Социологический портрет женщины-предпринимателя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 01:34, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования – выявить основные социальные характеристики женщин-предпринимателей в городе Дубна.
Задачи:
Проанализировать понятие и особенности предпринимательства и женского предпринимательства;
Изучить опыт отечественных и зарубежных социологов в изучении социального портрета женщины-предпринимателя;
Описать основные характеристики социального портрета женщин-предпринимателей на основе социологических исследований;
Исследовать соотношение женщин-предпринимателей и мужчин-предпринимателей в городе Дубна и их распределение по видам деятельности;

Содержание

Введение 6
1.Теоретико-методологические основания социологического изучения социального портрета женщины-предпринимателя 9
1. 1. Понятие и признаки индивидуального предпринимателя и предпринимательской деятельности. Понятие женского предпринимательства и его особенности 9
1.2. Опыт изучения образа женщины-предпринимателя 13
1.3. Характеристики социального портрета женщины-предпринимателя 20
1.3.1 Личные качества женщины-предпринимателя 20
1.3.2 Мотивация женщин-предпринимателей 23
1.3.3 Специфика стиля управления женщин-предпринимателей 24
1.3.4 Социально-демографические характеристики 26
1.3.5 Причины женского предпринимательства 27
1.3.6 Сфера деятельности женщин-предпринимателей 27
2. Исследование социального портрета женщины-предпринимателя города Дубна 29
2.1. Интерпретация и операционализация основных понятий 29
2.2. Анализ документов и интервьюирование как методы исследования социального портрета женщины-предпринимателя 33
2.3. Анализ результатов социологического исследования социального портрета женщины-предпринимателя в городе Дубна 35

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная работа.doc

— 552.50 Кб (Скачать файл)

Наши респондентки очень ценят свой коллектив: «Мне очень приятно, что у меня сложился очень хороший коллектив. Очень у меня хороший коллектив, нас четверо человек. Мы друг друга понимаем, уважаем, ценим». [в прил. 4] Они создают дружелюбную атмосферу на работе: «…мой персонал не боится подходить с любыми проблемами, с любыми вопросами, и они всегда знают, что могут рассчитывать на мою помощь в любом случае, в любой ситуации. Будь то, какие-то личные переживания, какие-то проблемы, даже любовные какие-то вещи, да, они могут в любой момент подойти. То есть, они обращаются со всеми проблемами, не только с рабочими, но и с личными. И они знают, что они получат поддержку, они получат добрый совет, который, ну может быть, им поможет». [в прил. 4] Это так же классифицирует их стиль управления как феминный.

Можно сделать вывод, что женщины-предприниматели в целом довольно «мягкие» руководители, они справедливы, ориентированы на человека, на коллектив. Подчиненные не боятся такого руководителя, они знают, что в сложной ситуации могут рассчитывать на его поддержку.

Но, в то же время, если с помощью «мягких» методов ситуацию разрешить не удается, женщина-предприниматель может без труда варьировать свое поведение и использовать «жесткие» мужские методы управления.

Гипотеза 11 подтверждается. Женщинам-предпринимателям свойственен андрогинный стиль управления.

 

Мы рассмотрели все гипотезы исследования.

По результатам исследования подтвердились гипотезы:

Гипотеза 1. Женщины-предприниматели в городе Дубна в основном представлены в сфере розничной торговли.

Гипотеза 4. Большинство женщин-предпринимателей не имеют высшего образования в сфере управления.

Гипотеза 8. Главным мотивом предпринимательской деятельности женщин является экономическая независимость.

Гипотеза 9. Основную часть своего свободного времени женщина-предприниматель тратит на семью и домашние дела.

Гипотеза 10. Главным качеством, помогающим женщинам-предпринимателям в своем деле, является целеустремленность.

Гипотеза 11. Женщинам-предпринимателям свойственен андрогинный стиль управления.

Частично подтвердилась:

Гипотеза 3. Независимость и ответственность входят в число наиболее значимых инструментальных ценностей для женщин-предпринимателей.

Не подтвердились:

Гипотеза 2. Работа и материальная обеспеченность входят в число наиболее значимых терминальных ценностей для женщин-предпринимателей.

Гипотеза 5. Большинство женщин-предпринимателей замужем, но имеют не более одного ребенка.

Гипотеза 6. Большинство женщин-предпринимателей попадают в возрастную группу от 25 до 35 лет и имеют опыт работы в предпринимательстве менее 5 лет.

