Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 20:12, реферат
Взгляд Э. Гидденса на соотношение структуры и действия, индивида и социальной тотальности отличается и от представлений об индивиде как "свободном деятеле", обладающем всеми ресурсами и возможностями для конституирования социальных отношений, и от концепций, приписывающих доминирующую роль в определении взаимодействий индивидов надындивидуальным свойствам социального целого. Основная идея Гидденса оформлена в виде "теории структурации". Вводя этот термин, Гидденс стремился подчеркнуть два момента.
Оба механизма "высвобождения" и стабилизации социальных связей основываются на доверии, которым облекаются уже не просто индивиды, а абстрактные возможности. В качестве средств стабилизации социальных связей на личностном уровне выступают дружба, интимность, подкрепленные личными обязательствами. Они предполагают отношения, основанные и выражающиеся в непосредственном сотрудничестве социальных агентов. Стабилизация отношений в неопределенных пространственно-временных обстоятельствах основана на вере в символические или экспертные системы, являющиеся "абстрактными" и характеризующиеся безличными обязательствами. Природа социальных институтов современности как раз и связана с механизмами формирования доверия к абстрактным системам. Функционирование абстрактной системы означает, что тот или иной ее элемент, с помощью которого опосредуется взаимодействие (например, денежные знаки), обладает определенной значимостью для каждого вовлеченного во взаимодействие индивида. Кроме того, каждый индивид предполагает существование аналогичного отношения к этим элементам абстрактной системы у других индивидов. Будущее доступно рефлексивному знанию, поскольку оно является основным элементом повседневной практики. Индивид стремится опереться на экспертные системы не столько ради безопасности, уверенности, сколько для расчета пользы и риска в определенных обстоятельствах. Экспертное знание обеспечивает возможность такого расчета, но тем самым создает и универсум обстоятельств для своего применения – посредством постоянного рефлексивного осуществления знания [4, с. 89].
Отношения доверия
являются базовыми для расширения пространственно-временной
дистанции взаимодействия, для осуществления
системной интеграции. Если доверие
к людям и личные обязательства
предполагают существование некоторых
индикаторов единения, то доверие
к системам принимает форму безличных
обстоятельств, которые у обычного
человека поддерживаются знанием о
существовании областей, где он не
разбирается. Тем не менее, безличные
обязательства, как правило, поддерживаются
или подкрепляются личными
Индивид и общество
Рассматривая принципы
воспроизводства структурных
И действующему индивиду, и обществу присущи одни и те же структурные свойства: "Структура формирует индивида и общество одновременно, но никогда не использует при этом все свои возможности по причине значимости непреднамеренных последствий и неосознанных обстоятельств действия..." [2, p. 70]. Любой агент обладает детальным знанием об обществе, в котором он живет, причем это "знание" может описываться в терминах и практического и дискурсивного сознания10.
Любой компетентный
социальный агент является "социальным
теоретиком" на уровне дискурсивного
сознания и "методологическим специалистом"
на уровне и дискурсивного, и практического
сознания. Индивид – исторически
и пространственно
Гидденс замечает, что "знание" действительно имеет тенденцию к уменьшению (то есть компетентность индивида снижается), когда практика выводит его деятельность за границу повседневности. Это происходит в силу его пространственной и временной локализации. Гидденс приходит к выводу, что изучение производства и воспроизводства общества теснейшим образом связано с изучением социализации, создающей основу его институционального порядка. И воспроизводство социальных систем, и поведение агентов обладают временной протяженностью, а их взаимосвязь как раз и проявляется на уровне индивидуального участия в процессах социализации [2, р. 129-130].
При построении концепции социализации и социальной позиции, Гидденс отказывается от функционалистской теории ролей. Он полагает, что социальные системы состоят не из ролей, а из воспроизводимых практик. Так как социальные системы помещены во время и пространство, их можно интерпретировать как структурные "поля", где агенты занимают определенную позицию по отношению друг к другу. Социальная позиция агента определяется как его социальная идентичность, которая образует набор возможностей, прерогатив и обязательств. Последние как раз и составляют "ролевые предписания", связанные с данной позицией, и обусловливают определенность в поведении индивида [2, p. 117]. Гидденс высказывает три соображения об особенностях социализации.
1. Социализация
не заканчивается в тот момент,
когда общество признает
2. Социализация
не является простым процессом
инкорпорации ребенка в
3. Социализация
– не унифицированный процесс,
она всегда контекстуальна. В
силу своей диалогичности,
Таким образом, Гидденс показывает, что институциональные характеристики участвуют в последовательном формировании психологии обществ современности. Современные общества характеризуются делокализацией социального действия, теперь оно может и не быть жестко опосредовано конкретным местом своего осуществления. Это делает возможной все возрастающую по своим масштабам координацию социальной деятельности, субъекты которой не вступают друг с другом в физический контакт [6. с. 96-97].
