Система государственного и муниципального управления зарубежных стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 19:51, курсовая работа

Краткое описание

Целью нашего исследования является проведение сравнительного анализа систем государственного и муниципального управления унитарных и федеративных государств на примере Англии, Франции, Федеративной Республики Германии (ФРГ), Соединенных Штатов Америки (США).

Задачи нашего исследования:
Изучить систему государственного управления зарубежных стран;
Рассмотреть систему муниципального управления зарубежных стран;
Проанализировать систему государственного и муниципального управления унитарных государств (Франция, Англия);
Изучить систему государственного и муниципального управления федеративных государств (ФРГ, США);

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа СГМУ Копия.doc

— 267.50 Кб (Скачать файл)

Палата представителей имеет право возбуждать преследование  об отстранении от должности в  порядке импичмента гражданских  лиц, включая президента и вице-президента, если они будут признаны виновными  в измене и др. преступлениях. В  этом случае суд осуществляет сенат. Каждая из палат имеет своих должностных лиц. У палаты представителей это спикер, который имеет вес, когда президент принадлежит к одной партии, а большинство партии  к другой. Председателем сената является вице-президент. Не являясь членом сената, он получает право голоса, только если при голосовании голоса сенаторов разделились поровну.

Исполнительная власть осуществляется президентом, с помощью  разветвленного аппарата, и губернаторами20. Как глава государства президент является верховным главнокомандующим вооруженными силами США. Он имеет право: созыва внеочередной сессии конгресса и переноса очередных сессий очередных сессий, отсрочки исполнения приговора и помилования лиц, осужденных по федеральным законам, издания президентских указов, фактически имеющих силу закона. При возникновении внешних и внутренних кризисных ситуаций (война, крупные забастовки и пр.) президент может располагать чрезвычайными полномочиями. Он является лидером законодательной политики. Президент и вице-президент избираются на 4 года косвенными выборами. Сначала избирают выборщиков, а затем уже коллегия выборщиков избирает президента и вице-президента. Каждый штат посылает столько в коллегии выборщиков членов, сколько он избирает членов палаты представителей и сената. Как совещательный орган при президенте функционирует кабинет министров. В состав кабинета входят главы федеральных министерств, генеральный атторней (глава министерства юстиции), государственный секретарь (глава государственного департамента-министерства иностранных дел). В заседаниях кабинета принимает участие вице-президент.

Законодательная власть в штатах принадлежит законодательным  собраниям (легистратурам). Считаясь суверенными  государственными образованиями, штаты  на самом деле не обладают всеми  атрибутами суверенитета: они лишены внешнеполитических полномочий, ограничена их власть в финансовой сфере; ни один штат не вправе изменять у себя форму правления, закрепленную конституцией США; штаты не имеют права не сецессию – выход из федерации по собственному волеизъявлению. Во всех штатах, за исключением Небраски, законодательные органы состоят из 2 палат: палаты представителей и сената. По своему численному составу законодательные органы существенно различаются – от нескольких сотен до нескольких десятков членов; причем число законодателей не зависит от населенности и размеров штата. В круг полномочий штатов входит принятие собственных законов и конституций, регулирование торговли и экономики внутри штата, формирование учреждений государственной власти, охрана общественного порядка, установление принципов судопроизводства, проведение выборов в органы власти штатов и местные органы управления.

Исполнительная власть в штатах осуществляется губернатором, избираемым на 4 года. Подобно президенту губернатор рекомендует легистратуре законодательную программу, пользуется правом вето на законы штата, готовит проект бюджета штата, осуществляет общее руководство деятельностью исполнительных органов, пользуется правом созыва чрезвычайных сессий законодательного собрания и правом помилования лиц, осужденных по законам штата, является лидером своей партии, главнокомандующим формированиями национальной гвардии штата. В большинстве штатов сеть департаменты и агентства по вопросам промышленности и торговле, сельскому хозяйству, транспорту, связи, по делам потребителей и корпораций, охране окружающей среды и природным ресурсам, юстиции, по дела местных органов власти. Чрез департаменты осуществляется распределение до 75 % бюджетных ассигнований штатов по целевым программам финансирования отдельных отраслей хозяйства и сфер социально-экономической деятельности

