Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 20:12, реферат
Взгляд Э. Гидденса на соотношение структуры и действия, индивида и социальной тотальности отличается и от представлений об индивиде как "свободном деятеле", обладающем всеми ресурсами и возможностями для конституирования социальных отношений, и от концепций, приписывающих доминирующую роль в определении взаимодействий индивидов надындивидуальным свойствам социального целого. Основная идея Гидденса оформлена в виде "теории структурации". Вводя этот термин, Гидденс стремился подчеркнуть два момента.
Гидденс утверждает, что любой компетентный представитель любого общества хорошо осведомлен о его социальных институтах: это знание необходимо как для деятельности общества, так и отдельного индивида. Принципиальная способность любого индивида к сознательности (knowledgeability) основана скорее на практическом, чем на дискурсивном сознании и, разумеется, сознательность всегда ограничена. Индивиды могут не знать обо всех разветвленных и отдаленных (во времени и пространстве) последствиях действия и о том, как эти последствия проявятся в будущем: "История творится интенциональной деятельностью, – пишет Гидденс, – но не является интенциональным проектом. Она постоянно ускользает от попыток провести ее по какому-то задуманному направлению" [3, p. 27]. Тем не менее открытость будущего рефлексивному знанию становится существенным элементом развития современных обществ. Гидденс связывает это с развитием абстрактных систем, разорвавших контекстуальную (пространственную и временную) подчиненность и обусловленность социального взаимодействия, а также существенно изменивших принципы социальной и системной интеграции.
Гидденс следует за И. Гофманом в понимании пространственно-временного упорядочения социальной деятельности. Пространственно-временные отношения рассматриваются им как фундамент производства и воспроизводства социальной жизни, а не как отношения, которые накладывают границы на социальную деятельность. Отношения в условиях соприсутствия состоят из того, что Гофман назвал "ситуациями", встречами, переходящими во времени и пространстве. Отношения с физически отсутствующим, пишет Гидденс, подразумевают социальные механизмы, отличные от используемых в контекстах соприсутствия [3, p. 36-37]. Такая особенность социальных систем должна изучаться, по Гидденсу, посредством теории системного противоречия, которая определяла бы соответствующим образом понятия "социальной" и "системной" интеграции, "социального" и "системно" противоречия, а также условия и принципы воспроизводства социальных систем.
Теория интеграции и системного противоречия: принципы воспроизводства социальных систем. В теории Гидденса понятие "интеграция" не является синонимичным понятиям "сплоченность" или "консенсус". Интеграция – это упорядоченное взаимодействие между индивидами, коллективными образованиями, основанное на отношениях относительной автономии и зависимости между участниками взаимодействия; отношения автономии / зависимости (вспомним идею "диалектики контроля") Гидденс называет "взаимным обменом практиками" (reciprocity of practices) [2, p. 76].
Социальная интеграция понимается Гидденсом как взаимодействие на личном уровне, предполагающее отношения автономии / зависимости индивидов при их соприсутствии. Гидденс особо подчеркивает значимость пространства, присутствия агентов "здесь и теперь" при их взаимодействии "лицом к лицу".
Системная интеграция – взаимодействие между агентами, социальными системами, тотальностями, их взаимный обмен отношениями автономии / зависимости в расширенных пространственно-временных промежутках.
"Системность"
(systemness) на уровне социальной
По Гидденсу, социальные
системы характеризуются не просто
способностью саморегуляции и
Наиболее важными
эффектами, порождаемыми непреднамеренными
последствиями действия как в
сфере воспроизводства
В социальной теории
два понятия имеют тенденцию
к совпадению: противоречие является
необходимым условием конфликта. Однако
социальное противоречие может существовать,
не вызывая социального конфликта;
есть как минимум три
Рис. 4. Теория системного противоречия
"Господство"
и "противоречие" относятся
к структурным характеристикам
социальных систем; они связаны
принципом дуальности, поскольку
выражаются и воспроизводятся
посредством друг друга. "Конфликт"
и "противоречие" связаны непосредственно,
а взаимосвязь "господства"
и "конфликта" опосредована
властными отношениями.
Таким образом, Гидденс показывает, что взаимосвязи интеграции, системных противоречий и социальных конфликтов в немалой степени детерминированы принципами воспроизводства социальных систем. Гидденс выделяет ряд компонентов системной интеграции, из которых, собственно, и складывается ее "системность". Институционализированная сеть взаимосвязей и взаимовлияний, управляющая воспроизводством системы, действует сообразно трем принципам: (1) действие гомеостатических каузальных петель; (2) саморегуляция посредством обратной связи и селективной информационной фильтрации; (3) рефлексивная саморегуляция.
Гомеостатические каузальные петли (homeostatic causal loops). Взаимозависимость частей системы осуществляется посредством причинных отношений, при которых изменение одной части вызывает последовательность событий, влияющих на другие части системы, а эти изменения, в свою очередь, снова оказывают влияние на элемент системы, с которого начались изменения. О "гомеостатичности" каузальных петель можно говорить в том случае, когда влияние на элемент системы, с которого начались изменения, направлено на возврат его к исходному состоянию. Описанный процесс является важной характеристикой воспроизводства социальных систем, но представляет собой принцип простейшего порядка.
