Социальная мобильность в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2015 в 19:26, курсовая работа

Краткое описание

Всякое социальное перемещение происходит не беспрепятственно, а путем преодоления более или менее существенных барьеров. Актуальность темы заключается в том, что социальная мобильность служит неотъемлемой частью культуры в любом современном демократическом обществе. Мобильные индивиды начинают социализацию в одном классе, а заканчивают в другом. Они буквально разрываются между несхожими культурами и стилями жизни. Средний гражданин в течение жизни перемещается на одну ступеньку вверх или вниз, и очень немногим удается шагнуть сразу через несколько ступеней. Женщине, как правило, продвинуться сложнее, чем мужчине. Причинами служат такие факторы мобильности как: социальный статус семьи, уровень образования, национальность, физические и умственные способности, внешние данные, воспитание, место жительства и выгодный брак. Поэтому мобильность во многом зависит от мотивации индивидов и их стартовых возможностей.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Основные теоретические подходы к феномену социальной мобильности в обществе…………………………………………………………………………...6
§1. Направления теоретического изучения проблемы социальной мобильности………………………………...........................................................11
§2. Социальная мобильность в истории Российского общества……………………………….................................................................22
§3. Социальная мобильность в советский период развития общества ………………….....................................................................................................25
Глава 2. Особенности социальной мобильности в современной России…….38
§1. Феномен социальной мобильностив современной России в 90-е годы ХХ века…......................................................................................................................40
§2. Перспективы социальной мобильности в Российи………..........................51
Заключение……………………………………………………………………….63
Список литературы………………………………………………………………65

Вложенные файлы: 1 файл

Kursak_2.doc

— 379.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации                         федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования                                                     «Курганский государственный университет» (КГУ)

Юридический факультет

 

Кафедра социологии и социальной работы

 

Тема: Социальная мобильность в современной России.

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

 

Студент группы Ю-10514                                                   Кнышева.Н.А.

Специальность-Социология /040100/

 

Руководитель                                                           Корниенко.В.И.

кандидат философских наук, доцент                                                                                                  

 

 

 

2015г.

 

                                                                                                                                                   Содержание.

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Основные теоретические подходы к феномену социальной мобильности в обществе…………………………………………………………………………...6

§1. Направления теоретического изучения проблемы социальной мобильности………………………………...........................................................11

§2. Социальная мобильность в истории Российского общества……………………………….................................................................22

§3. Социальная мобильность в советский период развития общества ………………….....................................................................................................25

Глава 2. Особенности социальной мобильности в современной России…….38

§1. Феномен социальной мобильностив современной России в 90-е годы ХХ века…......................................................................................................................40

