Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 12:36, реферат
Социология социального воспитания исследует социализацию как контекст социального воспитания и социальное воспитание как составную часть социализации (об этом идет речь в разделах о социализации и ее факторах). Полученные знания создают возможность поиска путей и способов использования их воспитательных потенций, нивелирования отрицательных и усиления положительных влияний на развитие человека в процессе социализации. Социально-педагогическая виктимология исследует те категории людей, которые стали или могут стать жертвами неблагоприятных условий социализации, в ней определяются направления социальной и педагогической помощи им.
5. Социально-педагогическая
защита прав ребенка на
Право ребенка иметь семью признано в России неотъемлемым на всех уровнях — от бытового до нормативно-законодательного. К сожалению, несмотря на снижение уровня рождаемости в Российской Федерации, количество детей, нуждающихся в государственном попечении, из года в год увеличивается.
Одной из форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, является опека и попечительство. Опека и попечительство устанавливаются для защиты прав и интересов детей, для их полноценного воспитания. Под опекой понимают передачу несовершеннолетних в возрасте до 14 лет, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью опекуна. Опекуны являются представителями подопечных в силу закона и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки.
Опекуны и попечители подбираются органом управления образованием. При этом тщательно оцениваются намерения лиц, предпочтение отдается более близким родственникам.
Органом управления образованием с помощью социальных педагогов, руководителей детских садов, школ, учреждений начального профессионального образования осуществляется наблюдение за условиями жизни и воспитания, здоровьем, учебой подопечных детей, сохранением их имущества и жилья до достижения ими совершеннолетия. При этом личные дела подопечных детей дополняются два раза в год следующими документами:
Централизованный учет детей, оставшихся без попечения родителей (первичный, региональный и федеральный), осуществляется органами опеки и попечительства, соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Министерства образования.
В последние годы все
большее распространение
В задачи социального педагога входит популяризация приемной семьи, а также участие в подготовке договора и надзоре (патронаже) за жизнедеятельностью приемной семьи.
Приемная семья образуется на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью. Орган опеки и попечительства выдает приемным родителям удостоверение установленного образца. Со стороны органа опеки и попечительства приемным родителям оказывается необходимая помощь и осуществляется наблюдение за условиями жизни и воспитания детей (ребенка).
Процедура усыновления проходит следующим образом. Лица, желающие взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью, подают в орган опеки и попечительства по месту своего жительства заявление с просьбой дать заключение о возможности быть приемными родителями.
Граждане, лишенные родительских прав, теряют все права, основанные на факте родства с ребенком, в отношении которого они были лишены родительских прав, в том числе право на получение от него содержания и право на льготы и государственные пособия для граждан, имеющих детей. Лишение родительских прав не освобождает родителей от обязанности содержать своего ребенка.
оциальному педагогу необходимо иметь в виду, что при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью орган опеки и попечительства вправе немедленно отобрать ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится. Немедленное отобрание ребенка производится органом опеки и попечительства на основании соответствующего акта органа местного самоуправления.
44. Социально-педагогическая защита имущественных прав
несовершеннолетних
Под защитой имущественных прав несовершеннолетних понимается: обеспечение сохранности имущества, принадлежащего им; охрана их наследственных и жилищных прав; своевременное назначение и получение пенсий и пособий; взыскание алиментов с лиц, обязанных по закону их содержать; взыскание причиненных несовершеннолетнему убытков, в частности ущерба, причиненного смертью кормильца; взыскание других, следуемых им денежных сумм (по договору страхования и др.).
Деятельность социального
педагога по защите имущественных прав
несовершеннолетнего может
При этом социальному педагогу необходимо знать, что охрана имущественных прав несовершеннолетних, проживающих совместно с родителями, осуществляется последними. Родители должны получить согласие от органа опеки и попечительства на совершение сделки, выходящей за пределы бытовой.
Ребенок имеет право на собственные доходы, полученные им, имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое другое имущество, приобретенное на его средства.
Ребенок не имеет права собственности на имущество родителей, родители не имеют права собственности на имущество ребенка. Дети и родители, проживающие совместно, могут владеть и пользоваться имуществом друг друга по взаимному согласию.
Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет совершают сделки с письменного согласия своих законных представителей — родителей, усыновителей или попечителя.
При наличии достаточных оснований суд по ходатайству родителей, усыновителей или попечителя либо органа опеки и попечительства может ограничить или лишить несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией или иными доходами, за исключением случаев, когда такой несовершеннолетний приобрел дееспособность в полном объеме.
Дети до 18 лет (в том числе усыновленные), независимо от содержания завещания, наследуют не менее двух третей той доли, которая причиталась бы им при наследовании имущества («обязательная доля»). Правило об обязательной доле несовершеннолетних не распространяется на вклад в сберегательном банке, который был кому-либо завещан умершим гражданином.
Родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. Порядок и форма предоставления содержания несовершеннолетним детям определяются родителями самостоятельно. В случае, если родители не предоставляют содержание своим несовершеннолетним детям, средства на содержание несовершеннолетних детей (алименты) взыскиваются с родителей в судебном порядке. Подобный иск при соответствующих условиях может быть подан органом опеки и попечительства.
Если ребенок оказался единственным членом семьи, оставшимся проживать в помещении умершего или выбывшего по другим причинам нанимателя, то данное помещение может быть переоформлено на имя несовершеннолетнего с согласия на это органа опеки и попечительства.
Жилищное законодательство Российской Федерации предусматривает сохранение за детьми права на жилое помещение на весь период их пребывания в государственном детском учреждении или в семье опекуна (попечителя), если в помещении, из которого выбыли дети, остались проживать другие члены семьи. По окончании пребывания детей, лишившихся попечения родителей, в детском доме или в семье опекуна они возвращаются в ранее занимаемое жилое помещение или обеспечиваются благоустроенным жильем по льготной очереди.
Органы управления образованием, когда им становится известно о несовершеннолетнем, оставшемся без попечения родителей, обязаны принять меры по получению необходимых сведений о нем (подтверждающих сиротство), а также произвести опись имущества, находящегося по месту жительства несовершеннолетнего и его умерших родителей.
Деятельность социального педагога по разрешению споров о воспитании детей
При отсутствии у родителей согласия в вопросах воспитания детей спор разрешается судом, органами опеки и попечительства, органами управления образованием, непосредственно на местах социальным педагогом с участием родителей.
Споры, возникающие при совместном проживании родителей, состоящих в официальном браке. Доля и форма участия обоих родителей в воспитании ребенка (детей) могут быть разными, но тем не менее никто из родителей при этом не имеет какого-либо преимущества по отношению к ребенку. Для разрешения конфликта в орган управления образованием приглашаются оба родителя или один из них, чтобы обсудить сложившуюся в семье ситуацию. Инспектор по охране детства органа управления образованием может дать заявителю совет педагогического характера, разъяснить существующее законодательство по рассматриваемому вопросу.
Социальный педагог в школе, работая с родителями, тоже своевременно может решать отдельные проблемы, выступая в роли консультанта-информатора (разъясняя возможные последствия действий, комментируя нормативно-правовую базу действий и их последствий, давая психолого-педагогические рекомендации и т.п.).
Одна из типичных ситуаций — жестокое обращение с ребенком. Необходимо различать четыре основные формы жестокого обращения с детьми:
1. Физическое насилие
— преднамеренное нанесение
2. Сексуальное насилие или развращение: осознаваемое или не осознаваемое (в силу функциональной незрелости или других причин) его вовлечение (с его согласия или без такового) в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды. К сексуальному насилию относятся сексуальные действия между несовершеннолетними подростками, если они совершались с применением угрозы или физической силы, а также в том случае, когда разница в возрасте насильника и жертвы составила не менее 3—4 лет. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает основания считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает полной свободой воли, находясь в зависимом положении от взрослого; не может в полной мере предвидеть все негативные для себя последствия сексуальных действий.
3. Психическое (эмоциональное) насилие — длительное, постоянное или периодическое психологическое воздействие, приводящее к формированию у ребенка патологических черт характера или нарушающее развитие его личности. К этой форме насилия относятся: открытое неприятие и критика ребенка, проявляющиеся в словесной форме без физического насилия, преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка, предъявление к ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту и возможностям, ложь и невыполнение обещаний со стороны взрослых, нарушение доверия ребенка.
Возможные признаки психического (эмоционального) насилия:
4. Пренебрежение основными нуждами ребенка (моральная жестокость) — отсутствие со стороны родителей или лиц, их заменяющих, элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние или появляется угроза для здоровья или развития. Недостаток в удовлетворении основных потребностей ребенка может включать: отсутствие адекватного возрасту и потребностям ребенка жилья, образования, питания, одежды, медицинской помощи (включая отказ от лечения ребенка); отсутствие должного внимания или заботы, в результате чего ребенок подвергается риску быть жертвой несчастного случая, нанесения повреждения, вовлечения в употребление алкоголя, наркотиков, в совершение преступлений и т.п. Недостаток заботы о ребенке может быть не предумышленным, а обусловленным болезнью, бедностью, невежественностью или неопытностью, чрезмерной занятостью родителей, следствием стихийных бедствий, социальных потрясений.
Возможные признаки моральной жестокости:
При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за защитой в орган опеки и попечительства, а при достижении четырнадцати лет — в суд.
Еще одна типичная проблема — вовлечение одним или обоими родителями несовершеннолетнего в преступную деятельность либо поощрение его антиобщественного поведения. Разбирается данный конфликт в суде.
Информация о работе Социальная педагогика как наука и как сфера практической деятельности