Социологический портрет женщины-предпринимателя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 01:34, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования – выявить основные социальные характеристики женщин-предпринимателей в городе Дубна.
Задачи:
Проанализировать понятие и особенности предпринимательства и женского предпринимательства;
Изучить опыт отечественных и зарубежных социологов в изучении социального портрета женщины-предпринимателя;
Описать основные характеристики социального портрета женщин-предпринимателей на основе социологических исследований;
Исследовать соотношение женщин-предпринимателей и мужчин-предпринимателей в городе Дубна и их распределение по видам деятельности;

Содержание

Введение 6
1.Теоретико-методологические основания социологического изучения социального портрета женщины-предпринимателя 9
1. 1. Понятие и признаки индивидуального предпринимателя и предпринимательской деятельности. Понятие женского предпринимательства и его особенности 9
1.2. Опыт изучения образа женщины-предпринимателя 13
1.3. Характеристики социального портрета женщины-предпринимателя 20
1.3.1 Личные качества женщины-предпринимателя 20
1.3.2 Мотивация женщин-предпринимателей 23
1.3.3 Специфика стиля управления женщин-предпринимателей 24
1.3.4 Социально-демографические характеристики 26
1.3.5 Причины женского предпринимательства 27
1.3.6 Сфера деятельности женщин-предпринимателей 27
2. Исследование социального портрета женщины-предпринимателя города Дубна 29
2.1. Интерпретация и операционализация основных понятий 29
2.2. Анализ документов и интервьюирование как методы исследования социального портрета женщины-предпринимателя 33
2.3. Анализ результатов социологического исследования социального портрета женщины-предпринимателя в городе Дубна 35

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная работа.doc

— 552.50 Кб (Скачать файл)

- А есть что-то, что мешает  в бизнесе, тоже может какие-то  качества?

- Есть. Дни лени я их называю. Собственная лень, бывает, мешает. Потому что здесь никто не будет заставлять, это самое тяжелое в этом бизнесе.

- Выберите, пожалуйста, из предложенных  ценностей те, которые для Вас  наиболее близки.

Инструментальные ценности: Независимость, самоконтроль, терпимость, рационализм

Терминальные ценности: Свобода, продуктивная жизнь, развитие, счастливая семейная жизнь, здоровье, интересная работа.

Некоторые сведения о Вас:

Укажите Ваш возраст – 41

Ваше образование – высшее

Ваша специальность по диплому – учитель русского языка и литературы

Семейное положение – разведена

У Вас есть дети – Да, один

 

Респондент 4. Палатка продуктов на рынке ЛБ

- Сколько лет Вы уже занимаетесь  предпринимательством?

- С 1993 года

- Что Вас подтолкнуло открыть  свое дело?

- Нестабильность.

- Что Вам дает предпринимательство  в жизни?

- Скажем так, нормально жить. Сейчас  родилась внучка, поэтому сейчас в основном все силы и все средства я отдаю ей. Это материальная независимость, самостоятельность, что-то такое глобальное, конечно, я в этом не вижу, но самостоятельность да.

- У Вас много свободного времени?

- Совсем его не хватает.

- А на что тратите имеющееся?

- Наверное, только занимаюсь домашней  работой. Всё. Конечно, позволяю себе  отдохнуть два раза в год, поехать  куда-нибудь отдохнуть, покупаться, позагорать, в основном заграницу.

- А если бы у Вас было  дополнительно пара свободных  часов в день, куда бы Вы их тратили?

- Ну, на данный момент, я бы, конечно, занималась внучкой. Потому что  это долгожданный ребенок, как  говорится, я долго ждала, когда  родится внучка, поэтому только  на неё.

- Как Вы думаете, какие качества  Вам помогают в своем деле?

- Даже не знаю. Ну, наверное, то, что я ставлю перед собой  какую-то цель и стараюсь её  достичь. Конечно, здесь надо иметь  адское терпение.

- А есть что-то, что мешает  в своем деле?

- Ну, у каждого человека есть  минусы. Ну, бывает раздражительность, я себя, конечно, останавливаю в этом деле. Я, конечно, срываюсь, но себе говорю, что надо быть более терпимой.

- Выберите, пожалуйста, из предложенных  ценностей те, которые для Вас  наиболее близки.

