Социологическая концепция Энтони Гидденса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 20:12, реферат

Краткое описание

Взгляд Э. Гидденса на соотношение структуры и действия, индивида и социальной тотальности отличается и от представлений об индивиде как "свободном деятеле", обладающем всеми ресурсами и возможностями для конституирования социальных отношений, и от концепций, приписывающих доминирующую роль в определении взаимодействий индивидов надындивидуальным свойствам социального целого. Основная идея Гидденса оформлена в виде "теории структурации". Вводя этот термин, Гидденс стремился подчеркнуть два момента.

Вложенные файлы: 1 файл

Социологическая концепция Энтони Гидденса.docx

— 74.11 Кб (Скачать файл)

5. Самоактуализация "Я" предполагает временную локализацию: вычленение "личного времени", отдаленно связанного с фиксированным временным порядком.

6. Рефлексивность "Я" телесна, тело – часть  индивидуальной системы действий, а не ее пассивный объект.

7. Самоактуализация  предполагает осмысление прошлого  и прогнозирование будущего (вычисление  возможностей и риска).

8. Самоактуализация  решает нравственную задачу –  верность самому себе, сохранение  самотождественности, дифференцируя  "истинное" и "ложное" "Я"  при интерпретации своего опыта. 

9. Жизненный цикл  личности (последовательность этапов, периодов, эпизодов) не имеет ритуальных  меток. Движение от эпизода  к эпизоду происходит на основе  взвешивания возможностей и риска  и осуществляется благодаря "рефлексивной  мобилизации траектории "Я"".

10. Жизненная траектория  обладает значительной внутренней  референтностью, влияние внешней  обусловленности снижено.

Неотъемлемой чертой современных обществ, по Гидденсу, является "климат риска"; риск оказывается постоянно действующим социальным фактором. Это происходит не только в силу качественного изменения структуры риска (глобализация социально-экономических процессов увеличивает масштабы риска), но и за счет того, что "и для дилетанта, и для эксперта постоянным и непреложным опытом становится мышление в терминах риска" [6, с. 105]. Осмысление грядущих событий как в принципе подвластных управлению и контролю, порождает непрерывный процесс калькуляции возможностей и рисков, а будущее утрачивает значительную долю своей непредсказуемости. В современных обществах риски являются объектом управления и контроля (благодаря научно-техническому прогрессу) и становятся институционализированными (рынки, биржи). Риск оказывается не столько параметром социальной ситуации, сколько конституирующим эту ситуацию фактором.

Постоянный рефлексивный мониторинг рисков в современных  обществах приводит к возникновению  особых экспертных систем, призванных калькулировать риски и выдавать рекомендации. Однако развитие системы  знания, заключенного в экспертные системы, привносит в реализацию рекомендаций тоже элемент риска. Распространение  абстрактных систем заставляет человека в его повседневной деятельности постоянно осмысливать риски, что создает в его сознании напряжение между чувством надежности окружающего мира и базисным доверием. Еще одним следствием развития и глобализации абстрактных систем является процесс экспроприации навыков – изъятие из компетенции индивида традиционных элементов его жизни (ремесло, врачевание и т.д.) [6, с. 106]. С одной стороны, это позволяет индивиду обретать новые полномочия, умения, опыт, с другой – делает его зависимым от экспертных систем, что само по себе испытывает доверие к ним на прочность.

Развитие абстрактных  систем порождает целый ряд психологических  феноменов, в первую очередь связанных  с чувством надежности окружающего  мира. Этот процесс характеризуется  тенденциями нравственного порядка, которые Гидденс называет "испарением моральности". Из повседневной практики удаляются все те экзистенциальные моменты, которые чреваты нравственным беспокойством и моральными кризисами. Онтологическая безопасность, обеспечиваемая абстрактными системами, поддерживается до тех пор, пока ритм обыденной жизни  не нарушается феноменами, находящимися вне власти индивида, по ту сторону  его защитного контура. Индивид  стремится изолировать от себя те ситуации, которые потенциально опасны для его устоявшегося психологического самочувствия (душевные болезни –  клиники, преступность – пенитенциарная система, болезни и смерть – больницы, кладбища, сексуальность – трансформации  интимности, природа как естественная среда) [6, с. 108]. В условиях радикального сомнения индивид, не располагающий  никакой опорой вовне (вера, авторитет, традиция), обречен на постоянный выбор  той или иной системы экспертного  знания и оценку своего выбора в  терминах риска. Индивидуальное базисное доверие постоянно подвергается испытанию. Требования к оперативности  и точности (адекватности) принимаемых  решений возрастают, кризисы становятся нормой социальной жизни, но не становятся ее обыденным элементом. Самоощущение и идентичность индивидов пронизаны  неопределенностью.

Таким образом, психосоциальные  механизмы личностной самоидентичности влияют и испытывают влияние со стороны  трансформирующихся институтов современных  обществ. Анализируя особенности механизмов самоидентичности в обществах современности, Гидденс отмечает, что институциональная  рефлексивность приводит к качественному  изменению внутриличностных психологических  процессов, превращая индивидуальное "Я" в рефлексивный проект [6, с. 99]. В немалой степени это связано с тем, что в процесс личностной саморефлексии оказываются вовлеченными и абстрактные системы, поскольку они предлагают целый набор альтернативных рекомендаций (педагогических, медицинских, психологических и т.д.), заменив собой однозначную и прозрачную для понимания традицию (этапы инициации, например). Однако, для функционирования "высвобождающих механизмов" современности чрезвычайно важным оказывается поддержание необходимого уровня субъективного доверия к абстрактным системам. По мысли Гидденса, оно не просто организует повседневную практику индивидов вокруг существующих институциональных форм, но становится психологической основой онтологической безопасности личности: "Чувство доверия… является источником объективной стабильности внешнего мира и целостности самоотождествленного "Я"" [6, с. 101].


Информация о работе Социологическая концепция Энтони Гидденса