Гипотеза 7. Основной причиной прихода женщин в бизнес является предпринимательство «по убеждению».

 

Теперь на их основе мы можем составить общий социальный портрет женщины-предпринимателя в городе Дубна:

Женщины-предприниматели в городе Дубна представлены в основном в сфере розничной торговли. Занимаются предпринимательской деятельностью либо 3-4 года, либо более 15 лет. Большинство женщин-предпринимателей в возрасте более 50 лет, замужем и имеют двоих детей. Высшего образования в сфере управления у женщин-предпринимателей нет. Стремятся женщины к счастливой семейной жизни, физическому и духовному здоровью и свободе. Считают ценными для себя ответственность, терпимость и честность. Открыть свое дело женщин вынудили какие-либо обстоятельства, чаще это необходимость увеличения своего материального благополучия. Поэтому и в своем деле женщины руководствуются мотивом материальной независимости. Помимо хорошего заработка, предпринимательство дает женщинам свободу, в первую очередь в планировании своего времени. Тем не менее, свободного времени женщинам-предпринимателям катастрофически не хватает. Всё их свободное время занимает забота о семье и домашняя работа. При этом, женщины не прочь тратить время на себя, при наличии пары часов дополнительного свободного времени в день. Достичь успехов в предпринимательстве женщинам помогают такие качества как целеустремленность и терпение. В отношении с подчиненными женщины-предприниматели умело варьируют феминный «мягкий» стиль управления и маскулинный «жесткий».

 

Заключение

В бакалаврской работе на тему «Социальный портрет женщины-предпринимателя» была сделана попытка описать современный образ женщины-предпринимателя в городе Дубна.

Проблема женского предпринимательства, находящаяся на стыке интересов двух направлений науки (экономической социологии и гендерной социологии) является актуальной, но мало разработанной.

На формирование образа женщины-предпринимателя в общественном сознании сильное влияние оказывали средства массовой информации, распространяя стереотипы типичного гендерного поведения, а так же государство и идеология. Образ женщины-предпринимателя в общественном сознании был не привлекательным, что замедляло приход женщин в бизнес. Сейчас стереотипы меняются, и деловая женщина – это уже вполне привычное понятие. Женщины сами изменяют общественное мнение, показывая, что могут быть хорошими руководителями, ни в чем не уступая мужчинам. На сегодняшний день никого уже не удивляет тот факт, что женщины наравне с мужчинами занимают высокие руководящие посты и даже создают собственный бизнес. 

Последние несколько десятилетий характеризуются, в частности, тем, что на руководящих постах в бизнесе появились женщины. Женщины стали получать профессиональное управленческое образование, осваивать и расширять профессиональную квалификацию, заполняя не только вакансии в сфере наемного труда, но и создавая свои фирмы, в основном в сфере торговли и услуг. Женщины добиваются успехов в борьбе за равные возможности, и это выражается их участием в дальнейшем развитии бизнеса, особенно в сфере малого бизнеса.

В настоящее время женщин можно и нужно рассматривать как самостоятельную силу в сфере государственного управления, в политике, бизнесе, общественной жизни.

Женщины в современной России руководят значительным процентом всех предпринимательских структур. Имеется также тенденция к увеличению числа женщин в бизнесе – с каждым годом процентное соотношение приходящих в бизнес мужчин и женщин склоняется в пользу последних. Исходя из этого, можно заключить, что роль женщины и в обществе  в целом с каждым годом возрастает. Права прекрасной половины человечества, ранее имевшие лишь декларативный характер, в настоящее время превратились в реальную основу для реализации любых возможностей, как в сфере бизнеса, так и в других отраслях общественных взаимоотношений.

Можно выделить следующие этапы развития женского предпринимательства в России: начало 90-х годов – этап вхождения женщин в высшую иерархию предприятий и фирм, середину 90-х годов – переход России к «мягкому менеджменту», конец 90-х – начало XXI века – этап бизнеса с «женским лицом». «Женский бизнес окреп профессионально и способен отстаивать свои права на дальнейшее развитие.