Пространственно-временное
дистанцирование предполагает не только
развитие административной координации
и функций надзора, но и развитие
"абстрактных систем", которые
заключают в себе экспертное знание
и "символические знаки" (о чем
говорилось выше). Экспертное знание не
ограничивается научно-техническими сведениями
и технологией. Оно распространяется
и на практику социальных отношений,
и на интимные аспекты личности и
ее "Я" (психотерапия, религиозная
проповедь, досуг) [6, с. 97]. Дополняя идею
"абстрактных систем" Гидденса,
мы можем сказать, во-первых, что
экспертное знание не только начинает
проникать во всю совокупность стандартов
современной жизни, но одновременно
и участвует в создании этих стандартов.
Во-вторых, символические знаки, обладающие
стандартной ценностью и
Институциональная рефлексивность, согласно Гидденсу, выражается в упорядоченном использовании индивидом знаний об обстоятельствах социальной жизни в качестве элемента организации и изменения собственного поведения [6, с. 98]. Знание о мире подвергается постоянной ревизии, а скептицизм становится ключевым методом получения нового знания и контроля качества уже существующего. Такое "радикальное сомнение" существенным образом влияет на социальную значимость и функционирование субъективного доверия. Колебания от радикального сомнения к доверию заставляют индивида оценивать будущее в терминах риска, выгоды, полезности. Кроме того, оно превращается в, своего рода, вероятностный рефлексивный проект: "Варианты будущего интерпретируются в рефлексивных терминах настоящего и становятся все менее предсказуемыми в своих последствиях" [6, с. 98]. На фоне этого экспертное знание постепенно принимает специализированный и фрагментарный облик; глобальные (по масштабам своего влияния) экспертные системы становятся доступными и понятными все меньшему числу экспертов, поскольку для большинства из них постоянно снижается возможность координировать и сопоставлять свои оценки, прогнозы и рекомендации. В такой ситуации граница между экспертом и дилетантом парадоксальным образом исчезает.
Для "высвобождающих
механизмов" чрезвычайно важным
оказывается поддержание
Согласно теории действующего субъекта, всякое действие становится возможным благодаря способности индивида к дискурсивной и практической интерпретации природы и причин своих поступков. Гидденс уточняет, что именно практическое сознание, как правило, не рефлексивно, но образует эмоциональную и когнитивную основу чувства онтологической безопасности. Стержнем его является чувство "базисного доверия" (здесь Гидденс обращается к термину Э. Эриксона). Чувство базисного доверия Э. Эриксон определяет как установку по отношению к себе и к миру, подразумевающую как собственную доверчивость человека, так и чувство неизменной расположенности к себе других людей [7, с. 106]. Базисное доверие формируется в первые годы жизни ребенка; у взрослых происходит снижение этого чувства и доминирует базисное недоверие, проявляющееся в разных формах отчуждения. "Доверие включает в себя не только то, что некто научается надеяться, полагаться на тех, кто извне обеспечивает его жизнь, но и доверие к самому себе, веру в способность собственных органов справляться с побуждениями" [7, с. 111]. Формирование базисного доверия в детстве оказывает незаметное, но устойчивое влияние на протекание последующей жизни человека. Такому человеку совершенно не нужно, чтобы окружающие оберегали его, руководили им и инициировали его деятельность. Доверчивость детства превращается в устойчивое предположение, что данная общность заслуживает доверия, что мир, существующий вокруг человека, является осмысленно устроенным. Несмотря на "приступы зависимости", индивид способен сохранять в себе надежду – "готовность верить в достижимость главных своих желаний" [7, с. 116].
Онтологическая безопасность, согласно концепции Гидденса, составляют четыре компонента. Во-первых, это рутинная практика социальных действий, связанная с ситуациями выбора и социального творчества, ход которой определяет онтологическую основу повседневности индивида. В традиционных обществах онтологическая схема задавалась традицией, которая не предполагала возможность поливариантного будущего. Во-вторых, это вопрос конечности человеческой природы и осознание человеком своей конечности. Третья составляющая – интерсубъективность: "эмоционально-когнитивное обнаружение другого в процессе индивидуального развития становится". По Гидденсу, это ключевой элемент как для самоидентификации личности, так и для восприятия внешних объектов как тождественных и непрерывных. Четвертая составляющая онтологической безопасности – становление самоидентичности, которую Гидденс определяет как "постоянное чувство непрерывной духовной и телесной личности". Самоидентичность, или тождество "Я", не является неизменным набором личностных черт и склонностей, которые проявляются в индивидуальных действиях; самоидентичность поддерживается с помощью личностной саморефлексии относительно биографии: автобиография составляет ее ядро в условиях современной социальной жизни [6, с. 101].
Таким образом, современная
эпоха характеризуется
Гидденс выделяет десять характеристик, объясняющих особенности самоидентичности индивидов в современную эпоху.
1. Самоидентичность
есть рефлексивный проект, создаваемый
самим индивидом: "понимание себя
подчинено более
2. В рефлексивном
проекте разрабатывается
3. Рефлексивность всеохватна и непрерывна.
4. Целостность самоидентичности
базируется на непрерывности
и субъективной связности
Информация о работе Социологическая концепция Энтони Гидденса