Организация местного самоуправления в США является одной из самых  сложных. Вся территория США поделена на 3041 графство. Используются 3 основные формы управления графствами: комиссионная, совет-администратор, совет – выборный руководитель21. Комиссионная форма правления не предполагает наличие высшего должностного лица. При этой форме графства выполняют как законодательные, так и исполнительные функции, а отдельных штатах и судебные. Совету графства принадлежат полномочия в области финансов. Он руководит сбором налогов, составлением и исполнением бюджета графства. Имеет нормотворческие полномочия по установлению правопорядка, выдаче лицензий на организацию торговых предприятий. Наряду с советом графств, в них отдельно избирается шериф, клерк суда, казначей и др.  По мере урбанизации графств они принимают муниципальные, т. е. городские формы управления. Такой формой является совет-администратор. При этой форме совет графств назначает администратора для руководства аппаратом управления графства. За советом остаются полномочия по принятию постановлений по важным вопросам таких, как установление уровня налогов и утверждение бюджетных ассигнований. Третья форма управления графством – совет – выборный руководитель. Административные функции выборного руководителя (председатель или президент совета) аналогичны функциям администратора графства. Это лицо имеет формальный статус главы государства. Но наделяется правом вето на решения совета графства, назначать профессионального управляющего, который под его контролем осуществляет оперативное управление графства. Полномочия совета ограничиваются вынесением решений по предлагаемым выборным руководителем, стратегиям деятельности графства. В 20 штатах графства подразделяются на тауншипы и тауны. Графства и тауншипы охватывают в основном смежные территории, хотя часть этих административно-территориальных единиц отнесена к городскому типу.

Особый вид административно-территориальных  единиц составляют городские поселения, имеющие статус муниципальных корпораций, называемых в США сити, борроу, виллидж. Подавляющее большинство муниципалитетов, за исключением нескольких десятков независимых городов и городов-графств, входит в состав графств.  Также муниципальным статусом обладают тауны и тауншипы. Статус сити имеют большие и средние города (более 10 тыс. чел.). Тауны и борроу чаще являются небольшими поселениями (не более 10 тыс. чел.). Виллиджами зовутся наиболее мелкие муниципалитеты, как в сельской местности, так и в пригородах больших городов. В США существует множество форм муниципального управления, но по существу, все они могут быть сведены к 3 типам, мэр-совет, совет-менеджер, комиссионное управление.

Тип « совет-мэр» подразделяется на 2 подтипа: «слабый мэр-совет» и «сильный мэр-совет». При слабом мэре действует сильный совет, который наряду с нормотворческими полномочиями, осуществляет общее руководство и контроль за деятельностью исполнительного аппарата. «Слабый» мэр назначается советом; «сильный» мэр - населением. «Сильному» мэру принадлежат полномочия контроля над исполнительным аппаратом. Он обладает правами назначения и освобождения от должности руководителей подразделений муниципалитета.

В новых и быстрорастущих средних городах применяется  система «совет-менеджер». Назначаемый муниципальным советом менеджер обладает правом побора руководителей важнейших подразделений муниципального аппарата. Он направляет и координирует деятельность, докладывает совету о состоянии дел в городе и вносит предложения на рассмотрение совета. Формально сохраняется должность мэра, выполняющего в основном представительные функции.

При комиссионной форме  управление избирается только муниципальная  комиссия в составе 3-5 человек. Каждый «комиссионер» руководит одним  или несколькими подразделениями муниципалитета. При этом принятие наиболее важных решений (назначение на основные должности) осуществляется комиссией коллегиально.

Тауны представляют собой территориально-административные подразделения графств с ограниченными правами местного самоуправления. Функции тауншипов близки  к функциям муниципалитетов. Высшим органом тауншипа являются собрания всех жителей, проводимые ежегодно. Собрание избирает совет из 3-5 человек, именуемый «советом выборных», «советом попечителей», который действует в качестве исполнительного комитета в промежутках между собраниями.

Организационная административно-территориальная  и финансовая неприспособленность  муниципалитетов, графств, тауншипов  для решения многих практических задач явилась причиной создания на местах относительно автономных в административном и финансовом отношении органов специального назначения, выполняющих какую-либо одну или несколько строго определенных функций. Они именуются «специальными округами». Эти органы обладают признаками, необходимыми для признания их  независимыми «правительственными единицами». Специальные округа представляют самую многочисленную группу органов местного управления. В США выделяют 19 основных типов специальных округов: пожарные, водоснабжение, по охране почв; жилищного строительства, дренажные, санитарные; по дорожному строительству, общественному транспорту, ирригации и охране вод, энергоснабжения и здравоохранения. Инициатива создания специальных округов может принадлежать как населению конкретного района, так и администрации штатов, или местной власти, независимо от этого компетенция округа и его границы утверждаются властями штатов.

Далее мы рассмотрим систему  государственного и муниципального управления Федеративной Республики Германии (ФРГ).

Основным законом ФРГ является конституция, принятая в октябре 1990 г. Она определила ФРГ как «демократическое и социальное федеративное государство», состоящее из 16 земель22. Конституция содержит перечень прав и свобод человека. При этом она предусматривает и возможность лишения Федеральным конституционным судом основных прав тех, кто злоупотребляет свободой мнений, печати, преподавания, собраний, объединения, тайной переписки, почтовой и телесвязи, собственностью или правом убежища «для борьбы против основ демократического общества». В соответствии с конституцией государственная власть ФРГ базируется на основе принципа разделения властей.