Современные исследователи отмечают, что в настоящее время женщина в бизнесе имеет ряд объективных преимуществ перед мужчинами. Женщины более мобильны и гибки при управлении фирмой, более внимательны к клиенту, ориентированы на коллектив. Похожие результаты мы получили и в нашем исследовании. Женщины-предприниматели в городе Дубна ценят своих подчиненных, а подчиненные не боятся подойти к своему начальнику с любой проблемой. Женщина проявляет особую чуткость в вопросах формирования корпоративной культуры, внося элемент теплоты и «семейственности» в строгий регламент деловой жизни организации. Женщина руководитель, как носитель эмоционального начала, способна острее почувствовать психологический климат в коллективе, вникнуть в суть происходящего конфликта, а, возможно, и предотвратить его наступление.

Отсутствие опыта в какой-то сфере, женщина может компенсировать природной интуицией.

Женщины без труда применяют мужские стратегии в бизнесе, когда это необходимо. Наше исследование, так же, подтвердило, что женщины используют андрогинный стиль управления, варьируя своё поведение от феминного к маскулинному.

Женщины, занимающиеся предпринимательство делятся на три основные группы. Первая, это бизнес-леди по убеждениям. Их мотивирует внутреннее желание стать предпринимателем, их интересует именно это направление деятельности. Они пришли в бизнес осознано, и с самыми серьезными намерениями. К таким можно отнести каждую третью женщину, занимающуюся бизнесом.

Ко второй категории относится половина бизнес-леди, которые занялись предпринимательством случайно. Такое решение было принято под влиянием неожиданных обстоятельств.

Третья категория, это женщины, которые занялись бизнесом по необходимости. Их вынудили открыть свой бизнес различные неблагоприятные обстоятельства. В этой группе находится наименьшее количество всех женщин, имеющих отношение к бизнесу. Мотивация их решения это угроза остаться без работы и соответственно без средств к существованию.

Несмотря на все препятствия, с которыми приходится сталкиваться современной бизнес-леди, несмотря на общественное мнение, вопрос успеха в предпринимательской деятельности, прежде всего, зависит не от пола. Если женщина обладает необходимыми знаниями, целеустремленностью, настойчивостью и упорством, а также финансовыми и стратегическими возможностями – то ничто не сможет помешать ей достичь вершины бизнес-элиты и занять достойную нишу в сфере предпринимательства.

 

Список использованных источников и литературы

  1. Бабаева, Л.В. Женщины России в условиях социального перелома: работа, политика, повседневная жизнь / Л.В. Бабаева. –  М. : Российский общественный научный фонд, 1996. – 204 с.
  2. Барсукова, С.Ю. Женское предпринимательство: специфика и перспективы  // Социол. исслед. – 1999,  №9. – С. 75-84.
  3. Женщины в бизнесе. – М. : ИНИОН РАН, 1993.
  4. Корель, Л.В. Бизнес-леди. Новые возможности или новые ограничения? // ЭКО. – 1998,  №7. –  С. 124-135.
  5. Образы женщин в современной российской журналистике. 1997-1998. Вып. 2. Москва: Ассоциация журналисток, 1998., 112 с.
  6. Ротаенко, Г. Знаки внимания без признаков понимания  //  Гендерные исследования  – Харьков: Харьковский Центр гендерных исследований, 1999. – № 2. – 289 с.
  7. Сергеева, Г.П. О концептуальном подходе к проблеме участия женщин в управлении обществом  // Женский вопрос: точки зрения и подходы к новому осмыслению. – М. : АОН при ЦК КПСС, 1991. – 358 с.
  8. Силласте,  Г.Г. Социогендерные отношения в период социальной трансформации России  // Социологические исследования. – 1994, №3. – С. 15-22.
  9. Rosener, J.B. Ways Women lead // Harvard business rev.  – Boston, 1990. – Vol.68, №6, p.74-85.
  10. Барсукова, С.Ю. Модели успеха женщин советского и постсоветского периодов: идеологическое мифотворчество / С.Ю. Барсукова.  – Электрон. дан. –  2001. –  7 с. – Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/data/801/692/1217/012Barsukova.pdf
  11. Барсукова С.Ю. Специфика женского предпринимательства / С.Ю. Барсукова. – Электрон. дан. –  1999. – 15 с. – Режим доступа:  http://ecsocman.hse.ru/data/692/692/1219/005.BARSUKOVA.pdf
  12. Брокгауз, Ф.А. Энциклопедический словарь / Ф.А. Брокгауз , И.А.Эфрон.  – Электрон.  дан.  –  Режим доступа:  http://be.sci-lib.com/article082726.html
  13. Гильманова, Г.Х. Развитие женского предпринимательства в условиях трансформации российского общества: социологический анализ: автореф. дис. … канд. социол. наук : защищена 22.12.2008 / Г.Х.  Гильманова. – Электрон. дан. – Волгоград : Волгоград. гос. ун-т, 2008. – 23 с. – Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/razvitie-zhenskogo-predprinimatelstva-v-usloviyakh-transformatsii-rossiiskogo-obshchestva-so
  14. Глуханюк, Н. Образ женщины-предпринимателя: обыденные представления и результаты исследований / Н. Глуханюк. – Электрон. дан. – Екатеринбург, 2008. – Режим доступа: http://usib.ru/files/USIB/download/materiali_forum_woman_predprinimatelei.pdf
  15. Гражданский кодекс Российской Федерации : офиц. текст. – Электрон. дан. – Режим доступа:   http://www.consultant.ru/popular/gkrf1/
  16. Комментарии Российского законодательства – Электрон. дан. – Режим доступа: http://kommentarii.org/ip/page4.html
  17. Лыгденова, Ю.Ю. Женщины-предприниматели: нравственные основы жизнедеятельности (на материалах республики Бурятия): автореф. дис. … канд. социол. наук : защищена 29.01.2009 : утв. 28.05.2009 / Ю.Ю. Лыгденова. – Электрон. дан. – Улан-Удэ : Бурятский гос. ун-т, 2009. – 26 с. – Режим доступа: http://www.referun.com/n/zhenschiny-predprinimateli-nravstvennye-osnovy-zhiznedeyatelnosti
  18. Паспорт состояния и развития малого и среднего предпринимательства в городе Дубна по состоянию на 2009 год – Эдектрон. дан. – Режим доступа: http://www.naukograd-dubna.ru/Biznesu/Predprinimatelstvo/index.php
  19. Словарь гендерных терминов – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.owl.ru/gender/082.htm
  20. Суковатая, В.А. Бизнес-леди: мифы и реальность / В.А. Суковатая. – Электрон. дан. – Харьков, 2002. – Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/data/300/386/1218/008.SOUKOVATAYA.pdf
  21. Чирикова, А.Е. Женщина во главе фирмы / А.Е. Чирикова. – Электрон. дан. – М. : Институт социологии РАН, 1998. – 358с. – Режим доступа: http://www.owl.ru/library/016a.htm

