Социальная работа с детьми с ограниченными возможностями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 21:19, курсовая работа

Краткое описание

Цельдипломной работы - Раскрыть и проанализировать технологии социальной работы с детьми с ограниченными возможностями, для дальнейшего изучения и повышения их эффективности.
Исходя из цели, можно выделить следующие задачи:
- описать содержание понятий инвалидность и реабилитация, виды реабилитаций;
- выявить проблемы в работе с детьми с ограниченными возможностями;
- рассмотреть основные методы социальной реабилитации детей-инвалидов;
- изучить практический опыт решения проблем детской инвалидности в России и зарубежом;

Вложенные файлы: 1 файл

дети с огранич возм-ми.docx

— 130.30 Кб (Скачать файл)

Развивается сеть специальных  учреждений профессионального образования, внедряются новые технологии и методики профессионального обучения людей  с ограниченными возможностями  в обычных учреждениях среднего профессионального образования  и вузах.

Большое значение имеет  внедрение новых технологий. Современные  методы диагностики позволяют выявлять большинство отклонений в развитии ребенка в возрасте до 3-х лет. При этом специальные коррекционно-педагогические программы помощи детям раннего  возраста позволяют улучшить развитие ребенка, дают возможность в последствии обучаться в обычной, а не специальной школе.

В 1999 году по решению  коллегии Минобразования России, посвященной  вопросам совершенствования специального образования, акцент в работе с детьми с ограниченными возможностями  здоровья был перенесен на дошкольный возраст. На заседании коллегии была одобрена Концепция реформирования системы специального образования, предусматривающая создание единой государственной системы раннего  выявления отклонений в развитии, раннего вмешательства и консультирования семей, развитие системы коррекционно-педагогической работы с детьми раннего возраста.

В целях разработки и внедрения государственной  системы раннего выявления отклонений в развитии детей и оказания им психолого-педагогической и медико-социальной помощи на базе Института коррекционной  педагогики Российской академии образования  с 1 января 2000 г. Минобразованием России создано государственное научное учреждение «Центр ранней диагностики и специальной помощи детям с выявленными отклонениями в развитии» В настоящее время в субъектах Российской Федерации уже существует 16 центров раннего выявления и помощи детям с отклонениями в развитии.

По состоянию  на 1 января 2006 года в системе дошкольных образовательных учреждений работа по обучению, воспитанию и коррекции  ведется в 10,474 тыс. детских садах  и группах компенсирующего вида с 447,2 тыс. детей. Из них детских садов  и групп для детей:

· с нарушением слуха  – 158 (5,2 тыс. чел.);

· с нарушением речи (при сохраненном слухе) – 7549 (272,5 тыс. чел.);

· с нарушением зрения – 539 (37,3 тыс. чел.);

· для детей с  нарушением интеллекта (умственно отсталых) – 270 (12,7 тыс. чел.);

· с нарушением опорно-двигательного  аппарата – 586 (39,3 тыс. чел.);

· санаторного типа для детей с туберкулезной  интоксикацией – 872 (46,5 тыс. чел.);

· других профилей 559 (33,8 тыс. чел.).

По информации Минобрнауки России сеть специальных (коррекционных) образовательных школ для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии включает в себя 8 видов общеобразовательных школ (школ-интернатов) для детей с физическими и умственными недостатками, а также общеобразовательных школ индивидуального обучения детей-инвалидов на дому. Всего их в 2005/2006 учебном году по данным Федеральной службы статистики было 1946 с общим контингентом обучающихся свыше 236 тыс. человек (более 20 из них - школы индивидуального

обучения)22. Обучение и коррекция развития в данных учреждениях реализуется по 15 учебным программам.

Предусмотрена возможность  обучения детей с выраженной умственной отсталостью и детей с множественными нарушениями в условиях образовательных  учреждений. Ранее такие дети направлялись только в учреждениях системы  социального развития.

Учитывая общемировой  подход к совместному обучению детей  с ограниченными возможностями  здоровья и нормально развивающихся  сверстников, в России в последние  годы усиливается процесс развития интеграционного (инклюзивного) образования.

