Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2014 в 19:25, дипломная работа
Одна из тенденций, наблюдаемых в последние десятилетия в развитых странах мира, - рост абсолютного числа и относительной доли населения пожилых людей. Происходит неуклонный, довольно быстрый процесс уменьшения в общей численности населения доли детей и молодежи и увеличения доли пожилых людей.
Так, по данным ООН, в 1950 г. в мире проживало приблизительно 200 млн. людей в возрасте 60 лет и старше, к 1975 г. их количество возросло до 550 млн. По прогнозам, к 2025 г. численность людей старше 60 лет достигнет 1 млрд. 100 млн. человек. По сравнению с 1950 г. их численность возрастет более чем в 5 раз, тогда как население планеты увеличится только в 3 раза.
Область/городКол-во домовКоличество проживающих в домах - интернатахАкмолинская область171458, из них пожилых - 240Актюбинская область11245, из них пожилых - 153Алматинская область31590, из них пожилых - 451Атырауская область41122, из них пожилых - 92Восточно - Казахстанская область81132, из них пожилых - 778Жамбылская область31449, из них пожилых - 367Западно - Казахстанская область42580, из них пожилых - 233Карагандинская область51637, из них пожилых - 476Кызылординская область11166, из них пожилых - 77,Костанайская область61582, из них пожилых - 473Мангистауская область11130, из них пожилых - 87Павлодарская область31526, из них пожилых - 397Северо - Казахстанская область21419, из них пожилых - 287Южно - Казахстанская область11258, из них пожилых - 162г. Астана51233, из них пожилых - 148г. Алматы32340, из них пожилых - 310Всего6735867
Таблица 2 Численность отделений социальной защиты населения на 1 января 2013 года
Всего, в том числепри управлениях труда
и соц. защиты населенияпри домах-интернатах
и территориальных центрахЧисло отделений,
всего, единиц32930029в т.ч. в сельской местности1331330Численность
социальных работников всего, человек:44724180292в
том числе:- в отделениях41913899292- вне отделений2762760Количество
штатных единиц4322,54030,
Увеличилось финансирование деятельности государственных медико-социальных учреждений. В 2002 году суммарные затраты областных бюджетов на текущее содержание домов - интернатов для престарелых и инвалидов общего типа и психоневрологических домов - интернатов составляли 1022,7 и 1090,6 тыс. тенге соответственно, в 2004 году - 1718 тыс. тенге и 1828,6 тыс. тенге, в 2012 году эти суммы составили 1820,03 тыс. тенге и 1906,2 тыс. тенге, увеличившись по сравнению с 2002 годом на 78% и 75%.
Например, в Западноказахстанской области в 2011 году на содержание домов - интернатов было выделено 210,1 тыс. тенге, а в 2012 году - 215,4 тыс. тенге.
В Западно-Казахстанской области строится новый спальный корпус для Уральского дома - интерната общего типа, состоящий из 1 и 2-х местных комнат. На его строительство из местного бюджета выделено 2898 млн. тенге. В городе Астане в 2013 году предусмотрено строительство нового дома - интерната для ветеранов, инвалидов и престарелых в поселке Коктал, для чего из республиканского бюджета выделено 1018277 тенге.
Кроме государственных, в Республике Казахстан на 1 января 2013 года функционирует 9 негосударственных домов - интернатов для престарелых и инвалидов общего типа.
Частные дома - интернаты могут создаваться как предприятиями, организациями, так и гражданами Республики Казахстан, для них также, как и для государственных, необходимо получение лицензии на медицинскую деятельность и регистрация в органах юстиции.
Прием лиц на обслуживание осуществляется на основании списка документов, аналогичных для приема в государственное учреждение за исключением направления уполномоченного органа. Условия содержания и требования к комплектности зданий установлены Типовыми правилами. Учредитель дома - интерната утверждает Правила внутреннего распорядка и назначает директора дома - интерната.
Лица, поступающие в частный дом - интернат для престарелых должны заключать договор с администрацией, в котором оговариваются условия проживания, права и обязанности сторон, услуги, которые будут оказываться опекаемым, вопросы питания, а также цена, которую опекаемые должны выплачивать учреждению за проживание. Цена определяется учредителем самостоятельно или по договоренности сторон. Так, например, в частном пансионате, расположенном в Карасайском районе Алматинской области, плата за содержание составляет 20 тыс. тенге ежемесячно, в пансионате «Мирный» города Алматы - 30 тыс. тенге. В частных пансионатах предоставляется круглосуточное медицинское обслуживание, четырехразовое питание, услуги сиделок и, чаще всего, отличные бытовые услуги. В Акмолинской области функционирует 7 социальных домов - интернатов с численность проживающих от 8 до 50 человек, условия проживания в которых максимально приближены к домашним.
