Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 13:36, курсовая работа
Цель исследования: выявить основные направления социальной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей.
Задачи исследования:
Выявить основные подходы к проблеме социальной адаптации детей, оставшихся без попечения родителей
Проанализировать нормативно-правовую базу в отношении детей, оставшимися без попечения родителей;
Рассмотреть социальную адаптацию как форму социальной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей;
Рассмотреть трудовую адаптацию детей, оставшихся без попечения родителей;
Введение ………………………………………………………………………..3-5
Глава 1. Теоретико-методологические основы анализа социальной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей
Основные подходы к анализу социальной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей…………………………………………………6-26
Нормативно-правовое обеспечение социальной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей………………………………...27-34
Глава 2. Направления социальной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей.
2.1. Социальная адаптация, как направление социальной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей. ……………...................................35-46
2.2 Трудовая адаптация детей, оставшихся без попечения родителей…...47-52
2.3 Индивидуальное сопровождение выпускников детских домов…….53-57
Заключение……………………………………………………..…………….58-61
Список литературы………………………………………….......…………...62-63
-привлекать для финансирования образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, средства внебюджетных источников;
-ежегодно включать в бюджет РФ статьи расходов на строительство и приобретение жилья для выпускников детских домов, на выплату средств опекунам (попечителям) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в семьях.
В соответствии с выше сказанным можно выделить приоритетные направления в области защиты детей в РФ:
-развитие кадрового потенциала: профессиональная подготовка кадров в области социальной политики и социальной работы. Внедрение новой технологии в обучении кадров «Профессионального обучения на рабочем месте, без отрыва от работы».
-разработка интегральных показателей эффективности работы органов местного самоуправления (органов опеки и попечительства), направленных на отслеживание благополучия детей и семей;
-разукрупнение и создание новых моделей для детских домов с альтернативными формами попечения. Разработка нового Устава Детского дома с семейными формами устройства. Разработка критериев оценки качества услуг в учреждениях сиротского типа.
-внести дополнения и изменения по созданию более эффективной модели органа опеки и попечительства, включающей службу по подбору, обучению и развитию семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
1.2. Нормативно-правовое обеспечение социальной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей.
В соответствии с требованиями норм международного права, ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или не может более оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством [12].
В Российской Федерации задачей государственной важности является создание условий для полноценного физического, интеллектуального, духовного, нравственного и социального развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подготовки их к самостоятельной жизни в современном обществе. Для этого предусматривается комплексное осуществление мероприятий, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов федерации, направленных на формирование и реализацию государственной политики по отношению к детям, оставшимся без попечения родителей, и обеспечивающих их социальную защищенность, профессиональную подготовку, трудоустройство и полноценную интеграцию в обществе [23].
Согласно п.2 ст.121 Семейного Кодекса и п.1 ст.34 Гражданского Кодекса, органами опеки и попечительства являются органы, местного самоуправления – выборные и другие органы, наделенные полномочиями в решении вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти. Однако, согласно ст. 132 Конституции и ст. 6 (п.1 и 4) Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. К таким государственным полномочиям относятся функции по опеке и попечительству.
Семейный кодекс (п.1 ст.121) устанавливает, что не допускается деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей. Данный запрет распространяется и на посредническую деятельность по передаче детей на усыновление, под опеку (попечительство) или на воспитание в семью (речь идет о поиске, выявлении и подборе детей).
В целях улучшения положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, было принято постановление Правительства РФ «О первоочередных мерах по улучшению положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 14 мая 2001г. №374. Указанным документом увеличено в 3 раза ежегодное пособие, выплачиваемое детям в период обучения для приобретения учебной литературы и письменных принадлежностей; установлены нормы материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и распространены на детей, передаваемых в приемные семьи и детские дома семейного типа. Субъектам Российской Федерации рекомендовано предусматривать в бюджетах средства на льготный и бесплатный проезд указанных категорий детей, а также средства на компенсацию питания, обеспечение одеждой и т.п. детей, направленных в негосударственные учреждения образования и социальной защиты; принять меры по поддержке образовательных учреждений для детей-сирот и специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.
Меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет, предусмотрены Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ, в ред. от 7 августа 2004 года № 122-ФЗ) [23]. Данный Закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. Здесь содержится важная норма, согласно которой дополнительные гарантии по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.
В соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ, в ред. от 7 августа 2004 года № 122-ФЗ), предоставляются и обеспечиваются органами государственной власти следующие гарантии:[1]
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения. А также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы [27]. А лица, не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди равноценной ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных норм [21].
Правила предоставления в 2008-2010 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях, а также на оплату труда приемных родителей, указаны в постановлении Правительства Российской Федерации «О порядке предоставления в 2008-2010 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях, а также на оплату труда приемных родителей» от 29 декабря 2007 г. N 944.
Данное постановление указывает, что содержание 1 ребенка в семье опекунов (попечителей) или приемной семье должно составлять не менее 4000 рублей в месяц, на оплату труда приемных родителей - не менее 2500 рублей в месяц.[12]
Очень важным направлением государственной работы является формирование семейной политики, нацеленной на укрепление семьи, как социального института, пропаганда семейных ценностей в средствах массовой информации.
Органами управления образованием и социальными педагогами учреждений образования, осуществляется комплексная работа с родителями и детьми в целях возвращения детей в родные семьи. Производится подбор лиц для осуществления функций опекунов и попечителей, усыновителей, приемных родителей; осуществляется контроль детей за их проживанием, оставшихся без попечения родителей, в семьях граждан; оказывается помощь лицам, замещающим родителей, в воспитании, обучении и организации летнего отдыха детей. Осуществляется защита прав и интересов детей в судебном порядке.[14]
В последние годы в России в условиях продолжающейся нестабильности социально-экономической и политической жизни наблюдается устойчивая тенденция роста числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. По статистическим данным на 1.01.2009 г. их общее количество составляет сейчас около 700 тыс. человек. Причем лишь небольшое число этих детей остались без попечения в результате смерти их родителей. Остальные относятся к явлению так называемого «социального сиротства», то есть являются сиротами при живых родителях, и число их растет катастрофически.
Основными причинами увеличения числа детей-сирот при живых родителях являются падение социального престижа семьи, ее материальные и жилищные трудности, межнациональные конфликты, рост внебрачной рождаемости, высокий процент родителей, ведущих асоциальный образ жизни. В этой связи защита прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приобретает в Российской Федерации крайне важное значение.[16]
Таким образом, основными нормативно-правовыми документами, затрагивающими проблемы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются:
В соответствии с требованиями норм международного права ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или не может более оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством (статья 20 Конвенции о правах ребенка). В Российской Федерации задачей государственной важности является создание условий для полноценного физического, интеллектуального, духовного, нравственного и социального развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подготовки их к самостоятельной жизни в современном обществе. Для этого предусматривается комплексное осуществление мероприятий, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов федерации, направленных на формирование и реализацию государственной политики по отношению к детям, оставшимся без попечения родителей, и обеспечивающих их социальную защищенность, профессиональную подготовку, трудоустройство и полноценную интеграцию в общество. По мнению специалистов, наиболее предпочтительной формой устройства ребенка при невозможности возврата в биологическую (кровную) семью является передача на усыновление, под опеку родственникам или в замещающую семью. Жизнь в семье (опекунской, приемной или патронатной) позволяет ребенку-сироте восполнить то, чего ему недоставало, а именно пройти полный курс домашней социализации (переживание и освоение различный ролей в семье), наблюдения за образцами детско-родительских и супружеских отношений, развитие дефицитных чувств сострадания, родительской теплоты и т.д., а главное – получить необходимую стартовую площадку для дальнейшей жизни, а именно тот набор статусов, которые помогут, получив приличное образование, хорошо трудоустроиться и сделать деловую карьеру.
Информация о работе Социальная работа с детьми, оставшимися без попечения родителей