Социальная работа с детьми, оставшимися без попечения родителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 13:36, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить основные направления социальной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей.
Задачи исследования:
Выявить основные подходы к проблеме социальной адаптации детей, оставшихся без попечения родителей
Проанализировать нормативно-правовую базу в отношении детей, оставшимися без попечения родителей;
Рассмотреть социальную адаптацию как форму социальной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей;
Рассмотреть трудовую адаптацию детей, оставшихся без попечения родителей;

Содержание

Введение ………………………………………………………………………..3-5
Глава 1. Теоретико-методологические основы анализа социальной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей
Основные подходы к анализу социальной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей…………………………………………………6-26
Нормативно-правовое обеспечение социальной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей………………………………...27-34
Глава 2. Направления социальной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей.
2.1. Социальная адаптация, как направление социальной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей. ……………...................................35-46
2.2 Трудовая адаптация детей, оставшихся без попечения родителей…...47-52
2.3 Индивидуальное сопровождение выпускников детских домов…….53-57
Заключение……………………………………………………..…………….58-61
Список литературы………………………………………….......…………...62-63

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 113.05 Кб (Скачать файл)

Основными причинами увеличения числа детей-сирот при живых родителях являются падение социального престижа семьи, ее материальные и жилищные трудности, межнациональные конфликты, рост внебрачной рождаемости, высокий процент родителей, ведущих асоциальный образ жизни. В этой связи защита прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приобретает в Российской Федерации крайне важное, значение.[16]

В соответствии с требованиями норм международного права ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или не может более оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством (статья 20 Конвенции о правах ребенка). В Российской Федерации задачей государственной важности является создание условий для полноценного физического, интеллектуального, духовного, нравственного и социального развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подготовки их к самостоятельной жизни в современном обществе. Для этого предусматривается комплексное осуществление мероприятий, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов федерации, направленных на формирование и реализацию государственной политики по отношению к детям, оставшимся без попечения родителей, и обеспечивающих их социальную защищенность, профессиональную подготовку, трудоустройство и полноценную интеграцию в общество. По мнению специалистов, наиболее предпочтительной формой устройства ребенка при невозможности возврата в биологическую (кровную) семью является передача на усыновление, под опеку родственникам или в замещающую семью.

В работе с воспитанниками и выпускниками интернатных учреждений должно уделяться особое внимание развитию у них адаптивных навыков, помогающих наиболее безболезненно включиться в социум, которыми могут стать:

-трудовая адаптация выпускников  интернатных учреждений;

-индивидуальные программы  сопровождения данной категории  населения.

Трудовая адаптация может стать одним из перспективных направлений в технологии социальной работы с детьми, воспитывающимися в учреждениях государственного попечения. Она способствует дальнейшему их жизнеопределению, содействует их полной социальной адаптации. То, насколько плодотворной и успешной работа по социальной адаптации воспитанников и выпускников интернатных учреждений будет сегодня, напрямую касается того, каких членов получит общество завтра - асоциальных и зависимых или способных к самостоятельной ответственной жизни.

Безусловно, очень многое здесь зависит от желания, готовности и возможностей самих работников учреждений интернатного типа оказывать поддержку и содействие своим воспитанникам в решении возникающих проблем, связанных с их социальной адаптацией. Это касается и времени нахождения детей в стенах государственного учреждения, и кризисного периода после выхода из него - на порах становления самостоятельной жизни.

