Совершенствование системы организации социального сопровождения осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях Ирк

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 04:38, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования реализуется в следующих задачах:
Теоретический анализ подходов к определению понятия социальное сопровождение осужденных через их обобщение и систематизацию, соотнесение с актуальным состоянием проблемы.
Определение правовых основ социального сопровождения осужденных в исправительных учреждениях;
Рассмотрение организации социального сопровождения осужденных в исправительных учреждениях;
Анализ региональной системы организации социального сопровождения осужденных и проблем ее функционирования;
Разработка рекомендаций по совершенствованию системы организации социального сопровождения осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях в регионе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ, ОТБЫВАЮЩИХ НАКАЗАНИЕ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ 9
1.1. Подходы к определению социального сопровождения 9
1.2. Правовые основы социального сопровождения осужденных в исправительных учреждениях 16
1.3. Особенности организации социального сопровождения осужденных в исправительных учреждениях 23
2. ИЗУЧЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ, ОТБЫВАЮЩИХ НАКАЗАНИЕ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ (НА ПРИМЕРЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ) 36
2.1. Анализ региональной системы организации социального сопровождения осужденных 36
2.2. Изучение действующей региональной системы организации социального сопровождения осужденных 45
2.3. Анализ результатов проведенного социологического исследования региональной системы организации социального сопровождения осужденных 56
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ 75
3.1. Направления реформирования уголовно-исполнительной системы в области социального сопровождения осужденных 75
3.2. Повышение эффективности и результативности действующей региональной системы организации социального сопровождения осужденных 79
3.2.1. Обеспечение системного подхода к организации межведомственного взаимодействия 79
3.2.2. Рекомендации по кадровому обеспечению региональной системы организации социального сопровождения осужденных 83
3.2.3. Внедрение проектной деятельности в системе организации социального сопровождения осужденных 90
3.3. Меры по совершенствованию региональной системы организации социального сопровождения осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях 92
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 102
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 106
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Приказ ГУФСИН России от 30 дек. 2005 г. № 262 «Об утверждении Положения о группе социальной защиты осужденных исправительного учреждения уголовно-исполнительной системы» (извлечения) 111
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Список экспертов 113
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Анкета экспертного опроса 114
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Бланк анкетного опроса осужденных 118
ПРИЛОЖЕНИЕ 5. Результаты экспертного опроса 121
ПРИЛОЖЕНИЕ 6. Профиль компетенции (квалификационный профиль) специалиста по социальной работе в исправительном учреждении 124

Вложенные файлы: 1 файл

диплом Перепелицына.docx

— 305.87 Кб (Скачать файл)

В Российской Федерации правовое регулирование социальной работы с  осужденными в учреждениях уголовно-исполнительной системы наряду с Конституцией РФ осуществляется Уголовно-исполнительным кодексом РФ  
(далее УИК РФ), федеральными законами, подзаконными нормативными актами, нормативными актами Министерства юстиции РФ (далее Минюст РФ), Федеральной службы исполнения наказаний РФ (далее ФСИН РФ) и иных государственных органов, локальными нормативными актами, принимаемыми администрацией исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы по вопросам социальной работы с осужденными.

Правовые аспекты социальной работы с осужденными отражены главным образом в уголовно-исполнительном кодексе. Так в части 2 статьи 1 УИК РФ говорится о том, что одной из задач уголовно-исполнительного законодательства является оказание осужденным помощи в социальной адаптации30. С. А. Лузгин отмечает, что суть социальной адаптации состоит в приспособлении человека к новым правилам и нормам человеческого общежития, к тем или иным условиям жизни в обществе31.

В УИК РФ говорится и  о таком направлении социальной работы, как социальное обеспечение осужденных. Так, в части 7 статьи 12 УИК РФ говорится о том, что осужденные имеют право на социальное обеспечение, в том числе на получение пенсий и социальных пособий, на общих основаниях в соответствии с законодательством Российской Федерации32.

В соответствии со статьей 98 УИК РФ осужденные к лишению свободы, привлеченные к труду, подлежат обязательному государственному социальному страхованию, а осужденные женщины также обеспечиваются пособиями по беременности и родам на общих основаниях. Осужденные имеют право на  
общих основаниях на государственное пенсионное обеспечение в старости, при инвалидности, потере кормильца и в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. При этом выплата пенсий осуществляется органами социальной защиты населения по месту нахождения исправительного учреждения путем перечисления пенсий на лицевые счета осужденных33.

В статьях 88–97 УИК РФ отражено и закреплено и такое важное направление социальной работы, как восстановление, сохранение и поддержание социально-полезных связей осужденным с внешним миром.

Нельзя оставить без внимания и такой аспект социальной работы, как медико-санитарное обеспечение осужденных. В статье 101 УИК РФ отражено, что в уголовно-исполнительной системе для медицинского обслуживания осужденных организуются лечебно-профилактические учреждения, и администрация исправительного учреждения несет ответственность за выполнение требований, обеспечивающих их охрану здоровья34.