Содержатся данные учреждения частично за счет областного бюджета, частично за счет денежных средств проживающих в них пожилых лиц. Следует отметить, что частные дома - интернаты до принятия Типовых правил и ГОСТа практически действовали вне правового поля Республики Казахстан и проверки в них проводились только по жалобам опекаемых. При этом проверки организовывались органами прокуратуры, тогда как органы социальной защиты областей, имея информацию о нарушении прав и интересов пожилых и инвалидов, проживающих в частных домах - интернатах, не принимали мер по защите их прав. Примером бездействия органов социальной защиты служит, например, ситуация, сложившаяся в частном пансионате для престарелых и инвалидов «Намыс» поселка Актас города Сарани Карагандинской области (далее - пансионат «Намыс»), когда, в результате аварии в котельной, зимой здание дома - интерната не отапливалось. Свое бездействие местное управление социальной защиты обосновывало тем, что нет нормативной правовой базы, регулирующей деятельность частных домов - интернатов для престарелых.
Согласно положению, утвержденному постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 октября 2004 года №1132, Министерство труда и социальной защиты населения РК (далее - МТСЗН) осуществляет разработку нормативных правовых актов по вопросам социальной защиты населения, разработку и утверждение в пределах своей компетенции социальных нормативов и стандартов, методики их расчета, а также осуществляет государственный контроль за соблюдением законодательства о социальной защите населения.
Однако данная функция не реализуется в полной мере.
Учитывая, что ряд частных домов - интернатов начали свою работу с 2000 года, предполагая возможность существования частных домов - интернатов для престарелых и инвалидов, не прилагало усилий для своевременной разработки документа, регламентирующего их деятельность. Более того, их деятельность, исходя из приказа МТСЗН от 13 августа 1997 года №134-п, действовавшего до 13 октября 2005 года являлась незаконной, так как согласно пункту 2 Положения о доме - интернате для престарелых и инвалидов общего типа, дом - интернат мог находиться в исключительной государственной собственности.
Государственными органами не рассматривается вопрос основания домов - интернатов только для престарелых и только для инвалидов, когда молодые инвалиды могут содержаться раздельно от инвалидов по старости и престарелых.
В Республике Казахстан преобладают дома - интернаты смешанного типа, где в одном здании, но в разных отделениях содержатся престарелые и молодые инвалиды. Трудотерапия проводится в одних цехах, опекаемые постоянно испытывают дефицит общения, на обстановке отрицательно отражается и тот факт, что опекаемые, являющиеся инвалидами, помещаются в дома - интернаты для престарелых и инвалидов с 18 лет и живут там на протяжении всей жизни. Между тем пожилые поступают в дома - интернаты только после достижения преклонного возраста. Инвалиды с детства и престарелые, ставшие инвалидами по болезни либо по возрасту, а также просто пожилые люди имеют разный менталитет, психологические наклонности и восприятия. Испытывая проблемы адаптации, нервно - психологическое напряжение, стресс, принадлежа к разным возрастным категориям и переживая межпоколенческие конфликты, они оказывают друг на друга неблагоприятное воздействие.
В этой связи следует отметить, что социальная политика большинства зарубежных государств ориентирована на принцип раздельного содержания этих категорий населения, когда в дом - интернат для престарелых не могут быть помещены молодые инвалиды и наоборот. В домах для нетрудоспособных в европейских странах живут в основном престарелые люди, нуждающиеся в долговременном уходе, их средний возраст - 84 года. Большей частью это женщины, никогда не состоявшие в браке и не имеющие детей. Большинство домов для нетрудоспособных (80%) в США приносят прибыль частным владельцам, которые ими владеют, за счет оплаты опекаемыми их услуг, получения спонсорской помощи и государственных дотаций. Государство выдает лицензии и контролирует соответствие нормативам условия содержания в них.
Нормативы имеют федеральный характер, то есть обязательны для всех учреждений такого типа. Часть домов имеют некоммерческий характер и принадлежат различным благотворительным и религиозным организациям или государству. Все конфессии США (наиболее значительные - протестантская, католическая и иудейская) имеют свои благотворительные организации, в том числе и дома для престарелых. Опекаемыми являются не только единоверцы, но и люди, принадлежащие к другим религиозным общинам. В штатах этих организаций много добровольцев. В Испании и Греции также молодые инвалиды не помещаются в дома - интернаты для одиноких престарелых и престарелых инвалидов, а проживают отдельной общиной.
Также в этих странах распространено создание небольших интернатов на 15-20 человек, которые могут быть открыты благотворительными организациями и частными лицами. В Дании, начиная с 2002 года, не строят интернаты для престарелых, вместо этого строятся отдельные жилища, приспособленные к потребностям пожилого человека. Они могут располагаться в обычных домах или строиться отдельно. Некоторые дома для престарелых переоборудованы в дома с отдельными квартирами и названы «центрами для пожилых граждан». Казахстан также постепенно включается в этот процесс. Согласно Программе дальнейшего углубления социальных реформ в Республике Казахстан на 2005-2007 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 30 ноября 2004 года №1241 предусмотрено, что дома - интернаты для престарелых и инвалидов будут разукрупнены, открыты дома малой вместимости и созданы специализированные стационарные учреждения. Результаты мониторинга проживания опекаемых в государственных домах - интернатах показывают, насколько сильно концепция управления и организации их деятельности нуждается в совершенствовании. Принятые методы деятельности отстают от реалий современности и не принимают во внимание наработанный опыт развитых зарубежных стран. Так, к примеру, само название дома - интерната для престарелых и инвалидов в городе Кызылорда - «Дом Милосердия» говорит о существующем подходе к проблеме инвалидности и пожилых, когда лица с ограниченными возможностями рассматриваются только в качестве объекта благотворительности. Такая практика выделяет пожилых и инвалидов в маргинальную группу, способствует их изолированности.
