Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 01:34, дипломная работа
Цель исследования – выявить основные социальные характеристики женщин-предпринимателей в городе Дубна.
Задачи:
Проанализировать понятие и особенности предпринимательства и женского предпринимательства;
Изучить опыт отечественных и зарубежных социологов в изучении социального портрета женщины-предпринимателя;
Описать основные характеристики социального портрета женщин-предпринимателей на основе социологических исследований;
Исследовать соотношение женщин-предпринимателей и мужчин-предпринимателей в городе Дубна и их распределение по видам деятельности;
Введение 6
1.Теоретико-методологические основания социологического изучения социального портрета женщины-предпринимателя 9
1. 1. Понятие и признаки индивидуального предпринимателя и предпринимательской деятельности. Понятие женского предпринимательства и его особенности 9
1.2. Опыт изучения образа женщины-предпринимателя 13
1.3. Характеристики социального портрета женщины-предпринимателя 20
1.3.1 Личные качества женщины-предпринимателя 20
1.3.2 Мотивация женщин-предпринимателей 23
1.3.3 Специфика стиля управления женщин-предпринимателей 24
1.3.4 Социально-демографические характеристики 26
1.3.5 Причины женского предпринимательства 27
1.3.6 Сфера деятельности женщин-предпринимателей 27
2. Исследование социального портрета женщины-предпринимателя города Дубна 29
2.1. Интерпретация и операционализация основных понятий 29
2.2. Анализ документов и интервьюирование как методы исследования социального портрета женщины-предпринимателя 33
2.3. Анализ результатов социологического исследования социального портрета женщины-предпринимателя в городе Дубна 35
Кроме того, в общественном мнении предпринимательство более соответствует особенностям мужского характера. В прошлом равноправие полов, узаконенное законодательно, не вошло в структуру социальных предпочтений на советских предприятиях.
В бывшем СССР представительство женщин среди руководителей всех уровней управления было невелико. Даже в тех отраслях экономики, где женщины составляли подавляющее большинство занятых, их доля среди руководителей не соответствовала распределению работников по полу [7]. Эта ситуация породила "эффект эха" применительно к современному российскому деловому миру. В основе значительного числа проблем и ограничений, испытываемых женщинами-предпринимателями, лежат тендерные стереотипы общества.
Движение по направлению к сияющему образу И. Хакамады оказалось для большинства российских женщин проблематично и, наконец, нежелательно. Речь идет об отторжении этого образа многими российскими женщинами по причине их сдержанного отношения к ценностям феминистского толка, что, думается, объясняется следующими причинами. Во-первых, российское общество - общество крайностей. Возможно, не отдавая себе в этом отчета, россиянки интуитивно опасаются экстремизма в усвоении феминистской идеологии. Во-вторых, равенство полов в советском варианте помимо бесспорных достижений имело и явно выраженные негативные последствия в виде сокращения рождаемости, роста числа женских преступлений. В результате в общественном сознании возникло смешение собственно идеи и конкретной практики ее реализации в конкретной стране.
Итак, образ бизнес-леди мог консолидировать лишь часть женского населения, что, в принципе, и сделал. Но у каждого времени должна быть своя версия Золушки. Если в "Золушку"-Хакамаду верят далеко не все, то нужно продублировать этот образ иным типом Золушки, что и было сделано средствами массовой информации посредством светских репортажей о жизни жен "новых русских".
С подачи СМИ жены "новых русских" являются как бы демонстрантами соблазнительных возможностей эпохи рынка.
Эволюция рекламируемого и символизирующего успех женского образа отражает смену общественных ориентации и, на наш взгляд, выглядит следующим образом. П. Ангелина - символ слома традиционной тендерной сегрегации производства, утверждения принципиальной совместимости мужских видов деятельности и женской природы. Однако мужчины, уступив место на тракторе, устремились в космос. Образ В. Терешковой являет собой надежду на возможность равноправия мужчин и женщин не только в низкоинтеллектуальных видах деятельности и видах деятельности с тяжелыми условиями труда, но и в высокопрестижных, а также на скорое и существенное улучшение условий и содержания труда как результата НТП. Несбыточность последнего, а также очевидность сохранения монотонного труда даже при множественности космических побед, потребовала корректировки образа, на который бы равнялись миллионы женщин. Нужно было настроить общество на добросовестный каждодневный труд, причем в его наиболее узнаваемых формах. Соответственно, пришло время "высокотехничных ткачих", чей образ символизировал придание каждодневному труду статуса героических будней.
Применяя эту логику к России 90-х годов, думается, не будет преувеличением сказать, что в общественном сознании середины 90-х наиболее притягательными женскими образами являются: женщина-предприниматель и жена "нового русского". Антагонистичность этих образов - кажущаяся. И тот, и другой - маяки рыночных отношений, появлению которых данные образы и обязаны самим фактом своего существования. Первый - символизирует успех, который в условиях рынка может прийти к наиболее энергичным и предприимчивым представителям женского рода; второй - утешительная лотерея для тех, кто этими качествами не обладает.
