Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 01:34, дипломная работа
Цель исследования – выявить основные социальные характеристики женщин-предпринимателей в городе Дубна.
Задачи:
Проанализировать понятие и особенности предпринимательства и женского предпринимательства;
Изучить опыт отечественных и зарубежных социологов в изучении социального портрета женщины-предпринимателя;
Описать основные характеристики социального портрета женщин-предпринимателей на основе социологических исследований;
Исследовать соотношение женщин-предпринимателей и мужчин-предпринимателей в городе Дубна и их распределение по видам деятельности;
Введение 6
1.Теоретико-методологические основания социологического изучения социального портрета женщины-предпринимателя 9
1. 1. Понятие и признаки индивидуального предпринимателя и предпринимательской деятельности. Понятие женского предпринимательства и его особенности 9
1.2. Опыт изучения образа женщины-предпринимателя 13
1.3. Характеристики социального портрета женщины-предпринимателя 20
1.3.1 Личные качества женщины-предпринимателя 20
1.3.2 Мотивация женщин-предпринимателей 23
1.3.3 Специфика стиля управления женщин-предпринимателей 24
1.3.4 Социально-демографические характеристики 26
1.3.5 Причины женского предпринимательства 27
1.3.6 Сфера деятельности женщин-предпринимателей 27
2. Исследование социального портрета женщины-предпринимателя города Дубна 29
2.1. Интерпретация и операционализация основных понятий 29
2.2. Анализ документов и интервьюирование как методы исследования социального портрета женщины-предпринимателя 33
2.3. Анализ результатов социологического исследования социального портрета женщины-предпринимателя в городе Дубна 35
Наши респондентки очень ценят свой коллектив: «Мне очень приятно, что у меня сложился очень хороший коллектив. Очень у меня хороший коллектив, нас четверо человек. Мы друг друга понимаем, уважаем, ценим». [в прил. 4] Они создают дружелюбную атмосферу на работе: «…мой персонал не боится подходить с любыми проблемами, с любыми вопросами, и они всегда знают, что могут рассчитывать на мою помощь в любом случае, в любой ситуации. Будь то, какие-то личные переживания, какие-то проблемы, даже любовные какие-то вещи, да, они могут в любой момент подойти. То есть, они обращаются со всеми проблемами, не только с рабочими, но и с личными. И они знают, что они получат поддержку, они получат добрый совет, который, ну может быть, им поможет». [в прил. 4] Это так же классифицирует их стиль управления как феминный.
Можно сделать вывод, что женщины-предприниматели в целом довольно «мягкие» руководители, они справедливы, ориентированы на человека, на коллектив. Подчиненные не боятся такого руководителя, они знают, что в сложной ситуации могут рассчитывать на его поддержку.
Но, в то же время, если с помощью «мягких» методов ситуацию разрешить не удается, женщина-предприниматель может без труда варьировать свое поведение и использовать «жесткие» мужские методы управления.
Гипотеза 11 подтверждается. Женщинам-предпринимателям свойственен андрогинный стиль управления.
Мы рассмотрели все гипотезы исследования.
По результатам исследования подтвердились гипотезы:
Гипотеза 1. Женщины-предприниматели в городе Дубна в основном представлены в сфере розничной торговли.
Гипотеза 4. Большинство женщин-предпринимателей не имеют высшего образования в сфере управления.
Гипотеза 8. Главным мотивом предпринимательской деятельности женщин является экономическая независимость.
Гипотеза 9. Основную часть своего свободного времени женщина-предприниматель тратит на семью и домашние дела.
Гипотеза 10. Главным качеством, помогающим женщинам-предпринимателям в своем деле, является целеустремленность.
Гипотеза 11. Женщинам-предпринимателям свойственен андрогинный стиль управления.
Частично подтвердилась:
Гипотеза 3. Независимость и ответственность входят в число наиболее значимых инструментальных ценностей для женщин-предпринимателей.
Не подтвердились:
Гипотеза 2. Работа и материальная обеспеченность входят в число наиболее значимых терминальных ценностей для женщин-предпринимателей.
Гипотеза 5. Большинство женщин-предпринимателей замужем, но имеют не более одного ребенка.
Гипотеза 6. Большинство женщин-предпринимателей попадают в возрастную группу от 25 до 35 лет и имеют опыт работы в предпринимательстве менее 5 лет.
Гипотеза 7. Основной причиной прихода женщин в бизнес является предпринимательство «по убеждению».
Теперь на их основе мы можем составить общий социальный портрет женщины-предпринимателя в городе Дубна:
Женщины-предприниматели в городе Дубна представлены в основном в сфере розничной торговли. Занимаются предпринимательской деятельностью либо 3-4 года, либо более 15 лет. Большинство женщин-предпринимателей в возрасте более 50 лет, замужем и имеют двоих детей. Высшего образования в сфере управления у женщин-предпринимателей нет. Стремятся женщины к счастливой семейной жизни, физическому и духовному здоровью и свободе. Считают ценными для себя ответственность, терпимость и честность. Открыть свое дело женщин вынудили какие-либо обстоятельства, чаще это необходимость увеличения своего материального благополучия. Поэтому и в своем деле женщины руководствуются мотивом материальной независимости. Помимо хорошего заработка, предпринимательство дает женщинам свободу, в первую очередь в планировании своего времени. Тем не менее, свободного времени женщинам-предпринимателям катастрофически не хватает. Всё их свободное время занимает забота о семье и домашняя работа. При этом, женщины не прочь тратить время на себя, при наличии пары часов дополнительного свободного времени в день. Достичь успехов в предпринимательстве женщинам помогают такие качества как целеустремленность и терпение. В отношении с подчиненными женщины-предприниматели умело варьируют феминный «мягкий» стиль управления и маскулинный «жесткий».
