Социальная работа с детьми с ограниченными возможностями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 21:19, курсовая работа

Краткое описание

Цельдипломной работы - Раскрыть и проанализировать технологии социальной работы с детьми с ограниченными возможностями, для дальнейшего изучения и повышения их эффективности.
Исходя из цели, можно выделить следующие задачи:
- описать содержание понятий инвалидность и реабилитация, виды реабилитаций;
- выявить проблемы в работе с детьми с ограниченными возможностями;
- рассмотреть основные методы социальной реабилитации детей-инвалидов;
- изучить практический опыт решения проблем детской инвалидности в России и зарубежом;

Вложенные файлы: 1 файл

дети с огранич возм-ми.docx

— 130.30 Кб (Скачать файл)

· Российский государственный  педагогический университет им. А.И. Герцена в Санкт-Петербурге (по работе с инвалидами по зрению).

· Новосибирский  государственный технический университет  является экспериментальной площадкой  по непрерывному профессиональному  образованию инвалидов разных категорий  в условиях университетского комплекса.

· Московский педагогический государственный университет –  экспериментальная площадка по высшему  профессиональному педагогическому  образованию инвалидов.

Кроме того, созданы  учебно-методические центры и экспериментальные  площадки по обучению инвалидов в  каждом федеральном округе.

Большое значение для  расширения возможностей инвалидов  получать высшее образование имеет  внедрение новейших технологий. Так  Северо-западный государственный заочный  технический университет использует дистанционную форму обучения инвалидов, проживающих в отдаленных районах, а также ограниченных в передвижении. На платной основе дистанционная форма обучения предлагается в ряде образовательных учреждений, в частности, в Московском заочном народном университете искусств на факультетах: изобразительном, музыкальном, киноискусства, театральном.

В Челябинском государственном  университете с 1992 года действует система  интегрированного обучения инвалидов. В настоящее время 200 студентов  с ограниченными возможностями  здоровья (с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, и  др.) обучаются на 14 факультетах университета. На базе Интернет-сайта Челябинского государственного университета, создан специализированный сайт, на котором  размещены адреса образовательных  учреждений, где получают профессиональное образование всех уровней студенты с ограниченными возможностями, а также осуществляется подготовка специалистов в области социальной работы.

Например, в Москве опыт обучения студентов с ограниченными  физическими возможностями имеют: Русский гуманитарный интернет-университет, Московский государственный социально-гуманитарный институт, Государственный специализированный институт искусств в структуре Российского  международного центра творческой реабилитации инвалидов Министерства культуры России, Московская государственная академия физической культуры, Институт профессиональной реабилитации и подготовки персонала всероссийского общества слепых «РЕАКОМП», Российский государственный социальный университет и многие другие вузы.

Многие специалисты  отмечают, что часто юноши и  девушки, получившие общее полное образование  в специальных учреждениях, трудно адаптируются к получению профессионального  образования в обычных образовательных  учреждениях. Это делает особенно актуальным вопрос развития интегрированного, образования  на уровне общеобразовательной школы.

В то же время предпринимаемых  усилий недостаточно. Необходимо обеспечить дальнейшее развитие профессионального  образования для инвалидов.

4.  Наиболее острые проблемы детской инвалидности

Обеспечение прав детей-инвалидов  в России имеет целый ряд существенных проблем.

Недостаточно развита  практика в области судебной и  административной деятельности, направленная на реализацию прав инвалидов. Сложно обеспечивать права инвалидов с  тяжелыми формами заболеваний из-за ограничения в передвижении и  недоступности судов и исполнительных органов для посещения инвалидами.

Многие инвалиды России не информированы о своих  правах, порой информация носит неполный характер.

Актуальна проблема врачебной ошибки и халатности медицинского персонала, невыполнение правил в отношении  больного (как одна из причин инвалидности).

Несмотря на то, что Россия в соответствии с Конституцией страны - социальное государство, в  котором гарантируется равенство  прав и свобод человека и гражданина для всех членов общества вне зависимости  от каких либо различий, люди с ограниченными  возможностями не всегда могут в  полной мере воспользоваться своими конституционными правами.