Так под влиянием средств массовой информации, идеологии и государства формировался образ женщины-предпринимателя в общественном сознании. Далее, в главе 1.3, с помощью анализа результатов социологических исследований мы рассмотрим современный образ женщины-предпринимателя.
Теоретико-методологической основой нашего исследования послужила парадигма понимающая социология. Мы попытаемся выявить социальный портрет женщины-предпринимателя в рамках системного и гендерного подходов.
Нами проводился анализ литературы по проблеме исследования. Использовались труды известных современных ученых, разрабатывающих данную проблематику – А. Чирикова, Г.Г. Силласте, В.А. Суковатая, Л.В. Бабаева, С.Ю. Барсукова, Л.В. Корель и др.
Целостное отражение характеристик портрета женщины-предпринимателя требует учета основных ценностных ориентаций, для выявления которых была использована методика Рокича. М. Рокич предложил для выявления ценностной структуры личности использовать наборы терминальных и инструментальных ценностей [в прил. 2], которыми обладают все люди, но в различной степени.
Описание образа женщины в бизнесе многими авторами начинается с деклараций, что для реализации новых требований к бизнесу (мобильности, гибкости, управляемости фирм, уменьшения уровней иерархии в управлении, внимания к клиенту и предвидения новых потребностей) подходит именно женщина благодаря своим природным качествам.
В этом случае набор этих качеств включает, главным образом, эмпатию. По мнению большинства авторов, женщины лучше улавливают душевное состояние людей и воспринимают чужие чувства с эмпатией. Они способны сопереживать чувствам другого человека. Утверждается, что именно такие люди хорошо работают в бизнесе. Они проникают во внутренний мир клиента и тем самым управляют ситуацией. Поведение женщин в бизнесе более миролюбиво, они более явно выражают свои эмоции, чаще склонны отдавать, чем брать, доверять, чем обманывать, а в критических ситуациях они находят более оригинальные пути решения, применяя свою природную женскую хитрость. Наиболее часто встречающимся и ярким признаком является женская интуиция. Отсутствие информации заменяется интуицией, которая чаще всего заменяет аналитический расчет. Интуиция позволяет использовать подвернувшийся шанс, избегать ошибок. Авторы, формирующие образ женщины в общественном сознании утверждают, что 20 % женщин менеджеров относят себя к рациональному типу. Остальные настаивают на иррациональной и интуитивной стратегии, что делает бизнес женщин непохожим на мужской. Женщины более осторожны, чем мужчины, и в бизнесе эта осторожность дает только оправданный риск, что в свою очередь обеспечивает безопасность бизнеса и его рентабельность. Отмечаются и ярко выраженные коммуникативные способности женщин, которые позволяют строить модели сотрудничества и реализовывать свои проекты, вовлекая в работу все большее число людей, зажигая их своим оптимизмом, вдохновляя их на успех.
Часто встречаются данные и о дискриминации женщин в бизнесе, однако в последнее время образ женщины эксплицируется как устоявшийся феномен, а сама женщина в бизнесе позиционируется как не дающая оснований и возможностей для притеснения.
Другая яркая декларация о том, что современная женщина имеет такие же права на карьерный и личностный рост, как и мужчина. Приводятся примеры женщин возглавляющих большие корпорации, являющихся успешными руководителями. В данном контексте выделяются такие основные качества успешной деловой женщины: грамотность, профессионализм, ум, интуиция, амбиции, уверенность в себе и постоянное самосовершенствование, и главное способность признавать свои ошибки и исправлять их. При этом, не трудно догадаться, какое делается сравнение: мужчины явно проигрывают современным бизнес леди, а женщина руководитель — не менее распространенное явление, чем учительница или врач.
Некоторые авторы описаний образа женщины-предпринимателя отмечают большую социальную ответственность, трудоголизм, амбициозность женщин, и даже выдвигают версии, что женщина - больший стратег, чем мужчина.
Чтобы подтвердить или опровергнуть устоявшиеся представления о качественных характеристиках женщин-предпринимателей, в 2008 году в Урало-Сибирском институте бизнеса (г. Екатеринбург) было проведено исследование [14], в котором принимали участие слушатели программ MBA и «Онтоменеджмент».
Все участники данных образовательных программ занимаются предпринимательской или управленческой деятельностью в Уральском регионе, всего 123 человека, из них 65,6 % мужчин и 34,4 % женщин.
Сравнительный анализ позволил установить ряд гендерных особенностей предпринимательского потенциала. Установлено, что предприниматели-мужчины в сравнении с женщинами-предпринимателями более склонны приписывать причины происходящих с ними событий вне зависимости от ситуации или сферы жизнедеятельности своему Я, нежели внешним обстоятельствам.
В сфере мотивации не обнаружено достоверных различий в уровне показателя потребности в достижении, что указывает на одинаково высоко выраженную потребность в достижениях и, как следствие, амбициозность предпринимателей вне зависимости от их половой принадлежности.
Сравнение субъективной значимости тех или иных ценностей в группе мужчин и женщин в целом не обнаруживает достоверных различий, за исключением трех показателей ценностных ориентаций: любви, материально обеспеченной жизни и честности.
