуаций. В его случае связь событий тянется от директора к его разгневанному отцу. Но когда Николай Петрович трепетал перед директорским гневом, он не осознавал, что за директором стоит его отец.
Так как Мама и Папа – очень важные фигуры раннего этапа нашей жизни, их нередко можно обнаружить в памяти событий из глубокого детства . Кроме родителей, там обнаруживаются и наши братья-сестры, а также другие родительские фигуры вроде дедушки и бабушки, тети и дяди. Присоединяясь к той или иной группе, мы склонны наделять каждого из ее членов ролью какого-то из своих родителей или родственников. Сами того не сознавая мы общаемся со значимыми для нас людьми, отождествляя их с людьми из нашего прошлого.
Одна из основных целей психологических исследований состоит в том, чтобы помочь человеку отсоединиться от связей, идущих из детства . Понимания сценарий и проделывая определенную работу над собой возможно излечиться от первоначальной травмы и освободить себя от нитей в негативные старые сцены детства, позволить себе иметь дело с ситуациями здесь и сейчас, используя все наличные у него возможности взрослого человека.
2.2.Сущность теории семьи
В области социологии семьи большинство работ посвящается анализу семьи. Анализируется сущность семьи, ее место в обществе и перемены , происходящих в ней с течением времени. Анализ, как и другие разделы социологии, рассматривается главным образом на основе функционализма и теории конфликта с точки зрения следующих факторов11:
Представитель учения функционализма делают анализ общества с точки зрения влияния отельных его частей на функционирование единого целого. Семья или одна из частей общества рассматривалась в плане ее функций или социальных потребностей, которые она удовлетворяет. Сторонники функционализма придают особое значение изменению функций семьи в последние два века; большинство из них утверждают, что в этот период западная семья утратила присущие ей функции .
В любое время и в любом обществе семья
играет основную экономическую роль. В
крестьянском сельском хозяйстве и ремесленном
производстве семья является совместным
кооперативным трудовым объединением. Обязанности расп
В промышленном обществе существовали различные обычаи и законы, более или менее автоматически закреплявшие статус, занимаемый семьями из разных слоев общества.
Наследственная монархия представляет собой яркий пример такого обычая. Аристократы, владевшие землей и титулами, могли передавать свой высокий статус детям. Среди представителей низшего класса существовали системы гильдий и обучения ремеслам; таким образом профессии могли передаваться от одного поколения к следующему.
Семья является главным агентом социализации во всех обществах. Именно в ней дети усваивают основные знания, необходимые для исполнения ролей взрослых. Но индустриализация и связанные с ней социальные перемены в какой-то мере лишили семью этой функции. Самой важной тенденцией стало введение системы массового среднего образования. Уже в возрасте 4 или 5 лет дети воспитывались не только дома, глубокое влияние на них оказывал учитель. Развитие системы дошкольных учреждений и добровольных ассоциаций для детей увеличило число агентов социализации, выполняющих эту функцию наряду с семьей.
В традиционных крестьянских и ремесленных обществах семья осуществляет множество функций по поддержанию «благосостояния» людей, например заботу о больных и пожилых членах семьи. Но эти функции коренным образом изменились в ходе возникновения и развития промышленного общества и государства всеобщего благосостояния. Врачи и медицинские учреждения почти полностью заменили семью в отношении заботы о здоровье людей, хотя члены семьи по-прежнему решают, существует ли необходимость обратиться за медицинской помощью.
Функционалистская концепция семьи господствовала в американской социологии в 50-е и 60-е годы. Однако с тех пор по многим причинам она поставлена под сомнение, и постепенно доминирующее положение стала занимать теория конфликта. Функционализм критикуют главным образом за то, что для него части общества — элементы отлаженного механизма, постоянно приспосабливающиеся друг к другу.
2.3. Теория о семейном воспитании в литературе.
Одним из авторов книг по семейной психологии является Андреева Татьяна Владимировна - кандидат психологических наук, доцент факультета психологии Санкт-Петербургского университета. Она автор книг «Психология современной семьи» ,«Социальная психология семьи», учебных пособий: «Социальная психология семейных отношений», «Семейная психология», «Психология семьи»12.
В книге «Психология современной семьи» освещены такие актуальные для современного общества вопросы, как: особенности и тенденции современной российской семьи; молодежные взгляды на брак и семью, проблемы молодой семьи; потребности мужей и жен в брачно-семейных отношениях. В книге рассмотрены различные типы семей: сельские, семьи военнослужащих, семьи творческой интеллигенции. Анализируются проблемы, возникающие в бинациональных супружеских парах, психологические проблемы творческих женщин и домохозяек. Особое внимание уделяется разрушительным тенденциям в семье (конфликтам, ревности, изменам), а также мужскому взгляду на брак.
Следующим последователем учения
Э.Берна является Клод Штайнер. [26]. Его книга «Сценарии жизни людей»
— уникальное издание , которое выдержала
многочисленные переиздания во всем мире
и книга стала бестселлером в США и
Европе.
Суть
этой книги в том, что ни для кого не секрет,
что в каждом из нас заложена некая жизненная
программа. Одни «отрабатывают карму»,
другие «играют роли». Но ясно одно — некая
основа в судьбе человека есть. И эта «основа»
явно положительного характера. Откуда
же в таком случае берутся преступники,
алкоголики, наркоманы, жертвы насилия
и обмана? Трудно поверить, что некоторых
«запрограммировали» на сплошные неудачи
или на постоянную борьбу за место под
солнцем.
