Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 20:12, реферат
Взгляд Э. Гидденса на соотношение структуры и действия, индивида и социальной тотальности отличается и от представлений об индивиде как "свободном деятеле", обладающем всеми ресурсами и возможностями для конституирования социальных отношений, и от концепций, приписывающих доминирующую роль в определении взаимодействий индивидов надындивидуальным свойствам социального целого. Основная идея Гидденса оформлена в виде "теории структурации". Вводя этот термин, Гидденс стремился подчеркнуть два момента.
Умение индивида находить и объяснять самому себе причины и цели действий Гидденс называет рационализацией. Рационализация действия – это способность индивида рутинно поддерживать постоянное "теоретическое понимание" оснований собственных поступков. Такая способность не является тождественной дискурсивному осмыслению и оформлению своего поведения, это умение разбираться в намерениях и причинах действия. Рационализация действия – устойчивая характеристика повседневной практики, так как "является неотъемлемой чертой поведения компетентных социальных субъектов и представляет собой главное основание, по которому окружающие судят о "компетентности" индивида" [2, p. 57].
Умение объяснять лежит в основе дискурсивного сознания, так как оно означает способность индивида формулировать "обоснования" (reasons), которыми он описывает и подкрепляет свои действия. Обоснования черпаются из тех же "запасов знания" (stocks of knowledge), которые используются при воспроизводстве самих действий, поэтому способность индивида действовать и объяснять действия зависит от объема социального знания конкретного человека. "Запасы знания" определяются интеллектуальными предпочтениями и склонностями индивида, его дискурсивными способностями и лежат в основании его социальной компетентности2. Кроме того, значительная часть "запасов знания" проистекает, или основывается на "практическом сознании", поэтому нельзя говорить об их безусловной целостности и систематизированности. "Обоснования", в отличие от "рационализации", фрагментарны: в повседневной жизни они предстают как ответы на разрозненные и довольно спонтанные вопросы, которые инициированы либо окружающими, либо возникают в процессе саморефлексии. Обоснования могут быть не связанными напрямую с нормами и общественными конвенциями, обращены к ним или упоминать их. В этом важное отличие представлений Гидденса от парсоновского понимания действия, управляемого интернализованными нормативными императивами.
Следует предупредить возможное отождествление "обоснований" (дискурсивное подкрепление повседневного поведения) с рационализацией действия. Их соотношение неоднозначно. Гидденс называет, по крайней мере, три фактора, не позволяющих отождествлять эти понятия [2, р. 57-58].
1. Индивид может
привлекать обоснования,
2. Возможности рационализации, осмысления действия теряются как в бессознательном индивида, так и в его запасах знания. Совместные знания, на которые ориентируется и которые использует индивид при взаимодействии, не всегда известны взаимодействующим в систематизированной форме. "Объяснения" действия зависят от степени отчетливости совместного знания, пусть даже не выраженного в систематической форме, но одинаково понимаемого и принимаемого взаимодействующими;
3. На четкость "объяснений" влияют бессознательные элементы мотивации. Речь идет об описанной Фрейдом рационализации: смещающем воздействии бессознательного на процессы рационального объяснения.
Гидденс понимает,
что при построении теории действия
ему нельзя обойти тему мотивации. В
его рассуждениях она присутствует
как проблема бессознательной мотивации
и преднамеренного поведения. "Теория
мотивации имеет ключевое значение,
поскольку обеспечивает нас концептуальными
связями между рационализацией
действия и рамочными конвенциями,
воплощенными в институтах (хотя значительная
часть социального поведения
может считаться не мотивированной
непосредственно). Однако, теории мотивации
приходится обращаться и к неосознанным
обстоятельствам действия, принимая
во внимание бессознательные мотивы,
действующие вне области
Непреднамеренные
последствия действия систематически
участвуют в процессе воспроизводства
институтов, правил, обычаев и способов
действия, и напрямую связаны с
неосознаваемыми
Рис. 2. Стратификационная модель действия
Для Гидденса очевидно,
что наряду с "рационализацией"
и "рефлексивным мониторингом" действия
бессознательная мотивация
Природа деятельности и проблема интенциональности. Разрабатывая теорию действия, описывая разные уровни мотивации агента и определяя их соотношение, Гидденс особое внимание уделяет проблеме интенциональности. Эта характеристика человеческой деятельности представляется важной для понимания основных принципов теории структурации. Согласно определению Гидденса, интенциональность – характеристика действия, отражающая установку агента на достижение определенного качества или результата; интенциональность сообщается действию самим индивидом в силу его способности к рефлексивному мониторингу и рационализации. Поток интенциональных действий, из которых, по Гидденсу, и складывается ход повседневной жизни, частью своей имеют непреднамеренные результаты, связанные обратной связью с неосознанными условиями действия. Так, говорение – интенционально, а участие в воспроизводстве языка как целого – непреднамеренно. То есть, действие не интенционально в отношении его сопутствующих эффектов и непреднамеренных результатов.
Чем более удалены
последствия действия во времени
и пространстве, тем с меньшей
вероятностью они будут интенциональными.
Эта вероятность
Гидденс соглашается с трактовкой интенциональности поведения Р. Мертоном: каждый элемент деятельности может влечь за собой как однозначно определенные, так и самые неопределенные последствия. Однако, по мнению Гидденса, мертоновские понятия явной и латентной функций недостаточно отчетливо описывают соотношение рационального и иррационального, желания и интенции. Вместе с тем Гидденс принимает тезис о связи непредвиденных последствий действия с институционализированными практиками. Такая связь должна анализироваться в трех контекстах, разделяемых аналитически.
