Социальная педагогика как наука и как сфера практической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 12:36, реферат

Краткое описание

Социология социального воспитания исследует социализацию как контекст социального воспитания и социальное воспитание как составную часть социализации (об этом идет речь в разделах о социализации и ее факторах). Полученные знания создают возможность поиска путей и способов использования их воспитательных потенций, нивелирования отрицательных и усиления положительных влияний на развитие человека в процессе социализации. Социально-педагогическая виктимология исследует те категории людей, которые стали или могут стать жертвами неблагоприятных условий социализации, в ней определяются направления социальной и педагогической помощи им.

Вложенные файлы: 1 файл

Шпаргалки Социальная педагогика.doc

— 687.00 Кб (Скачать файл)

отечес.школы и педагогики на каж. этапе соц-исторического развития.

ФЗ «Об осн-х гарантиях  прав реб-ка в РФ» (1998)

Глава I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Понятия, используемые в настоящем Федеральном законе.

Статья 2. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом.

Статья 3. Законодательство Российской Федерации об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации.

Статья 4. Цели государственной политики в интересах детей

Статья 5. Полномочия органов  государственной власти Российской Федерации и органов государственной  власти субъектов Российской Федерации  на осуществление гарантий прав ребенка  в Российской Федерации

Глава II ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ РЕБЕНКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 6. Законодательные гарантии прав ребенка в Российской Федерации

Статья 7. Содействие ребенку в реализации и защите его прав и законных интересов

Статья 8. Установление государственных минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни детей

Статья 9. Меры по защите прав ребенка при осуществлении деятельности в области его образования и воспитания.

Статья 10. Обеспечение  прав детей на охрану здоровья.

Статья 11. Защита прав и законных интересов детей в сфере профессиональной ориентации, профессиональной подготовки и занятости.

Статья 13. Защита прав и  законных интересов ребенка при  формировании социальной инфраструктуры для детей

Статья 14. Защита ребенка  от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию.

Статья 15. Защита прав детей, находящихся в трудной жизненной  ситуации.

Глава III ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ГАРАНТИЙ ПРАВ РЕБЕНКА

Статья 16. Федеральные  органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие гарантии прав ребенка в Российской Федерации.

Статья 17. Государственная  поддержка органов местного самоуправления, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов детей.

Статья 18. Государственная  поддержка общественных объединений (организаций) и иных некоммерческих организаций, граждан, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов детей

Статья 19. Государственный  заказ на производство товаров и оказание услуг для детей.

Статья 20. Целевые программы  защиты прав и законных интересов  детей, поддержки детства.

Статья 21.Финансирование мероприятий по реализации государственной  политики в интересах детей.

Статья 22.Государственный доклад о положении детей в Российской Федерации.

Глава IV ГАРАНТИИ ИСПОЛНЕНИЯ НАСТОЯЩЕГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА

Статья 23. Судебный порядок  разрешения споров при исполнении настоящего Федерального закона.

Глава V ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 24. Вступление в силу настоящего Федерального закона.

Статья 25. Приведение нормативных  правовых актов в соответствие с  настоящим Федеральным законом.

 

42. Правовой инструментарий соц. работы

 

1.Нормативно-правовые  основы соц-пед.д-ти:

- конвенция ООН о  правах реб-ка (1990)

- ФЗ «Об осн-х гарантиях  прав реб-ка в РФ» (1998)

- Всемирная декларация  об обеспечении выживания,защиты  и развития детей (1990)-Декларация  прав реб-ка (1959)

-Всеобщая декларация  прав человека (1948)

-ФЗ «О ветеранах» (2000)

-ФЗ «О защите инвалидов в РФ»(1995)

2.Технологии соц-пед  защиты прав реб-ка:

-соц-пед защита прав  реб-ка:

*на воспитание в  семье

*на образ-ние

*на охрану зд-я

*на развитие способностей

*на участие в тр.д-ти

- д-ть соц.педагога  по разрешению споров о воспитании  детей

- соц-пед.защита имущественных прав несовершеннолетних

К осн.федер.законам и  подзаконным актам, регламентирующим д-ть соц.педагога, можно также отнести федеральные законы РФ «Об образовании» (1996), «О дополнительных гарантиях по соц.защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (1996), «О соц.защите инвалидов в РФ» (1995), Основы законодательства РФ«Об охране здоровья граждан» (1993) и др.; указы Президента РФ «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав» (1993), «О мерах по соц.поддержке многодетных семей» (1992) и др.; постановления Правительства РФ«О Типовом положении о специальном уч-восп.учреждении для детей и подростков с девиантным поведением» (1995), «О межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних при Правительстве РФ» (1994) и др. Отдельное значение имеют подведомственные акты и законотворчество органов местного самоупр-я.

Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей

Принята Всемирной встречей на высшем уровне в интересах детей, Нью-Йорк, 30 сентября 2000 года

Введение (из 3 пунктов)

Проблема

4. подвергаются неисчислимым страданиям будучи жертвами войны и насилия; расовой дискриминации, апартеида, агрессии, иностранной оккупации и аннексии; будучи беженцами и перемещенными детьми, вынужденными покинуть свои дома и свои семейные очаги 5. Каждый день миллионы детей страдают от бедствий нищеты и экономического кризиса — от голода и отсутствия дома, от эпидемий и неграмотности, от деградации окружающей среды. Они страдают от тяжелых последствий проблем, связанных с внешней задолженностью, а также от последствий отсутствия устойчивого и постоянного роста во многих развивающихся странах, в частности наименее развитых.

7. Вот те проблемы, которые мы как политические лидеры должны решить.

Возможности (Конвенция о правах ребенка открывает новую возможность для истинного всеобщего уважения к правам и благополучию детей. Нынешние шаги на пути к разоружению также означают, что могут быть освобождены значительные ресурсы для достижения целей невоенного характера. Обеспечение благополучия детей должно быть первоочередной задачей, когда эти ресурсы будут перераспределяться.

Задачи

10. Улучшение здоровья и питания детей 11. больше внимания, проявлять заботу и оказывать поддержку детям- инвалидам12. Укрепление роли женщины в целом и обеспечение равных прав для них пойдут на пользу детям всего мира. 13. Предоставление базового образования и обеспечение грамотности 14. Всеми возможными средствами следует обеспечивать безопасное материнство. 15. С ранних лет следует поощрять их участие в культурной жизни их стран.

16. Ради будущего всех детей безотлагательно необходимо обеспечить или возобновить устойчивый и постоянный экономический рост и развитие во всех странах, а также по-прежнему уделять пристальное внимание скорейшему, всеобъемлющему и долгосрочному решению проблем внешней задолженности, с которыми сталкиваются развивающиеся страны-дебиторы.

Обязательства (3 пункта и пр-ма состоящая из 10 пунктов, целью которой является защита прав детей и улучшение их жизни)

Последующие шаги (5 пунктов)

 

43. Социально-педагогическая защита прав ребенка

 

1.Социально-педагогическая  защита прав ребенка на охрану  здоровья

К задачам социального  педагога по защите прав ребенка на охрану здоровья можно отнести: социопсихолого-педагогическую профилактику укрепления и охраны здоровья;

После рассмотрения отдельных  случаев перечислим основные направления  профилактической работы социального  педагога по реализации права несовершеннолетнего  на охрану здоровья:

- вовлечение детей  в деятельность по охране своего  физического, эмоционального и  социального здоровья;

- обучение культуре  использования свободного и учебного  времени с учетом возможностей  и потребностей личности, количества  часов, отведенного на те или  иные занятия, общего режима в школе и семье;

- целенаправленное обучение  способам наблюдения за своим  состоянием и его саморегуляции  в деятельности и общении;

- формирование экокультуры  детей;

- пропаганда, в том  числе на личном примере учителей  и родителей, здорового образа жизни, занятий физкультурой и спор том;

- информирование о  возможных негативных последствиях  вредных привычек, бездумного отношения  к собственному здоровью;

- контроль и регулирование  формирования и реализации валеологической  кул-ры во внутришк-ной жизни, соответствия режимных и организационных приемов и средств требованиям охраны здоровья несовершеннолетних.

