Примерное содержание квалификационного
профиля специалиста по социальной
работе в исправительном учреждении представлено
в приложении (см. приложение 6).
Специалист по социальной
работе, осуществляющий свою деятельность
в исправительном учреждении, может результативно
и эффективно выполнять свои служебные
обязанности только в том случае, если
он владеет рядом специфических знаний,
умений, навыков и иных характеристик,
обусловленных профессиональными особенностями.
Среди них выделим три группы:
- Общепрофессиональная подготовленность
требует от специалиста:
- знаний специфики работы в различной
социальной среде, различных субкультурах;
- знаний и умений использовать положительный
отечественный и зарубежный опыт социальной
работы, в том числе и в различных пенитенциарных
системах;
- развития способностей обеспечивать
посредничество и взаимосвязи между личностью
и микросредой, различными социальными
группами, общественными и государственными
структурами;
- уметь оказывать влияние на отношения
между людьми, ситуацию в малой группе,
стимулировать клиента к социально значимой
деятельности;
- умений работать в условиях неформального
общения, способствуя проявлению инициативы
и активной жизненной позиции клиента;
- знать основные психические функции
и их физиологические механизмы, соотношение
природных и социальных факторов в становлении
психики, понимать значение воли и эмоций,
потребностей и мотивов, а также роли бессознательных
механизмов в поведении человека;
- уметь дать психологическую характеристику
личности, интерпретацию собственного
психического состояния, владеть приемами
психодиагностики и произвольной психической
саморегуляции;
- научного представления о социологическом
и социально-психологическом подходах
к личности, факторах ее формирования
в процессе социализации, основных закономерностях
и формах регуляции социального поведения,
о социальных общностях и социальных группах,
видах социальных процессов;
- знаний типологии, об основных источниках
возникновения и развития массовых социальных
движений, формах социальных взаимодействий,
факторах социального развития, типах
и структурах социальных организаций;
- владеть основами социологического анализа;
- знать основы общей и социальной педагогики,
формы, средства и методы педагогической
деятельности и владеть ими;
- владеть навыками анализа ситуаций, организации
и решения педагогических задач;
- знать формы и методы просвещения и воспитательной
работы с различными категориями осужденных
и сотрудников;
- знаний национальных особенностей быта
и семейного воспитания; народных традиций
регионов, а также умений учитывать их
в работе;
- знать порядок и организацию опеки, попечительства,
усыновления, лишения родительских прав,
направления в специальные учебно-воспитательные
учреждения;
- знать организацию медико-социальной
работы, санитарного просвещения и пропаганды
здорового образа жизни, уметь оказывать
первую медицинскую помощь.
- Группа специальных знаний, умений, навыков,
необходимых специалисту по социальной
работе включает в себя:
- владение методами научных исследований
и профессиональной деятельности в уголовно-исполнительной
системе;
- владение методикой и технологией социального
прогнозирования и проектирования, и также
использования полученных знаний в реальных
социальных проектах;
- владение процедурой и методиками социальных
инноваций, творческого использования
инновации в практике социальной работы;
- знание особенности социальной экологии,
методов оценки состояния окружающей
среды, владение экологической культурой;
- умение разрешать актуальные проблемы
геронтологии, организовать медико-социальное
обслуживание людей пожилого и старческого
возраста;
- научное представление о природе и путях
предупреждения и коррекции социальных
девиаций, основах социальной работы с
девиантами и представителями групп риска;
- готовность применять полученные знания
в решении современных проблем занятости
населения, вести социальное сопровождение
безработных, мигрантов, оказывать им
моральную и материальную поддержку, помощь
в трудоустройстве, владение методикой
социальной реабилитации;
- знание и умение применять методы социальной
статистики, использования статистических
измерений в социальной работе;
- умение вести социальное сопровождение
с учетом современной этнографической
и демографической ситуации;
- знание конкретного опыта деятельности
территориальных органов и центров социальной
защиты населения и умение использовать
его в практической деятельности;
- владение методикой исследовательской
работы при анализе конкретных явлений
и процессов в социальной сфере, умение
использовать и внедрять полученные результаты
исследований;
- умение использовать в практической
деятельности особенности специализированной
подготовки: организации помощи населению,
социальной работы с молодежью, семьями
и детьми, социальной реабилитации и трудотерапии,
геронтологии и работы с пожилыми людьми
и инвалидами, организации пенсионного
обеспечения населения, экономики и менеджмента
в социальной сфере;
- знание прав и свобод человека и гражданина,
уметь их реализовывать в различных сферах
жизнедеятельности;
- знание основ российской правовой системы
и законодательства, организации судебных
и иных правоприменительных и правоохранительных
органов, правовые и нравственно-этические
нормы в сфере профессиональной деятельности;
- умение использовать и составлять нормативные
и правовые документы, относящиеся к профессиональной
деятельности, предпринимать необходимые
меры по восстановлению нарушенных прав.
