Социальная работа с детьми с ограниченными возможностями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 21:19, курсовая работа

Краткое описание

Цельдипломной работы - Раскрыть и проанализировать технологии социальной работы с детьми с ограниченными возможностями, для дальнейшего изучения и повышения их эффективности.
Исходя из цели, можно выделить следующие задачи:
- описать содержание понятий инвалидность и реабилитация, виды реабилитаций;
- выявить проблемы в работе с детьми с ограниченными возможностями;
- рассмотреть основные методы социальной реабилитации детей-инвалидов;
- изучить практический опыт решения проблем детской инвалидности в России и зарубежом;

Вложенные файлы: 1 файл

дети с огранич возм-ми.docx

— 130.30 Кб (Скачать файл)

В указанном Законе социальная защита инвалидов определяется как система гарантированных  государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам  условия для преодоления, компенсации  ограничений жизнедеятельности  и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Нужно отметить, что  в понятие реабилитации Законом  включены не только медицинские мероприятия, но и профессиональная ориентация, обучение и образование, содействие в трудоустройстве, производственная адаптация, социально-средовая, социально-педагогическая, социально-психологическая и социокультурная  реабилитация, социально-бытовая адаптация.

Таким образом, основополагающей концепцией в отношении инвалидов  является профилактика и реабилитация. Именно реабилитация должна стать инструментом, устраняющим или компенсирующим ограничения жизнедеятельности  инвалида.

В России признаны равные гражданские, социальные, культурные права инвалидов.

В целях законодательного обеспечения государственной поддержки  инвалидов в России разработаны  и введены в действие такие  важные законы, как «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», «О ветеранах», «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской  АЭС», Указ Президента Российской Федерации  «О мерах по обеспечению государственной  поддержки инвалидов» и другие.

Отдельные аспекты  проблемы инвалидности нашли свое отражение  также в Налоговом кодексе  Российской Федерации, в Кодексе  Российской Федерации об административных правонарушениях, Градостроительном  Кодексе Российской Федерации, Федеральном  законе «О лицензировании отдельных  видов деятельности». Принят и введен в действие Федеральный закон, установивший систему социальных гарантий для  лиц, пострадавших от испытания ядерного оружия на Семипалатинском полигоне.

Права детей-инвалидов  особо закреплены в Семейном кодексе  Российской Федерации, Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, а также в Законе Российской Федерации «Об образовании», в  Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и других законах.

Во исполнение перечисленных  законов Правительством Российской Федерации, принято более 20 федеральных  нормативных актов. Кроме того, органами исполнительной и законодательной  власти субъектов Российской Федерации  по проблемам инвалидов принято  свыше 800 нормативных актов.

Следует отметить, что наиболее существенным недостатком  российского национального законодательства в области социальной защиты инвалидов, в том числе детей-инвалидов, является недостаточность в законодательстве конкретных механизмов реализации важнейших правовых норм по профилактике инвалидности и реабилитации инвалидов.

Очевидно, что стратегическим направлением реформирования государственной  политики в отношении инвалидов, в том числе детей-инвалидов, является переход от вопросов материальной поддержки  инвалидов к профилактике инвалидности, обеспечению для инвалидов среды  жизнедеятельности и их медицинской, социальной и трудовой реабилитации.

Учитывая значение образования для интеграции детей-инвалидов  в общество, целесообразно рассмотреть  более подробно вопросы законодательного обеспечения равных возможностей на получение образования для детей  с ограниченными возможностями  здоровья.

По экспертным оценкам  в настоящее время 1,6 млн. детей, проживающих  в Российской Федерации (4,5% от их общего числа), относятся к категории  лиц с ограниченными возможностями  и нуждаются в специальном (коррекционном) образовании, соответствующем их особым образовательным потребностям.

Закон Российской Федерации  «Об образовании» учитывает особые потребности людей с ограниченными  возможностями здоровья. Он гарантирует  общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням  и особенностям развития и подготовки обучающихся (воспитанников).