В статьях 103, 104, 108 УИК РФ говорится о труде, профессиональном образовании и профессиональной подготовке осужденных к лишению свободы. В статьях 103 и 104 УИК РФ указывается, что каждый осужденный привлекается к труду с учетом пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья35 и в соответствии с этим в статье 104 УИК РФ определены условия труда осужденных к лишению свободы. В статье 108 УИК РФ говорится о том, что в исправительных учреждениях организуется начальное профессиональное образование или профессиональная подготовка осуждённых, не имеющих профессии, по которой осужденный может работать в исправительном учреждении и после освобождения36.

В УИК РФ также можно выделить нормы, которые являются правовой основой такого важного направления социальной работы, как подготовка осужденных к освобождению. Регулируется данное направление главой 22 УИК РФ.

Правовые основы социальной работы с осужденными содержатся не только в УИК РФ. Так, Федеральный закон РФ «Об основах социального обслуживания населения в РФ» от 10 дек. 1995 г. № 195-ФЗ устанавливает основы правового регулирования в области социального обслуживания населения в РФ. Отдельные из положений имеют прямое отношение и к организации социальной работы с осужденными в период отбывания наказания, так и после их освобождения.

Общеобязательное значение для организации и проведения социальной работы с осужденными  имеют «некоторые положения Федерального закона РФ от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», такие как: цели оказания социальной помощи; источники; порядок; размер и виды оказания государственной социальной помощи и другие37.

В целях реализации статьи 98 УИК РФ Правительство Российской Федерации приняло Постановление РФ от 15 окт. 2001 г. № 727 «О порядке обеспечения пособиями по обязательному государственному социальному страхованию осужденных к лишению свободы лиц, привлеченных к оплачиваемому труду». Настоящее Постановление определяет в соответствии с УИК РФ, Трудовым кодексом РФ и Федеральным законом от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» порядок обеспечения пособиями по обязательному государственному социальному страхованию осужденных к лишению свободы лиц, привлеченных к оплачиваемому труду, исходя из условий отбывания наказания в виде лишения свободы38.

Кроме того, социальное страхование  осужденных регулируется такими Федеральными законами как:

  • Федеральный закон от 15 дек. 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»;
  • Федеральный закон от 29 дек. 2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»;
  • Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

В выше перечисленных Федеральных законах, в УИК РФ регулируются некоторые организационные отношения в области социальной работы с осужденными в целом и социального сопровождения осужденных в частности. Однако конкретизацию и развитие организационная и правовая основы этих областей деятельности получают в ведомственных нормативных документах. Это главным образом Приказы Главного управления исполнения наказания Министерства юстиции России (далее ГУИН Минюст России) и Главного управления федеральной службы исполнения наказания России (далее ГУФСИН России).

Приказ ГУИН Минюста России от 20 марта 2000 г. № 41 «Об утверждении типовых структур штатов подразделений уголовно-исполнительной системы Минюста РФ» в соответствии со ст. 6 Федерального закона РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» выделил в структуре исправительного учреждения группу социальной защиты и учета трудового стажа осужденных. Основные цели, задачи и функции группы социальной защиты и учета трудового стажа осужденных закреплены в Приказе ГУФСИН России от 30 дек. 2005 г. № 262 «Об утверждении Положения о группе социальной защиты осужденных исправительного учреждения уголовно-исполнительной системы»39 (далее Положение).

Деятельность специалистов группы социальной защиты и учета  трудового стажа также осуществляется в «соответствии с Приказом ГУИН Минюста России от 26 дек. 2001 г. № 261 «Об утверждении нормативных актов в области социально-экономической деятельности учреждений уголовно-исполнительной Минюста России», в котором утверждены:

  • Инструкция об условиях оплаты труда лиц, отбывающих наказания в исправительных учреждениях УИС Минюста РФ, порядке удержаний, а также расчетах за произведенные междугородные и международные телефонные переговоры;
  • Инструкция о порядке учета времени работы осужденных в период отбывания ими наказания в виде лишения свободы, засчитываемого в общий трудовой стаж40.

В Федеральном законе от 21 июня 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и в Приказе ГУИН Минюста России от 26 дек. 2001 г. № 264 «Об утверждении Инструкции о порядке оказания содействия в трудовом и бытовом устройстве лицам, освобождаемым из мест лишения свободы», закреплены правовые основы социальной работы с осуждёнными по подготовке их к освобождению.

Таким образом, правовую основу социальной работы с осужденными  составляют: Конституция РФ; другие законодательные акты РФ; подзаконные акты; нормативные акты Минюста России, регулирующие вопросы социальной работы; нормативные акты ФСИН, ее главных управлений, управлений и отделов; локальные нормативные акты, принимаемые администрацией исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы по вопросам социальной работы.