§2. Перспективы социальной мобильности в Российи………..........................51

Заключение……………………………………………………………………….63

Список литературы………………………………………………………………65 

          Введение.                                                                                                            Всякое социальное перемещение происходит не беспрепятственно, а путем преодоления более или менее существенных барьеров.  Актуальность темы заключается в том, что социальная мобильность служит неотъемлемой частью культуры в любом современном демократическом обществе. Мобильные индивиды начинают социализацию в одном классе, а заканчивают в другом. Они буквально разрываются между несхожими культурами и стилями жизни. Средний гражданин в течение жизни перемещается на одну ступеньку вверх или вниз, и очень немногим удается шагнуть сразу через несколько ступеней. Женщине, как правило, продвинуться сложнее, чем мужчине. Причинами служат такие факторы мобильности как: социальный статус семьи, уровень образования, национальность, физические и умственные способности, внешние данные, воспитание, место жительства и выгодный брак. Поэтому мобильность во многом зависит от мотивации индивидов и их стартовых возможностей.       Теоретические проблемы социальной мобильности в мировой и отечественной социологии в той или иной степени разрабатываются с середины XIX столетия. Содержание и подходы к рассмотрению социодинамики отражают как уровень развития социологической науки, так и меняющуюся социальную реальность общества. Отслеживание динамики социальной мобильности позволяет описать характер, природу и закономерности социальных изменений, а также обосновать прогностическую модель социальной мобильности населения с учетом общественных трансформаций.                                                                                                      В исследованиях социальной мобильности недостаточно изучен вопрос о мотивации мобильности, значимости перемещений в социальном пространстве для социального самочувствия индивида. Обращается внимание, в основном, на влияние «успешности» или «неуспешности» жизненной карьеры, априори предполагается, что перемещение вверх становится для человека показателем успеха и свидетельствует о позитивных изменениях в жизни, перемещение вниз, напротив, ведет к стрессу и переживаниям. Такое рассуждение строится полностью в рамках модернистского мировоззрения, достижительской культуры. И это вполне объяснимо, поскольку само возникновение массовой социальной мобильности связано с процессами модернизации, и активизация мобильности происходит через разрушение представлений о неизменности иерархии неравенства, формирование достижительских ценностей . Сегодня же мировоззренческие ориентиры меняются, карьера, продвижение наверх перестает восприниматься как безусловная ценность. Следовательно, возникает вопрос об изучении мобильности на микроуровне, исследовании самого момента перехода, е го «движущих силах» и субъективной значимости.

Перед учеными встали задачи изучения природы социальных изменений в обществе, критического осмысления трансформационных процессов. Это связано с необходимостью разработки рекомендаций, которые могли бы быть учены в государственной и муниципальной социальной политике с целью стабилизации развития общества и минимизации отрицательных тенденций.

Теоретико-методологический анализ проблемы социальной мобильности имеет важный прикладной характер, так как реализуется в условиях функционирования различных территориальных общностей, наиболее значительными из которых являются города, потому их роль во всех сферах социальной жизнедеятельности трудно переоценить.

Объект исследования – социальная мобильность в обществе.

Предмет исследования – особенности и тенденции социальной мобильности в контексте исторического развития России и современных социально - экономических условиях.

Цель данной работы - рассмотреть особенности социальной мобильности в современном российском обществе.

В соответствии с данной целью были поставлены следующие задачи:

1. проанализировать основные теории  социальной мобильности;

2. выделить основные типы и  виды социальной мобильности;

3. на основе полученных данных  выделить факторы социальной  мобильности населения в современном  российском обществе.

Теоретическую основу составляют социально-философские, социально-экономические, социально-психологические и социологические исследования о социальной мобильности, ее роли в социализации личности, о роли и месте общественных процессов, о социальной динамике общества. Автор опирается на основные концепции социологической теории, принятые мировым сообществом и раскрытые в научных трудах российских и зарубежных ученых.

Исследование социальной  мобильности  базировалось на классических концепциях П. Бурдье, М. Вебера, О. Конта К. Маркса, Т. Парсонса, П. Сорокина, Г. Спенсера.   В курсовой использованы идеи классовой дифференциации общества К.Маркса, Ф.Энгельса; учение о видах, формах и показателях измерения социальной мобильности П. Сорокина; теоретические подходы отечественных социологов Н.Аитова, Л. Беляевой, З. Голенковой, Т. Заславской, Г. Осадчей, В. Радаева, М. Руткевича, Н.Тихоновой, О. Шкаратана, М.Черныша.

Методы, использованные в работе: теоретический анализ и обобщение социально - экономической литературы по проблеме исследования.

 

Глава 1. Основные теоретические подходы к феномену социальной мобильности в обществе

Мы постоянно перемещаемся. Наше общество называют мобильным и это неслучайно. Мы используем средства передвижения и редко задумываемся о том, что это сложный социальный феномен. Сейчас кажется очевидным, когда человек ездит на автомобиле, летает на самолете, может позвонить по телефону и связаться с кем-то, находящемся на другом конце планеты. Между тем, это в себе несет массу социальных проблем, и эти проблемы необходимо изучать. Слово «мобильность» в социологии используется довольно давно, в течение десятилетий социологи говорили о социальной мобильности.