Необходимо ввести типовое деление домов - интернатов, поскольку существующая система домов - интернатов не только не способствует реабилитации и внедрению в общество, а напротив ведет к деградации личности (дома - интернаты для престарелых, дома - интернаты для молодых инвалидов). При этом в положениях о домах - интернатах необходимо предусмотреть, что они могут соответствовать лишь одному типу. Принятию положений о домах - интернатах должно предшествовать внесение изменений в законодательные акты. Помимо принятия изменений и дополнений в законы, необходимо принятие нормативно - технических документов, согласованных с профильными специалистами: медиками, строителями, проектировщиками, способствующих правильной организации реабилитационных мероприятий. То есть, определение форм и методов организации медицинского обслуживания, обучения, организации труда и отдыха, досуга, планировки комнат, наличие спортивных залов и т.д.
Необходимо отметить недостаточно открытый для общества характер функционирования системы домов - интернатов. Часто администрация не сотрудничает с национальными и международными неправительственными организациями, занимающимися проблемами инвалидов и престарелых. Между тем, посещение социальных учреждений представителями общественных организаций является наиболее эффективным способом контроля за соблюдением прав лиц, проживающих в них. Также администрациями домов - интернатов не организуется проведение проектов, программ местного, регионального уровня в целях совершенствования деятельности интернатных учреждений или по вопросам улучшения условий содержания опекаемых.
а) Жилищные условия
Согласно Принципам ООН в отношении пожилых людей, принятым резолюцией 46/91 Генеральной Ассамблеи ООН от 16 декабря 1991 года, пожилые люди должны иметь возможность жить в условиях, которые являются безопасными и могут быть адаптированы с учетом личных наклонностей и изменяющихся возможностей. Из требований, предъявляемых в развитых странах к зданиям домов - интернатов для престарелых следует, что дизайн зданий должен гарантировать: независимость и безопасность опекаемых (во избежание падения, нетрудоспособности и снижения сенсорных способностей);
достижение психического равновесия и безопасности (определенные пространства, которые компенсировали бы пространственную дезориентацию и побуждали бы контакт с внешним миром и природой);
уважение частной жизни; облегчение работы персонала для реализации их функций.
В Республике Казахстан, согласно Типовым правилам, здания домов - интернатов должны быть оборудованы специальными приспособлениями с целью обеспечения беспрепятственного доступа к нему, удобства проживания, передвижения внутри помещения, проведения реабилитационных и развлекательных мероприятий. Учредитель дома - интерната должен обеспечить современное техническое оснащение. Подопечные должны размещаться по комнатам с учетом состояния здоровья, пола и личностных интересов.
Согласно Типовым правилам помещения внутри здания МСО по размерам, расположению и конфигурации должны обеспечивать предоставление качественных социальных услуг. Однако нормативы количества квадратных мест для проживания на каждого опекаемого МТСЗН не разработаны.
По информации Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан в 2005 году средний размер жилой площади, приходящейся на опекаемого в домах - интернатах для престарелых и инвалидов составил 8,5 квадратных метров. В большинстве домов - интернатов опекаемые поселены в соответствии с половыми, возрастными, двигательными способностями. Исключением явился Жезказганский дом - интернат, в котором органы прокуратуры выявили совместное содержание инвалидов и психически больных пациентов в стесненных условиях. Не соблюдаются требования пункта 18 Типовых Правил о размещении подопечных по отделениям и комнатам с учетом состояния здоровья, пола, личностных интересов в Семипалатинском доме - интернате. Данное несоответствие обусловлено нехваткой жилых помещений. Наблюдается общая перенаселенность людей в учреждении.
Супругам из числа проживающих в доме - интернате должно выделяться изолированное жилое помещение для совместного проживания, в этой связи во всех домах - интернатах разрешено проживание семейных пар, что обеспечивает реализацию права лиц с ограниченными возможностями на личную свободу и семейную жизнь, предусмотренную положением №9 Стандартных правил обеспечения равных возможностей для инвалидов и Принципами ООН в отношении пожилых людей. К числу положительных характеристик жилищных условий отечественных домов-интернатов следует отнести то, что здания многих из них окружены насаждениями, опекаемые имеют возможность совершать прогулки. Семипалатинский дом - интернат для престарелых и инвалидов №3 в апреле 2002 года выиграл грант по проекту «Зеленый дом» американской компании «Каунтерпарт Консорциум», благодаря которому приусадебный участок дома-интерната преобразился. Территория располагает большой площадью, имеется огород, где подопечные ежегодно выращивают для себя овощи, фрукты.