Предприниматели-женщины придают большую значимость терминальной ценности «любовь» в сравнении с мужчинами и инструментальной ценности «честность», в свою очередь, мужчины обозначают больший вес терминальной ценности «материально обеспеченная жизнь» в сравнении с женщинами. В отношении остальных ценностей можно сделать вывод о том, что их иерархия в группе предпринимателей вне зависимости от половой принадлежности является одинаковой.
В выраженности показателей общих интеллектуальных способностей и лабильности когнитивных процессов, не обнаружено достоверных различий. Факт свидетельствует о том, что в области интеллектуального потенциала предприниматели-мужчины и предприниматели-женщины характеризуются одинаково высоким уровнем возможностей.
При исследовании самоактуализации обнаружено, что мужчины в большей степени в сравнении с женщинами характеризуются способностью к целостному восприятию мира и людей, к пониманию связанности противоположностей, то есть в меньшей мере склонны противопоставлять себя противоположному полу, понимая природу данного явления, а также способностью к межличностной чувствительности, проявляющейся, например, в быстром установлении глубоких контактов с людьми. В отношении остальных показателей самоактуализации не было обнаружено достоверных различий. Данный факт свидетельствует о достаточной личностной зрелости группы предпринимателей в целом.
Наибольшее количество высоковероятных отличительных особенностей предпринимателей в аспекте их половой принадлежности установлено в личностной сфере. Сравнительный анализ показателей диспозиций личности позволяет фиксировать следующие гендерные особенности. Бизнесмены-мужчины в сравнении с женщинами характеризуются меньшей склонностью к общительности. Мужчинам свойственны наиболее выраженные независимость, властность, самоуверенность; гибкость поведения, радикализм, склонность к новому; а также серьезность, склонность к напряженности, озабоченность. В отношении остальных показателей личностный профиль не имеет гендерных различий.
Таким образом, результаты исследования особенностей предпринимательского потенциала мужчин и женщин позволяют говорить об относительном сходстве в выраженности его показателей, а отсюда слабой сензитивности потенциала к факту половой принадлежности предпринимателя. Однако существуют установленные в ходе эмпирического исследования гендерные особенности потенциала в области коммуникативных характеристик, локуса ответственности, уровня личностной независимости, гибкости поведения, целостности восприятия мира, а также отношения к любви, материальному обеспечению и понятию честности.
По мнению А.Е. Чириковой [21], становление женского предпринимательства в России можно назвать процессом, который формируется "снизу":
государство декларирует, но не помогает "слабому полу". Массовому притоку женщин в бизнес мешают не только власти, но и не изжитые предрассудки женского менталитета, вечная готовность быть на вторых ролях.
Складывается парадоксальная ситуация. С одной стороны, подавляющая часть женщин не желает исполнять роль исключительно "профессиональной домохозяйки, воспитателя в семье" и нигде не работать. Особенно категорическую позицию занимают те, кто имеет высшее или среднее специальное образование. Они не только стремятся быть "на людях", общаться с коллегами по работе, но также иметь собственные деньги, быть экономически независимыми от мужей. И это понятно: в случае развода больше всего страдает женщина, всю жизнь положившая на семью и не успевшая сделать приличной карьеры. К тому же дети, которые чаще всего остаются с матерью, постоянно нуждаются в материальной поддержке. Таким образом, в качестве главного мотива предпринимательской деятельности женщин мы можем выделить материальную обеспеченность и экономическую независимость.
С другой стороны, карьера занимает у россиянок лишь пятую позицию на шкале представлений о счастье [8]. Согласно данным опросов, проведенных О. Здравомысловой, лишь 11,9% хотели бы занимать руководящую должность, тогда как свыше 70% высказались категорически против [1, с. 114].
В 2002 году в Украине было проведено исследование [20] методом интервью. Были опрошены женщины от 25 до 45 лет, профессионально занятые в бизнесе от 3 до 7 лет и маркирующие себя как "успешные".
По результатам исследования ведущими мотивами женщин-предпринимателей являются самоутверждение, самореализация, стремление к комфорту и финансовой независимости.
Традиционно при обсуждении потенциала и психологических задатков мужского и женского лидерства ученые сходятся во мнении, что представительницы женского пола имеют меньше шансов проявить себя в лидерской позиции по сравнению с мужчинами. В качестве примера приводятся результаты, полученные в ходе серьезных исследований в различных областях знаний: более низкий уровень притязаний женщин в их устремленности к успеху, их склонность приписывать удачное решение сложных задач воле случая или везению, выбирать более простые и легкодостижимые цели и проявлять меньшую настойчивость в их достижении. Безусловно признавая различия между мужчинами и женщинами в лидерских возможностях, стоит, на наш взгляд, подчеркнуть что они никоим образом не являются фактором, полностью закрывающим для представительниц "слабого пола" возможность лидировать в бизнесе или политике. Наличие подобных различий лишь подтверждает необходимость поиска женщинами тех моделей лидерства, которые разрушают гендерные стереотипы и обеспечивают успех начатого дела.
Информация о работе Социологический портрет женщины-предпринимателя