Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 13:36, курсовая работа
Цель исследования: выявить основные направления социальной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей.
Задачи исследования:
Выявить основные подходы к проблеме социальной адаптации детей, оставшихся без попечения родителей
Проанализировать нормативно-правовую базу в отношении детей, оставшимися без попечения родителей;
Рассмотреть социальную адаптацию как форму социальной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей;
Рассмотреть трудовую адаптацию детей, оставшихся без попечения родителей;
Введение ………………………………………………………………………..3-5
Глава 1. Теоретико-методологические основы анализа социальной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей
Основные подходы к анализу социальной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей…………………………………………………6-26
Нормативно-правовое обеспечение социальной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей………………………………...27-34
Глава 2. Направления социальной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей.
2.1. Социальная адаптация, как направление социальной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей. ……………...................................35-46
2.2 Трудовая адаптация детей, оставшихся без попечения родителей…...47-52
2.3 Индивидуальное сопровождение выпускников детских домов…….53-57
Заключение……………………………………………………..…………….58-61
Список литературы………………………………………….......…………...62-63
Средовые влияния (педагогическая запущенность и т.д.),
Насильственный отрыв от семьи и помещение в интернатное учреждение,
Недостатки организации образовательно-воспитательного процесса в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: неправильная организация общения взрослых с детьми…,
Массовый, коллективный характер воспитания, высокая степень регламентации жизни воспитанников, монотонность их жизни, отсутствие свободы выбора и «свободных зон развития» ребенка,
Непостоянство (частая сменяемость) взрослых, воспитывающих детей,
Отсутствие постоянных и глубоких контактов с социумом, без чего не возможна успешная социализация воспитанников,
Недостатки программ воспитания и обучения, не учитывающих проблем развития детей и компенсирующих дефектов развития, вызванных отсутствием семьи.[16]
Проанализируем каждый из этих пунктов более детально.
На сегодняшний день до 60% контингента домов ребенка составляют дети с тяжелой хронической патологией, преимущественно центральной нервной системы. Почти 55% отстают в физическом развитии. У оторванного от родителей и помещенного в условия интерната ребенка снижается общий психический тонус, нарушаются процессы саморегуляции, доминирует пониженное настроение. У большинства детей развивается чувство тревоги и неуверенности в себе, исчезает заинтересованное отношение к миру. Ухудшаются эмоциональная регуляция, эмоционально-познавательные взаимодействия и, как результат, тормозится интеллектуальное развитие, т.е. чем раньше ребенок отрывается от родителей, тем дольше и в большей изоляции он находится в учреждении, тем более выражены деформации по всем направлениям психического развития.
Многие исследования за всю историю показали, что лишение материнской заботы ведет к задержке развития ребенка и может проявляться симптомами психических и физических заболеваний. Изоляция ребенка от матери от 1 до 3 лет обычно приводит к тяжелым последствиям для интеллекта и личностных функций, которые не поддаются исправлению. Постоянная смена микросоциальной среды (дом ребенка – дошкольный детский дом – детский дом для детей школьного возраста) наносит существенный ущерб психике ребенка, ухудшает его здоровье. Дети, воспитывающиеся в интернатных учреждениях, в своем большинстве отстают от сверстников в психофизическом развитии. Они позже начинают ходить и говорить, чаще болеют, хуже учатся. Только 20 % воспитанников сиротских учреждений могут учится по программам массовых школ. В 1994 году лишь 15 % выпускников детских домов и интернатов поступили в средние и высшие профессиональные учебные заведения.[10]
Однако не все замещающие родители оказываются готовыми к такому положению дел. Отсюда и следующие проблемы. Очень часто родителей раздражает рассеянность или гиперактивность приемного ребенка. Внешние же признаки нездоровья (увечность, умственная отсталость…) и вовсе могут выводить из себя родителей. Все эти и многие другие негативные реакции взрослых необходимо рассматривать во взаимосвязи с определением степени одиночества ребенка при учете фактора сильного расхождения темпераментов членов семьи. Во внимание должны приниматься не только проблемы ребенка, но и проблемы взрослых. Так, например материнская депрессия влияет на тонкость чувства привязанности и в итоге ребенок оказывается за пределами материнского внимания. Эта ситуация типична для любой семейной формы устройства детей, будь то патронат или усыновление, опека или приемная семья.
Настораживает и другой факт. Внутри своей группы дети, живущие в детском доме могут жестоко обращаться со своими сверстниками или детьми младшего возраста. Эта позиция вызвана многими причинами, но, прежде всего, нереализованной потребностью в любви и признании, эмоционально не стабильным положением ребенка, лишенного родительского попечения.