2.Социально-педагогическая  защита прав ребенка на образование.

Право на образование  закреплено в федеральных законах  Российской Федерации «Об образовании» (1996), «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (1998) и подзаконных актах.

Соц.пед-г может участвовать  в защите прав ребенка на образование:

- организовывать разъяснительную  работу по спорным ситуациям, связанным с реализацией права на образование

- продумывать и инициировать  разработку и реализацию в  школе программ правового просвещения;

- выступать экспертом  по факту соответствия отдельных  решений школьной администрации основным правам ребенка в сфере образования;

- содействовать развитию  детских и молодежных инициатив  правозащитной и правоохранительной  направленности 

- представлять интересы  ребенка 

3.Социально-педагогическая  защита прав ребенка на развитие  способностей и дарований.

Система работы социального педагога по защите прав ребенка на развитие способностей СТРОИТСЯ С учетом законодательно закрепленных позиций, согласно которым:

- государство создает  условия для получения адекватного  образования как для граждан  с отклонениями в развитии, так  и для проявивших выдающиеся способности;

- допускается сочетание  различных форм получения образования;  в частности экстерната, семейного  образования, самообразования;

- ОУ в соответствии  со своими уставными целями  и задачами может реализовывать  дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги (на договорной основе); - образовательные учреждения при реализации образовательных программ используют возможности учреждений культуры.

Учитывая сложившуюся  практику, социальный педагог:

- выявляет социальную  направленность личности и индивидуальную  предрасположенность к определенным  видам деятельности;

- совместно с психологом  ведет учет детей с ярко  выраженными способностями, одаренных  детей, если они относятся к  категории риска либо проживают в неполных, опекунских, малообеспеченных семьях;

- добивается реализации  законодательно закрепленных льгот  детям-инвалидам, сиротам и т.д., если они прибегают к дополнительным  образовательным услугам; если  это возможно, совместно с родителями ищет пути и средства определения ребенка в специализированные учреждения, секции, кружки, клубы; проводит работу по поиску спонсорских средств для оплаты занятий детей;

- совместно с руководителями  специализированных учреждений  коллективов ищет пути определения ребенка в эти учреждения на льготных условиях;

- совместно с представителями администрации образовательного учреждения изыскивает возможности для создания в рамках данного учреждения групп, филиалов отдельных коллективов, студий, школ с бесплатным обучением или обучением на льготных условиях.

4.Социально-педагогическая защита прав несовершеннолетних на участие в трудовой деятельности.

Не получая необходимой  поддержки государства, подростки  создают свои предпринимательские  ниши:

-легальную (торговля  газетами, мытье машин и т.п.);

-полулегальную (школьный «черный рынок», уборка в ночное время коммерческих палаток);

-нелегальную (торговля  запрещенными законом товарами  — наркотики, оружие и т.п.).

С одной стороны, социальный педагог, обеспечивая экономическую  поддержку несовершеннолетнего  и его семьи, занятость ребенка в свободное время, способствует его трудоустройству. С другой — он вынужден бороться с полулегальной или нелегальной занятостью детей как источниками девиации, нарушения их прав.

Государство разрабатывает  нормативно-правовые основания трудоустройства несовершеннолетних, инициирует специальные органы и обучающие (профориентационные) программы, способствующие созданию рабочих мест для несовершеннолетних, привлечению несовершеннолетних к активной трудовой деятельности, защите их прав, интересов и льгот в сфере трудоустройства

Информация о работе Социальная педагогика как наука и как сфера практической деятельности