- В сфере профессиональной социальной
работы (специализации) специалист должен:
- знать основы конституционного, гражданского,
семейного, трудового, жилищного и других
отраслей права;
- знать нормы уголовного права, уголовного
процесса, уголовно-исполнительного права,
уметь осуществлять свою деятельность
в их рамках;
- владеть методами осуществления социальной
профилактики;
- знать процедурные особенности психодиагностики
осужденных их общностей и среды;
- осуществлять социальную диагностику,
выявлять социальные проблемы, потребности
конкретного осужденного, их групп, коллективов,
их причины и определять пути разрешения;
- участвовать в организации и управлении
воспитательным процессом с осужденными;
- участвовать в составлении характеристик
и программ исправления осужденных, разрабатывать
программы социальной работы (ресоциализации)
с осужденными и социальной помощи группам
осужденных, а также обеспечивать их исполнение;
- осуществлять социально-правовую защиту,
отстаивать интересы осужденных во всех
сферах их жизнедеятельности;
- своевременно ставить перед руководством
исправительного учреждения и органами
местной власти вопросы соответствующего
обеспечения осужденных условиями проживания,
питанием, работой, медицинской помощью;
- осуществлять индивидуальную помощь,
консультирование по вопросам пенсионного,
материально-финансового, социального
обеспечения, различных видов страхования
осужденных;
- организовывать и реализовывать комплекс
социально-педагогических мероприятий
по ресоциализации осужденных в период
отбывания наказания;
- осуществлять с первых дней пребывания
в исправительное учреждение подготовку
осужденных к освобождению, содействовать
приобретению ими образования, профессии
и восстановлению трудовых навыков;
- содействовать поддержанию, восстановлению
и формированию социально полезных связей
осужденных, навыков функционирования
в семье, общения в ближайшем социальном
окружении, неформальных группах;
- оказывать помощь осужденным в восстановлении
социального и гражданского статуса, получении
ими законных льгот, социально-правовой
защите и поддержке в процессе отбывания
наказания и непосредственно после освобождения;
- вести учет и анализировать результаты
социального сопровождения, степень исправления
и готовности осужденных к жизни на свободе;
- уметь взаимодействовать с другими сотрудниками
учреждений и органов, исполняющих уголовные
наказания, иными субъектами исправления
осужденных, координировать их участие
в социальном сопровождении осужденных;
- знать и уметь применять методы и технологии
социального сопровождения различных
категорий осужденных;
- владеть социально-психологическими
основами урегулирования конфликтов,
профилактики субкультуры в среде осужденных;
- знать структуру и функции системы и
органов, исполняющих наказание, нормативно-правовые,
управленческие, психологические основы
их деятельности, как в обычных, так и в
экстремальных условиях.
Изложенное позволяет
сделать вывод о том, что специалист
по социальной работе в уголовно-исполнительной
системе является в значительной степени
универсалом, но при этом его «универсализм»
имеет достаточно четкие предметные границы,
заданные жизненными проблемами клиентов —
осужденных и возможными путями их разрешения.
Специалист по социальной работе не подменяет,
да и не может заменить, специалистов других
отделов и служб исправительного учреждения,
равно как и они не могут выполнять его
функции. В этой связи необходимо выделить
еще одну принципиальную особенность
профессиональной деятельности специалиста
по социальной работе в уголовно-исполнительной
системе — ее пограничный характер. Содержание
и инструментарий социальной работы в
пенитенциарных учреждениях включает
в себя элементы многих видов «помогающей»
деятельности осужденным и соответственно
обуславливает систему профессиональной
подготовленности.
3.2.3. Внедрение
проектной деятельности в системе
организации
социального сопровождения осужденных
На этапе развития применения
деятельности по оказанию социального
сопровождения как специфического
направления социальной работы с
осужденными, многие из описанных выше
проблем имеют ситуативный характер, логичный
и объяснимый. Проектная деятельность
отчасти позволяет решить проблемы социальной
работы в исправительном учреждении и
определить эффективные подходы к решению
социальных проблем отдельных категорий
осужденных74.
Основными направлениями
реализации проектов помимо решения
задач собственно социального сопровождения
осужденных являются:
- социально-медицинское направление;
- исследовательская деятельность;
- психологическая помощь осужденным,
защита их прав;
- дополнительное образование и профессиональная
подготовка осужденных;
- профилактика социально значимых заболеваний
в исправительном учреждении;
- профилактика и/или лечение наркотической,
алкогольной зависимостей;
- культурно-просветительская работа с
осужденными.
