Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 12:36, реферат
Социология социального воспитания исследует социализацию как контекст социального воспитания и социальное воспитание как составную часть социализации (об этом идет речь в разделах о социализации и ее факторах). Полученные знания создают возможность поиска путей и способов использования их воспитательных потенций, нивелирования отрицательных и усиления положительных влияний на развитие человека в процессе социализации. Социально-педагогическая виктимология исследует те категории людей, которые стали или могут стать жертвами неблагоприятных условий социализации, в ней определяются направления социальной и педагогической помощи им.
Пятый принцип исходит из того, что обучаемые часто поднимают проблемы активного, творческого подхода и качества обучения. Такие подходы законны.
39. Работа зарубежного социального педагога с родителями,
инвалидами разного возраста
Работа социального педагога с родителями
В США в период 40—70-х гг. подготовка к семейной жизни включала три различных типа программ: разовые лекции перед большими группами слушателей с последующими ответами на вопросы; семинары по вопросам, представляющим взаимный интерес. Основное внимание при этом уделялось воспитанию детей, аудитория была по преимуществу женской, хотя бывали занятия и с участием юношей-правонарушителей или будущих отцов. Первыми руководителями программ подготовки к семейной жизни в Ассоциации проблем детства стали добровольцы — выпускники колледжей. Руководили подобными программами главным образом социальные работники, имеющие опыт общения с неблагополучными семьями.
В современных условиях подготовка взрослых к семейной жизни осуществляется в учебных группах, где даются необходимые знания, навыки и анализируется их поведение, чтобы помочь им адаптироваться к возможным жизненным изменениям. Такая помощь полезна и людям, столкнувшимся с неожиданными ситуациями: временные кризисы, ухудшение здоровья или хронические заболевания.
В состав групп подготовки к семейной жизни обычно входит 6—12 человек, хотя их количество может достигать 100 человек. Группы собираются для занятий один раз в неделю. Продолжительность занятий — 1,5—2 часа.
Цель большинства групп подготовки к семейной жизни — углубление знаний, развитие навыков и помощь в адаптации личности к жизненным изменениям.
Группы подготовки к семейной жизни можно разделить на четыре категории.
Группы нормального развития предназначены для всех категорий населения. Они дают знания и умения, помогающие человеку преодолеть предсказуемые жизненные изменения. Это группы для родителей, дошкольников, подростков, людей, намеревающихся вступить в брак, и пенсионеров.
Кризисные группы предназначены для тех, на чью долю выпали суровые жизненные испытания. Люди обычно недостаточно ориентированы в чрезвычайной ситуации: какова продолжительность реакции, как преодолеть кризис и вернуться к привычному образу жизни.
Группы индивидуального развития нацелены на обучение людей, хотя и не переживающих кризис или серьезные жизненные испытания, но тем не менее нуждающихся в корректировке поведения и развитии жизненных навыков, которые способствуют повышению их самооценки и коммуникабельности.
В группах адаптации занимаются лица, которые постоянно подвергаются воздействию отрицательных факторов, связанных с болезнью или отклонениями в развитии, не поддающимися улучшению, или же они живут с людьми, которые находятся в подобном состоянии. Особенность таких групп в том, что состояние обучаемых требует длительного периода адаптации.
Первоначально группы были ориентированы на различные стадии жизненного развития и не выходили за рамки ответов на вопросы, касающиеся определенной тематики. Их участники действительно получали определенные знания.
Если ранее занятия по работе с семьей проводились в библиотеках и общественных центрах, то теперь группы действуют также на промышленных предприятиях и в строительных организациях, школах и в государственных учреждениях. На промышленных предприятиях и в строительных организациях популярны такие темы, как контроль над стрессам, тренировка уверенности в себе, сбалансированность работы и семейной жизни, проблемы работающих супругов.
Практика подготовки к семейной жизни мало исследована и нуждается в дальнейшем изучении. Эффективность работы групп подготовки к семейной жизни, главной целью которых является профилактика, с трудом поддается анализу, так как оценка результатов профилактики требует времени. Кроме того, существует тенденция относить положительные результаты к влиянию других факторов. Результаты научных исследований деятельности групп второго и третьего типов более доступны для анализа и для использования в опыте работы.
Работа социального
педагога с инвалидами чаще сводится
к их обучению. Обучение инвалидов
ведется по спец образовательным
или общим образовательным
Однако установлено, что многие инвалиды молодого возраста предпочитают профессии типа «человек—человек». Серьезную проблему представляет комплектование учебных заведений для инвалидов. До начала 90-х гг. этот процесс осуществлялся стихийно, в результате чего в одном классе обучались лица разных возрастных групп, а также страдающие различными формами патологии — сердечно-сосудистыми, психическими заболеваниями, нарушениями опорно-двигательного аппарата и др. При этом часто не учитывались особенности старшей возрастной группы, представители которой чаще всего нуждаются не в обучении, а в переобучении. Специфика различных нарушений требует и соответствующих программ, и специализированных учебных заведений.
Под педагогической реабилитацией понимают мероприятия воспитательного характера в отношении больного взрослого, направленные на то, чтобы он овладел необходимыми умениями и навыками по самообслуживанию, получил образование. Очень важно выработать у взрослого психологическую уверенность в собственной полноценности и создать правильную профессиональную ориентацию. В отношении взрослых инвалидов осуществляются мероприятия, предусматривающие их подготовку к различным доступным им видам деятельности, создающие также уверенность в том, что приобретенные знания в той или иной области окажутся полезными в последующем трудоустройстве.