1. Последствия единичного события или контрфактуальность: анализ первоначального обстоятельства и вызванных им событий; анализ событий методом от противного – какова была бы цепочка, если бы первоначального события не было.
2. Последствия комплекса индивидуальных действий: конечный результат происходит как непредвиденное последствие совокупности независимых интенциональных действий.
3. Воспроизводство институциональных практик: непредвиденные последствия формируют новые условия действия в нерефлексивном цикле с обратной связью.
Важной составляющей проблемы интенциональности, согласно Гидденсу, является соотношение действия и власти. В социальной и политической теории интерес к концепциям власти традиционен. Гидденс указывает на две основополагающие интерпретации этого понятия. Первая – веберовская: власть как способность действующего индивида достигать желаемого, несмотря на возможное сопротивление, противодействие со стороны окружения. Вторая – парсонсианская: власть как свойство социальной общности, вторичное по отношению к нормативному характеру социальной жизни. Иной подход представляет теория действия Гидденса. Любое действие предполагает способность индивида вмешиваться в события или воздерживаться от вмешательства, что и оказывает влияние на какой-либо процесс или положение дел: "Для того чтобы быть агентом, необходимо реализовывать способность к использованию (постоянно, в повседневной жизни) всего спектра власти, включая и воздействие на использование власти другими... Агент перестает быть агентом, если теряет способность "преобразовывать", т.е. реализовывать определенный вид власти" [3, p. 14]3. Таким образом, участие агента в "событиях мира" относится не к намерению индивида сделать что-то, а в первую очередь к способности действовать, производить результат, по Гидденсу - осуществлять власть.
С точки зрения теории действия, власть сама по себе не является ресурсом. Ресурсы – это средства, с помощью которых осуществляется власть как рутинная оставляющая поведения. Именно ресурсы организуют систему властных отношений как отношения автономии / зависимости. Причем, властные отношения взаимообратимы: отношения автономии и зависимости действуют в обоих направлениях. Такую закономерность социальных систем Гиннес обозначает как "диалектика контроля": формы зависимости предполагают наличие определенных ресурсов, посредством которых подчиненные могут влиять на действия подчиняющих [3, р. 16]. Диалектика контроля встроена в саму природу деятельности: "Субъект, который не участвует в диалектике контроля, перестает быть субъектом действия" [2, p. 149].
Понимание действующими
индивидами себя и своей социальной
среды в структурно-
Теория структурации
Теория структурации
и сопряженные с ней концепции
социальных институтов, социальной и
системной интеграции ориентированы
на изучение механизмов социальных изменений
современности. Понятие "структурация"
используется Гидденсом для того,
чтобы акцентировать
Ключевые понятия теории структурации – понятия "социальная структура", "социальная система". Гидденс определяет структуру как генеративные (порождающие) правила и средства (ресурсы), организованные как имманентные свойства социальных систем и благодаря которым в них обеспечивается связность времени и пространства. Согласно такому подходу, социальные структуры существуют исключительно как "структурирующие свойства", которыми определяются базовые характеристики социальных систем или коллективных образований; они представляют собой виртуальный порядок элементов и характеризуются отсутствием субъекта [2, p. 66]. Структурирующее влияние этих свойств складывается из двух аспектов. Во-первых, это оформление образцов, правил взаимодействия агентов (patterning of interaction), во-вторых, – конституирование временной протяженности взаимодействия [2, p. 62–63]. Таким образом, структурирующие свойства обусловливают существование более или менее одинаковых социальных практик во времени и пространстве и придают им "систематическую" форму.
Социальные системы состоят из практик, организованных как взаимозависимость субъекта действия и группы. Это взаимодействие размещено во времени и пространстве, поэтому социальные системы можно интерпретировать как структурные "поля", где агенты занимают определенные позиции по отношению друг к другу. Социальная позиция агента определяется как его социальная идентичность, которая влечет за собой круг прерогатив и обязательств, то есть - ролевые предписания, связанные с данной позицией. Таким образом, социальные системы обладают "структурными свойствами" и представляют собой "структурированную целостность". Социальная система – это воспроизводящаяся социальная практика, которой присущи отрегулированные отношения взаимозависимости между индивидами и группами, то есть – организованное социальное взаимодействие. Социальные системы существуют синтагматически – в пространстве и времени в виде реальных отношений людей или коллективов. Они обладают структурными свойствами, но сами структурами не являются [2, p. 66].
Понятия структуры
и системы связаны с понятиями
В социальной теории часто происходит смешение смыслов "следования правилу" и "интерпретации правила". Гидденс соглашается тем, как эта проблема разрабатывалась в исследованиях повседневной типизации4. Практическое знание, основанное на типизации, не охватывает всех ситуаций, с которыми сталкивается или может столкнуться агент. Оно обеспечивает его общую способность реагировать и влиять на неопределенно большой диапазон социальных ситуаций. Следование правилу не зависит от умения формулировать правило, которому подчиняется действие. Большинство правил схватываются агентами только внутренне: они обучаются "техникам делания". Дискурсивное выражение правила является его интерпретацией, которая изначально предполагает расхождение с правилом. В силу этого дискурсивное формулирование может изменять и форму применения правила. Например, законы – формальная кодификация социальных правил, имеющая градацию наказаний. Наказания – это форма применения правила, но не первоначального, а кодифицированного [2, p. 22-23]. Согласно теории Гидденса, управляемая правилами деятельность – не просто использование фиксированных правил для производства чего-то нового, это способ воспроизводства самих правил и средство их модификации. Структурирующие качества правил можно наблюдать в процессах формирования, поддержания, прекращения и реформирования ситуаций.
Информация о работе Социологическая концепция Энтони Гидденса