Проблемы, прежде всего, связаны с наличием барьеров, мешающих интеграции людей с ограниченными  возможностями здоровья в общество. Потребности таких людей не учтены: в планировке большинства зданий образовательных учреждений и библиотек, в общественном транспорте, на улицах городов и сельских поселений. Инвалиды - колясочники живут, зачастую, в  неприспособленных жилищах, при  отсутствии лифтов и пандусов, в  результате не могут из-за наличия  ступеней покинуть жилище, или попасть  в образовательное учреждение. Неприспособленность  общественного транспорта, препятствует его использованию инвалидами.

Глобальной тенденцией, является и тот факт, что инвалиды составляют значительную часть малообеспеченного  населения во всех странах, не исключая Россию. Значительная часть детей-инвалидов  воспитывается в неполных семьях, чаще всего без отца, и, как правило, такие семьи относятся к наиболее малообеспеченным. Бедность не позволяет использовать новейшие технические возможности для дистанционного образования и создает другие сложности.

В настоящее время  имеются многочисленные проблемы в  обеспечении комплексной реабилитации детей-инвалидов.

В этой работе принимают  участие как минимум семь структур. Это администрация региона и  муниципалитета, бюро медико-социальной экспертизы, органы и учреждения социальной защиты населения, здравоохранения, образования, труда и занятости, юстиции, а также общественные организации инвалидов и родителей. В результате семьи с детьми инвалидами испытывают трудности в получении нужной социальной поддержки, не зная, в какое учреждение следует обращаться по каждому конкретному вопросу.

Серьезные проблемы связаны с деятельностью системы  медико-социальной экспертизы и комплексной реабилитации детей-инвалидов. Зачастую затягивается прохождение медико-социальной экспертизы, не обеспечен полный охват всех детей-инвалидов индивидуальными программами реабилитации.

Еще один блок проблем  возник в связи с реализацией  Федерального закона № 122-ФЗ о «монетизации»  льгот.

Дети-инвалиды переживают общие со взрослыми инвалидами трудности в обеспечении бесплатными лекарственными средствами, санаторно-курортным лечением, в своевременном, достаточном и качественном обеспечении техническими средствами реабилитации.

Недостаточно развита  сеть специальных общеобразовательных  учреждений. К сожалению, в ряде случаев  контроль за состоянием специального (коррекционного) образования в регионах осложнен отсутствием в некоторых органах управления образованием субъектов Российской Федерации специализированных отделов или секторов. В подавляющем большинстве районных и городских отделов управления образованием отсутствуют должности специалистов по специальному (коррекционному) образованию.

Имеет место дефицит  профессионально подготовленных кадров для системы социального обслуживания детей-инвалидов. Из более, чем 180 тыс. учителей, воспитателей, психологов, социальных педагогов, работающих с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, только около 10% имеют специальное дефектологическое образование. Повышение численности инвалидов приводит к еще большему обострению проблемы кадров24.

Отдельной проблемой  является отсутствие специально разработанных  для этой категории лиц государственных  образовательных стандартов, программно-методического  сопровождения. Содержание обучения не учитывает реальные возможности  обучающихся. Нет специальных пособий, учебников, программ.

Определенный пласт  проблем сложился в сфере образования  детей с ограниченными возможностями.

Крайне недостаточна сеть образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, имеющих адаптивную среду для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Например, по данным Федерального агентства по образованию  только половина детей с ограниченными  возможностями здоровья обучается  в адекватных условиях. Высокая наполняемость  групп (25-30 человек) приводит к повышению  утомляемости, истощению нервной  системы обучающихся, трудностях в  освоении программы.

Кроме того, образовательные  учреждения профобразования для  инвалидов не равномерно распределены по территории страны. Например, в республиках  Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкессия, Северная Осетия-Алания, в областях Амурской, Белгородской, Камчатской, Сахалинской, в Еврейской  автономной области, Корякском, Ханты-Мансийском, Ямало-Ненецком автономных округах  вопросы профессионального образования  инвалидов не наши отражения в  региональных нормативных правовых актах, учреждений для их профессионального  образования и интегрированного обучения нет.25

Выпускники специальных (коррекционных) образовательных учреждений, прошедшие хорошую социальную реабилитацию, и выпускники с ограниченными  возможностями учреждений профессионального  образования зачастую являются неконкурентоспособными на рынке труда.

Решение проблемы профессионального  образования людей с ограниченными  возможностями здоровья связано  со значительными финансовыми затратами.

