Социальная работа с детьми, оставшимися без попечения родителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 13:36, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить основные направления социальной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей.
Задачи исследования:
Выявить основные подходы к проблеме социальной адаптации детей, оставшихся без попечения родителей
Проанализировать нормативно-правовую базу в отношении детей, оставшимися без попечения родителей;
Рассмотреть социальную адаптацию как форму социальной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей;
Рассмотреть трудовую адаптацию детей, оставшихся без попечения родителей;

Содержание

Введение ………………………………………………………………………..3-5
Глава 1. Теоретико-методологические основы анализа социальной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей
Основные подходы к анализу социальной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей…………………………………………………6-26
Нормативно-правовое обеспечение социальной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей………………………………...27-34
Глава 2. Направления социальной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей.
2.1. Социальная адаптация, как направление социальной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей. ……………...................................35-46
2.2 Трудовая адаптация детей, оставшихся без попечения родителей…...47-52
2.3 Индивидуальное сопровождение выпускников детских домов…….53-57
Заключение……………………………………………………..…………….58-61
Список литературы………………………………………….......…………...62-63

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 113.05 Кб (Скачать файл)

 

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение   высшего профессионального образования

«Горно-Алтайский государственный университет»

(Горно-Алтайский  государственный университет, ГАГУ)

Факультет социального управления

Кафедра социальной работы

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По курсу «Введение в профессию»

 

Тема: «Социальная работа с детьми, оставшимися без попечения родителей»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнена студенткой ФСУ

1 курса  1212 группы

Ф.И.О. Ульяновой Кристины Сергеевны

Научный руководитель:

д.с.п., профессор Л.Г. Гуслякова

Курсовая работа защищена

«___» _____________2013 года

                                                          _____________________

(подпись руководителя)

оценка_______________

 

 

 

 

 

 

Горно-Алтайск

2013

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение ………………………………………………………………………..3-5

Глава 1. Теоретико-методологические основы анализа социальной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей

    1. Основные подходы к анализу социальной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей…………………………………………………6-26
    2. Нормативно-правовое обеспечение социальной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей………………………………...27-34

Глава 2. Направления социальной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей.

2.1. Социальная адаптация, как направление социальной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей. ……………...................................35-46

2.2 Трудовая адаптация  детей, оставшихся без попечения  родителей…...47-52

2.3 Индивидуальное сопровождение выпускников детских домов…….53-57

Заключение……………………………………………………..…………….58-61

Список литературы………………………………………….......…………...62-63

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                      Введение

 Актуальность темы. Социальный сирота - это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем. В этом случае заботу о детях берет на себя общество и государство[1].

Социальное сиротство - социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и так далее[2]. В научных публикациях, средствах массовой информации постоянно повторяется тезис о том, что сложившаяся система государственных учреждений закрытого типа (детские дома, школы-интернаты) находится в противоречии с гарантированным каждому ребенку правом на семью. К наиболее серьезным недостаткам данной системы государственных интернатных учреждений специалисты относят: несовершенство законодательной базы, препятствующей усыновлению даже тогда, когда ребенок является брошенным; недостаточная "персонофицированность" помещений большинства учреждений, вследствие чего у детей развивается своеобразная "эмоциональная глухота", т.е. специфическая невосприимчивость к чужим проблемам; разрыв, сложившихся эмоциональных связей при переводе воспитанников по мере взросления из одного учебно-воспитательного учреждения в другое; недостаточная подготовленность персонала к работе с детьми, страдающими от последствий материнской депривации; недостаточность технологий реабилитации детей, страдающих от посттравматического синдрома вследствие стресса помещения ребенка в интернатное учреждение и изъятие его из семьи; отсутствие контактов с различными социальными институтами, что значительно затрудняет постинтернатную адаптацию выпускников; закрытость в прямом и переносном смысле учебно-воспитательных заведений для детей, лишенных родительской опеки.