Гражданам Российской Федерации гарантируется возможность  получения образования независимо от состояния здоровья (статья 5). Ограничения  прав граждан на профессиональное образование  по состоянию здоровья могут быть установлены только законом. В целях  реализации права на образование  граждан, нуждающихся в социальной поддержке, государство полностью  или частично несет расходы на их содержание в период получения  ими образования. Государство создает  гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими  образования, коррекции нарушений  развития и социальной адаптации  на основе специальных педагогических подходов.

В соответствии со статьей 7 рассматриваемого Закона, при  реализации образовательных программ для обучающихся с отклонениями в развитии могут быть установлены специальные государственные образовательные стандарты.

Законом установлено  разнообразие форм получения образования, в том числе экстернат, семейное образование (с последующей аттестацией  в форме экстерната). Допускается  сочетание различных форм.

Для детей и подростков с отклонениями в развитии органы управления образованием создают специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы), обеспечивающие их лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество.

Категории обучающихся, воспитанников, направляемых в указанные  образовательные учреждения, а также  содержащихся на полном государственном  обеспечении, определяются в соответствии с Законом Правительством Российской Федерации.

Дети и подростки  с отклонениями в развитии направляются в указанные образовательные  учреждения органами управления образованием только с согласия родителей (или  иных законных представителей) по заключению психолого-медико-педагогической комиссий.

Для инвалидов и  людей, имеющих родителей инвалидов  имеются льготы при поступлении  в образовательные учреждения профессионального  образования. Дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, которым согласно заключению учреждения Государственной службы медико-социальной экспертизы не противопоказано обучение в соответствующих образовательных учреждениях, и граждане в возрасте до 20 лет, имеющие только одного родителя-инвалида I группы, если среднедушевой доход семьи ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, принимаются при условии успешной сдачи вступительных экзаменов вне конкурса в государственные образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования.

Граждане Российской Федерации имеют право на получение  впервые бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального  образования и на конкурсной основе среднего профессионального, высшего  профессионального и послевузовского  профессионального образования  в государственных или муниципальных  образовательных учреждениях в  пределах государственных образовательных  стандартов.

Причем, в случае профессионального заболевания  и (или) инвалидности, граждане вправе неоднократно получать бесплатное профессиональное образование по направлению государственной  службы занятости.

Еще одним основополагающим нормативно-правовым актом в сфере  образования является Федеральный  закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Он также  обязывает государство создавать  условия для равной доступности  высшего и послевузовского профессионального  образования. Законом установлено, что студентам-инвалидам I и II групп  размер стипендии увеличивается  на 50%.

Федеральным законом  «О библиотечном деле» подтверждена государственная поддержка специализированных библиотек для слепых, сеть которых  создавалась еще в советское  время (их насчитывается 70 в разных регионах, 150 тысяч читателей пользуются ими бесплатно).

Таким образом, право  лиц с ограниченными возможностями  здоровья на получение образования  в основном закреплено федеральным  законодательством.

Вместе с тем  экспертами отмечается, что необходимы дополнительные законодательные средства для полного обеспечения прав лиц с ограниченными возможностями  здоровья на образование.

Образование является важным фактором социализации человека, его жизненных возможностей, обеспечения  благосостояния, включения в общественную жизнь. Для людей с ограниченными  возможностями здоровья возможность  получить образование имеет особое значение. Это подтверждается и такими данными, что лишь 15-18% от общего количества инвалидов трудоспособного возраста имеют постоянную работу, но среди тех инвалидов, кто получил высшее и среднее образование, доля имеющих постоянную работу значительно выше - около 60%. Среди выпускников МГТУ им. Н.Э. Баумана, имеющего один из самых высоких рейтингов среди российских вузов, где создана непрерывная система образования для слабослышащих, 100% выпускников трудоустраивается.

Таким образом, необходимо обеспечить более полный охват детей-инвалидов  профессиональным образованием.