Долгое время  государственная политика была ориентирована  на содержание детей с ограниченными  возможностями в интернатах, обучение и воспитание таких детей исключительно  в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения. По мнению экспертов, это ведет к углублению неравенства людей с ограниченными  возможностями здоровья. Реализация интегрированного (инклюзивного) подхода  выступает в качестве гуманистической  альтернативы специальному обучению. Инклюзивное образование использует гибкий подход к преподаванию для  удовлетворения различных потребностей в обучении. Как показывает российская и международная практика, обучение становится более эффективным, и  выигрывают от этого все дети.

Внедрение инклюзивного образования позволяет менять отношение  общества к инвалидам на более  позитивное, разрушать отчужденность. Инклюзивное образование позволяет осуществлять непрерывное образование. В 2001 году Минобразования России, Институт коррекционной педагогики РАО и Московское бюро ЮНЕСКО провели Международную научно-практическую конференцию по проблемам интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья. На конференции была принята Концепция интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными образовательными потребностями), которая основана на принципах: интеграции через раннюю диагностику; обязательной коррекционной помощи каждому ребенку; разноуровневые модели интеграции.

Уже накоплен опыт внедрения интегрированного образования  в практику. В настоящее время  почти 1,5 тысячи детей с нарушениями  слуха обучаются вместе с нормально  слышащими детьми.

Кроме того, свыше 100 тыс. детей, имеющих легкие нарушения  звукопроизношения или письменной речи, посещают почти 5 тыс. логопедических пунктов при общеобразовательных  учреждениях. Комплектование образовательных  учреждений (групп, классов), в которых  ведется обучение, воспитание и коррекция  развития детей с ограниченными  возможностями во многом зависит  от качества работы психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК). Общее количество постоянно  работающих и периодически создаваемых ПМПК составляет более 1400.

В специальных (коррекционных) классах при общеобразовательных  учреждениях (школах и школах-интернатах) в 2005/2006 учебном году обучалось более 188,8 тыс. человек, в том числе: в  классах для умственно отсталых детей – 26,7 тыс. чел., в классах  для детей с задержкой психического развития – 149 тыс. чел. Специальные (коррекционные) классы для обучающихся, воспитанников  с отклонениями в развитии, в которых  ребенок может получать образование, создаются территориально приближенными к месту его жительства, что ведет к сокращению интернатных учреждений для данной категории детей.

Необходимо отметить, что для успешного развития детей-инвалидов, создания условий их интеграции в  общество важную роль играет семейное воспитание. В связи с этим политика государства направлена на поддержку  семей, имеющих детей инвалидов  и создания условий, позволяющих  воспитывать детей не в интернатных учреждениях, а в семье.

Тем не менее, в России на 1 января 2006 года в 254 домах ребенка  находилось 20,6 тыс. детей, функционировало 1373 школы-интерната для детей  с отклонениями в развитии, (в  которых обучалось 167 тыс. детей), из них 224 школы-интерната для детей  с отклонениями в развитии – сирот (в которых обучалось 20,6 тыс. детей).

В связи с новыми социальными требованиями к системе  образования повышается значимость деятельности по психологическому обеспечению  образования.

Создана служба практической психологии на всех уровнях системы  образования (от дошкольного до высшего), которая призвана оказывать первичную  и специализированную помощь участникам образовательного процесса, осуществляет их психологическое просвещение, профилактику, диагностику, коррекцию, консультативную  деятельность.

Деятельность службы основывается на принципах коррекционно-развивающего и компенсирующего обучения, индивидуальной психолого-педагогической и медико-социальной помощи ребенку, ранней диагностики и коррекции отклонений в развитии, сотрудничества семьи и школы. Служба является основой объединения действий педагогов, психологов, социальных педагогов, медицинских работников и других специалистов в единую систему индивидуального комплексного динамического сопровождения развития на всех этапах обучения в образовательном учреждении. Решение данных проблем возложены на образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. В настоящее время функционирует почти 900 данных учреждений.

Нужно также отметить, что подготовка специалистов для  системы специального (коррекционного) образования ведется на факультетах  или отделениях коррекционной педагогики (дефектологии) в 33 вузах страны и 17 образовательных учреждениях среднего профессионального образования.