Инструментальные ценности: Исполнительность, честность, эффективность в делах, ответственность, терпимость, непримиримость к недостаткам в себе и других

Терминальные ценности: Уверенность в себе, наличие хороших и верных друзей, счастливая семейная жизнь, свобода, здоровье

Некоторые сведения о Вас:

Ваш возраст – 52 года

Ваше образование – высшее

Ваша специальность по диплому – система управления летательных аппаратов

Семейное положение – разведена

У Вас есть дети – Есть, двое.

 

Респондент 5. Парикмахерская на Карла Маркса

- Сколько лет Вы уже занимаетесь  предпринимательской деятельностью?

- 3 года

- Что Вас подтолкнуло открыть  свое дело?

- Скажем так, парикмахерские сейчас  все находятся на самоокупаемости, поэтому работать на кого-то  – это невыгодно, а работать  на себя, как бы, это выгодней. Потому что, когда ты работаешь на кого-то, на хозяина, то ты получаешь проценты, и, как правило, это всего 50%. Это выгодно, допустим тем, кто только что пришел на работу, у кого нету своих клиентов, ну как бы, не наработали ещё клиентов. Вот, допустим, для меня невыгодно работать на процент, поэтому я работаю на себя. То есть, у меня есть аренда, которую я выплачиваю два раза в месяц, меня это устраивает больше.

- Что вам дает предпринимательство  в жизни?

- Ну, наверное, скажем так, в первую  очередь, это уверенность в том, что я  могу это сделать. То есть, лично для меня, то, что я смогла стать предпринимателем, работать на себя и, как бы, не прогибать спину перед кем-то другим. А, во-вторых, ну, это заработок, хороший, для меня это хороший заработок.

- А у Вас много свободного  времени?

- Я работаю два через два, поэтому половина месяца у  меня свободна, половину месяца  я работаю.

- На что вы его тратите?

- У меня пятеро детей, поэтому  мне есть на что тратить.

- То есть, на семью тратите?

- Да, конечно.

- Если бы у Вас было дополнительно несколько часов свободного времени, куда бы Вы их потратили?

- Вообще это сложно сказать. Ну, допустим, в выходные, я могу  потратить время на себя. То  есть, вот, например, допустим, я хотела  сделать татуировку – я её  сделаю. Я не стремлюсь придерживаться правил, что если там какой-то возраст, то надо одевать паранджу. Ну, скорее всего да, скорее всего на себя бы я потратила. Как бы, скажем так, в большей мере.

- Как Вы думаете, какие качества  Вам помогают в предпринимательстве?

- Я добиваюсь своей цели, то есть, я добиваюсь того, чего хочу, как вот назвать вот это качество. Упёртость, целенаправленность, то есть, я  человек такой, что я верю, что завтра будет хорошо. Я никогда не сижу, там, со сложенными руками и жду, что завтра наступит война или ещё что-то, нет. Я живу сегодня, я знаю, что завтра будет хорошо, и я делаю сегодня на завтра, завтра на послезавтра, скажем вот так. Ну да, скорее всего, это какая-то целеустремленность, что надо и вот  надо.

- А есть что-то, что мешает?

- Ну, скажем так, на данный момент, наверное, всё-таки подводит здоровье, больше ничего. Меня ничто не останавливает перед моей работой.

- Выберите, пожалуйста, из предложенных  ценностей те, которые для Вас  наиболее близки.

Инструментальные ценности: Твердая воля, независимость, честность, самоконтроль, ответственность, эффективность в делах, рационализм, жизнерадостность, терпимость, широта взглядов

Терминальные ценности: Активная деятельностная жизнь, общественное признание, любовь, развлечения, свобода, уверенность в себе, продуктивная жизнь, интересная работа, познание, жизненная мудрость, счастливая семейная жизнь

Некоторые сведения о Вас:

- Укажите Ваш возраст?

- 42

- Ваше образование?

- По-старому это было 8 классов.

- Семейное положение.

- Замужем.

- У Вас есть дети?

- Да, более 2-х.

 

Респондент 6. Ресторан Пронто в ТЦ Маяк

- Сколько лет Вы уже занимаетесь  предпринимательской деятельностью?