Профессиональная реабилитация предусматривает обучение или переобучение доступным формам труда, обеспечение необходимыми индивидуальными техническими приспособлениями для облегчения пользования рабочим инструментом, приспособление рабочего места к функциональным возможностям организма больного или инвалида на его прежнем предприятии, организацию специальных цехов и предприятий для инвалидов с облегченными условиями труда и сокращенным рабочим днем и т.д.
Значение трудовой активизации для душевнобольных, сохранение их социальных контактов посредством совместной деятельности так велико, что трудовая терапия как вид медицинской помощи раньше всех была использована психиатрами. Кроме того, трудовая терапия позволяет приобрести достаточную квалификацию.
Уникальный в мировой практике эксперимент по реабилитации группы слепоглухих был проведен в Советской России. Он посвящен всестороннему (трудовому, интеллектуальному, нравственному, эстетическому и физическому) развитию человека в условиях полного отсутствия и зрения, и слуха.
40. Правовой инструментарий соц. работы
1.Нормативно-правовые основы соц-пед.д-ти:
- конвенция ООН о правах реб-ка (1990)
- ФЗ «Об осн-х гарантиях прав реб-ка в РФ» (1998)
- Всемирная декларация
об обеспечении выживания,
-Всеобщая декларация прав человека (1948)
-ФЗ «О ветеранах» (2000)
-ФЗ «О защите инвалидов в РФ»(1995)
2.Технологии соц-пед защиты прав реб-ка:
-соц-пед защита прав реб-ка:
*на воспитание в семье
*на образ-ние
*на охрану зд-я
*на развитие способностей
*на участие в тр.д-ти
- д-ть соц.педагога
по разрешению споров о
- соц-пед.защита имущественных прав несовершеннолетних
К осн.федер.законам и подзаконным актам, регламентирующим д-ть соц.педагога, можно также отнести федеральные законы РФ «Об образовании» (1996), «О дополнительных гарантиях по соц.защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (1996), «О соц.защите инвалидов в РФ» (1995), Основы законодательства РФ«Об охране здоровья граждан» (1993) и др.; указы Президента РФ «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав» (1993), «О мерах по соц.поддержке многодетных семей» (1992) и др.; постановления Правительства РФ«О Типовом положении о специальном уч-восп.учреждении для детей и подростков с девиантным поведением» (1995), «О межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних при Правительстве РФ» (1994) и др. Отдельное значение имеют подведомственные акты и законотворчество органов местного самоупр-я.
отечес.школы и педагогики на каж. этапе соц-исторического развития.
Конвенция о правах ребёнка
Конвенция одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года.
Подписана от имени СССР 26 января 1990 г.
Ратифицирована Верховным Советом СССР 13 июня 1990 г.
Конве́нция ООН о
права́х ребёнка —
История создания
Основные положения Конвенции
Первая часть Конвенции
Статьи 1-4 определяют понятие «ребёнок» и утверждают приоритетность интересов детей перед интересами общества.
Статьи 5-11 определяют такие важнейшие права детей как право на жизнь, имя, гражданство, право знать своих родителей, право на работу родителей и на неразлучение, права и обязанности родителей по отношению к детям.
Статьи 12-17 излагают права детей на выражение своих взглядов, своего мнения, на свободу мысли, совести и религии, ассоциаций и мирных собраний, доступ ребёнка к распространению информации.
Статьи 20-26 определяют перечень прав особых категорий детей, а также обязанности государства по защите и помощи таким детям.
Статьи 28-31 закрепляют права детей на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка, а также права на образование, отдых и досуг.
Статьи 32-36 устанавливают ответственность государства в защите прав детей от эксплуатации, от незаконного употребления наркотиков, похищения и торговли детьми.
Статьи 37-40 определяют права ребёнка, попавшего в место заключения, а также права детей на охрану во время вооружённых конфликтов и войн.
Вторая часть Конвенции
Статьи 41-45 упоминают о способах информирования основных положений Конвенции и механизмах контроля за исполнением участниками Конвенции.
Третья часть Конвенции
Статьи 46-54 указывают решение процедурно-правовых проблем соблюдения государствами положений Конвенции.
Новаторство Конвенции заключается прежде всего в том объеме прав, определенных для ребёнка. Некоторые из прав впервые были зафиксированы именно в Конвенции (см. статьи 12-17).
41. Правовой инструментарий соц. работы
1.Нормативно-правовые основы соц-пед.д-ти:
- конвенция ООН о правах реб-ка (1990)
- ФЗ «Об осн-х гарантиях прав реб-ка в РФ» (1998)
- Всемирная декларация
об обеспечении выживания,
-Всеобщая декларация прав человека (1948)
-ФЗ «О ветеранах» (2000)
-ФЗ «О защите инвалидов в РФ»(1995)
2.Технологии соц-пед защиты прав реб-ка:
-соц-пед защита прав реб-ка:
*на воспитание в семье
*на образ-ние
*на охрану зд-я
*на развитие способностей
*на участие в тр.д-ти
- д-ть соц.педагога
по разрешению споров о
- соц-пед.защита имущественных прав несовершеннолетних
К осн.федер.законам и подзаконным актам, регламентирующим д-ть соц.педагога, можно также отнести федеральные законы РФ «Об образовании» (1996), «О дополнительных гарантиях по соц.защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (1996), «О соц.защите инвалидов в РФ» (1995), Основы законодательства РФ«Об охране здоровья граждан» (1993) и др.; указы Президента РФ «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав» (1993), «О мерах по соц.поддержке многодетных семей» (1992) и др.; постановления Правительства РФ«О Типовом положении о специальном уч-восп.учреждении для детей и подростков с девиантным поведением» (1995), «О межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних при Правительстве РФ» (1994) и др. Отдельное значение имеют подведомственные акты и законотворчество органов местного самоупр-я.
Информация о работе Социальная педагогика как наука и как сфера практической деятельности