Несмотря  на активное развитие социальной работы в местах лишения свободы в  качестве самостоятельного вида деятельности, ее содержание и организация не в полной мере урегулированы уголовно-исполнительным законодательством. Ряд норм УИК РФ, Федеральные законы, а также нормативные акты ГУИН Минюста России и ГУФСИН России регламентируют лишь отдельные направления социальной работы в местах лишения свободы и носят обобщенный характер. Кроме того, наблюдаются проблемы в реализации и внедрении в пенитенциарное законодательство международных стандартов, регламентирующих основы организации отбывания наказания, правовое регулирование основных прав человека в местах лишения свободы, соотношение международно-правовых актов с нормами российского пенитенциарного законодательства и др.

1.3. Особенности организации социального сопровождения осужденных в исправительных учреждениях

Основной субъект социального сопровождения осужденных — группа социальной защиты осужденных, являющаяся отдельным структурным подразделением исправительного учреждения. В группу социальной защиты осужденных входят старший специалист по социальной работе с осужденными и старший инспектор по бытовому и трудовому устройству осужденных.

В нашей работе мы будем  рассматривать социальное сопровождение  осужденных в период отбывания наказания  как одну из важнейших функций специалистов группы социальной защиты осужденных.

Если вспомнить, что под  объектом социальной работы мы понимаем лиц, попавших в сложную жизненную  ситуацию и не способных ее самостоятельно разрешить, то практически большинство  осужденных можно отнести к таким лицам, поскольку попадание из условий свободы в новую микросреду исправительного учреждения является уже сложной жизненной ситуацией41.

Таким образом, личность конкретного  осужденного, общности осужденных (группы, коллективы, бригады, классы, отряды) как носители социальных проблем и их среда — основные объекты социальной работы в целом и в частности социального сопровождения в уголовно-исполнительной системе.

А. Н. Сухов подчеркивает, что несмотря на наличие общих черт и свойств, объект социального сопровождения неоднороден и с целью определения оптимальных путей дифференцированной помощи, поддержки, защиты может быть разделен на группы по различным основаниям42. Например, по степени выраженности социальных проблем и способности самостоятельно разрешать их некриминальным способом может быть выделена группа осужденных высокого риска. В нее включаются инвалиды, пенсионеры, молодые осужденные, переведенные из воспитательных колоний; женщины, имеющие детей до трех лет; больные неизлечимыми или трудноизлечимыми болезнями; лица, страдающие алкогольной или наркотической зависимостью; не имеющие определенного места жительства; осужденные, подвергающиеся постоянному физическому и психическому насилию (притеснению) некриминального характера.

Н. Ф. Басов подчеркивает, что группа осужденных высокого риска — категории наименее защищенных людей, имеющих, как правило, комплекс взаимосвязанных социальных проблем, особых нужд, представляющих угрозу для их равноправного существования в исправительном учреждении, разрешить которые самостоятельно они не могут43. Эти осужденные нуждаются в различных видах постоянной помощи (материальной, морально-психологической, медицинской, юридической и иной), поддержке, защите.

Г. В. Щербаков подчеркивает, что социальная работа с ними является приоритетной и обязательной для специалиста, приобретает характер сопровождения и даже комплексного обслуживания с привлечением медиков, психологов, воспитателей, представителей местных органов социальной защиты населения44.

Вторую группу составляют осужденные, имеющие несколько социальных проблем объективно разрешимого  свойства (распавшаяся семья, отсутствие профессии или невозможность  заниматься определенным видом деятельности, неблагоприятное микроокружение и  т. д.). А. Н. Сухов отмечает, что для работы с данной группой осужденных после проведения социальной диагностики необходимо включение осужденного в общественно полезные виды деятельности, восстановление различными путями позитивных связей с родственниками, целевое консультирование о способах преодоления трудностей, периодическая поддержка и актуализация личностных ресурсов по самосовершенствованию45.

В третью группу включаются лица, имеющие кроме осуждения  одну или несколько несложных  социальных проблем, как правило, возникающих  и преодолевающихся в период отбывания наказания. К ним относятся необходимость оформления документов, удостоверяющих личность (паспорта, доверенности), разрешающих имущественные вопросы (свидетельства, завещания), пенсий, страховок; содействие в устройстве на работу, поступление на учебу и продолжение образования в вузах; восстановление родительских прав, установление опеки; подготовка материалов для улучшения условий отбывания наказания, помилования, условно-досрочного освобождения; содействие в получении необходимых медикаментов, очков, протезов, а также специализированном лечении46. При этом специалист по социальной работе в основном выполняет функции консультанта и посредника, а помощь носит ситуативно-эпизодический характер и прекращается после удовлетворения потребности осужденного.

Еще одну (четвертую) группу осужденных составляют лица, не имеющие  сложных социальных проблем, кроме  осуждения и содержания в местах лишения свободы, или способные преодолеть их самостоятельно. Социальное сопровождение этой группы осужденных может быть сведено к формированию и содействию в реализации перспективных жизненных планов, а также стимулированию позитивного развития и готовности к полноценной жизни на свободе47.

Информация о работе Совершенствование системы организации социального сопровождения осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях Ирк