Социология как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 16:29, курсовая работа

Краткое описание

Для лучшего понимания существа предмета социологии важно представить общество как структуру, т.е. не как простое скопление индивидов, случайно взаимодействующих друг с другом, а как целое, состоящее из определенным образом расположенных упорядоченных частей, взаимодействующих между собой в строго определенных границах.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая социология.docx

— 94.83 Кб (Скачать файл)

    Политология. Политологи занимаются вопросами политики и управления государством. Они изучают  то, как люди управляют своим обществом, различные формы правления, их структуру  и отношение к другим общественным институтам. Особый интерес для политологов представляют способы достижения людьми власти в обществе, то, каким образом они сохраняют за собой властные позиции, взаимоотношение властвующих с подвластными, политические организации, институты, движения и поведение избирателей.

    Экономика. Экономическая наука также концентрируется  на изучении одного социального института. Экономисты занимаются исследованием  проблем производства, распределения, обмена и потребления товаров  и услуг в конкретном обществе.

    Антропология. Антропология, родственная социологии дисциплина, исследует культуру как  образ жизни общества в целом. Преимущественно она концентрирует  свое внимание на изучении культуры дописьменных, или племенных, обществ. В понятие  культуры как предмета антропологии входят: артефакты группы, например орудия труда, искусство и оружие; структура группы, т.е. иерархия и  другие модели, которые определяют взаимоотношения в обществе; идеи и ценности группы, влияние верований  на жизнь людей; формы коммуникации в группе, особенно язык.

    Психология. Психологи занимаются исследованием  психических процессов, связанных  с интеллектом, эмоциями, восприятием  и памятью. Такая отрасль психологии, как социальная психология, изучает  социальную обусловленность поведения  индивидов и групп, т.е. типы поведения  в связи с социальными нормами, воспитанием, возрастом, жизненным  опытом, происхождением, а также  влияние потребностей, самооценки на межличностные, внутригрупповые и  межгрупповые отношения.

    История. Историческая наука изучает прошлое  человечества во всей его конкретности и многообразии, т.е. имеет дело с  прошлым поведением и уникальными  событиями. Она состоит из всемирной (всеобщей) истории и истории отдельных  стран и народов. Отраслями исторической науки являются: историческая география, историография, экономическая история, а также археология, палеография, генеалогия, дипломатика, хронология и др.

    Социология. У социологии много общего с другими  общественными науками. С политологией ее объединяет то, что она исследует  среди прочего проблемы политических отношений и государственного управления. С экономической наукой она граничит, затрагивая сферу социального обращения  товаров и услуг, но в аспекте  исследования социальных последствий  производства, распределения и обмена. Как и антропология, социология делает своим предметом культуру, верования, традиции, но рассматривает их под  особым социологическим углом. С  психологией ее роднит то, что она  исследует личность и ее жизнь  в группе себе подобных. Наконец, в  отличие от исторической науки, которая  изучает только то, что свершилось и вошло в историю, социология фокусируется на современности, включает в себя социальное планирование и  прогнозирование.

2.История социологической мысли в Западной                                    Европе XIX--начала XXI века

    Термин  социология в буквальном смысле слова  означает «наука об обществе» или  «учение об обществе». Впервые его  употребил Огюст Конт (1798--1857). В  главных своих сочинениях-- «Курс позитивной философии» (Т. 1--6, 1830--1842) и «Система пози-тивной политики» (Т. 1--4,1851--1854)--он высказал рациональ-ную идею о необходимости всестороннего анализа общественных явлений. То, что О. Конт большое внимание уделял познанию не столько сущности, сколько явления, стало основанием для возник-новения позитивистских взглядов и концепций, получило дальней-шее развитие в трудах его последователей.

    Конечно, совокупность вопросов, относящихся  к социологии, занимала ученых с  древнейших времен. Проблемы общественной жизни всегда вызывали живой интерес  у историков, философов, правоведов. Но когда четко обозначилась тенденция  к дифферен-циации наук, в том числе и общественных, в социологии нашла выражение объективная потребность определить роль и место человека в жизни общества, его социальное положение, взаимо-действие с другими людьми в рамках различных общностей, соци-альных групп и социальных организаций в условиях функциони-рующего гражданского общества.