Ожидаемыми результатами
реализации данных проектов являются:
- улучшение информированности сотрудников
исправительного учреждения и осужденных
по вопросам распространения ВИЧ-инфекции,
туберкулеза и других опасных социально
значимых заболеваний;
- создание групп само- и взаимопомощи
среди осужденных;
- привлечение внимания общества к проблемам
людей, живущих с ВИЧ, посредством постоянного
информирования СМИ о ходе реализации
проектов;
- проведение диагностики социально-психологического
статуса осужденных с целью выявления
у них качеств, необходимых для успешной
ресоциализации;
- создание типовых и индивидуальных программ
адаптации и реабилитации различных категорий
осужденных;
- проведение диагностики психической
истощаемости и эмоционального выгорания
сотрудников, работающих с осужденными;
- обучение персонала способам саморазвития
и профессионального общения с осужденными
и коллегами;
- формирование библиотек юридической
литературы для следственных изоляторов;
- организация и проведение занятий по
обучению осужденных специальностям,
востребованным на рынке труда;
- разработка методик организации учебного
процесса, учитывающих личностные и иные
особенности осужденных;
- осуществление мониторинга действующих
нормативно-правовых актов и подготовка
предложений по их изменению;
- анализ наиболее распространенных проблем
освободившихся осужденных, оценка эффективности
существующей системы социальной работы
с бывшими осужденными;
- проведение выездных консультаций для
осужденных по социально-правовым вопросам;
- организация приемов и консультаций
родственников осужденных;
- проведение групповых образовательных
семинаров и тренингов для психологов,
наркологов, психиатров в исправительных
учреждениях;
- организация работы по подготовке осужденных
к освобождению, с участием психологов,
специалистов социальной работы, юристов,
специалистов в области трудоустройства;
- организация и проведение индивидуальной
работы с осужденными и их близкими с целью
восстановления и/или укрепления социальных
связей и интеграции в общество после
освобождения;
- расширение и совершенствование практики
клинической деятельности по оказанию
несовершеннолетним и молодым осужденным
юридической, социальной и психологической
помощи;
- создание целостной системы социального
сопровождения осужденных и лиц, освободившихся
из мест лишения свободы путем установления
и укрепления связей с социальными службами
в пределах региона и на межрегиональном
уровне;
- организация региональных волонтерских
служб студентов по работе с осужденными
и освободившимися из мест лишения свободы;
- организация и проведение групповой
профилактической работы с осужденными
женщинами;
- осуществление информационно-просветительской
работы среди лиц, отбывающих наказание
в исправительном учреждении;
- разработка программно-методического
обеспечения по психологической, правовой
и экономической подготовке женщин к условиям
новой жизни;
- проведение программ профилактики наркомании,
ВИЧ/СПИД по методике «Равный обучает
равного» и др.
Таким образом, возможность
активного применения проектной
деятельности в рамках социального сопровождения
осужденных отчасти позволяет решить
проблемы социальной работы в исправительном
учреждении и определить эффективные
подходы к решению социальных проблем
отдельных категорий осужденных.
3.3. Меры по совершенствованию
региональной системы организации
социального сопровождения осужденных,
отбывающих наказание в
исправительных учреждениях
Опираясь на результаты проведенного
социологического исследования, на информацию,
полученную в ходе изучения теоретических
основ социального сопровождения осужденных,
а также на данные анализа практического
опыта системы организации социального
сопровождения осужденных, можно предложить
следующие меры по ее совершенствованию.
Мы считаем, что деятельность
исправительных учреждений, органов региональной
власти, а также общественных организаций
Иркутской области, в сфере социального
сопровождения осужденных должна быть
направлена на достижение поставленных
целей и задач в соответствии с изложенными
в предыдущем параграфе постулатами и
предполагать поэтапные действия в следующих
основных направлениях:
- Совершенствование уголовно-исполнительной
политики:
- совершенствование, с учетом региональной
специфики и гендерных особенностей осужденных,
уголовно-исполнительного законодательства
Российской Федерации, направленного
на изменение структуры уголовно-исполнительной
системы, создание новых видов учреждений,
осуществляющих исполнение наказаний
в виде лишения свободы;
- поиск и использование новых форм и методов
исправительного воздействия на осужденных,
организационных механизмов социальной
работы с осужденными, закрепление в уголовно-исполнительном
законодательстве Российской Федерации
форм социальной, психолого-педагогической
работы с осужденными в качестве основного
средства исправления осужденных;
- дополнение системы поощрений осужденных
иными стимулами к правопослушному поведению
и активной ресоциализации;
- дифференциация содержания осужденных
в зависимости от характера и степени
общественной опасности совершенных ими
преступлений, поведения во время отбывания
наказания, криминального опыта;
- закрепление в уголовно-исполнительном
законодательстве Российской Федерации
новых форм надзора за поведением осужденных
с использованием электронного мониторинга
спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS;
- оптимизация размещения мест отбывания
наказания на территории страны, в том
числе для сохранения социально полезных
связей осужденных, доступности места
отбывания наказания для родственников,
за исключением случаев, требующих изоляции
членов организованного преступного сообщества,
а также обеспечения безопасности самого
осужденного.