Высшая законодательная  власть в стране принадлежит двухпалатному  парламенту: бундестагу (нижняя палата) и бундесрату (верхняя палата). Бундестаг избирается в количестве 650-670 депутатов на 4 года посредством всеобщих прямых выборов при тайном голосовании. В выборах принимают участие граждане, достигшие 18-летнего возраста. Президент (председатель) бундестага избирается из числа самой большой фракции, который вместе с четырьмя заместителями образует президиум бундестага. Для принятия бундестагом решения необходимо присутствие большинства депутатов. В бундестаге образуется многочисленные комитеты для подготовки законов и обсуждения законопроектов. В функции бундестага входит принятие законов, избрания федерального канцлера, принятие участия в выборах федерального президента и федеральных судей, участие в формировании правительства, осуществлении контроля за деятельностью правительства. Бундестаг имеет право на вынесение вотума недоверия федеральному канцлеру для осуществления отставки правительства. Бундестаг также утверждает представленный правительством бюджет, при необходимости заслушивает министров. Законы, ведущие к увеличению бюджетных расходов, принимаются с согласия только федерального правительства. Самороспуск бундестага не допускается. При вынесении федеральным канцлером вопроса о недоверии правительству в случае, если оно не получает абсолютного большинства голосов, то федеральный президент имеет право по заявлению канцлера распустить бундестаг. Однако это право утрачивает силу, если бундестаг в крайне сжатые сроки избирает другого федерального канцлера.

Верхняя палата – бундесрат  представляет интересы 16 земель ФРГ, не имеет срока избрания и является постоянно действующим федеральным органом. Он образуется из членов правительства федеральных земель и в зависимости от числа жителей каждой земли имеет от трех до шести мест. Бундесрат состоит из 68 членов, состав которых меняется при смене правительства или отдельных министров в одной из земель. Представители каждой земли голосуют одинаково. Руководит бундесратом его президент, избираемый из министров-президентов земель на один год. Бундесрат образует различные комитеты. К функциям бундесрата как законодательного органа относятся: законодательная инициатива; согласие на принятие законов, затрагивающих интересы земель, а также внесении изменений в конституцию ФРГ; участие в формировании политик государства по европейским вопросам и в избрани федерального конституционного суда; одобрении или отклонении объявления оборонительной войны.

Главой государства  является  федеральный президент, выполняющий в основном представительские  функции. Он избирается на 5 лет специальным  органом – федеральным собранием, которое формируется из членов бундестага и равного числа представителей земель, избираемых земельными парламентами (ландтагами), а также делегируемых в него авторитетных общественных деятелей, ученых, деятелей искусства, не являющихся членами ландтагов. Избранным считается кандидатура, получившая большинство голосов. Президентом может быть избран, гражданин, достигший 40-летнего возраста, не более чем на 2 срока. Президент не несет ответственность за свои действия, поэтому почти все его акты должны быть подписаны федеральным канцлером или соответствующим министром, кроме актов, касающихся назначения и увольнения федерального канцлера, роспуска бундестага и просьбы президента к уходящему в отставку федеральному канцлеру продолжать ведение дел до назначения его преемника. Федеральный президент ратифицирует государственные договоры, назначает и увольняет федеральных судей, федеральных чиновников, офицеров и унтер – офицеров, осуществляет в определенных законом случаях помилование преступников, оформляет принятые бундестагом законом. Бундестаг или бундесрат, по инициативе не менее одной четвертой части членов, могут возбудить перед федеральным конституционным судом обвинение против федерального президента в умышленном нарушении конституции или федерального закона. Однако для решения о представлении обвинения требуется две третьих голосов членов бундестага или бундесрата. В случае если федеральный конституционный суд согласится с обвинением, он может лишить президента его полномочий. В этом случае полномочия президента возлагаются на президента бундесрата.

Федеральное правительство  является высшим органом исполнительной власти ФРГ и состоит из федерального канцлера и федеральных министров. Федеральный президент, как правило, предлагает кандидатуру канцлера лидеру партии или правительственной коалиции, победившей на выборах в бундестаг. Кандидат должен набрать абсолютное большинство голосов членов бундестага. После избрания федеральный президент назначает его на пост федерального канцлера. По предложению канцлера федеральный президент назначает и увольняет федеральных министров. Роспуск федерального правительства возможен в случае ухода в отставку федерального канцлера; в результате осуществленного конструктивного вотума недоверия правительству, а также в связи с отклонением бундестагом поставленного федеральным канцлером вопроса о доверии и роспуском бундестага федеральным президентом. При конструктивном вотуме недоверия правительству бундестаг может выразить по собственной инициативе недоверие федеральному канцлеру, избрав при этом большинством голосов своих членов преемника и обратившись к федеральному президенту с просьбой освободить действующего канцлера от должности. Федеральный президент обязан выполнить эту просьбу и назначить вновь избранного Федерального канцлера, если между предложением о выражении недоверия и выборами прошло не более 48 часов.

Информация о работе Система государственного и муниципального управления зарубежных стран