Ребенок, оставшийся без попечения родителей, помещенный в сиротское учреждение получает сильную психологическую травму как следствие ситуации, в которую он попал. Вот одни из многих характеристик такого ребенка. Он жадничает, боится, что у него отберут игрушку, конфету. Все происходящее с ним воспринимает, как временное и потому пытается сполна насладиться всем, что приносит ему радость. С другими детьми он агрессивен, воспринимает их как соперников («счастья на всех не хватит, значит надо быть первым»). Он не всегда адекватно себя ведет, пуглив и боится довериться, долгое время не чувствуют себя в безопасности. Постепенно может начать ревновать взрослого, своих приемных родителей, к другим людям, детям. При словах «это твое» понимает «это мое на время», капризничает и проверяет границы дозволенного.[17]
Проблемы адаптации ребенка, попавшего в детский дом, реабилитации детей девиантного поведения, интеграции воспитанников в общество являются важнейшими в деятельности социального педагога.
Самым прогрессивным шагом в педагогике сиротства на сегодняшний день стал переход от однородного обучения в школах-интернатах к смешанному пребыванию детей из детских домов с домашними в общеобразовательных школах. Предполагается, что такая форма взаимодействия детей способствует более успешной адаптации детей из детских домов и расширяет их социальные контакты с внешним миром. Однако и эта воспитательная акция наряду с ее явными преимуществами не обеспечивает позитивной атмосферы для успешной адаптации детей, лишенных родительского внимания. Социальная адаптация детей из детского дома осуществляется здесь в искаженном виде: как защитная агрессия, которая может перерасти в противоправное поведение при наличии соответствующих условий. Участие педагога в регулировании отношений между двумя типами детей в классе, как правило, не значительно и активизируется лишь в случаях чрезвычайных происшествий.[13]
Территориальная обособленность жизни в детских домах существенно актуализирует фактор взаимоотношений детей сирот между собой. Дети, живущие в семьях, собираясь в компании сверстников, осуществляют обмен информацией, полученной в собственной семье или путем общения со сверстниками вне семьи. Дети из детских домов лишены таких источников информации и в этом плане представляют гомогенную, обедненную социальными знаниями среду. Обстановка сиротского учреждения исключает свободы выбора референтной группы ребенком, поэтому среда сверстников в детском доме не способствует развитию в детях коммуникативных навыков, не формирует стремления к достижению цели. Воспитанники детских домов в общей массе не умеют критически осмыслить жизненные коллизии и действовать самостоятельно: такие дети чаще ведомы, чем ведущие. Поэтому, под влиянием компаний друзей, представляющих среду общения ребенка вне стен детского дома, он легко может стать участником и жертвой противоправных действий.[14]
Особую проблему составляет именно, социально-психологическая неадаптированность выпускников сиротских учреждений. Им свойственны инфантилизм, замедленное самоопределение, незнание и неприятие самого себя как личности, неспособность к сознательному выбору своей судьбы и, как следствие, иждивенчество, непонимание материальной стороны жизни, вопросов собственности, экономики даже в сугубо личных масштабах, трудности в общении там, где это общение произвольно, где требуется умение строить отношения.
Нередко выпускники интернатных учреждений не имеют элементарных бытовых навыков. Все это необходимо учитывать в социальной работе с детьми, воспитывающимися в сиротских учреждениях. Полное отсутствие какого-либо опыта делает их в значительной степени социально незащищенными, несмотря на те возможности, которые может предоставить государство выпускникам интернатных заведений.
Кроме того, ни для кого не секрет, что большинство воспитанников детских домов не сироты, а дети, имеющие родителей, чаще всего лишённых родительских прав. Это означает, что с точки зрения соматического и психического здоровья с учётом тяжелой наследственности, неблагоприятного протекания пренатального развития, тяжёлых условий жизни в раннем возрасте дети, родившиеся и выросшие в таких семьях, составляют «группу риска».
Среди форм неправильного воспитания для социального сиротства типичны безнадзорность и гипоопека. В таких семьях остро стоит проблема жестокого обращения с детьми. Отсюда – признаки сенсорной и социальной депривации, отставание в психическом развитии, признаки мозговой дисфункции с неврологическими расстройствами, энурезом, эмоциональной неустойчивостью, склонностью ко лжи, патологическому фантазированию.[4]
Кроме того, не стоит забывать, что, не смотря на все негативные эмоции, пережитые ребенком в родной семье, он все равно любит своих родителей. Это должны учитывать приемные родители, то есть не стоит плохо говорить о биологической семье ребенка. Он должен сам видеть и осознавать разницу. Приемные же родители своим поведением должны ребенку создавать ситуацию, когда он может сравнить поступки и отношения в прежней жизни с родными родителями и нахождение в приемной семье. Таким образом, ребенок может чувствовать себя в безопасности. Ради достижения последнего также очень важно не препятствовать общению ребенка с его кровной семьей. К сожалению, как правило, приемные родители не верят, не доверяют биологическим родителям ребенка, часто осуждают их. Заинтересованные в том, чтобы ребенку было хорошо, и эмоционально привязавшись к нему, они не хотят его ни с кем делить. Что негативно сказывается на развитии ребенка.[21]
Другими словами, несмотря на позитивные изменения (дифференциация детских домов, появление социальных приютов и социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, центров помощи и т.д.), проблема формирования личности ребенка в условиях интернатного учреждения остается весьма острой и актуальной. Дети, воспитанные в интернатах, в большинстве случаев имеют ослабленное здоровье. Содержание в домах ребенка сказывается на общем физическом развитии и здоровье даже здорового малыша. У каждого третьего до года – рахит, у каждого пятого – анемия.