   Основные направления  социальной работы с детьми, оставшимися  без попечения родителей эффективно  работают лишь до достижения  детьми совершеннолетнего возраста, а после они не регламентируют  ни какой работы по интеграции  молодёжи из стен детских домов  в общество.        Зачастую они остаются одни  перед своими новыми, порой не  разрешимыми для них проблемами. 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации - М. : Юридическая литература, 2003.
  2. Алексеева, Л. С. Технологии социальной работы с детьми, пострадавшими от семейного насилия: научно-методическое пособие / Л. С. Алексеева. – М. : ГосНИИ семьи и воспитания, 2001.  208 с.
  3. Бреева, Е. Б. Дети в современном обществе / Е. Б. Бреева. - М. : Эдиториал УРСС, 1999. - 216 с.
  4. Варывдин, В. А. Управление системой социальной защиты детства // В. Варывдин, И. Клемантович. - М. : Педагогическое общество России, 2004. – 192 с.
  5. Гуслякова Л. Г. Виталистская модель теории и практики социальной работы : монография / Л. Г. Гуслякова. – Барнаул : Издательство ООО «Азбука», 2006. – 194 с.
  6. Выготский, Л. С. Основы дефектологии / Л. С. Выготский. – СПб. : Лань, 2003. – 656 с.
  7. Демьянов, Ю. Г. Основы психопрофилактики и психотерапии / Ю. Г. Демьянов. - СПб. : Паритет, 1999. - 224 с.
  8. Жестокое обращение с детьми [проблемы профилактики жестокого обращения с детьми в семье] // Под ред. Сафроновой Т.Я. - М. : / Народное  Образование, 2001. С. 88 - 91.
  9. Зубкова, Т. С. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи / Т. Зубкова, Н. Тимошина. : Учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М. : «Академия», 2008. – 224 с.
  10. Зыков, М. Б. Семья и общество: интегральное воспитание : [cемья в России] / М. Б. Зыков. - М., 2003.
  11. Иванова, Н. П. Программа подготовки приемных родителей (профессиональный минимум) // Н. П. Иванова [и др.] - М., 1999. – 30 с.
  12. Иванова Н. П. Адаптация детей в замещающей семье: пособие / Н. П. Иванова, И. А. Бобылева. - М. : БФРГТЗ «Слово», 2002. — 10 с.
  13. Гуслякова Л. Г. Квалиметрический потенциал социологического витализма в исследовании качества жизни : монография / Л.Г. Гуслякова, С.И. Григорьев, М.Б. Лига. - М.: РУСАКИ, 2009. -  138 с.
  14. Климантова, Г. И. Государственная семейная политика современной России: учебное пособие / Г. И. Климантова. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2004. - 192 с.
  15. Комплексная программа по профилактике социального сиротства, реабилитации и коррекции социальных сирот и детей, пострадавших от семейного насилия / Под ред. Н.М. Платоновой. - СПб.: Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, 2003. - 761 с.
  16. Ключников, С. В. Социальная адаптация детей, оставшихся без попечения родителей / С. В. Ключников. - В. Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2002. – 44 с.
  17. Конвенция ООН о правах ребенка // Права ребенка. Основные международные документы. - М. : «издательство министерство труда и социального развития. Департамент по делам семьи, женщин и детей. НИИ семьи» 1992.
  18. Технологии социальной работы. //  под ред. Е. И. Холостовой. - М. : СТИ, 1998. – 400 с.
  19. Мартыненко, А. В. Медико - социальная работа: теория, технология, образование / А.В. Мартыненко. - М.  : Наука, 1993.- 238 с.
  20. Михеева, Л. Ю. Опека и попечительство: правовое регулирование: учебно - практическое пособие / Под ред проф., докт. юрид. Наук Р. П. Мананковой. - М. : Издательство «Палеотип» : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2002. - 248 с.
  21.    Нечаева, A. M. Россия и ее дети (ребенок, закон, государство) / А.М. Нечаева. - М. : Вече, 2009. -  86 с.
  22. Основы виталистской теории социальной работы/Л. Г. Гуслякова. - 2010
  23. Григорьев С. И. Социальная эффективность управления региональной системой поддержки жизненных сил семьи в России начала XXI века / С. И. Григорьев, Л. Г. Гуслякова, А. С. Запольская. Барнаул, 2010. – 3 – 9 с.

 

 


Информация о работе Социальная работа с детьми, оставшимися без попечения родителей