Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 04:38, дипломная работа
Цель исследования реализуется в следующих задачах:
Теоретический анализ подходов к определению понятия социальное сопровождение осужденных через их обобщение и систематизацию, соотнесение с актуальным состоянием проблемы.
Определение правовых основ социального сопровождения осужденных в исправительных учреждениях;
Рассмотрение организации социального сопровождения осужденных в исправительных учреждениях;
Анализ региональной системы организации социального сопровождения осужденных и проблем ее функционирования;
Разработка рекомендаций по совершенствованию системы организации социального сопровождения осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях в регионе.
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ, ОТБЫВАЮЩИХ НАКАЗАНИЕ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ 9
1.1. Подходы к определению социального сопровождения 9
1.2. Правовые основы социального сопровождения осужденных в исправительных учреждениях 16
1.3. Особенности организации социального сопровождения осужденных в исправительных учреждениях 23
2. ИЗУЧЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ, ОТБЫВАЮЩИХ НАКАЗАНИЕ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ (НА ПРИМЕРЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ) 36
2.1. Анализ региональной системы организации социального сопровождения осужденных 36
2.2. Изучение действующей региональной системы организации социального сопровождения осужденных 45
2.3. Анализ результатов проведенного социологического исследования региональной системы организации социального сопровождения осужденных 56
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ 75
3.1. Направления реформирования уголовно-исполнительной системы в области социального сопровождения осужденных 75
3.2. Повышение эффективности и результативности действующей региональной системы организации социального сопровождения осужденных 79
3.2.1. Обеспечение системного подхода к организации межведомственного взаимодействия 79
3.2.2. Рекомендации по кадровому обеспечению региональной системы организации социального сопровождения осужденных 83
3.2.3. Внедрение проектной деятельности в системе организации социального сопровождения осужденных 90
3.3. Меры по совершенствованию региональной системы организации социального сопровождения осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях 92
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 102
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 106
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Приказ ГУФСИН России от 30 дек. 2005 г. № 262 «Об утверждении Положения о группе социальной защиты осужденных исправительного учреждения уголовно-исполнительной системы» (извлечения) 111
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Список экспертов 113
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Анкета экспертного опроса 114
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Бланк анкетного опроса осужденных 118
ПРИЛОЖЕНИЕ 5. Результаты экспертного опроса 121
ПРИЛОЖЕНИЕ 6. Профиль компетенции (квалификационный профиль) специалиста по социальной работе в исправительном учреждении 124
Мнения экспертов, полученные в ходе экспертного опроса, будут нами учтены при разработке практических рекомендаций по совершенствованию системы организации социального сопровождения осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях Иркутской области.
В конце хотелось бы отметить,
что учитывая специфику осужденных — людей
совершивших различного рода преступления,
обладающих особыми психологическими
и социальными характеристиками, следует
использовать результаты анкетного опроса
в обобщенном виде, тщательно изучив ответы
осужденных и затем учитывать при составлении
рекомендаций по совершенствованию сложившейся
системы организации социального сопровождения.
Несмотря на существенные изменения, произошедшие в стране в последние годы, уголовно-исполнительная система во многом сохранила черты старой пенитенциарной системы, ориентированной на другое общество. Она не учитывает нынешнее состояние экономики, интеграцию Российской Федерации в международное правовое поле, международные стандарты обращения с заключенными и развитие гражданского общества.
Таким образом, указанные обстоятельства обусловили необходимость выработки рекомендаций по совершенствованию системы организации социального сопровождения осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях Иркутской области.
Особое значение имеет совершенствование правового регулирования системы социального сопровождения осужденных. С этой целью Правительство РФ 14 октября 2010 г. утвердило Концепцию развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г. (далее — Концепция). При планировании и осуществлении мероприятий по вопросам совершенствования системы организации социального сопровождения осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях Иркутской области необходимо учитывать положения Концепции.