В бакалаврской работе на тему «Социальный портрет женщины-предпринимателя» была сделана попытка описать современный образ женщины-предпринимателя в городе Дубна.
Проблема женского предпринимательства, находящаяся на стыке интересов двух направлений науки (экономической социологии и гендерной социологии) является актуальной, но мало разработанной.
На формирование образа женщины-предпринимателя в общественном сознании сильное влияние оказывали средства массовой информации, распространяя стереотипы типичного гендерного поведения, а так же государство и идеология. Образ женщины-предпринимателя в общественном сознании был не привлекательным, что замедляло приход женщин в бизнес. Сейчас стереотипы меняются, и деловая женщина – это уже вполне привычное понятие. Женщины сами изменяют общественное мнение, показывая, что могут быть хорошими руководителями, ни в чем не уступая мужчинам. На сегодняшний день никого уже не удивляет тот факт, что женщины наравне с мужчинами занимают высокие руководящие посты и даже создают собственный бизнес.
Последние несколько десятилетий характеризуются, в частности, тем, что на руководящих постах в бизнесе появились женщины. Женщины стали получать профессиональное управленческое образование, осваивать и расширять профессиональную квалификацию, заполняя не только вакансии в сфере наемного труда, но и создавая свои фирмы, в основном в сфере торговли и услуг. Женщины добиваются успехов в борьбе за равные возможности, и это выражается их участием в дальнейшем развитии бизнеса, особенно в сфере малого бизнеса.
В настоящее время женщин можно и нужно рассматривать как самостоятельную силу в сфере государственного управления, в политике, бизнесе, общественной жизни.
Женщины в современной России руководят значительным процентом всех предпринимательских структур. Имеется также тенденция к увеличению числа женщин в бизнесе – с каждым годом процентное соотношение приходящих в бизнес мужчин и женщин склоняется в пользу последних. Исходя из этого, можно заключить, что роль женщины и в обществе в целом с каждым годом возрастает. Права прекрасной половины человечества, ранее имевшие лишь декларативный характер, в настоящее время превратились в реальную основу для реализации любых возможностей, как в сфере бизнеса, так и в других отраслях общественных взаимоотношений.
Можно выделить следующие этапы развития женского предпринимательства в России: начало 90-х годов – этап вхождения женщин в высшую иерархию предприятий и фирм, середину 90-х годов – переход России к «мягкому менеджменту», конец 90-х – начало XXI века – этап бизнеса с «женским лицом». «Женский бизнес окреп профессионально и способен отстаивать свои права на дальнейшее развитие.
Современные исследователи отмечают, что в настоящее время женщина в бизнесе имеет ряд объективных преимуществ перед мужчинами. Женщины более мобильны и гибки при управлении фирмой, более внимательны к клиенту, ориентированы на коллектив. Похожие результаты мы получили и в нашем исследовании. Женщины-предприниматели в городе Дубна ценят своих подчиненных, а подчиненные не боятся подойти к своему начальнику с любой проблемой. Женщина проявляет особую чуткость в вопросах формирования корпоративной культуры, внося элемент теплоты и «семейственности» в строгий регламент деловой жизни организации. Женщина руководитель, как носитель эмоционального начала, способна острее почувствовать психологический климат в коллективе, вникнуть в суть происходящего конфликта, а, возможно, и предотвратить его наступление.
Отсутствие опыта в какой-то сфере, женщина может компенсировать природной интуицией.
Женщины без труда применяют мужские стратегии в бизнесе, когда это необходимо. Наше исследование, так же, подтвердило, что женщины используют андрогинный стиль управления, варьируя своё поведение от феминного к маскулинному.
Женщины, занимающиеся предпринимательство делятся на три основные группы. Первая, это бизнес-леди по убеждениям. Их мотивирует внутреннее желание стать предпринимателем, их интересует именно это направление деятельности. Они пришли в бизнес осознано, и с самыми серьезными намерениями. К таким можно отнести каждую третью женщину, занимающуюся бизнесом.
Ко второй категории относится половина бизнес-леди, которые занялись предпринимательством случайно. Такое решение было принято под влиянием неожиданных обстоятельств.
Третья категория, это женщины, которые занялись бизнесом по необходимости. Их вынудили открыть свой бизнес различные неблагоприятные обстоятельства. В этой группе находится наименьшее количество всех женщин, имеющих отношение к бизнесу. Мотивация их решения это угроза остаться без работы и соответственно без средств к существованию.
Несмотря на все препятствия, с которыми приходится сталкиваться современной бизнес-леди, несмотря на общественное мнение, вопрос успеха в предпринимательской деятельности, прежде всего, зависит не от пола. Если женщина обладает необходимыми знаниями, целеустремленностью, настойчивостью и упорством, а также финансовыми и стратегическими возможностями – то ничто не сможет помешать ей достичь вершины бизнес-элиты и занять достойную нишу в сфере предпринимательства.
Здравствуйте! Кафедра социологии и гуманитарных наук университета «Дубна» проводит исследование на тему «Социальный портрет женщины-предпринимателя». Мы хотели бы поговорить с Вами по данной теме, так как именно Ваш опыт и Ваше мнение по этому вопросу очень важны для нас.
Ниже приводится известный у нас в России список терминальных и инструментальных ценностей (по 18-ти каждого вида) в алфавитном порядке.
Терминальные ценности:
• активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);
• жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом);
• здоровье (физическое и психическое);
• интересная работа;
• красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и искусстве);
• любовь (духовная и (или) физическая близость с любимым человеком);
• материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);
• наличие хороших и верных друзей;
• общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе);
• познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);
• продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);
Информация о работе Социологический портрет женщины-предпринимателя