Отдельно проблемами социальной мобильности занимались и занимаются ученые разных социологических школ и направлений. В западной социологии это М. Вебер, Г. Зиммель, Р. Парк, Л. Вирт, Л. Ледрю, М. Кон, П. Бурдье, П. Бло, О. Данкен и др.

М. Вебер большое внимание уделил изучению социальных структур в рамках системного подхода. В системе социальной стратификации Вебер выделял "классы" и статусные группы как основу своей системы стратификации. В методологическом плане данного исследования немаловажно понимание М. Вебером динамики социальных слоев или индивидов. Он считал, что интенсивность перемещений дает основания для установления границ между классами.

Немаловажная роль в веберовской модели социальной структуры отведена власти, которая призвана осуществлять "легитимный порядок". Границы между классами определяются интенсивностью социальной динамики в обществе, что немаловажно в русле данного исследования1.

Г. Зиммель считал, что основное внимание исследователя должно быть сосредоточено на изучении основных форм социального взаимодействия, к которым относятся социальное расслоение, социальная дифференциация, конкуренция или борьба, рассматриваемые им как проявление биологических законов в развитии общества. Специфичность взглядов Зиммеля заключается в рассмотрении социологических проблем через призму чувственного отношения к миру. Многие его идеи получили дальнейшее развитие, как в европейской социологии, так и в американской.

В советское время мобильность присутствовала в различных измерениях социального пространства и, более того, служила одним из способов легитимации существовавшего тогда общественного устройства. Однако сам термин находился под запретом, поскольку предполагал целое древо понятий, несовместимых с идеологическими основаниями социализма.

Использование понятия предполагало наличие в обществе вертикального измерения и, следовательно, таких форм неравенства, существование которых в те времена не признавалось. Признание вертикальной мобильности означало бы, что, помимо тех форм неравенства, которые рассматривались как «штатные», допустимые, преодолимые по мере развития уравнительных институтов, в обществе существует измерение власти, рождающее различия, не только не уменьшающиеся, но и увеличивающиеся по мере эволюции общества.

Заменой термину «мобильность» в советской социологии служило понятие «перемещения». В нем коренилось признание того факта, что общество не может быть статичным и что даже тот жесткий контроль над перемещениями, который был свойствен развитому социализму, был не в состоянии полностью его регламентировать. Использование термина, альтернативного тому, который был принят в зарубежной социологии, формулировало специфику понимания данного предмета в советской науке: мобильность рассматривалась в телеологической перспективе, в соотношении с теми целями, которые ставило перед собой советское государство.

Рабочим инструментом для анализа мобильности была в советское время теория становления социальной однородности. Она позитивно оценивала перемещения, приводившие к сближению социальных групп и слоев по ряду выделенных показателей. Что касается фактов, свидетельствующих об углублении социальных различий, то они в некоторых случаях игнорировались, в других - оценивались в негативном плане, как явления, тормозящие социальное развитие. Несмотря на ограничения идеологического характера, советские социологи находили возможности для изучения социальных потоков, формирующих слои и классы советского общества.

Некоторые важные аспекты перемещений стали предметом рассмотрения в работах Т.И. Заславской, выявлявшей мотивы и последствия потоков миграции в сельской местности2. Схожими сюжетами занимался Ю.В.Арутюнян3. О.И.Шкаратан поставил в центр своих исследований процессы, оказывающие влияние на формирование различных групп советской интеллигенции. В частности, важен вывод о том, что, "Социальная мобильность... является формой латентного процесса, образующего сердцевину преобразований в стратификационных системах — социального воспроизводства"4.

Л.А.Гордон и Э.В.Клопов занимались изучением социального состава рабочего класса, характером и содержанием труда советских рабочих. В центре их внимания находилась мобильность рабочего места - изменения, сопутствующие автоматизации производства5.