Саморегуляция посредством обратной связи (self-regulation through feedback). Механизмы обратной связи, в отличие от гомеостатических каузальных процессов, характеризуются не замкнутостью, но направленностью и стимулируют появление контролируемых изменений. Этот тип саморегуляции систем основан, по мнению Гидденса, на принципе "информационной фильтрации" - контролирующего влияния на элементы цикла. Процессы направленных изменений управляются системой "контролирующих фильтров", пропускающей желательные и отсеивающей нежелательные элементы (пример - вступительные экзамены). Посредством селективного информационного отфильтровывания акторы на стратегически важных местах пытаются рефлексивно регулировать общие условия системного воспроизводства с тем, чтобы либо поддержать существующее положение вещей, либо изменить его [3, p. 27-28].
Рефлексивная саморегуляция (reflexive self-regulation) предполагает целенаправленную деятельность людей по разработке систем контроля и их рутинному применению. В основе этого принципа лежат, с одной стороны, рефлексивный мониторинг действий, с другой - организация людьми контролируемых воздействий на механизмы обратной связи, действующие в системе (социуме). Рефлексивная саморегуляция становится ведущей силой в организации взаимодействий в социальных системах: "Увеличение попыток рефлексивной саморегуляции на уровне социальной интеграции является одной из основных особенностей современного мира, – пишет Гидденс. – Это явление лежит в основе двух самых распространенных в современную эпоху типов социальной мобилизации: "легально-рациональной" социальной организации и секулярных общественных движений"9 [2 p. 79]. Иными словами, социальные организации и социальные движения – это два канала, с помощью которых в современном мире приводится в движение рефлексивное знание о социальной жизни [5, с.79]. Социальные организации систематически аккумулируют и хранят "отфильтрованную" ими социальную информацию, что является залогом стабильности условий для социального воспроизводства. Социальные движения противостоят сложившемуся порядку вещей и обладают более мощным преобразующим потенциалом, связанным с реализацией отторгаемых социальных проектов. Безотносительно к перспективам этих проектов, социальные движения привносят "беспокойство" в настоящее, связанное со снижением доверия к институциональному порядку и системам его воспроизводства. Они способны указать на скрытые возможности всей существующей системы взаимодействий, которые не были известны прежде, и дать предварительную оценку перспективам этих возможностей (позитивный потенциал или отрицательные последствия). В любом случае деятельность социальных движений представляет собой интеллектуальный вызов сложившейся системе знаний: "Социальные движения – это способ выражения концентрированного конфликта..." [5, с.81].
Рассматривая принципы воспроизводства социальных систем, Гидденс обращается к "институциональному анализу" современности и предпринимает попытку теоретического осмысления природы социальных изменений. В этом направлении его рассуждений представляется интересной идея "абстрактных систем" как основы системной интеграции.
Социальные институты современности в определенной степени являются уникальными, отличающимися от институтов традиционного социального порядка. Гидденс выделяет три основные характеристики, специфичные именно для современного общества [4, с. 83]: (1) различные регионы мира социально и информационно связаны друг с другом регулярным и интенсивным взаимодействием; (2) развитие современных социальных институтов привело к появлению специфических социальных форм (политическая система национального государства) или же изменило их внутреннюю природу (современный урбанизм); (3) большинство сегментов общества характеризуются устойчиво высокой скоростью протекания процессов и изменений.
Причины динамизма современных обществ Гидденс относит на счет нескольких обстоятельств. Во-первых, интенсивно развивается "системная интеграция", характерной особенностью которой являются отношения с физически отсутствующим. "Приход модерна разорвал пространство и время, установив отношения с отсутствующими "другими", удаленными от любого взаимодействия лицом к лицу", – пишет Гидденс [4, с. 83]. Социальные отношения, взаимовлияние и взаимодействие конституируются как пространственно независимые, не связанные с локальными условиями. Во-вторых, стали регулярными процессы производства систематизированного знания относительно социальной жизни и его рефлексивного усвоения индивидами. Третьим источником динамизма современных обществ является развитие механизмов "высвобождения" социальной деятельности из-под влияния локальных условий, благодаря чему социальные отношения начинают реализовываться во всем объеме пространства и времени.
Гидденс выделяет два типа механизмов "высвобождения". Первый связан с созданием символических знаковых систем, второй – с развитием экспертных систем [4, с. 84]. Символические знаковые системы представляют собой специалзированные "сети взаимодействий", средства обмена и правила их использования, обладающие стандартной ценностью и взаимозаменяемостью в любом наборе социальных контекстов. То есть, эти элементы могут функционировать безотносительно к специфическим характеристикам индивидов или групп, применяющих их в тех или иных контекстах (средства политической легитимации, деньги, удостоверения и дипломы). Под экспертными системами Гидденс подразумевает системы технического исполнения или профессиональной экспертизы, организующие материальное и социальное окружение современного индивида (консультации профессионалов). К системам экспертного знания обращаются время от времени, но они постоянным образом влияют на жизнь индивидов.
Информация о работе Социологическая концепция Энтони Гидденса