Для смягчения последствий этих негативных факторов требуется качественное обновление существующей учебно-воспитательной практики. Так, анализ опыта деятельности детских домов показывает, что в настоящее время в них применяются педагогические технологии, которые были разработаны еще 20-40 лет назад и были рассчитаны на совершенно иную социально-экономическую и социально-психологическую ситуацию в обществе.[17]

Последствия, отставания технологий работы с детьми-сиротами и недостаточное их психологическое обеспечение, проявляются в том что, воспитанники детских домов значительно уступают детям, воспитывающимся в семьях, по всем основным параметрам социальной адаптации, включая способность к приобретению профессии и трудоустройству; способность избегать кризисных и криминальных ситуаций в жизни; способность образовать собственную семью и успешно выполнять родительские воспитательные функции и т.д.

Обобщение современных воспитательных, реабилитационных технологий и корректирующих программ, знакомство и передовым опытом в этой области позволяет в значительной мере изменить сложившиеся стереотипы и подходы в работе с воспитанниками детских домов.

Объект исследования: социальная работа с разными группами населения.

Предмет исследования: основные направления социальной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей.

Цель исследования: выявить основные направления социальной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей.

Задачи исследования:

  • Выявить основные подходы к проблеме социальной адаптации детей, оставшихся без попечения родителей
  • Проанализировать нормативно-правовую базу в отношении детей, оставшимися без попечения родителей;
  • Рассмотреть социальную адаптацию как форму социальной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей;
  • Рассмотреть трудовую адаптацию детей, оставшихся без попечения родителей;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретико-методологические основы анализа социальной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей.

1.1 Основные подходы к проблеме социальной адаптации детей, оставшихся без попечения родителей

Ребенку для полного и гармоничного развития его личности просто необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания. Семья дает ребенку чувство защищенности, опыт уважения и доверия к взрослым, сотрудничества, взаимной поддержки, заботы и ответственности. Ребенок, который лишен опыта семейной жизни, неизбежно деформируется как в личностном, индивидуальном, так и социальном плане.

Возможно нам, воспитывающимся всю жизнь в семье и ощущающих каждую минуту поддержку близких и родных, это и не столь очевидно. Для этого в первую очередь необходимо понимать, что обыденные, типичные и стандартные моменты жизни для нас, это не то же самое для детей сирот. Другими словами мы смотрим на мир разными глазами в силу своего уникального опыта. А что если как раз этого уникального опыта и лишены дети-сироты. Мир в их глазах представляется осколочным с отсутствием свойственной нашему восприятию целостности.

То, насколько конкретная технология отвечает потребностям и интересам ребенка можно судить по уровню жизненного опыта ребенка, его умственного, психического и физического развития. Представляется возможным обозначить это как один из основных критериев формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

При этом заметим, что основная причина в социальной работе, побуждающая к поиску новых форм жизнеустройства детей, связана с решением именно проблем адаптации ребенка в замещающей семье. В конце концов, различные формы устройства ребенка с точки зрения успешной социальной адаптации призваны компенсировать социальные роли, утраченные ребенком и реализовывать его приоритетное право жить и воспитываться в семье.[4]

По мнению Л. Беньямина, ребенок строит отношения с родителями на основе двух стратегий: стратегия дополнительного поведения – ребенок реагирует инициативой на предоставление самостоятельности, бегством на преследование; стратегия защитного поведения – ребенок в ответ на отвержение начинает вести себя так, как будто его любят, как бы приглашая родителей изменить свое поведение по отношению к нему.[6]

