Совершенствование системы организации социального сопровождения осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях Ирк

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 04:38, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования реализуется в следующих задачах:
Теоретический анализ подходов к определению понятия социальное сопровождение осужденных через их обобщение и систематизацию, соотнесение с актуальным состоянием проблемы.
Определение правовых основ социального сопровождения осужденных в исправительных учреждениях;
Рассмотрение организации социального сопровождения осужденных в исправительных учреждениях;
Анализ региональной системы организации социального сопровождения осужденных и проблем ее функционирования;
Разработка рекомендаций по совершенствованию системы организации социального сопровождения осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях в регионе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ, ОТБЫВАЮЩИХ НАКАЗАНИЕ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ 9
1.1. Подходы к определению социального сопровождения 9
1.2. Правовые основы социального сопровождения осужденных в исправительных учреждениях 16
1.3. Особенности организации социального сопровождения осужденных в исправительных учреждениях 23
2. ИЗУЧЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ, ОТБЫВАЮЩИХ НАКАЗАНИЕ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ (НА ПРИМЕРЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ) 36
2.1. Анализ региональной системы организации социального сопровождения осужденных 36
2.2. Изучение действующей региональной системы организации социального сопровождения осужденных 45
2.3. Анализ результатов проведенного социологического исследования региональной системы организации социального сопровождения осужденных 56
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ 75
3.1. Направления реформирования уголовно-исполнительной системы в области социального сопровождения осужденных 75
3.2. Повышение эффективности и результативности действующей региональной системы организации социального сопровождения осужденных 79
3.2.1. Обеспечение системного подхода к организации межведомственного взаимодействия 79
3.2.2. Рекомендации по кадровому обеспечению региональной системы организации социального сопровождения осужденных 83
3.2.3. Внедрение проектной деятельности в системе организации социального сопровождения осужденных 90
3.3. Меры по совершенствованию региональной системы организации социального сопровождения осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях 92
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 102
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 106
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Приказ ГУФСИН России от 30 дек. 2005 г. № 262 «Об утверждении Положения о группе социальной защиты осужденных исправительного учреждения уголовно-исполнительной системы» (извлечения) 111
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Список экспертов 113
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Анкета экспертного опроса 114
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Бланк анкетного опроса осужденных 118
ПРИЛОЖЕНИЕ 5. Результаты экспертного опроса 121
ПРИЛОЖЕНИЕ 6. Профиль компетенции (квалификационный профиль) специалиста по социальной работе в исправительном учреждении 124

Вложенные файлы: 1 файл

диплом Перепелицына.docx

— 305.87 Кб (Скачать файл)

Примерное содержание квалификационного  профиля специалиста по социальной работе в исправительном учреждении представлено в приложении (см. приложение 6).

Специалист по социальной работе, осуществляющий свою деятельность в исправительном учреждении, может результативно и эффективно выполнять свои служебные обязанности только в том случае, если он владеет рядом специфических знаний, умений, навыков и иных характеристик, обусловленных профессиональными особенностями. Среди них выделим три группы:

  1. Общепрофессиональная подготовленность требует от специалиста:
  • знаний специфики работы в различной социальной среде, различных субкультурах;
  • знаний и умений использовать положительный отечественный и зарубежный опыт социальной работы, в том числе и в различных пенитенциарных системах;
  • развития способностей обеспечивать посредничество и взаимосвязи между личностью и микросредой, различными социальными группами, общественными и государственными структурами;
  • уметь оказывать влияние на отношения между людьми, ситуацию в малой группе, стимулировать клиента к социально значимой деятельности;
  • умений работать в условиях неформального общения, способствуя проявлению инициативы и активной жизненной позиции клиента;
  • знать основные психические функции и их физиологические механизмы, соотношение природных и социальных факторов в становлении психики, понимать значение воли и эмоций, потребностей и мотивов, а также роли бессознательных механизмов в поведении человека;
  • уметь дать психологическую характеристику личности, интерпретацию собственного психического состояния, владеть приемами психодиагностики и произвольной психической саморегуляции;
  • научного представления о социологическом и социально-психологическом подходах к личности, факторах ее формирования в процессе социализации, основных закономерностях и формах регуляции социального поведения, о социальных общностях и социальных группах, видах социальных процессов;
  • знаний типологии, об основных источниках возникновения и развития массовых социальных движений, формах социальных взаимодействий, факторах социального развития, типах и структурах социальных организаций;
  • владеть основами социологического анализа;
  • знать основы общей и социальной педагогики, формы, средства и методы педагогической деятельности и владеть ими;
  • владеть навыками анализа ситуаций, организации и решения педагогических задач;
  • знать формы и методы просвещения и воспитательной работы с различными категориями осужденных и сотрудников;
  • знаний национальных особенностей быта и семейного воспитания; народных традиций регионов, а также умений учитывать их в работе;
  • знать порядок и организацию опеки, попечительства, усыновления, лишения родительских прав, направления в специальные учебно-воспитательные учреждения;
  • знать организацию медико-социальной работы, санитарного просвещения и пропаганды здорового образа жизни, уметь оказывать первую медицинскую помощь.
  1. Группа специальных знаний, умений, навыков, необходимых специалисту по социальной работе включает в себя:
  • владение методами научных исследований и профессиональной деятельности в уголовно-исполнительной системе;
  • владение методикой и технологией социального прогнозирования и проектирования, и также использования полученных знаний в реальных социальных проектах;
  • владение процедурой и методиками социальных инноваций, творческого использования инновации в практике социальной работы;
  • знание особенности социальной экологии, методов оценки состояния окружающей среды, владение экологической культурой;
  • умение разрешать актуальные проблемы геронтологии, организовать медико-социальное обслуживание людей пожилого и старческого возраста;
  • научное представление о природе и путях предупреждения и коррекции социальных девиаций, основах социальной работы с девиантами и представителями групп риска;
  • готовность применять полученные знания в решении современных проблем занятости населения, вести социальное сопровождение безработных, мигрантов, оказывать им моральную и материальную поддержку, помощь в трудоустройстве, владение методикой социальной реабилитации;
  • знание и умение применять методы социальной статистики, использования статистических измерений в социальной работе;
  • умение вести социальное сопровождение с учетом современной этнографической и демографической ситуации;
  • знание конкретного опыта деятельности территориальных органов и центров социальной защиты населения и умение использовать его в практической деятельности;
  • владение методикой исследовательской работы при анализе конкретных явлений и процессов в социальной сфере, умение использовать и внедрять полученные результаты исследований;
  • умение использовать в практической деятельности особенности специализированной подготовки: организации помощи населению, социальной работы с молодежью, семьями и детьми, социальной реабилитации и трудотерапии, геронтологии и работы с пожилыми людьми и инвалидами, организации пенсионного обеспечения населения, экономики и менеджмента в социальной сфере;
  • знание прав и свобод человека и гражданина, уметь их реализовывать в различных сферах жизнедеятельности;
  • знание основ российской правовой системы и законодательства, организации судебных и иных правоприменительных и правоохранительных органов, правовые и нравственно-этические нормы в сфере профессиональной деятельности;
  • умение использовать и составлять нормативные и правовые документы, относящиеся к профессиональной деятельности, предпринимать необходимые меры по восстановлению нарушенных прав.
  1. В сфере профессиональной социальной работы (специализации) специалист должен:
  • знать основы конституционного, гражданского, семейного, трудового, жилищного и других отраслей права;
  • знать нормы уголовного права, уголовного процесса, уголовно-исполнительного права, уметь осуществлять свою деятельность в их рамках;
  • владеть методами осуществления социальной профилактики;
  • знать процедурные особенности психодиагностики осужденных их общностей и среды;
  • осуществлять социальную диагностику, выявлять социальные проблемы, потребности конкретного осужденного, их групп, коллективов, их причины и определять пути разрешения;
  • участвовать в организации и управлении воспитательным процессом с осужденными;
  • участвовать в составлении характеристик и программ исправления осужденных, разрабатывать программы социальной работы (ресоциализации) с осужденными и социальной помощи группам осужденных, а также обеспечивать их исполнение;
  • осуществлять социально-правовую защиту, отстаивать интересы осужденных во всех сферах их жизнедеятельности;
  • своевременно ставить перед руководством исправительного учреждения и органами местной власти вопросы соответствующего обеспечения осужденных условиями проживания, питанием, работой, медицинской помощью;
  • осуществлять индивидуальную помощь, консультирование по вопросам пенсионного, материально-финансового, социального обеспечения, различных видов страхования осужденных;
  • организовывать и реализовывать комплекс социально-педагогических мероприятий по ресоциализации осужденных в период отбывания наказания;
  • осуществлять с первых дней пребывания в исправительное учреждение подготовку осужденных к освобождению, содействовать приобретению ими образования, профессии и восстановлению трудовых навыков;
  • содействовать поддержанию, восстановлению и формированию социально полезных связей осужденных, навыков функционирования в семье, общения в ближайшем социальном окружении, неформальных группах;
  • оказывать помощь осужденным в восстановлении социального и гражданского статуса, получении ими законных льгот, социально-правовой защите и поддержке в процессе отбывания наказания и непосредственно после освобождения;
  • вести учет и анализировать результаты социального сопровождения, степень исправления и готовности осужденных к жизни на свободе;
  • уметь взаимодействовать с другими сотрудниками учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, иными субъектами исправления осужденных, координировать их участие в социальном сопровождении осужденных;
  • знать и уметь применять методы и технологии социального сопровождения различных категорий осужденных;
  • владеть социально-психологическими основами урегулирования конфликтов, профилактики субкультуры в среде осужденных;
  • знать структуру и функции системы и органов, исполняющих наказание, нормативно-правовые, управленческие, психологические основы их деятельности, как в обычных, так и в экстремальных условиях.

Изложенное позволяет  сделать вывод о том, что специалист по социальной работе в уголовно-исполнительной системе является в значительной степени универсалом, но при этом его «универсализм» имеет достаточно четкие предметные границы, заданные жизненными проблемами клиентов — осужденных и возможными путями их разрешения. Специалист по социальной работе не подменяет, да и не может заменить, специалистов других отделов и служб исправительного учреждения, равно как и они не могут выполнять его функции. В этой связи необходимо выделить еще одну принципиальную особенность профессиональной деятельности специалиста по социальной работе в уголовно-исполнительной системе — ее пограничный характер. Содержание и инструментарий социальной работы в пенитенциарных учреждениях включает в себя элементы многих видов «помогающей» деятельности осужденным и соответственно обуславливает систему профессиональной подготовленности.

3.2.3. Внедрение  проектной деятельности в системе  организации  
социального сопровождения осужденных

На этапе развития применения деятельности по оказанию социального  сопровождения как специфического направления социальной работы с  осужденными, многие из описанных выше проблем имеют ситуативный характер, логичный и объяснимый. Проектная деятельность отчасти позволяет решить проблемы социальной работы в исправительном учреждении и определить эффективные подходы к решению социальных проблем отдельных категорий осужденных74.

Основными направлениями  реализации проектов помимо решения  задач собственно социального сопровождения  осужденных являются:

  1. социально-медицинское направление;
  2. исследовательская деятельность;
  3. психологическая помощь осужденным, защита их прав;
  4. дополнительное образование и профессиональная подготовка осужденных;
  5. профилактика социально значимых заболеваний в исправительном учреждении;
  6. профилактика и/или лечение наркотической, алкогольной зависимостей;
  7. культурно-просветительская работа с осужденными.

Ожидаемыми результатами реализации данных проектов являются:

  • улучшение информированности сотрудников исправительного учреждения и осужденных по вопросам распространения ВИЧ-инфекции, туберкулеза и других опасных социально значимых заболеваний;
  • создание групп само- и взаимопомощи среди осужденных;
  • привлечение внимания общества к проблемам людей, живущих с ВИЧ, посредством постоянного информирования СМИ о ходе реализации проектов;
  • проведение диагностики социально-психологического статуса осужденных с целью выявления у них качеств, необходимых для успешной ресоциализации;
  • создание типовых и индивидуальных программ адаптации и реабилитации различных категорий осужденных;
  • проведение диагностики психической истощаемости и эмоционального выгорания сотрудников, работающих с осужденными;
  • обучение персонала способам саморазвития и профессионального общения с осужденными и коллегами;
  • формирование библиотек юридической литературы для следственных изоляторов;
  • организация и проведение занятий по обучению осужденных специальностям, востребованным на рынке труда;
  • разработка методик организации учебного процесса, учитывающих личностные и иные особенности осужденных;
  • осуществление мониторинга действующих нормативно-правовых актов и подготовка предложений по их изменению;
  • анализ наиболее распространенных проблем освободившихся осужденных, оценка эффективности существующей системы социальной работы с бывшими осужденными;
  • проведение выездных консультаций для осужденных по социально-правовым вопросам;
  • организация приемов и консультаций родственников осужденных;
  • проведение групповых образовательных семинаров и тренингов для психологов, наркологов, психиатров в исправительных учреждениях;
  • организация работы по подготовке осужденных к освобождению, с участием психологов, специалистов социальной работы, юристов, специалистов в области трудоустройства;
  • организация и проведение индивидуальной работы с осужденными и их близкими с целью восстановления и/или укрепления социальных связей и интеграции в общество после освобождения;
  • расширение и совершенствование практики клинической деятельности по оказанию несовершеннолетним и молодым осужденным юридической, социальной и психологической помощи;
  • создание целостной системы социального сопровождения осужденных и лиц, освободившихся из мест лишения свободы путем установления и укрепления связей с социальными службами в пределах региона и на межрегиональном уровне;
  • организация региональных волонтерских служб студентов по работе с осужденными и освободившимися из мест лишения свободы;
  • организация и проведение групповой профилактической работы с осужденными женщинами;
  • осуществление информационно-просветительской работы среди лиц, отбывающих наказание в исправительном учреждении;
  • разработка программно-методического обеспечения по психологической, правовой и экономической подготовке женщин к условиям новой жизни;
  • проведение программ профилактики наркомании, ВИЧ/СПИД по методике «Равный обучает равного» и др.

Таким образом, возможность  активного применения проектной  деятельности в рамках социального сопровождения осужденных отчасти позволяет решить проблемы социальной работы в исправительном учреждении и определить эффективные подходы к решению социальных проблем отдельных категорий осужденных.

3.3. Меры по совершенствованию региональной системы организации  
социального сопровождения осужденных, отбывающих наказание в  
исправительных учреждениях

Опираясь на результаты проведенного социологического исследования, на информацию, полученную в ходе изучения теоретических основ социального сопровождения осужденных, а также на данные анализа практического опыта системы организации социального сопровождения осужденных, можно предложить следующие меры по ее совершенствованию.

Мы считаем, что деятельность исправительных учреждений, органов региональной власти, а также общественных организаций Иркутской области, в сфере социального сопровождения осужденных должна быть направлена на достижение поставленных целей и задач в соответствии с изложенными в предыдущем параграфе постулатами и предполагать поэтапные действия в следующих основных направлениях:

  1. Совершенствование уголовно-исполнительной политики:
  • совершенствование, с учетом региональной специфики и гендерных особенностей осужденных, уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, направленного на изменение структуры уголовно-исполнительной системы, создание новых видов учреждений, осуществляющих исполнение наказаний в виде лишения свободы;
  • поиск и использование новых форм и методов исправительного воздействия на осужденных, организационных механизмов социальной работы с осужденными, закрепление в уголовно-исполнительном законодательстве Российской Федерации форм социальной, психолого-педагогической работы с осужденными в качестве основного средства исправления осужденных;
  • дополнение системы поощрений осужденных иными стимулами к правопослушному поведению и активной ресоциализации;
  • дифференциация содержания осужденных в зависимости от характера и степени общественной опасности совершенных ими преступлений, поведения во время отбывания наказания, криминального опыта;
  • закрепление в уголовно-исполнительном законодательстве Российской Федерации новых форм надзора за поведением осужденных с использованием электронного мониторинга спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS;
  • оптимизация размещения мест отбывания наказания на территории страны, в том числе для сохранения социально полезных связей осужденных, доступности места отбывания наказания для родственников, за исключением случаев, требующих изоляции членов организованного преступного сообщества, а также обеспечения безопасности самого осужденного.

Информация о работе Совершенствование системы организации социального сопровождения осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях Ирк