Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 21:19, курсовая работа
Цельдипломной работы - Раскрыть и проанализировать технологии социальной работы с детьми с ограниченными возможностями, для дальнейшего изучения и повышения их эффективности.
Исходя из цели, можно выделить следующие задачи:
- описать содержание понятий инвалидность и реабилитация, виды реабилитаций;
- выявить проблемы в работе с детьми с ограниченными возможностями;
- рассмотреть основные методы социальной реабилитации детей-инвалидов;
- изучить практический опыт решения проблем детской инвалидности в России и зарубежом;
В Докладе отмечается нестабильность семейных отношений, связанных с рождением ребенка-инвалида. Рождение больного ребенка зачастую ведет к распаду семьи. В 50% случаев отцы оставляют такую семью, и лишь 4 процента из них помогают воспитывать ребенка, 32% отцов никогда не встречаются со своими детьми. Мать одна вынуждена нести все бремя забот о ребенке-инвалиде. По данным статистики расходы на больного ребенка в 3 раза выше, чем на здорового. Душевой доход ниже прожиточного минимума имеют 72% семей с детьми-инвалидами.
В рассматриваемом Докладе обращает на себя внимание жесткость оценок, касающихся положения детей-инвалидов в Российской Федерации и соблюдения их прав.
В нем содержатся
выводы, что ряд основополагающих
требований международных актов
в отношении детей-инвалидов
Нарушается конституционное
право на образование и социальную
интеграцию детей-инвалидов. Отсутствует
действенная государственная
В Докладе отмечается,
что основными причинами
· традиционный приоритет
государственной поддержки
· неисполнение норм действующего законодательства, связанного с реабилитацией и образованием детей-инвалидов;
· непроработанность механизмов реализации законов, регламентирующих эту сферу;
· лишение большинства семей, в результате принятия Федерального закона о «монетизации» льгот № 122-ФЗ, возможности обращаться в негосударственные организации, которые дополняют (а иногда заменяют) государственную инфраструктуру помощи детям.
В Докладе приводятся
следующие данные о нарушении
права детей-инвалидов жить и
воспитываться в семье: 29 тысяч
детей-инвалидов постоянно
Основная причина этого - неприемлемые социально-экономические условия, в которые поставлены многие семьи с детьми-инвалидами.
Государственная политика
в отношении детей с
К Уполномоченному по правам человека поступает информация о том, что детей-инвалидов с расстройствами психики и нервной системы, а также с множественными врожденными нарушениями (таких детей 95 тысяч) не принимают в детские сады, в специальные (коррекционные) образовательные учреждения, отказывают в предоставлении услуг в центрах и отделениях социального обслуживания.
Несмотря на рост числа центров и отделений, призванных оказывать услуги по реабилитации и адаптации детей-инвалидов, (по данным Минздравсоцразвития России, в 2004 году их было 605, а в 1994-м всего 71), число их недостаточно, а регулирующие их работу нормативные документы ориентированы на помощь детям с минимальными нарушениями, дети же с более тяжелыми формами инвалидности туда не попадают.
Родителям чаще всего
совершенно невозможно получить для
своих детей, имеющих серьезные
психоневрологические нарушения, коррекционно-педагогические
услуги. Им очень трудно противостоять
настойчивым рекомендациям
В Докладе отмечается,
что право каждого ребенка
воспитываться в семье
В Докладе Уполномоченного по правам человека отмечается, что особо остро стоит вопрос о нарушениях прав детей-инвалидов - воспитанников интернатных учреждений.
Приводятся данные,
что в ходе проверок, проведенных
специалистами, учеными, руководителями
правозащитных объединений в
течение 2005 года в домах-интернатах
Московской, Смоленской, Тверской, Владимирской
областей установлены факты
Особо тяжело положение
детей, находящихся на «постоянном
постельном режиме», а также детей,
содержащихся в отделениях для «необучаемых».
Они вообще лишены какого бы то ни было
воспитания из-за отсутствия соответствующих
ставок воспитателей. По данным Росстата,
в 2004 году в детских домах-интернатах
на «постоянном постельном режиме»
находилось 17,2% детей (4 917 детей), а к
категории «необучаемых»
Согласно данным
Доклада в детских домах-
Проверки, проведенные аппаратом Уполномоченного по правам человека показали, что имеют место многочисленные факты, когда к детям «в дисциплинарных целях» применялись сильнодействующие психотропные препараты. В ходе проверок только в Тверской области было выявлено 11 случаев, когда подросткам старше 15 лет назначалось психотропное лечение без их письменного согласия, что нарушает требования статьи 11 Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».