Концепция предусматривает основные направления, формы и методы совершенствования и развития уголовно-исполнительной системы, ее взаимосвязь с государственными органами и институтами гражданского общества, обеспечивающую функционирование уголовно-исполнительной системы на период до 2020 г.68
Основными целями Концепции являются:
Для достижения поставленных целей предполагается решение следующих задач:
Среди основных направлений развития уголовно-исполнительной системы в целом, отраженных в Концепции, есть те, которые непосредственно касаются совершенствования системы организации социального сопровождения осужденных. Основные направления развития уголовно-исполнительной системы:
Современное эффективное совершенствование систем организации социального сопровождения осужденных в области, должно строиться на основе следующих парадигм:
Идеальным вариантом мы считаем комплексность подходов, но и рассматриваем каждый подход как эффективный в решении определенной проблемы социального сопровождения осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях.
Применение передового опыта с осужденными в отечественной практике социальной работы в целом и социального сопровождения в частности, а также российской региональной специфики осуществления деятельности по социальному сопровождению осужденных, ускорит процесс достижения значимых результатов в деятельности специалистов по социальной работе.
Для успешного совершенствования системы организации социального сопровождения осужденных, в регионах необходимо проводить работу по систематизации деятельности и объединению усилий межсекторного партнерства по решению проблем социального сопровождения осужденных.
Для организации межведомственного взаимодействия в регионах нужно формировать и активно развивать межведомственные рабочие группы, советы, консилиумы, в рамках которых объединяются представители различных сфер — социальной защиты, образования, здравоохранения и т. д.70
Организации эффективного межведомственного взаимодействия по социальному сопровождению осужденных, находящихся в социально опасном положении, и оказанию им помощи могут способствовать информационные банки данных об осужденных. Однако сбор информации не может быть самоцелью. Важнейшими условиями функционирования таких банков данных должны быть доступность к ним специалистов различных ведомств, занимающихся осужденными, оперативное внесение информации, координация действий специалистов, фиксация результатов.
Нужно создать в регионе систему взаимного обмена информацией между субъектами социального сопровождения посредством межведомственного программного продукта «Банк данных осужденных «группы особого внимания», которая позволит обеспечить оказание услуг по социальному сопровождению и осуществление контроля за эффективностью деятельности специалистов исправительных учреждений.
Основными путями и средствами оптимизации межведомственного взаимодействия учреждений социальной сферы при решении проблем социального сопровождения осужденных должны стать: обеспечение процессов взаимодействия необходимой законодательной базой; научно-методическое обоснование комплексной работы; четкое разграничение функций между участниками взаимодействия на всех уровнях совместной работы; предоставление учреждениям полномочий и средств в соответствии с выполняемыми функциями и поставленными задачами; обеспечение управленческих структур и учреждений квалифицированными кадрами; организация единого информационного пространства; создание общей концепции совместных действий; оптимизация работы межведомственного координирующего звена и др.71
Оптимизация работы учреждений социальной сферы по решению проблем осужденных на территории возможна при введении в практику управления принципов и механизмов эффективного межведомственного взаимодействия и преодоления барьеров в сотрудничестве с учетом позиционирования интересов осужденных72.
Считаем, что на уровне федеральных законов необходима более детальная, чем сейчас, регламентация основных вопросов взаимодействия. В них могут быть закреплены порядок и формы взаимодействия, такие как:
Предложенные пути оптимизации
межведомственного
Проблемы профессиональной компетенции сотрудников группы социальной защиты осужденных связаны с дефицитом соответствующих высококвалифицированных кадров в области социального сопровождения. Система подготовки специализированных кадров, которые могли бы решать социальные проблемы осужденных, так же, как и сама система организации социального сопровождения, находится в стадии формирования.
Современная социальная работа как относительно новый вид деятельности в уголовно-исполнительной системе нуждается в профессионалах новой формации. Это должны быть специалисты с богатым и разносторонним мировоззрением, обладающие знаниями в различных областях науки и практики, эрудированные в области современных технологий социальной защиты осужденных, форм и методов осуществления социальной работы, способные к профессиональному саморазвитию и самосовершенствованию.
Основу профессиональной подготовки специалистов социальной работы должен составлять «Профессиональный профиль специалиста по социальной работе в исправительном учреждении». В нем в сжатом виде изложены функциональные обязанности специалистов по социальной работе73.
Содержание профессионального профиля позволяет составить перечень (а затем — и профиль) компетенций, которыми должен обладать специалист. Аспекты практической деятельности специалиста по социальной работе в исправительном учреждении представлены как совокупность 5 компетенций: