Совершенствование системы организации социального сопровождения осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях Ирк

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 04:38, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования реализуется в следующих задачах:
Теоретический анализ подходов к определению понятия социальное сопровождение осужденных через их обобщение и систематизацию, соотнесение с актуальным состоянием проблемы.
Определение правовых основ социального сопровождения осужденных в исправительных учреждениях;
Рассмотрение организации социального сопровождения осужденных в исправительных учреждениях;
Анализ региональной системы организации социального сопровождения осужденных и проблем ее функционирования;
Разработка рекомендаций по совершенствованию системы организации социального сопровождения осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях в регионе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ, ОТБЫВАЮЩИХ НАКАЗАНИЕ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ 9
1.1. Подходы к определению социального сопровождения 9
1.2. Правовые основы социального сопровождения осужденных в исправительных учреждениях 16
1.3. Особенности организации социального сопровождения осужденных в исправительных учреждениях 23
2. ИЗУЧЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ, ОТБЫВАЮЩИХ НАКАЗАНИЕ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ (НА ПРИМЕРЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ) 36
2.1. Анализ региональной системы организации социального сопровождения осужденных 36
2.2. Изучение действующей региональной системы организации социального сопровождения осужденных 45
2.3. Анализ результатов проведенного социологического исследования региональной системы организации социального сопровождения осужденных 56
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ 75
3.1. Направления реформирования уголовно-исполнительной системы в области социального сопровождения осужденных 75
3.2. Повышение эффективности и результативности действующей региональной системы организации социального сопровождения осужденных 79
3.2.1. Обеспечение системного подхода к организации межведомственного взаимодействия 79
3.2.2. Рекомендации по кадровому обеспечению региональной системы организации социального сопровождения осужденных 83
3.2.3. Внедрение проектной деятельности в системе организации социального сопровождения осужденных 90
3.3. Меры по совершенствованию региональной системы организации социального сопровождения осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях 92
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 102
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 106
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Приказ ГУФСИН России от 30 дек. 2005 г. № 262 «Об утверждении Положения о группе социальной защиты осужденных исправительного учреждения уголовно-исполнительной системы» (извлечения) 111
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Список экспертов 113
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Анкета экспертного опроса 114
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Бланк анкетного опроса осужденных 118
ПРИЛОЖЕНИЕ 5. Результаты экспертного опроса 121
ПРИЛОЖЕНИЕ 6. Профиль компетенции (квалификационный профиль) специалиста по социальной работе в исправительном учреждении 124

Вложенные файлы: 1 файл

диплом Перепелицына.docx

— 305.87 Кб (Скачать файл)

Разработчиком и координатором  программы является Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, соисполнителями — министерство здравоохранения Иркутской области, служба занятости населения, ГУФСИН России по Иркутской области, учреждения социального обслуживания.

В рамках программы осуществляется предоставление социально-бытовых  услуг, социально-медицинских услуг, социально-экономических услуг, решение вопросов занятости и социально-правовых услуг, поддержание или изменение правового статуса, оказание юридической помощи, защита законных прав и интересов граждан. С этой целью создан «Единый банк лиц, освобождающихся из мест лишения свободы и нуждающихся в оказании помощи и содействия в социальной адаптации и реабилитации». Это лица, нуждающиеся в оказании срочной социальной помощи либо в направлении для временного проживания в учреждения социального обслуживания. Осужденным оказывается разовая помощь в отделениях срочного социального обслуживания (оказание материальной помощи, выдача одежды по сезону, горячее питание, оказание медицинской или юридической помощи, помощь в оформлении документов и др.). Информация «Единого банка данных» находится в Министерстве социального развития, опеки и попечительства Иркутской области.

На территории Иркутской  области находится Государственное  учреждение социального обслуживания «Заларинский специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов». Предназначен для постоянного проживания престарелых граждан (мужчин старше 60 лет, женщин старше 50 лет) и инвалидов 1 и 2 группы из числа освободившихся из мест лишения свободы, особо опасных рецидивистов и других лиц.

Серьезной проблемой с  каждым годом остается решение вопросов о бытовом и трудовом устройстве лиц, категории «лицо без гражданства», освобождающихся из мест лишения свободы. Многие из осужденных выходят на свободу, не имея жилья, паспорта, утратив родственные связи. Эти люди становятся объектом внимания криминальных структур и в большинстве случаев вновь совершают преступление. Решение этой проблемы — открытие центров социальной реабилитации в ряде городов Иркутской области. Особенно остро стоит этот вопрос в отношении несовершеннолетних. Многие из них, встав на путь исправления, не желают возвращаться в семьи, где неблагоприятная обстановка может вновь вынудить подростка к совершению преступления.

В 2007 г. в г. Братске открыто областное государственное учреждение социального обслуживания «Центр социальной адаптации». Центр рассчитан на 35 мест, время пребывания граждан в «Центре социальной адаптации» до 6 месяцев. В данном реабилитационном центре предусмотрена социальная помощь не только лицам, утратившим социально-полезные связи, но и другим осужденным, которым необходима социально-правовая поддержка в виде оказания медицинской, психологической и юридической помощи (восстановление паспортов, трудовых книжек, военных билетов, трудоустройство, регистрация).

В целях эффективной организации  работы по оказанию помощи и содействия в социальной адаптации и реабилитации лицам, освободившимся из мест лишения свободы и проживающим на территории Иркутской области,  
ГУФСИН России по Иркутской области принимает участие в реализации утвержденного «Плана мероприятий по оказанию помощи и содействия в социальной адаптации и реабилитации лицам, освободившимся из мест лишения свободы и лицам, отбывающим наказания, не связанные с изоляцией осужденного от общества, проживающим на территории Иркутской области  
на 2012–2015 гг.». В рамках реализации Плана мероприятий осуществляется предоставление социально-бытовых услуг, социально-медицинских услуг, социально-экономических услуг, решение вопросов занятости и социально-правовых услуг, поддержание или изменение правового статуса, оказание юридической помощи, защита законных прав и интересов граждан, создание на базе областных государственных образовательных учреждений условий для получения основного, среднего (полного) общего образования, начального и среднего профессионального образования.

Сотрудники «Красного  креста» регулярно приезжают  в женские колонии, занимаются с  осужденными женщинами по программе  «Репродуктивное здоровье женщины», привозят в колонии медицинских специалистов для консультации женщин. При взаимодействии ГУФСИН России по Иркутской области и Иркутской областной общественной организацией «Российский Красный крест» с января 2008 г. при учреждениях ИК-2, ИК-4, ИК-11 и ИК-40 открылись социальные бюро, что является новой формой работы по социальной реабилитации ВИЧ-инфицированных осужденных, которые готовятся к освобождению. Социальное бюро выезжает в колонии и берет на социальное сопровождение готовящихся к освобождению осужденных — из числа имеющих проблемы со здоровьем — и уже на свободе помогает им найти работу, временное жилье и продолжить начатое в колонии лечение. Финансирование осуществляет голландская гуманитарная неправительственная организация «СПИД Фонд Восток–Запад».

В настоящее время руководством ГУФСИН по Иркутской области направлены предложения в проект Закона Иркутской области «О государственной социальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации на территории Иркутской области» об открытии специализированного центра для лиц молодежного возраста до 25 лет и создании службы социальных работников (Координационного совета) на территории районов Иркутской области для социального сопровождения граждан, находящимся в исправительных учреждениях и освободившихся.

Таким образом, специалистами группы социальной защиты осужденных проводится огромная работа по социальному сопровождению осужденных в период отбывания последними наказания  в исправительном учреждении. Очевидно, что необходимо совершенствование системы организации социального сопровождения осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях Иркутской области, устранение пробелов, а также решение текущих и перспективных задач.

2.2. Изучение действующей региональной системы организации  
социального сопровождения осужденных

Для изучения действующей  региональной системы организации  социального сопровождения осужденных будет проведено социологическое исследование с помощью следующих методов: анкетирование осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях Иркутской области и экспертный опрос специалистов, занимающихся вопросами социального сопровождения осужденных.

  1. Актуальность проблемы

Долгое  время считалось, что осужденные не могут быть объектом социальной работы, так как они не являются полноправными членами общества и отбывают заслуженное наказание, не имея права на помощь специалистов социальной работы. Однако социально-экономические и политические изменения, происходящие в современном российском обществе предопределили внимание научной общественности к соблюдению прав человека, в особенности лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы.

Сегодня в осуществлении социального  сопровождения осужденным имеется достаточно неразрешенных проблем: юридических, организационных, методических, материальных и т. п. Практики отмечают несовершенство законодательной базы, размытость функциональных обязанностей специалиста по социальной работе, недостаточное представление сотрудников и осужденных о содержании и смысле социального сопровождения, недостаточность финансовых средств для организации деятельности, отсутствие межведомственного взаимодействия между пенитенциарными, государственными и негосударственными учреждениями и организациями, чья помощь объективно необходима.

  1. Проблема — недостаточное научное внимание к существующей организационно-правовой основе социального сопровождения осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы, способной сформировать системное представление об этом направлении социальной работы, выявить значение в исправительном процессе осужденных и их ресоциализации.
  2. Объект изучения — региональная система организации социального сопровождения осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях.
  3. Предмет изучения — процесс совершенствования системы организации социального сопровождения осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях в регионе.
  4. Цель исследования — изучение и совершенствование региональной системы организации социального сопровождения осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях.
  5. Задачи исследования:
  • проанализировать современное состояние системы организации социального сопровождения осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях Иркутской области;
  • оценить деятельность и мероприятия, проводимые региональной властью и администрацией исправительных учреждений в области социального сопровождения осужденных;
  • обозначить недостатки и проблемы в системе организации социального сопровождения осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях;
  • выявить причины и факторы, определяющие имеющиеся недостатки и проблемы в системе организации социального сопровождения осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях;
  • определить направления деятельности и обозначить мероприятия в решении имеющихся недостатков и проблем в системе организации социального сопровождения осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях Иркутской области;
  • разработать рекомендации относительно совершенствования системы организации социального сопровождения осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях Иркутской области.
  1. Гипотезы исследования:
  • проблемы системы организации социального сопровождения осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, являются актуальными в Иркутской области;
  • большинство респондентов считают меры социального сопровождения осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, недостаточными;
  • имеющиеся недостатки и проблемы в системе организации социального сопровождения осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, главным образом связаны с большим количеством осужденных, нуждающихся в социальном сопровождении и сильной нагрузкой на специалистов;
  • в результате совершенствования системы организации социального сопровождения осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, снизится количество жалоб и претензий со стороны осужденных.

Интерпретация и операционализация основного понятия исследования

  1. Структурный анализ понятия «социальное сопровождение осужденных».

Понятие «социальное сопровождение  осужденных» включает следующие  элементы:

  1. Субъекты:
    1. Органы власти.
    2. Территориальное подразделение ГУФСИН России.
    3. Администрация исправительного учреждения.
    4. Специалисты группы социальной защиты, воспитательного отдела и других отделов.
    5. Начальники отрядов.
    6. Общественные организации, СМИ и др.
  2. Этапы:
    1. Период предварительного следствия и содержания под стражей.
    2. В процессе отбывания наказания в ИУ (адаптационный период — пребывание в карантине, основной этап, заключительный, связанный с интенсивной подготовкой к освобождению).
    3. Постпенитенциарный период, предполагающий реадаптацию и социальную реабилитацию на свободе.
  3. Элементы:
    1. Взаимодействие между отделами и службами учреждения с целью постоянного изучения личности осужденного.
    2. Сотрудничество с государственными органами, общественными организациями, объединениями, реабилитационными центрами, религиозными конфессиями и иными заинтересованными лицами для участия в исправительном процессе, а также для оказания социальной помощи осужденным.
    3. Материально-бытовое, социальное обеспечение, правовая и социальная защита осужденных.
    4. Укрепление и восстановление социально полезных связей осужденного.
    5. Постоянное осуществление деятельности по подготовке осужденных к освобождению.
  4. Факторный анализ понятия «социальное сопровождение осужденных».

На процесс социального  сопровождения осужденных оказывают влияние следующие факторы:

  1. Внутренние факторы:
    1. Внутри коллектива осужденных (идеалы, ценности и представления осужденных; психологический климат среди осужденных; национальная принадлежность; гендерные различия и др.).
    2. Внутри коллектива сотрудников исправительного учреждения (идеалы, ценности и представления сотрудников; психологический климат в коллективе сотрудников; состояние законодательной, нормативной, материально-технической, кадровой и другой базы; численность осужденных; организация труда сотрудников и др.).
  2. Внешние (общественные) факторы:
  • социально-экономическое положение страны;
  • ценностные ориентации и установки общества;
  • законодательное регулирование;
  • состояние системы взаимодействия различных субъектов процесса социального сопровождения и осужденных и др.

Информация о работе Совершенствование системы организации социального сопровождения осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях Ирк