Совершенствование системы социального обслуживания населения пожилого и старческого возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2014 в 19:25, дипломная работа

Краткое описание

Одна из тенденций, наблюдаемых в последние десятилетия в развитых странах мира, - рост абсолютного числа и относительной доли населения пожилых людей. Происходит неуклонный, довольно быстрый процесс уменьшения в общей численности населения доли детей и молодежи и увеличения доли пожилых людей.
Так, по данным ООН, в 1950 г. в мире проживало приблизительно 200 млн. людей в возрасте 60 лет и старше, к 1975 г. их количество возросло до 550 млн. По прогнозам, к 2025 г. численность людей старше 60 лет достигнет 1 млрд. 100 млн. человек. По сравнению с 1950 г. их численность возрастет более чем в 5 раз, тогда как население планеты увеличится только в 3 раза.

Вложенные файлы: 1 файл

Диссертация.docx

— 129.50 Кб (Скачать файл)

Каждый пожилой человек прожил непростую жизнь (трудно представить человека, который дожил бы до 65 лет, не испытав ни страданий, ни стрессов). Однако в особенно тяжком положении находятся пожилые люди в современном Казахстане, пережившие целый ряд глобальных социальных проблем (нехватка материальных средств, трудоустройства и т.д.).

Характер пожилого человека деформируется уже в силу старения организма. Эта деформация представляет собой достаточно сложный процесс (как человек жил, так он и стареет) [22].

Такое положение вещей нельзя объяснить социально - экономическими (материальными) или социально - психологическими (хороший или плохой характер) факторами. Причины стоят гораздо глубже. Появившиеся в Казахстане дома интернаты для престарелых еще плохо проявили себя, так как на их содержания требуется много денег, они не равномерно распределены по Казахстану. В западных странах, за исключением Италии и Испании, давно сложилась традиция жить отдельно от родителей. Эта же традиция в Северной Америке. В Израиле живут и порознь, и как в Казахстане, где родители до сих пор чаще живут с одним из детей, то есть одной семьей. «Свой дом» - понятие чрезвычайно разное для европейца и для казахстанца: для европейца - это дом, где родились его дети; для казахстанца - это дом, где родился он сам. Дом интернат для пожилых для европейца - нормальное переселение его родителей в нормальные (хорошо оплачиваемые) условия. Хоспис для казахстанца хуже дома для престарелых, ибо это промежуточный перед кладбищем этап. Говорят, о развитии общества можно судить по тому, как живут в нем дети и старики. Вот именно о пожилых хочется поговорить, узнать мнение общества. Скажите, сколько из нас после 30 живет вместе с родителями. Скорее всего, немного, у большинства уже есть своя семья, работа в другом городе или просто своя жизнь. Тем не менее, наши родители, к сожалению, не молодеют, начинают появляться проблемы со здоровьем, силы уже не те. Если к тому же они живут одни, беспокойство за их самочувствие и безопасность усиливается с каждым прибавленным годом. А если пока никого нет рядом прихватит сердце, скакнет давление или просто неудачно упадет в собственной квартире и не сможет подняться.

На Западе и в Европе вопрос самостоятельной жизни пожилых успешно решают уже более 30 лет. Каждый может купить себе персональную «тревожную кнопку» или получить ее за счет государства. Этакая медицинская сигнализация, которая в случае чего сразу же подаст сигнал оператору, а тот уже примет решение о вызове скорой, родных или соседей. Своевременно оказанная помощь снижает риск серьезных последствий или даже летального исхода в разы. В Казахстане подобный сервис был запущен в 2011 году и сразу стал активно развиваться при поддержке государства. На сегодня уже 30000 бабушек и дедушек имеют такую сигнализацию, спасено уже несколько десятков жизней. Приживется ли такой сервис в Казахстане? Нужна ли такая услуга или, учитывая нашу специфику уважительного отношения к старшим, можно предположить, что большинство из родителей живет с детьми. В 2013 году компания «Линия Жизни» при поддержке казахстанского сообщества запускает проект социальной услуги медицинской сигнализации для пожилых людей.

В наше время в нашей стране начали появляться всяческие фонды здоровья и милосердия, взявшие на себя часть забот по уходу о пожилых людях.

В ходе исследования было выявлено, что качество жизни пожилых людей зависит не только от психических особенностей различных групп престарелых граждан, но так же и от социально-экономических (бытовых, материальных) условий, в которых прошла и проходит их жизнь.

Социальная защита стариков огромная значение нашего общества. Важно учитывать при социальной работе с пожилыми следующие факторы:

) Соблюдение конституционных прав  и законных интересов стариков.

) Содействие обеспечению достойного  образа жизни стариков.

) Обеспечение оптимального уровня  адаптаций лиц пожилого возраста.

) Предоставление необходимой социальной  и правовой помощи.

) Участвовать при решений различных  проблем пожилых граждан.

) Привлекать дополнительные средства  для решения проблем пожилых.

Понятие технология означает совокупность методов, необходимых для осуществления процесса производства. Технология социальной работы - совокупность приемов, методов и воздействий, применяемых социальными службами, отдельными учреждениями социального обслуживания и социальными работниками для достижения поставленных целей в процессе осуществления социальной работы, решения разного рода социальных проблем, обеспечения эффективной реализации задач социальной помощи населению.

В технологий социальной работе с пожилыми - 3 основных направления социальной защиты пожилых людей:

) пенсионное обеспечение

) система льгот и преимуществ

) социальное обслуживание пожилых

Социальное обеспечение. Единым базовым социальным индикатором с 2005 года в Казахстане является прожиточный минимум, определяемый на основе стоимости минимальной потребительской корзины, необходимой для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. Определение размеров пенсий, предоставления социальной помощи осуществляться на основе прожиточного минимума. В Республике Казахстан государство старается поддерживать достойный образ жизни пожилых людей путем различных выплат. Действующая в настоящее время система социального обеспечения в Казахстане характеризуется преобладанием государственного участия. За счет государственного бюджета осуществляется социальное обеспечение пенсионеров, инвалидов и иных категорий населения.

Социальным обеспечением сегодня охвачено более 3,5 млн. человек (или 23,6% всего населения). Расходы на социальное обеспечение в 2012 году в сравнении с 1999 годом увеличились более чем в полтора раза. Это позволило значительно увеличить доходы населения, о чем свидетельствует рост следующих индикаторов. С 1999 по 2012 годы: минимальные размеры пенсий увеличились в 1,9 раза, средние размеры пенсий - в 2 раза прожиточный минимум - в 1,5 раза средний размер госсоцпособий - в 1,3 раза

В целях обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества важнейших социальных благ в ходе реформирования были установлены и в настоящее время используются государственные минимальные социальные стандарты: прожиточный минимум, минимальные размеры заработной платы и пенсий, нормативы предоставления социальных услуг и др. Основной проблемой в социальном обеспечении пожилых людей является низкий уровень социальных пособий, не позволяющий преодолеть их социальную уязвимость.

По отношению к каждой категории малообеспеченных граждан применяются соответствующие меры: пассивные - оказание материальной помощи; активные - содействие занятости, адаптация трудоспособной части бедного населения к требованиям рынка.

В целях дальнейшего углубления социальных реформ постановлением Правительства Республики Казахстан от 30 ноября 2004 года №1241 утверждена Программа дальнейшего углубления социальных реформ в Республике Казахстан на 2005-2015 годы. Программа предусматривает:

.поэтапное приближение системы  государственных социальных стандартов  к международным стандартам;

.развитие социального страхования  основных социальных рисков (наступление  старости, потеря трудоспособности, потеря кормильца, потеря работы);

.совершенствование организации  социальной помощи;

.расширение доступности социального  обеспечения и социальных услуг;

.создание условий для расширения  охвата населения социальным  обеспечением и улучшения возможностей  индивидуального выбора;

.дальнейшее развитие институтов, обеспечивающих функционирование  системы социального обеспечения;

.совершенствование нормативной  правовой базы системы социального  обеспечения.

В соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 20 февраля 2006 года №110 «О некоторых вопросах выплаты единовременной государственной денежной компенсации гражданам, пострадавшим вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне» пенсионерам, получателям государственных социальных пособий, пострадавшим вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне выплачивается единовременная государственная денежная компенсации.

Особое место в социальном обеспечении занимают пенсионные выплаты.

С одной стороны пенсия должна быть направлена на уменьшение бедности и предотвращение нищеты, т.е. на обеспечение минимально гарантированного уровня дохода, с другой стороны пенсия призвана компенсировать утраченный заработок и обеспечить адекватный индивидуальный коэффициент замещения заработной платы. Согласно статье 28 Конституции Республики Казахстан гражданину Республики Казахстан гарантируется минимальный размер пенсии, социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности и по иным законным основаниям. Правовые и социальные основы пенсионного обеспечения граждан в Республике Казахстан определены Законом Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан». Ежегодно проводится повышение пенсий и в последние годы номинальный рост пенсионных выплат опережал рост индекса потребительских цен. Помимо индексации в 2012 году было осуществлено дифференцированное повышение пенсий. Однако при наличии столь очевидных позитивных изменений дифференцированное повышение пенсий не решило всех проблем. Самое главное - уровень пенсионного обеспечения продолжает оставаться относительно низким.

Социальная помощь - система социальных мер в виде содействия, поддержки и услуг, оказываемых отдельным лицам или группам населения социальной службы для преодоления или смягчения жизненных трудностей, поддержания их социального статуса и полноценной жизнедеятельности, адаптации в обществе. Виды социальной помощи:

.материально - денежная

.натуральная помощь

.услуги социальные

.консультации различных специалистов

Материально - денежная помощь, выделяемая из местного бюджета, носит единовременный характер и в основном приурочивается к дням пожилых людей или к памятным датам. Так, например, в городе Алматы в 2013 году к празднованию 60-й годовщины Победы в ВОВ 4870 участникам инвалидам войны были перечислены из республиканского бюджета по 30 тыс. тенге, из местного бюджета 4847 участникам и инвалидам войны - по 10 тыс. тенге, 11386 награжденным труженикам тыла и лицам, приравненным к участникам ВОВ, вдовам погибших воинов по 4 тыс. тенге. В Мангистауской области из областного бюджета ко Дню пожилых людей пенсионерам ежегодно выплачивается единовременная материальная помощь.