    В ответ на поставленные жизнью вопросы  в XIX веке родились различные концепции, стремящиеся объяснить сущность происхо-дящего с тех или иных теоретико-методологических позиций.

    На  разных этапах развития социологической  мысли на перед-ний план выходило то одно, то другое направление. Социологи-ческая теория О. Конта состояла из «социальной статики» и «со-циальной динамики». Главный интерес французского мыслителя был связан с анализом социальной динамики, основным факто-ром которой он считал умственное, духовное развитие. Его замы-сел состоял в стремлении уподобить науку об обществе «социаль-ной физике», чтобы ее исследователь мог так же оперировать конкретными данными, фактами, их взаимосвязями, как это дела-ет естествоиспытатель. Он сформулировал закон интеллектуаль-ной эволюции человечества. Особый интерес представляет его раз-мышление о социальной статике и социальной динамике как, методе, объясняющем его позитивистский историзм.

    Другая  концепция -- биологическая -- связана  с именем Г. Спенсера (1820--1903), который  рассматривал общество по ана-логии с биологическими организмами. Его гениальной догадкой было то, что процесс развития всегда сопровождается дифференциацией структур и функций общества. Чтобы координировать действия отдельных частей общества, необходимо осуществление функций, названных впоследствии управлением. Подобно Ч.Дар-вину Г. Спенсер поддерживал идею «естественного отбора» при-менительно к общественной жизни: выживают те, кто больше все-го приспособлен к превратностям жизни.

    Вместе  с тем концепция «однолинейной» эволюции, социал-дарвинистские установки  Г. Спенсера были подвергнуты критике, преимущественно со стороны психологической  школы, которая в истории социологии представлена Л. Гумпловичем (1838--1909), Г. Тардом (1843--1904), Г. Лебоном (1841--1931) и особенно Ф. Тен-нисом (1855--1936), а также в известной степени Дж.С. Миллем (1806--1873).

    Отказавшись от биологизации общества, эти ученые пытались преодолеть ограниченности эволюционизма, что в конечном сче-те привело к появлению социально-психологической концепции социологии, к анализу социально-психологических явлений и по-пыткам объяснить роль субъективного фактора в историческом процессе.

    Г. Тард известен своей теорией подражания, так как элемен-тарным социальным отношением он считал передачу или попыт-ку передачи верования или желания. Его концепция впоследствии была использована в теории массовых коммуникаций.

    Г. Лебон обратил внимание на феномен «толпы», когда разум-ное критическое начало, воплощенное в личности, подавляется иррациональным массовым сознанием.

    Ф. Теннис придавал первостепенное значение понятию воли, которая и определяет сущность и направление человеческого по-ведения. А так как он фактически отождествлял волю и разум, то, по его мнению, побуждение к действию осуществляется не госу-дарством или Богом, а рационализмом, ярким воплощением чего является разум.

    Географическое  направление в социологии представлено Э. Реклю (1830--1905) и Ф. Ратцелем (1844--1904). Так, Ратцель пре-увеличивал влияние природно-географической среды на поли-тическую жизнь общества. Вместе с тем ему удалось проследить некоторые закономерности влияния природных условий на разви-тие народов и их культур в разных географических условиях, что в дальнейшем было использовано геополитиками (например, Ю. Челленом, О. Мауллем, Э. Обетом и др.).

    В XIX веке возникла марксистская ветвь  социологии, назван-ная по имени своего основателя К. Маркса (1818--1883), которая существует уже более полутора сотен лет. Вместе с Ф. Энгельсом (1820--1895) он сформулировал совокупность идей на основе от-крытого ими материалистического понимания истории, что послу-жило основой для представлений о формационном (стадийном) развитии общества. Особое значение они придавали структурно-му строению каждого общества: базису (производственные отно-шения) и надстройке (политическим, юридическим, религиозным и философским воззрениям). Кроме того, ими была разработана концепция социального конфликта в виде грядущих социалисти-ческих революций, изучены основные классы современного им об-щества -- пролетариат, буржуазия, крестьянство -- и проанали-зированы все формы классовой борьбы. Особой заслугой Маркса было то, что он отказался от рассуждений об обществе вообще и дал научно обоснованную картину одного общества и одного прог-ресса -- капиталистического.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

          3.Социальная  стратификация.