В работах Ф.Р.Филиппова мобильность изучалась как процесс формирования социального состава рабочего класса. Кроме того, ряд работ этого автора был посвящен социологии образования, анализу мобильности в рамках жизненного цикла6. В соавторстве М.Н.Руткевич и Ф.Р.Филиппов опубликовали труд, в котором впервые за многие годы делалась попытка сформулировать теоретические основы изучения мобильности в СССР7. Профессиональные устремления молодежи подробно изучались в работах В.Н.Шубкина. В схожем ключе анализировал мобильность МХ.Титма, в центре исследований которого находилась молодежь, советское студенчество.

В работах В.А.Ядова и А.Г.Здравомыслова мобильность рассматривалась не столько как перемещения в пространстве, сколько как изменения общественного сознания, возникновения новых типов отношения к труду8.

После того, как все запреты на изучение мобильности были сняты в конце 80-х гг. прошлого столетия, изучение этого предмета вошло в новую фазу.

В современной отечественной социологической науке немало работ, посвящено социальной мобильности в обществе, социокультурной динамике в городах, тенденциям современного движения нашего общества. К ним можно отнести труды Н.Е. Тихоновой, которая считает, что наряду с классическим подходом в изучении социальной структуры как бы "извне", необходимо рассмотрение этой проблематики через призму субъективного подхода, самооценки индивида.

На рубеже 80-х - 90-х гг. профессор Т.И. Заславская предложила структуру советского общества, включающую 78 социальных групп. Позднее Т.И. Заславская стала выделять 4 основные группы. Это деление получило большое распространение среди исследователей социальной мобильности9.

Исходная посылка В.И. Ильина состоит в том, что в "обеих (советской и западной) социально - экономических системах действовали, хотя и в различных условиях, одни и те же механизмы социальной стратификации (расслоения) общества". Рассмотрев такие механизмы применительно как к "одномерной стратификации" (в основе которой могут быть власть, возраст, уровень денежных доходов, пол и другие социально - дифференцирующие критерии), так и к "многомерной стратификации", анализ которой он проводил по типам обществ, выделяя, соответственно, сословия, касты, классы, слои, социально - отраслевую и другие типы стратификации. В.И. Ильин, подчеркивал, что в условиях государственного социализма ведущая роль принадлежит синтезу профессионально - должностной и социально -отраслевой стратификации.10

В.О. Рукавишников отмечал среди наиболее общих закономерностей изменения социальной структуры в посткоммунистических обществах "инерционность композиции основных структурообразующих элементов, которая выражается в относительно медленном изменении пропорций и численности больших социальных групп и слоев".11

Суммарные изменения в социально - классовой структуре, с точки зрения Руткевича3, таковы: а) превращение государственного социализма в государственный капитализм; б) превращение старой номенклатуры в новую, получившую в ходе "антинародной приватизации" в свою собственность средства производства; в) возникновение нового эксплуататорского класса; г) "обнищание" основной массы населения; д) "депопуляция".

Исследования М.Ф. Черныша подтверждают, что в обществе переходного типа наблюдается своеобразная селективная мобильность, когда изменения затрагивают лишь некоторые социальные группы и страты, оставляя в неприкосновенности социальные позиции большинства населения.12

Вместе с тем, исследование отдельных научных проблем имеющих отношение к мобильности не исчерпывают всего комплекса проблем, возникших в социальной реальности современной России. В научной социологической литературе нет специальных работ, посвященных этой проблематике с учетом новых реалий.

 

§1. Направления теоретического изучения проблемы социальной мобильности

Понятие «социальная мобильность» ввел в научный социологический оборот П. Сорокин. Сорокин ввел понятие «социальное пространство» и вложил в него иной смысл, чем был до этого, – совокупность всех членов общества как целое. В этом обществе, где люди не равны, они занимают разные места в представлениях, мнениях окружающих.

Информация о работе Социальная мобильность в современной России