Клод
Штайнер поддерживает в психологии
понятие «жизненных сценариев». Сценарии
жизни «без любви», «без разума» и «без
радости», сделанные Штайнером еще в 1974
году, оказались действительно общечеловеческими.
Их истинность проверена временем.
Признанный
мастер практической психологии не оставляет
места пассивности, безысходности и обреченности.
Его основной принцип: «все можно и следует
изменить для обретения счастья, независимости
и любви».
2.4. Социометрические исследования жизненных сценариев
На практике часто для выявления проблем, возникающих в различной жизненной ситуации используется метод социограмм.
Для выполнения практической работы рассмотрим метод изучения семейных отношений с составлением социограмм.
Социограмма–это метод изучения семейных отношений, который основан на том, что при помощи опросников изучаются предпочтения в семье. То есть каждый член семьи устно или письменно отвечает на простые вопросы, которые составлены таким образом, что наглядно видно, кто и с кем в семье какие функции хотел бы выполнять13.
Ответы на каждый из вопросов заносятся на определенную схему, и таким образом, все члены семьи могут наглядно представить, как организована их семья. Причем изучаются как существующие взаимоотношения между членами семьи, так и их идеальные образы. Конечно же, это метод, как и все подобные методы, основывается на честности респондентов и их готовности к сотрудничеству.
Рассмотрим составление социограмм по нескольким жизненным сценариям.
Жизненный сценарий 1.
Семья Николаевых состоит из 5 человек: бабушка, пап, мама, старшая сестра Катя (18 лет) и мальчик Игорь (10 лет).
Полгода назад папа получил новое назначение на работе, и семья переехала в город Н. Родители сразу после переезда начали работать , сестра Катя учится в институте. У нее учеба, студенческая жизнь много друзей. Бабушка дома, по хозяйству.
Игорь по натуре стеснительный мальчик. В том городе, где они жили раньше, у него были приятели, а в новом городе он не может никак наладить отношения со сверстниками.
С родителями он стал груб, бабушку не слушает, после школы домой возвращается поздно. В школе у него тоже проблемы, учителя жалуются, что к занятиям Игорь частенько не готовится, получает двойки.
Родители обратились за помощью к школьному психологу.
Психолог при беседе с ребенком предложил Игорю нарисовать, кого и как он видит в своей семье в виде кружочков. Получилась социограмма, показанная на рисунке 1.
Рисунок 1. Социограмма семьи Николаевых.
Анализируя ситуацию в семье Николаевых с точки зрения Игоря, психолог сделал следующие выводы:
- главенствующую позицию в семье занимает Б- бабушка (самый большой кружок, в самом центре);
- П-папа на втором месте после бабушки, так как на работе он большой начальник, то и в глазах Игоря он главнее мамы. В то же время папа близок с бабушкой, чем с кем- либо в семье, (кружочки слипшиеся);
- М-мама и сестра К-Катя для Игоря одинаковые. Сестре 18 лет, и Игорь воспринимает ее как взрослого человека, наравне с мамой;
- видно, что бабушка, папа, мама и сестра Катя близки друг к другу;
-Игорь же, напротив, ни
с кем не близок, он один. Себе
он выбрал отдаленную позицию,
в самом краю кружка, и нарисовал
себя маленьким, незначительным. То
есть у Игоря выработался
После того, как психолог раскрыла родителям ситуацию, наглядно показав, насколько ребенок одинок, то папа с мамой, сестрой Катей и бабушкой стали уделять Игорю больше внимания. Выходные старались проводить вместе.
Школьный психолог провела с Игорем серию занятий. Ситуация в семье стала налаживаться, проблемы Игоря исчезли.
При повторном визите к психологу, она вновь предложила нарисовать Игорю, как он видит свою семью. Получилось следующее изображение , на рисунке 2.
Рисунок 2. Социограмма Игоря после проведенных занятий с психологом.
Как видно на рисунке 2., ситуация в глазах Игоря теперь выглядит иначе. Налицо сплоченность семьи, ее единство и равноправие членов семьи.
Жизненный сценарий 2.
Елена в разводе с мужем. Живет со своими родителями – пенсионерами, у Елены сын – Олег – школьник, ему 12 лет.
Елена много работает, так как пенсия у родителей небольшая. Для того, чтобы обеспечить свою семью, Елена много времени проводит на работе.
В последнее время стала замечать, что от сына стало временами попахивать табаком и пивом. Успеваемость в школе покатилась вниз. В кармане у Олега частенько оказывались деньги. На вопросы сын не отвечал, даже грубил. Родители заступаются за внука, не дают Елене проводить беседы с сыном, то спать его пораньше уложат, пока Елена еще с работы не вернулась, то разговор обращают в шутку.
Елене приходилось постоянно откладывать разговоры, приходилось то смолчать, то стерпеть. Нервы были на пределе, и она обратилась к психологу за помощью.
Психолог с помощью социограммы ( на рисунке 3) выявил следующее:
Рисунок 3. Социограмма Елены.
Анализ этой социограммы показал, что Елена воспринимает своего сына, как главного человека в своей жизни, но через своих родителей.
Явно видно , что у Елены есть чувство вины перед сыном, возможно из-за того, что у ребенка нет отца.
Контакт с сыном и взаимопонимание с родителями был налажен после занятий семейной психотерапии.
Жизненный сценарий 3.
В семье Петровых произошло горе, трагически погибла мама двоих детей- семилетнего Юры и девятилетней Насти. Папа остался один с двумя детьми.
Информация о работе Семейные отношения в контексте жизненного сценария