В Докладе отмечается,
что широко распространена практика
неправомерного помещения детей
в детские дома-интернаты
Вместе с этим
администрации спецучреждений не выполняют
требования статьи 43 Закона Российской
Федерации «О психиатрической помощи
и гарантиях прав граждан при ее оказании»,
согласно которым они обязаны не реже
одного раза в год проводить освидетельствование
больных с участием врача-психиатра с
целью решения вопроса об их дальнейшем
нахождении в учреждении. Формулировки
диагнозов, указанные в заключениях психолого-медико-
Значительная часть детей, проживающих в детских домах-интернатах, по достижении 14-летнего возраста ограничиваются в дееспособности в судебном порядке с нарушением действующего законодательства. Так, в нарушение части 1 статьи 284 ГПК РФ судебные заседания по поводу ограничения дееспособности проводятся в отсутствие детей, несмотря на то, что состояние здоровья и возраст многих из них позволяет им присутствовать в суде. Нарушается также часть 3 статьи 5 Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании». В противоречии с ней судебные решения об ограничении дееспособности выносятся на основании лишь того, что несовершеннолетние страдают психическими заболеваниями и уже находятся в учреждениях социального обслуживания.
В домах-интернатах нарушается право детей на частную жизнь. Так, нередко дети и подростки не имеют личных вещей, в том числе одежды, отдельных тумбочек (шкафчиков) для их хранения. Пространство их жизнедеятельности крайне ограничено, помещения переполнены, дети не имеют возможности уединиться.
Дети, проживающие в детских домах-интернатах, полностью зависят от сотрудников учреждения и не защищены от произвола персонала. Так, в ходе проверок, проведенных в течение 2005 года, Уполномоченным выявлены нарушения прав детей, предусмотренных Конвенцией о правах ребенка и российским законодательством, в Московской, Смоленской, Тверской, Владимирской областях. В ходе проверок дети жаловались на применение по отношению к ним психологического и физического насилия со стороны некоторых воспитателей и санитарок. Их били, заставляли старших подростков раздеваться в присутствии других лиц, стоять на коленях.
Отмечается, что работа по установлению правового статуса детей и оформлению необходимых документов в некоторых детских специализированных учреждениях организована крайне неудовлетворительно, что приводит к нарушению жилищных и имущественных прав воспитанников. Одной из причин незащищенности детей в детских домах-интернатах является их закрытость, отсутствие внешнего контроля за соблюдением прав воспитанников.
О необходимости
создания системы общественной инспекции
в данной сфере неоднократно заявляли
общественные правозащитные организации,
эти предложения были поддержаны
Комитетом ООН по правам ребенка
и нашли свое отражение в его
рекомендациях Правительству
5. Предложения по обеспечению прав детей-инвалидов
Основными причинами нарушения прав детей-инвалидов и их фактической дискриминации являются:
· ненадлежащее исполнение действующего российского законодательства государственными органами и должностными лицами;
· несовершенство законодательной и нормативной базы, регулирующей защиту прав детей (и детей-инвалидов в частности) в России;
· недостаточная с точки зрения поставленных целей финансовая поддержка как семей, в которых есть дети-инвалиды, так и организаций и учреждений, осуществляющих их обслуживание и поддержку;
· недостаточное
понимание обществом и
Для устранения указанных причин представляется необходимым:
· усиление прокурорского и общественного контроля за соблюдением прав детей-инвалидов;
· качественное улучшение
судебной защиты их прав; изменение
финансовой политики государства в
направлении обеспечения
· модернизация системы
образования с целью
Законодательные меры:
1. Принять Федеральный
закон «О внесении изменений
в Закон Российской Федерации
«Об образовании» (в части обеспечения
права на образование лиц с
ограниченными возможностями
· право детей данной категории на получение коррекционной помощи в раннем детском возрасте;
· механизм создания
специальных условий для
· расширение перечня
специальных (коррекционных) образовательных
учреждений, в том числе включение
в него воспитанников с расстройствами
аутистического спектра, с нарушениями
эмоциональной сферы и
· обязанность бюджетов
субъектов Российской Федерации
финансировать дополнительные затраты,
обусловленные особенностями
2. Внести в Федеральный
закон «Об основах социального
обслуживания населения в
Информация о работе Социальная работа с детьми с ограниченными возможностями