Политология.
Политологи занимаются вопросами политики
и управления государством. Они изучают
то, как люди управляют своим обществом,
различные формы правления, их структуру
и отношение к другим общественным
институтам. Особый интерес для политологов
представляют способы достижения людьми
власти в обществе, то, каким образом они
сохраняют за собой властные позиции,
взаимоотношение властвующих с подвластными,
политические организации, институты,
движения и поведение избирателей.
Экономика.
Экономическая наука также концентрируется
на изучении одного социального института.
Экономисты занимаются исследованием
проблем производства, распределения,
обмена и потребления товаров
и услуг в конкретном обществе.
Антропология.
Антропология, родственная социологии
дисциплина, исследует культуру как
образ жизни общества в целом.
Преимущественно она концентрирует
свое внимание на изучении культуры дописьменных,
или племенных, обществ. В понятие
культуры как предмета антропологии
входят: артефакты группы, например
орудия труда, искусство и оружие;
структура группы, т.е. иерархия и
другие модели, которые определяют
взаимоотношения в обществе; идеи
и ценности группы, влияние верований
на жизнь людей; формы коммуникации
в группе, особенно язык.
Психология.
Психологи занимаются исследованием
психических процессов, связанных
с интеллектом, эмоциями, восприятием
и памятью. Такая отрасль психологии,
как социальная психология, изучает
социальную обусловленность поведения
индивидов и групп, т.е. типы поведения
в связи с социальными нормами,
воспитанием, возрастом, жизненным
опытом, происхождением, а также
влияние потребностей, самооценки на
межличностные, внутригрупповые и
межгрупповые отношения.
История.
Историческая наука изучает прошлое
человечества во всей его конкретности
и многообразии, т.е. имеет дело с
прошлым поведением и уникальными
событиями. Она состоит из всемирной
(всеобщей) истории и истории отдельных
стран и народов. Отраслями исторической
науки являются: историческая география,
историография, экономическая история,
а также археология, палеография, генеалогия,
дипломатика, хронология и др.
Социология.
У социологии много общего с другими
общественными науками. С политологией
ее объединяет то, что она исследует
среди прочего проблемы политических
отношений и государственного управления.
С экономической наукой она граничит,
затрагивая сферу социального обращения
товаров и услуг, но в аспекте
исследования социальных последствий
производства, распределения и обмена.
Как и антропология, социология делает
своим предметом культуру, верования,
традиции, но рассматривает их под
особым социологическим углом. С
психологией ее роднит то, что она
исследует личность и ее жизнь
в группе себе подобных. Наконец, в
отличие от исторической науки, которая
изучает только то, что свершилось
и вошло в историю, социология
фокусируется на современности, включает
в себя социальное планирование и
прогнозирование.
2.История
социологической мысли
в Западной
Европе XIX--начала XXI
века
Термин
социология в буквальном смысле слова
означает «наука об обществе» или
«учение об обществе». Впервые его
употребил Огюст Конт (1798--1857). В
главных своих сочинениях-- «Курс
позитивной философии» (Т. 1--6, 1830--1842) и
«Система пози-тивной политики» (Т. 1--4,1851--1854)--он
высказал рациональ-ную идею о необходимости
всестороннего анализа общественных явлений.
То, что О. Конт большое внимание уделял
познанию не столько сущности, сколько
явления, стало основанием для возник-новения
позитивистских взглядов и концепций,
получило дальней-шее развитие в трудах
его последователей.
Конечно,
совокупность вопросов, относящихся
к социологии, занимала ученых с
древнейших времен. Проблемы общественной
жизни всегда вызывали живой интерес
у историков, философов, правоведов.
Но когда четко обозначилась тенденция
к дифферен-циации наук, в том числе
и общественных, в социологии нашла выражение
объективная потребность определить роль
и место человека в жизни общества, его
социальное положение, взаимо-действие
с другими людьми в рамках различных общностей,
соци-альных групп и социальных организаций
в условиях функциони-рующего гражданского
общества.
В
ответ на поставленные жизнью вопросы
в XIX веке родились различные концепции,
стремящиеся объяснить сущность
происхо-дящего с тех или иных теоретико-методологических
позиций.