Так, например, по информации МГТУ им. Н.Э. Баумана, на обучение слабослышащего студента требуется в 2-3 раза больше средств, чем на подготовку обычного, это справедливо для всех уровней  образования. Необходим сурдо-перевод, специальные экраны для видеотрансляций лекций и сканеры. Срок обучения таких студентов на 1 год длиннее, чем обычно. Преподаватели должны иметь специальные навыки.

Руководители регионов зачастую не хотят вкладывать средства в интернатные и образовательные учреждения для инвалидов, так как это большие вложения в обеспечение нужд небольшого контингента населения.

Проблемы профессионального  образования инвалидов, тесно связаны  с получением ими среднего образования. С 1 января 2005 года, в связи с принятием  Федерального закона 122-ФЗ от 22.08.2004г., вступили в действие новые редакции Закона Российской Федерации «Об образовании» и Федерального закона «О высшем и  послевузовском профессиональном образовании». Теперь вопросы обеспечения права  лиц с ограниченными возможностями  на получение общего (полного) образования  находятся в компетенции субъектов  Российской Федерации. Это создает  неравные условия для людей, проживающих  в различных регионах, соответственно нарушается равенство их конституционных  прав на получение общего образования, особенно с учетом того, что это  наименее мобильная категория населения.

Предстоящие реформы  образования в части введения профильного образования, подушевого финансирования образования, единого государственного экзамена, реструктуризации сельских школ и другие слабо учитывают потребности лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Так, например, сокращение сети сельских школ может значительно  снизить возможности детей-инвалидов  на селе жить в семье и обучаться  в обычной школе.

Принятый в 2007 году Федеральный закон о введении ЕГЭ не учитывает особые потребности  инвалидов. Сначала в целом по России инвалиды проходили вступительные  экзамены в учреждения профессионального  образования в традиционной форме26. В то же время эксперимент, проведенный органами управления образованием Ленинградской области и Санкт-Петербурга, показал, что ЕГЭ может открыть перед детьми-инвалидами новые возможности. В настоящее время инвалидам предоставляется возможность сдавать ЕГЭ на добровольной основе либо в традиционной форме27.

При переходе на подушевое финансирование образования, при введении новых форм оплаты труда педагогов, когда заработок ставится в зависимость от нагрузки и качества выполняемой работы, необходимо предусмотреть особые меры, способствующие развитию интегрированного (совместно со здоровыми детьми) обучению инвалидов. Пока разработанная Минобрнауки России Модельная методика формирования системы оплаты труда и стимулирования работников государственных образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений, реализующих программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования не достаточно учитывает фактор введения в школах интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

В законодательстве не оговорена возможность установления более высоких нормативов финансирования специальных образовательных учреждений и нормативов финансирования обучения лиц с ограниченными возможностями  здоровья в обычных образовательных  учреждениях с учетом особых потребностей данных учреждений и обучающихся.

Потребности инвалидов  не интегрированы в общее законодательство России в полной мере, в части  создания «безбарьерной среды»: установления специальных правил при строительстве зданий и сооружений, безопасности на улицах, обеспечения доступности транспорта28.

Установка пандусов и лифтов в вузах, где осуществляется обучение инвалидов – колясочников, также требует значительных затрат, более того все аудитории, помещения, проходы, должны позволять таким  студентам перемещаться свободно. Зачастую вузы, работающие на включение людей  с ограниченными возможностями  здоровья в образовательный процесс, осуществляют переоборудование помещений  за счет внебюджетного финансирования.

Проблема соблюдения прав детей-инвалидов в Российской Федерации поднималась в Заключительных замечаниях Комитета ООН по правам ребенка, данных Российской Федерации  по результатам рассмотрения Первого (1993 год), Второго (1999 год) и Третьего (2005 год) периодических докладов Российской Федерации о выполнении Конвенции  о правах ребенка; в ежегодных  государственных докладах «О положении  детей в Российской Федерации»; в докладе Генеральной прокуратуры Президенту Российской Федерации «Об исполнении законодательства о социальной защите детей-инвалидов» (февраль 2002 года), а также в представлении заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Министру здравоохранения и социального развития Российской Федерации (январь 2006 года).

Новейшие данные о проблемах обеспечения прав детей-инвалидов содержатся в специальном  докладе Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации  за 2006 год «О соблюдении прав детей  инвалидов в Российской Федерации» (далее именуется – Доклад).

Информация о работе Социальная работа с детьми с ограниченными возможностями