- Смотря что имеется ввиду  под предпринимательской деятельностью. После окончания института сразу  друзья позвали меня в Москву. Они работали в магазине дубленок на Ленинском, 6 в Москве. Предложили работать там. Те, которые учатся – студенты, и сразу предлагают работу – это был 96-97 год, с зарплатой более 500 долларов, это были очень неплохие деньги, соответственно я согласилась, в должности продавца-консультанта. Проработав неделю, и при этом, как бы, продажи были самые высокие у меня на тот момент, несмотря на то, что люди работали достаточно длительный период, мне предложили потом высокую должность – уже заведующей. Проработала я где-то около года. Втрое, соответственно выше зарплата была, даже ещё больше. Потом, соответственно случилось горе, я уехала. Ну и когда человек, тем более молодой человек получает неплохие деньги и привыкает к этому, то уже хочется, рвешься к чему-то, чтобы постоянно расти, зарабатывать. Мне пришлось уехать домой, у меня заболел папа, умер. Потом я вернулась снова в Москву, снова начала всё с нуля. Случайно попала в эту сферу, ну и пошло-поехало. Притом, что у меня образование высшее – я химик органик технолог. Ну и, соответственно, представляла себя немножко в другой отрасли. Думала, буду технологом, инженером, заниматься своей работой. Но совершенно случайно попала в эту сферу, знакомая попросила поработать, тоже с подругой - одна бы тоже не согласилась – начали работать, понравилось, появились так же свои деньги. Дальше хочется, соответственно, любому нормальному человеку подниматься на следующую ступень,  зарабатывать больше. Потом в должности администратора работала, не так долго. Была очень такая хватка хорошая, причем руководство это сразу оценило, увидели, потому что, когда заведение работает, но особо прибыли не приносит, и гости вечно недовольны, появляется человек, который может найти общий язык с любым человеком, может заинтересовать гостей, там предложить что-то интересное. Ну и, соответственно, были очень большие мероприятия, очень много известных людей, звёзд в том числе, исполнителей, актеров всевозможных. Поэтому пошло-пошло-поехало по накатанной и уже, как бы, начала ощущать себя в своей тарелке. То есть, то дело, которое тебе нравится, которое тебе приносит удовольствие. Помимо того, что ты работаешь, зарабатываешь какие-то деньги, то есть оно ещё и приносит удовольствие. Ну, вот и доработалась.

- Что Вам вообще давало предпринимательство  в жизни?

- Уверенность в себе, заработок, уверенность в завтрашнем дне, плюс ко всему ещё помогаешь  молодежи встать на ноги, обрести  профессию, обрести себя, что-то подсказать, направить в нужном направлении. И, как бы, когда это видишь, что  у людей получается, и они дальше следуют по жизни в этом направлении, это очень приятно.

- А у Вас много свободного  времени?

- Практически нету.

- А на что Вы его тратите?

- У руководителя в любой отрасли, у нормального руководителя, телефон  работает круглосуточно. Соответственно, даже те два выходных, которые у меня в неделю выпадают, я на телефоне. То есть, все вопросы, соответственно, что касается и руководителя, что касается и подчиненных – постоянная связь. Но между тем, домашнее хозяйство, что-то приготовить, где-то прибрать.

- А если бы у Вас было  дополнительно несколько часов  свободного времени, куда бы Вы  их потратили?

- Спорт, спорт. Плавание, что-нибудь  такое, прогулку по красивым местам  Дубны.

- Скажите, сколько человек находится  у Вас в подчинении?

- Примерно 50 человек на данный момент. Бывало и больше намного.

- А как Вы поощряете или  наказываете работников?