На
разных этапах развития социологической
мысли на перед-ний план выходило то
одно, то другое направление. Социологи-ческая
теория О. Конта состояла из «социальной
статики» и «со-циальной динамики». Главный
интерес французского мыслителя был связан
с анализом социальной динамики, основным
факто-ром которой он считал умственное,
духовное развитие. Его замы-сел состоял
в стремлении уподобить науку об обществе
«социаль-ной физике», чтобы ее исследователь
мог так же оперировать конкретными данными,
фактами, их взаимосвязями, как это дела-ет
естествоиспытатель. Он сформулировал
закон интеллектуаль-ной эволюции человечества.
Особый интерес представляет его раз-мышление
о социальной статике и социальной динамике
как, методе, объясняющем его позитивистский
историзм.
Другая
концепция -- биологическая -- связана
с именем Г. Спенсера (1820--1903), который
рассматривал общество по ана-логии с
биологическими организмами. Его гениальной
догадкой было то, что процесс развития
всегда сопровождается дифференциацией
структур и функций общества. Чтобы координировать
действия отдельных частей общества, необходимо
осуществление функций, названных впоследствии
управлением. Подобно Ч.Дар-вину Г. Спенсер
поддерживал идею «естественного отбора»
при-менительно к общественной жизни:
выживают те, кто больше все-го приспособлен
к превратностям жизни.
Вместе
с тем концепция «однолинейной»
эволюции, социал-дарвинистские установки
Г. Спенсера были подвергнуты критике,
преимущественно со стороны психологической
школы, которая в истории социологии
представлена Л. Гумпловичем (1838--1909), Г.
Тардом (1843--1904), Г. Лебоном (1841--1931) и особенно
Ф. Тен-нисом (1855--1936), а также в известной
степени Дж.С. Миллем (1806--1873).
Отказавшись
от биологизации общества, эти ученые
пытались преодолеть ограниченности эволюционизма,
что в конечном сче-те привело к появлению
социально-психологической концепции
социологии, к анализу социально-психологических
явлений и по-пыткам объяснить роль субъективного
фактора в историческом процессе.
Г.
Тард известен своей теорией подражания,
так как элемен-тарным социальным отношением
он считал передачу или попыт-ку передачи
верования или желания. Его концепция
впоследствии была использована в теории
массовых коммуникаций.
Г.
Лебон обратил внимание на феномен «толпы»,
когда разум-ное критическое начало, воплощенное
в личности, подавляется иррациональным
массовым сознанием.
Ф.
Теннис придавал первостепенное значение
понятию воли, которая и определяет
сущность и направление человеческого
по-ведения. А так как он фактически отождествлял
волю и разум, то, по его мнению, побуждение
к действию осуществляется не госу-дарством
или Богом, а рационализмом, ярким воплощением
чего является разум.
Географическое
направление в социологии представлено
Э. Реклю (1830--1905) и Ф. Ратцелем (1844--1904). Так,
Ратцель пре-увеличивал влияние природно-географической
среды на поли-тическую жизнь общества.
Вместе с тем ему удалось проследить некоторые
закономерности влияния природных условий
на разви-тие народов и их культур в разных
географических условиях, что в дальнейшем
было использовано геополитиками (например,
Ю. Челленом, О. Мауллем, Э. Обетом и др.).
В
XIX веке возникла марксистская ветвь
социологии, назван-ная по имени своего
основателя К. Маркса (1818--1883), которая существует
уже более полутора сотен лет. Вместе с
Ф. Энгельсом (1820--1895) он сформулировал
совокупность идей на основе от-крытого
ими материалистического понимания истории,
что послу-жило основой для представлений
о формационном (стадийном) развитии общества.
Особое значение они придавали структурно-му
строению каждого общества: базису (производственные
отно-шения) и надстройке (политическим,
юридическим, религиозным и философским
воззрениям). Кроме того, ими была разработана
концепция социального конфликта в виде
грядущих социалисти-ческих революций,
изучены основные классы современного
им об-щества -- пролетариат, буржуазия,
крестьянство -- и проанали-зированы все
формы классовой борьбы. Особой заслугой
Маркса было то, что он отказался от рассуждений
об обществе вообще и дал научно обоснованную
картину одного общества и одного прог-ресса
-- капиталистического.
Социальная
стратификация - центральная тема социологии.