Статистика показывает, что 40% выпускников после выхода из учреждений социальной и психолого-педагогической помощи становятся преступниками, 30% - алкоголиками и наркоманами, 10 % - заканчивают жизнь самоубийством, большинство девушек начинают заниматься проституцией. Анализ практики работы учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, показывает, что система воспитания детей в этих учреждениях не готовит их к самостоятельной жизни, и воспитанники после выхода из данных учреждений, испытывают глобальные трудности в адаптации к окружающему миру.[15]
То есть проблема социальной адаптации не лежит на поверхности, ведь ни материальное благополучие, ни методическая организованность, ни педагогические ухищрения, ни наполненность учреждений различными мероприятиями не влияют на то, что, выходя из учреждения для детей-сирот, воспитанники в большинстве своем становятся несоциальными личностями: зависимыми, не способными к самостоятельной ответственной жизни, эмоционально глухими и жестокими. Такой тип личности в большинстве своем формирует сама система ценностей всей жизни в учреждениях для детей-сирот.
Однако в работе с замещающей семьей выделяют следующие ценностные подходы. Прежде всего, это приоритет интересов и потребностей ребенка; открытость и сотрудничество замещающей семьи и специалиста; формирование базового доверия ребенка; организация встреч ребенка с биологической семьей; клиентоцентризм и индивидуальный подход; учет интересов семьи и создание благоприятных условий; обеспечение возможности самореализации ребенка. Но наиболее важно понимание того, что не ребенок должен быть для семьи, а семья - для ребенка.[22]
Для наиболее успешной реализации данных подходов специалисту целесообразно проявлять гибкость, уважение, заинтересованность и индивидуальный подход. Деятельность согласно этим критериям предусматривает необходимость знать психологические и индивидуальные особенности ребенка,адекватно воспринимать реальность, соблюдать конфиденциальность, уметь организовывать сотрудничество и координировать деятельность, выступать в роли посредника и медиатора, понимать позицию замещающей семьи, уметь выслушать и дать обратную связь, стать другом, которому можно довериться.
Таким образом, в работе с замещающей семьей акцент надо ставить на распознавании сильных сторон с дальнейшей опорой на них. В связи с этим признание и понимание уникальности каждого человека в каждом конкретном случае предполагает сосредоточие на исследовании своей собственной системы ценностей и потенциальных предубеждений, которые могут влиять на работу специалиста. Не стоит вставать в позицию судьи, правильнее будет оценить ситуацию с точки зрения влияния внешних объективных факторов на человека. Это достигается посредством понимания роли этики в социальной работе, когда последнее обязывает специалиста не ставить людей в невыгодное положение, навешивая на них ярлыки стереотипного поведения общества.[13]
Приступая, например, к работе по усыновлению, социальный работник должен получить полную информацию по следующим вопросам: готов ли ребенок психологически и социально к усыновлению; усыновляется ли он законным путем; дали ли кровные родители (когда это необходимо или когда это возможно) и сам ребенок согласие на усыновление сознательно и без нажима с чьей-нибудь стороны; если стоит вопрос о международном усыновлении, то дала ли принимающая страна разрешение на въезд ребенка; существует ли система наблюдения за усыновлением, которая позволяет поддержать ребенка и приемную семью. Кроме того, необходимо уделить внимание и подготовке усыновителей, т.е. тщательно изучить психологическое, социальное, физическое и экономическое состояние, а также культурный уровень желающих усыновить ребенка и их ближайшего окружения; следует определенно знать, отвечает ли план усыновления их желаниям и способствует ли их супружеское и семейное положение такому начинанию; помогать усыновителям сосредоточиться преимущественно на нуждах ребенка, нежели на своих собственных. Кроме того, следует учитывать то обстоятельство, что передача осиротевшего ребенка в новую семью предполагает адаптационный период, длительность которого зависит от индивидуальных свойств ребенка его усыновителей (возраст, состояние здоровья, характерологические особенности); от подготовленности ребенка к изменениям в жизни, а родителей к особенностям детей (особенно тогда, когда усыновляют бездетные граждане). Важную роль играют семейный уклад, отношения, экономические возможности. И, наконец, необходимо заранее продумать решение судьбы ребенка в случае возможного неудачного усыновления.[12]
Информация о работе Социальная работа с детьми, оставшимися без попечения родителей