- Разумеется, и наказываем, одно  без другого не может существовать. Ну, а если людей наказывать, то  должны, соответственно, и поощрять  тоже за хорошую работу. Премиями, очень приятно многим, когда ты ценишь, когда руководитель ценит и видит, что человек старается, что человек полностью выкладывается, что на человека можно полностью положиться, и это очень дорогого стоит на самом деле. Но есть очень много безответственных, особенно очень много среди нынешнего поколения, то есть, в основном как-то ребята заработали на вечернюю тусовку денег, можно всё… «Мне плохо, вот сейчас я пойду скажу, что я  умираю, всё… температура, я заболел». Или дома потоп. и всё, лишь бы поскорее свалить домой, чтобы пойти потусить, денег потратить, то есть так, соответственно, такие люди, там…или могут просто не выйти на работу, не предупредив, хотя очень много работы в этом направлении ведется, то есть, им объясняется всё, как это всё происходит, что надо найти себе замену, надо предупредить, надо отзвониться. Заболел, что-то случилось, все мы живые люди и  у любого может что-то произойти в жизни, что вот не может человек выйти. Но есть очень много безответственных людей, которые вот просто, никого не поставили в известность, просто не придти и всё. Соответственно, такие люди штрафуются, наказываются, причем, только деньгами, по другому никак не получается. Даже если на собрании поднимешь и скажешь : «Ой-ой-ой, так нельзя. Ты нехорошо поступил». Ну что, поговорили и всё, в одно ухо впустили – в другое выпустили, завтра всё то же самое повторяем. Но только тогда, когда это по карману бьет, то только тогда, к сожалению, вот у нынешнего поколения не у всех, но в основном только так. Но некоторым даже это не помогает. То есть, есть настолько безответственные люди, ну, от которых мы, соответственно, пытаемся избавиться. Потому что, если человеку один раз, второй, третий раз – до него не доходит, он не понимает, значит «до свиданья». Значит, упустили родители, значит, упустили преподаватели. К сожалению, мы тоже пытаемся, я очень настойчиво пытаюсь, чтобы изменить, чтобы что-то поправить, исправить, но не все поддаются, к сожалению.

- Как у Вас происходит принятие  решений? Вообще, Вы сами решения принимаете или это как-то коллегиально происходит, совещаетесь с кем-то?

-  Ну, то что касается в  основном персонала зала, потому  что в основном здесь у нас  ребята молодые, студенты, что касается  кухни, там у нас люди все  взрослые, у которых семьи. Там, кто-то приехал, кто-то местный, которым нужны деньги, которые кормят семью, то есть с ними, как бы, особых проблем нету.  Люди знаю свою работу, они работают, им не надо не напоминать, ничего, они знают во сколько должны придти на работу, во сколько уйти, как бы, с ними проще. Что касается молодежи, персонала зала, то тут немножечко сложнее. И, соответственно, принимается…я, конечно, могу и сама принять решение, но мне надо, чтобы администраторы, которые со мной работают, тоже были с этим согласны. Администратора мнение, как бы, тоже там..человек может…понимаете, везде есть такое, что к какому-то человеку ты испытываешь неприязнь, какой-то тебе более менее нравится. Нужно выяснить на каком основании неприязнь. Есть ли какие-то личные качества, которыми человек не нравится. Он мне не нравится и всё, я его должен этого человека уволить. Ну, так нет. Там, или я должен этого человека наказать. Нет, это так не происходит. Мы все совещаемся, вызываем. Там, администратор один - они в разных сменах попадаются - второй администратор. То есть, я получила жалобы от одного администратора, от второго администратора, позвала, пообщалась с этим человеком – в чём проблема, почему жалуется один человек, почему жалуется второй человек. То есть, если это неприязнь, то это одностороннее, когда только один человек, один администратор не любит, ему не нравится и всё. А когда это уже жалоба и от одного администратора и от коллег уже, которые рядом работают – что-то не так значит – уже вызываем, общаемся непосредственно, там, то есть, проводим беседу в воспитательных целях. Человек понял? Не понял. Ещё раз повторяется – ещё одно предупреждение. Но, если уже никак, соответственно, вместе уже принимаем решение, что уже всё, что от этого человека нужно уже избавляться, там, или наказать, или ещё что-то.

- Как Вы действуете  в каких-то  сложных ситуациях, которые могут  навредить делу?

- Ну, такие ситуации могут только  быть с гостями. С персоналом, в принципе, с персоналом было  воровство, было очень сильное  напряжение, нервы были потрачены, к сожалению. Но это просто тоже не пустые слова, а только после того, как человек был пойман, пойман был с поличным, что вот он что-то не так сделал, вот там у него лишние деньги, он там что-то приписал или ещё что-то сделал. Только после этого, он был пойман за руку – сразу «до свиданья». То есть, со штрафом и невыплатой зарплаты, потому что такие люди нам не нужны. На человека, на которого невозможно положиться. Меня, например, воспитывали, там, где ты кушаешь, там гадить нельзя. То есть, человек, который живет в коллективе, работает, нельзя, чтобы там такие вещи происходили. И нечистый на руку человек нам не нужен.

Информация о работе Социологический портрет женщины-предпринимателя