В 2012 году 2678 человек получили благотворительную помощь на сумму 14,7 млн. тенге. Ежегодно персональные пенсионеры областного значения получают надбавку к пенсиям в размере 1 МРП. В 2012 году 1154 пожилым и инвалидам оказана материальная помощь на сумму 2,2 млн. тенге. В Карагандинской области в 2013 году ко Дню победы 17148 ветеранов ВОВ и лиц, приравненных к ним, получили единовременную материальную помощь на общую сумму 28,4 млн. тенге. В городе Алматы 124 тыс. пенсионеров получают специальное городское пособие, введенное решением городского акимата, в размере 0,5 МРП. Для этого из бюджета города ежемесячно выделяется более 60 млн. тенге. В Атырауской области в соответствии с постановлением областного акимата всем участникам и инвалидам ВОВ, независимо от дохода ежемесячно выплачивается по 2 тыс. тенге. В 2012 году оказана благотворительная помощь 7906 пожилым и престарелым на сумму 28288,13 тыс. тенге. Также единовременная помощь может быть оказана нуждающимся, оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации, вызванной пожаром, стихийным бедствием, заболеванием. Постановлением акимата Алматинской области с 2005 года участникам и инвалидам ВОВ предоставляются льготы по оплате жилищно - коммунальных услуг. Участникам и инвалидам ВОВ - жителям частных домов ежемесячно компенсируется стоимость 1 газового баллона, потребляемой электроэнергии и 1 раз в год стоимость 1 тонны угля. Ветераны войны, проживающие в благоустроенных квартирах, получают льготы на сумму 1665 тенге, проживающие в частных домах - 1187 тенге, в районах - 1036 тенге. В областном бюджете на 2005 год на компенсацию было выделено 44,1 млн. тенге, в 2006 году - 48 млн. тенге. За 6 месяцев 2013 года выплачена компенсация на общую сумму 26,5 млн. тенге. [23].

Помимо денежной помощи пожилым людям оказывается помощь в натуральном виде. Пожилым людям выручаются бесплатные продуктовые наборы, медицинские препараты, средства технической помощи, оказываются услуги протезирования. В квартирах пожилых за счет средств местных бюджетов устанавливаются приборы учета горячей и холодной воды. Также пожилым людям бесплатно выделяются уголь, дрова, продукты питания, выдаются проездные для бесплатного проезда в общественном транспорте. Во всех областях организованы пункты благотворительного питания.

Социальное обслуживание пожилых является одной из актуальных проблем. Человек в старости утрачивает прежние социальные роли, часто теряет родных и близких, наступает духовный упадок, что приводит к сужению круга контактов, вариантов отношения к миру.

С 2002 года ежегодные расходы республиканского бюджета на оказание социальной помощи и социального обеспечения, включая расходы, запланированные на 2013 год, выросли со 160 миллиардов тенге до более 862 миллиардов тенге, то есть более чем в шесть раза.

 

1.3 Формирование системы  социального обеспечения пожилых  людей

 

Пожилые люди и инвалиды в Республики Казахстан имеют все социальные и экономические права и законы закрепленных Конституцией РК.

Социальные проблемы в старости человека связаны с образом жизни и общения пожилых людей.

Проблемой у пожилых людей и инвалидов является ограничение жизнедеятельности. Под ограничением жизнедеятельности понимается полное или частичное отсутствие у человека способности или возможности осуществлять самообслуживание, передвижение, ориентацию, общение, контроль над своим поведением, а также заниматься трудовой деятельностью.

Первостепенное решение этой проблемы приобретает улучшение системы социальной реабилитации и социальной помощи, престарелым и инвалидам.

Социальная реабилитация - система мер направлена на помощь престарелым и инвалидам. Система включает себя комплекс мер:

.социальные

.экономические

.медицинские

.юридические

.профессиональных и других мер

Все эти меры направлены на обеспечение пожилых людей и инвалидов к полноценной жизни.

Самая распространенная форма социального обслуживания это территориальные центры обслуживания.

В отделении социального обслуживания входит три обязательных отделений:

.Социальная помощь на дому

.Временное дневное пребывание

.Срочная социальная помощь

Определение конкретных видов и форм помощи людям нуждающиеся в социальной поддержке.

.Привлечение государства и общественных  организаций

.Предоставление социально бытовых  услуг разового или постоянного  характера лицам, нуждающимся в  такой помощи.

Информация о работе Совершенствование системы социального обслуживания населения пожилого и старческого возраста