    Социальная  стратификация - центральная тема социологии. Она описывает социальное неравенство  в обществе, деление социальных слоев  по уровню доходов и образу жизни, по наличию или отсутст-вию привилегий. В первобытном обществе неравенство было не-значительным, поэтому стратификация там почти отсутствовала. В сложных обществах неравенство очень сильное, оно поделило лю-дей по доходам, уровню образования, власти.

    Основными элементами социальной структуры общества являются индивиды, занимающие определенный статус и выполняющие определенные социальные функции, объединения этих индивидов на основе их статусных признаков в группы, социально-территориальные, этнические и иные общности. Социальная структура выражает объективное деление общества на общности, классы, слои, группы и т.д., указывая на различное поло-жение людей по отношению друг к другу. Таким образом, социальная структура -- это строение общества в целом, система связей между его основными элементами.

    Термин  «стратификация» был заимствован  из геологии, где он обозна-чает расположение пластов Земли по вертикали. Социология упо-добила строение общества строению Земли и разместила социаль-ные слои (страты) также по вертикали. Но первые идеи о социальной стратификации встречаются у Платона (выделяет три класса: философы, стражи, земледельцы и ремесленники) и Аристотеля (также три класса: «очень зажиточные», «крайне неимущие», «средний слой») Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология - М.:Инфра-М, 2001 - с.265. Окончательно идеи теории социальной стратификации оформились в конце 18 века благодаря появлению метода социологического анализа.

    Основой стратификации в социологии выступает  неравенство, т.е. неравномерное распределение  прав и привилегий, ответственности  и обязанностей, власти и влияния. Первыми пытались объяснить природу  социальной стратификации К.Маркс и М.Вебер. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

          3.1 Исторические типы социальной стратификации 

    Независимо  от форм, которые принимает социальная стратификация, ее существование универсально. Известны четыре основные системы социальной стратификации: рабство, касты, кланы  и классы.

    1)Рабство.

    Причины рабства. Неотъемлемой чертой рабства является владение одних людей другими. Рабы были и у древних римлян, и у древних африканцев. В Древней Греции рабы занимались физическим трудом, благодаря чему свободные граждане имели возможность самовыражения в политике и искусствах. Наименее типичным рабство было для кочевых народов, особенно охотников и собирателей.

    Обычно  указывают на три причины рабства:

    1. долговое обязательство, когда  человек, оказавшийся не в состоянии  заплатить долги, попадал в  рабство к своему кредитору. 

    2. нарушение законов, когда казнь  убийцы или грабителя заменяли на рабство, т.е. виновника передавали пострадавшей семье в качестве компенсации за причиненное горе или ущерб.

    3. война, набеги, покорение, когда  одна группа людей завоевывала другую и победители использовали часть пленников в качестве рабов.

    Общие характеристики рабства. Хотя рабовладельческая практика была различной в разных регионах и в разные эпохи, но независимо от того, было ли рабство следствием неуплаченного долга, наказания, военного плена или расовых предрассудков; было ли оно пожизненным или временным; наследственным или нет, раб все равно являлся собственностью другого человека, и система законов закрепляла статус раба. Рабство служило основным разграничением между людьми, четко указывающим, какой человек является свободным (и по закону получает определенные привилегии), а какой - рабом (не имеющим привилегий).

    2)Касты.

    В кастовой системе статус определяется рождением и является пожизненным; если использовать социологические  термины: базой кастовой системы  является предписанный статус. Достигнутый  статус не в состоянии изменить место  индивида в этой системе. Люди, по рождению принадлежащие к группе с низким статусом, всегда будут иметь этот статус независимо от того, чего они  лично сумели достичь в жизни.

    Общества, для которых характерна такая  форма стратификации, стремятся  к четкому сохранению границ между  кастами, поэтому здесь практикуется эндогамия - браки в рамках собственной  группы - и существует запрет на межгрупповые браки. Для предотвращения контактов  между кастами такие общества вырабатывают сложные правила, касающиеся ритуальной чистоты, согласно которым  считается, что общение с представителями  низших каст оскверняет высшую касту.

Информация о работе Социология как наука