Таким образом, схема поведения ребенка, усвоенная им бессознательно, помогает ему различать реакции мамы и окружающих и получать сигналы поведения в различных ситуациях. Другими словами механизм привязанности включается в случае попадания ребенка в небезопасную ситуацию, когда ребенок не может помочь себе сам и начинает искать эту помощь у окружающих. Этот сигнал должен быть правильно воспринят взрослыми. Именно в этот момент ребенок как никогда нуждается в ласке и заботе со стороны взрослого. Привязанность формирует отношение ребенка к окружающим, в связи с чем особую важность приобретает характер самой привязанности. Если ребенок благополучно привязан к матери, то он способен обратиться за помощью и сделать это адекватно, в соответствии со своим возрастом. То есть ребенок может обезопасить себя, сориентироваться в трудной ситуации. Негативные же типы привязанности затрудняют процесс развития и обучения ребенка, его общение со сверстниками. Здесь уместно говорить о модели хаотической привязанности, проявляющейся в бессистемности, когда реакцией на ребенка становиться не ласка и забота, а насилие со стороны родителей. Ребенок привязывается к родителям в силу биологических потребностей, без относительно того, бьют ребенка родители или нет. Это наиболее типичная проблема для детей из семей группы риска. Далее эта схема усваивается и устойчиво применяется ребенком, что у взрослых в свою очередь вызывает негативные эмоции. Однако, не смотря на биологическую запрограммированность привязанности, этот механизм с годами все же может меняться. Привязанность представляет собой взаимную адаптацию, договоренность, оптимум в любых условиях, даже в случае небезопасной привязанности. О позитивной для развития ребенка безопасности и комфортности можно говорить только в том случае, когда привязанность и родителей и ребенка взаимообоюдная, то есть, направлена друг на друга. Это является очень важным элементом родительства, когда ребенок «находится в голове, в мыслях 24 часа в сутки».

Однако насколько возможно создать условия для столь успешного развития ситуации в замещающей семье. Насколько современные формы устройства детей отвечают требованиям эффективности применения данной технологии не для статистики и позитивных отчетов социальных учреждений: «столько-то и столько-то детей передано на патронат и т.д.», а прежде всего для самого ребенка. Насколько конкретная форма устройства является фактором успешной социальной адаптации. Рассмотрим более подробно основные подходы к проблеме социальной адаптации детей, оставшихся без попечения родителей.

В частности, под социальной адаптацией сирот мы будем понимать успешное усвоение ими социальных ролей в системе общественных отношений. Далее обозначим сиротство – как одну из тех проблем, которая крайне остро стоит перед нашим обществом. В нашей стране ежегодно более полумиллиона детей разного возраста остаются без попечения родителей. Дети-сироты – это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.[9]

Согласно Конвенции ООН, о правах ребенка человек считается ребенком до достижения 18-летнего возраста. На основании этого критерия в настоящее время в мире насчитывается 2 млрд. детей (всего населения планеты – свыше 6 млрд. человек). К сожалению, почти во всех странах мира многие дети живут вне семьи. И эта проблема рассматривается как одна из самых серьезных проблем мирового уровня.[18]

Дети, оставшиеся без попечения родителей – это дети в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей, в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящиеся в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбывающими наказания в учреждениях исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребёнка оставшимся без попечения родителей в установленном порядке. Закон не проводит принципиального различия между категориями детей с точки зрения общих принципов, содержания и мер их государственной поддержки. В Семейном кодексе РФ, например, понятие «дети-сироты» отсутствует, они также считаются оставшимися без попечения родителей.[18]

Для получения более качественных результатов исследования обратимся к анализу причин, затрудняющих социальную адаптацию детей-сирот. Шипицина Л.М, к примеру, выделяет:

Врожденно-наследственные факторы и анатомо-физиологические нарушения центральной нервной системы (наследственная отягощенность алкоголизмом, наркоманией и т.д.),

Проблемы внутриутробного развития ребенка: вынашивание нежелательной беременности потенциальными отказницами, искажение жизненно важного взаимодействия между матерью и ребенком, нарушение сенсорных и обменных связей между ними,

Различные виды депривации (материнская, двигательная, сенсорная, психическая, эмоциональная, социальная),

Информация о работе Социальная работа с детьми, оставшимися без попечения родителей