 

 

 

 

Приложение № 1. Анкета интервью

Здравствуйте! Кафедра социологии и гуманитарных наук университета «Дубна» проводит исследование на тему «Социальный портрет женщины-предпринимателя». Мы хотели бы поговорить с Вами по данной теме, так как именно Ваш опыт и Ваше мнение по этому вопросу очень важны для нас.

  1. Сколько лет Вы занимаетесь предпринимательской деятельностью?
  2. Расскажите, что Вас подтолкнуло открыть свое дело?
  3. Что Вам дает предпринимательство?
  4. У Вас много свободного времени? 
  5. На что Вы тратите своё свободное время? (На что уходит основная его часть?)
  6. Если бы Вы имели дополнительно несколько часов свободного времени – на что бы Вы их потратили?
  7. Сколько человек находится в Вашем подчинении?
  8. Вы довольны своими работниками?
  9. Как Вы поощряете/наказываете работников? 
  10. Как Вы поступите, если работник сильно провинился?
  11. Участвуют ли Ваши подчиненные в принятии решений или решения Вы принимаете самостоятельно?
  12. Как Вы действуете в сложных ситуациях, которые могут навредить бизнесу?
  13. Назовите качества, которые, по Вашему мнению, помогают Вам достигать успехов в своем деле? Есть ли качества, которые мешают? Назовите их.
  14. Выберите, пожалуйста, из предложенных ценностей те, которые для Вас наиболее близки. Вопрос с карточками [в прил. 2]

 

 

 

 

 

 

Приложение №2. Список терминальных и инструментальных ценностей методики Рокича

 

Ниже приводится известный у нас в России список терминальных и инструментальных ценностей (по 18-ти каждого вида) в алфавитном порядке.

Терминальные ценности:

• активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);

• жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом);

• здоровье (физическое и психическое);

• интересная работа;

• красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и искусстве);

• любовь (духовная и (или) физическая близость с любимым человеком);

• материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);

• наличие хороших и верных друзей;

• общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе);

• познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);

• продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);

Информация о работе Социологический портрет женщины-предпринимателя