На законодательном  уровне была предпринята попытка  решения проблемы образования лиц  с ограниченными возможностями  через принятие специального закона «Об образовании лиц с ограниченными  возможностями здоровья (специальном  образовании)».

Проект закона был  внесен в Государственную Думу в 1997 году членами Совета Федерации  В.В. Сударенковым, М.Б. Машковцевым и депутатами Государственной Думы И.И. Мельниковым, О.Н. Смолиным, Д.Н. Абраменковым, З.И. Воронцовой, Т.В. Плетневой, О.П. Гришкевичем.

Разработчики законопроекта  обосновывали необходимость его  принятия тем, что в специальных  средствах образования нуждается  до 8% населения Российской Федерации, а фактически получают эти средства не более 4% нуждающихся. По всем показателям  специальную педагогическую помощь получает только четвертая часть  нуждающихся детей. Не обучаясь вообще, или попадая в обычные школы  и затем, выпадая из обучения, дети с отклонениями в развитии, например, умственно отсталые, пополняют социально  неблагополучный контингент. Эта  категория воспитанников является одним из основных контингентов, пополняющих  ряды несовершеннолетних правонарушителей.

Причины подобного  положения виделись как в трудностях перехода от плановой экономики к рыночной, так и в недостаточном уровне правового регулирования данной сферы.

По мнению разработчиков  законопроекта, принятие Закона о специальном  образовании позволило бы обеспечить реализацию государственных гарантий на получение определенного уровня образования лицами с ограниченными  возможностями здоровья.

Данный законопроект устанавливал ряд важных правовых норм:

· государственную  политику в области специального образования;

· компетенцию Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области специального образования;

· право лиц с  ограниченными возможностями здоровья на освидетельствование и соответствующее  признание права на специальное  образование;

· формы получения  специального образования (обучение на дому, обучение во время пребывания в стационарном лечебном учреждении, интегрированное обучение и т. д.);

· типы и виды специальных  образовательных учреждений в соответствии с уровнем и направленностью  реализуемых ими образовательных  программ, направлениями деятельности по реабилитации и возрастом обучающихся (воспитанников);

· особенности аттестации лиц с ограниченными возможностями  здоровья, определял цели, задачи и  механизмы деятельности психолого-медико-педагогических консультаций и психолого-медико-педагогических центров;

· порядок нормативного финансирования специального образовательного учреждения;

· особенности реорганизации  и ликвидации, а также особенности  лицензирования, аттестации и государственной  аккредитации образовательных учреждений для лиц с ограниченными возможностями  здоровья.

Законопроект получил  отрицательный отзыв Правительства  России на основании того, что значительная часть норм, содержащихся в законопроекте, дублирует дословно или с некоторыми редакционными изменениями нормы  федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Закон  Российской Федерации «Об образовании» и «О социальной защите инвалидов  в Российской Федерации». Кроме того, проект закона содержал большое количество отсылочных норм.

Но самое главное - принятие указанного законопроекта  требовало дополнительных затрат в  сумме около 1 трлн. рублей (в ценах 1997г.), в то время как источники  финансирования законопроектом определены не были.

После принятия Государственной  Думой и одобрения Советом  Федерации, законопроект был отклонен Президентом России в 1999 году, а в 2004 году снят с рассмотрения Государственной  Думы, несмотря на обращения ряда региональных органов законодательной власти и общественных организаций инвалидов  с просьбой возобновить работу над  законопроектом.

В 2002 году Парламентской  Ассамблеей стран СНГ был принят Модельный Закон «Об образовании  лиц с ограниченными возможностями  здоровья (специальном образовании)», который является основой для  разработки, принятия и (или) совершенствования  национального законодательства в  области специального образования  государств – участников СНГ.

Закон определяет понятия  ограниченные возможности здоровья, полное государственное обеспечение, интегрированное образование и  другие формы специального образования. Подробно характеризует образовательные  учреждения специального образования. В Законе раскрывается в обобщенном виде механизм финансирования специального образования.

Информация о работе Социальная работа с детьми с ограниченными возможностями