Большая роль в совершенствовании  коррекционно-образовательного процесса отводится системе повышения  квалификации. В настоящее время  в стране функционирует 94 учреждения дополнительного профессионального  образования. В их составе имеются 11 кафедр специальной педагогики и  психологии и 25 самостоятельных учебно-методических подразделения дефектологии. Основные направления развития сети специальных (коррекционных) образовательных учреждений (СКОУ): развитие сети школ надомного обучения; создание нормативной базы для их существования; перевод специальных (коррекционных) образовательных учреждений для детей с физическими недостатками (I-VI видов) на финансирование из муниципальных бюджетов на бюджет субъектов РФ; укрепление материально-технической базы СКОУ; создание объединенных специальных (коррекционных) учреждений для детей из СКОУ разных видов; создание нормативной базы для интегрированного обучения детей в образовательных учреждениях общего назначения; расширение сети центров ранней диагностики и сопровождения детей с отклонениями в развитии; создание и обновление нормативной базы для работы психолого-медико-педагогических комиссий с учетом происходящих изменений и изменений законодательства (в части реализации прав детей с отклонениями в развитии на получения образования); стабилизация деятельности существующей сети специальных (коррекционных) образовательных учреждений и развитие инновационных видов СКОУ. Учредителями специальных (коррекционных) образовательных учреждений являются органы управления образованием субъектов Российской Федерации или муниципальные органы управления образованием. Финансирование специальных коррекционных образовательных учреждений осуществляет учредитель.

Качество жизни  людей с ограниченными возможностями  здоровья во многом зависит от возможности  получения профессиональной подготовки и последующего трудоустройства.

По данным Минздравсоцразвития России изучение потребности инвалидов в профессиональном образовании выявляет высокий процент выдачи рекомендаций по профессиональной подготовке и переподготовке на производстве – примерно 36% в среднем по России. Примерно 20% составляют рекомендации по обучению в учреждениях профессионального образования общего типа. В соответствии с законодательством создаются специализированные профессиональные образовательные учреждения и соответствующие условия в учреждениях общего типа для осуществления интегрированного образования. В настоящее время, в связи с изменением структуры производства, существует потребность в переобучении и переквалификации инвалидов старших возрастов.

В системе социальной защиты населения действует 45 учебных  заведений для людей с ограниченными  возможностями здоровья, из них: 34 учебных  заведения начального профессионального  образования регионального подчинения, 11 федеральных техникумов-интернатов и ряд центров профессиональной реабилитации иной подчиненности. В  настоящее время идет процесс  реорганизации специализированных учебных заведений в центры профессиональной реабилитации. Подобные центры уже действуют в Санкт-Петербурге и Новокузнецке. В данных центрах создана специальная учебно-реабилитационная среда.

По данным Министерства образования и науки Российской Федерации в государственных  образовательных учреждениях среднего профессионального образования  обучается порядка 5 тыс. студентов  с ограниченными возможностями  здоровья: в Центральном федеральном  округе – 1428 чел., в Северо-Западном– 324 чел., в Южном - 814 чел., в Приволжском  – 912 чел., в Уральском – 509 чел., в  Сибирском – 894 чел., в Дальневосточном  – 274 чел.

На основе конкурса Министерством образования с 2003 года созданы 18 учебно-методических центров  по среднему профессиональному образованию (2-3 в каждом федеральном округе) и 26 учебно-методических центров по начальному профессиональному образованию  инвалидов (по 2-4 в каждом округе страны).23

Каждый 5-й инвалид  стремится в настоящее время  получить высшее образование. Вместе с  тем, только 1% от общего числа инвалидов  заканчивают вузы.

Поэтому необходимо предпринимать специальные меры для обеспечения возможности  реализации прав инвалидов на получение  высшего профессионального образования. Основные направления данного процесса:

· обеспечение доступности, создание безбарьерной среды;

· распространение  интегрированного обучения;

· обеспечение медико-реабилитационного  сопровождения;

· использование  современных методов обучения;

· создание системы  профориентации на основе качественного  образования;

· учет потребностей рынка труда и помощь в трудоустройстве.

В ноябре 2003 года, в  соответствии с приказом Минобразования России «О совершенствовании профессионального  образования инвалидов» на основе конкурса среди образовательных учреждений были определены 5 федеральных головных учебно-методических центра по подготовке инвалидов.

Это следующие вузы:

· Московский государственный  технический университет им. Н.Э. Баумана (по работе с инвалидами по слуху), который ведет работу в  том направлении с 1934 года,

· Московский государственный  гуманитарный институт-интернат (по работе с инвалидами, имеющими нарушения  опорно-двигательного аппарата),

Информация о работе Социальная работа с детьми с ограниченными возможностями