Она описывает социальное неравенство
в обществе, деление социальных слоев
по уровню доходов и образу жизни,
по наличию или отсутст-вию привилегий.
В первобытном обществе неравенство было
не-значительным, поэтому стратификация
там почти отсутствовала. В сложных обществах
неравенство очень сильное, оно поделило
лю-дей по доходам, уровню образования,
власти.
Основными
элементами социальной структуры общества
являются индивиды, занимающие определенный
статус и выполняющие определенные
социальные функции,
объединения этих индивидов на основе
их статусных признаков в группы, социально-территориальные,
этнические и иные общности. Социальная
структура выражает объективное деление
общества на общности, классы, слои, группы
и т.д., указывая на различное поло-жение
людей по отношению друг к другу. Таким
образом, социальная структура -- это строение
общества в целом, система связей между
его основными элементами.
Термин
«стратификация» был заимствован
из геологии, где он обозна-чает расположение
пластов Земли по вертикали. Социология
упо-добила строение общества строению
Земли и разместила социаль-ные слои (страты)
также по вертикали. Но первые идеи о социальной
стратификации встречаются у Платона
(выделяет три класса: философы, стражи,
земледельцы и ремесленники) и Аристотеля
(также три класса: «очень зажиточные»,
«крайне неимущие», «средний слой») Добреньков
В.И., Кравченко А.И. Социология - М.:Инфра-М,
2001 - с.265. Окончательно идеи теории социальной
стратификации оформились в конце 18 века
благодаря появлению метода социологического
анализа.
Основой
стратификации в социологии выступает
неравенство, т.е. неравномерное распределение
прав и привилегий, ответственности
и обязанностей, власти и влияния.
Первыми пытались объяснить природу
социальной стратификации К.Маркс и
М.Вебер.
3.1
Исторические типы социальной
стратификации
Независимо
от форм, которые принимает социальная
стратификация, ее существование универсально.
Известны четыре основные системы социальной
стратификации: рабство, касты, кланы
и классы.
1)Рабство.
Причины
рабства. Неотъемлемой чертой рабства
является владение одних людей другими.
Рабы были и у древних римлян, и у древних
африканцев. В Древней Греции рабы занимались
физическим трудом, благодаря чему свободные
граждане имели возможность самовыражения
в политике и искусствах. Наименее типичным
рабство было для кочевых народов, особенно
охотников и собирателей.
Обычно
указывают на три причины рабства:
1.
долговое обязательство, когда
человек, оказавшийся не в состоянии
заплатить долги, попадал в
рабство к своему кредитору.
2.
нарушение законов, когда казнь
убийцы или грабителя заменяли
на рабство, т.е. виновника передавали
пострадавшей семье в качестве компенсации
за причиненное горе или ущерб.
3.
война, набеги, покорение, когда
одна группа людей завоевывала
другую и победители использовали часть
пленников в качестве рабов.
Общие
характеристики рабства.
Хотя рабовладельческая практика была
различной в разных регионах и в разные
эпохи, но независимо от того, было ли рабство
следствием неуплаченного долга, наказания,
военного плена или расовых предрассудков;
было ли оно пожизненным или временным;
наследственным или нет, раб все равно
являлся собственностью другого человека,
и система законов закрепляла статус раба.
Рабство служило основным разграничением
между людьми, четко указывающим, какой
человек является свободным (и по закону
получает определенные привилегии), а
какой - рабом (не имеющим привилегий).
2)Касты.
В
кастовой системе статус определяется
рождением и является пожизненным;
если использовать социологические
термины: базой кастовой системы
является предписанный статус. Достигнутый
статус не в состоянии изменить место
индивида в этой системе. Люди, по рождению
принадлежащие к группе с низким
статусом, всегда будут иметь этот
статус независимо от того, чего они
лично сумели достичь в жизни.
Общества,
для которых характерна такая
форма стратификации, стремятся
к четкому сохранению границ между
кастами, поэтому здесь практикуется
эндогамия - браки в рамках собственной
группы - и существует запрет на межгрупповые
браки. Для предотвращения контактов
между кастами такие общества
вырабатывают сложные правила, касающиеся
ритуальной чистоты, согласно которым
считается, что общение с представителями
низших каст оскверняет высшую касту.