Социология как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 16:29, курсовая работа

Краткое описание

Для лучшего понимания существа предмета социологии важно представить общество как структуру, т.е. не как простое скопление индивидов, случайно взаимодействующих друг с другом, а как целое, состоящее из определенным образом расположенных упорядоченных частей, взаимодействующих между собой в строго определенных границах.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая социология.docx

— 94.83 Кб (Скачать файл)

    Индийское общество - наиболее яркий пример кастовой системы. Основанная не на расовых, а  на религиозных принципах, эта система  просуществовала почти три тысячелетия. Четыре основные индийские касты, или Варны, подразделяются на тысячи специализированных подкаст (джати), причем представители каждой касты и каждой джати занимаются каким-то определенным ремеслом.

    3)Кланы.

    Клановая  система типична для аграрных обществ. В подобной системе каждый индивид связан с обширной социальной сетью родственников - кланом. Клан представляет собой нечто вроде  очень разветвленной семьи и  имеет сходные черты: если клан имеет  высокий статус, такой же статус имеет и индивид, принадлежащий  к этому клану; все средства, принадлежащие  клану, скудные или богатые, в  равной степени принадлежат каждому  члену клана; верность клану является пожизненной обязанностью каждого  его члена.

    Кланы напоминают и касты: принадлежность к клану определяется по рождению и является пожизненной. Однако в  отличие от каст вполне допускаются  браки между различными кланами; они даже могут использоваться для  создания и укрепления союзов между  кланами, поскольку обязательства, налагаемые браком на родственников  супругов, способны объединять членов двух кланов.

    Процессы  индустриализации и урбанизации  превращают кланы в более изменчивые группы, в конце концов заменяя кланы социальными классами.

    4)Классы

    Системы стратификации, основанные на рабстве, кастах и кланах, являются закрытыми. Границы, разделяющие людей, настолько  четки и тверды, что не оставляют  людям возможности для перемещения  из одной группы в другую, за исключением  браков между членами различных  кланов. Классовая система гораздо  более открыта, поскольку базируется в первую очередь на деньгах или  материальной собственности. Принадлежность к классу также определяется при  рождении - индивид получает статус своих родителей, однако социальный класс индивида в течение его  жизни может измениться в зависимости  от того, чего он сумел (или не сумел) достичь в жизни. Кроме того, не существует законов, определяющих занятие  или профессию индивида в зависимости  от рождения или запрещающих вступление в брак с представителями других социальных классов.

    Следовательно, основной характеристикой этой системы  социальной стратификации является относительная гибкость ее границ. Классовая система оставляет  возможности для социальной мобильности, т.е. для движения вверх или вниз по социальной лестнице. Наличие потенциала для повышения своего социального  положения, или класса - одна из основных движущих сил, побуждающих людей хорошо учиться и упорно трудиться. Конечно, семейное положение, наследуемое человеком с рождения, способно определять и исключительно невыгодные условия, которые не оставят ему шансов подняться в жизни слишком высоко, и обеспечить ребенку такие привилегии, что для него окажется практически невозможным “скатиться вниз” по классовой лестнице.

    Гендерное неравенство и социальная стратификация.

    В любом обществе тендерный признак  составляет основу социальной стратификации. Ни в одном обществе пол не является единственным принципом, на котором  основывается социальное расслоение, но тем не менее он присущ любой системе социальной стратификации - будь то рабство, касты, кланы или классы. По гендерному признаку члены любого общества делятся на категории и получают неодинаковый доступ к тем благам, которые может предложить их общество. Представляется очевидным, что такое деление всегда осуществляется в пользу мужчин.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                            4. Социальный статус 

    Рассматривая  социальные системы, современные социологи  разработали концепции, согласно которым  люди не могут рассматриваться в  качестве элементной базы общества. Люди, скорее, проживают в этих системах подобно жильцам многоквартирного дома, которые въезжают в квартиры, расположенные на разных этажах его, покидают их, переезжая в другие квартиры, расположенные этажом выше или ниже, ил вообще -- в другие дома. Взаимное расположение этих квартир (верхние этажи -- нижние этажи) никоим образом не изменится от того, кт именно занимает их в данный момент. Хотя, в принципе, конкретны жильцы в период своего обитания в квартире, конечно, могут придать ей свои индивидуальные черты, произведя по своему вкусу ремонт, держа ее в порядке или неисправности.

    Примерно  так же обстоит дело и с социальными  системами. Они образуются в результате упорядочивания различных социальных позиций: одни позиции расположены  в этой системе выше, другие ниже, третьи располагаются примерно на одном  и том же уровне. Соответственно относятся друг к другу и люди, занимающие эти позиции: к одним они обращаются как к высшим, к другим -- как к низшим, к третьим -- как к равным. Чем же определяется взаимное расположение этих социальных позиций? Ответ на этот вопрос, по сути дела, содержится в самом переводе термина status -- это, по-латыни, правовое положение. Другими словами, статус человека -- это совокупность его прав и обязанностей по отношению к другим людям, обладающим иными статусами. Обратим внимание на двойственность этой связи: мои права в отношении другого человека оборачиваются его обязанностями по отношению ко мне, и наоборот.

    Вряд  ли можно считать наиболее общим  и исчерпывающим такое определение  статуса, которое дает, к примеру, В. Сапов: «положение личности, занимаемое в обществе в соответствии с возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением». Нам думается, что перечисление всего, «в соответствии с чем» определяется тот или иной статус, вообще неуместно: человек имеет свой отдельный  статус в каждой социальной сфере  жизнедеятельности, к которой он причастен (более того, сам этот «набор»  непрерывно изменяется на протяжении его жизни). Мы изменяем свой статус даже в течение одного дня. Проснувшись, мы идем завтракать со своими родителями, находясь в статусе сына или дочери; выйдя на улицу, мы вплоть до автобусной остановки сохраняем за собой  статус пешехода; сев в авторе, приобретаем  статус пассажира; войдя в двери  своего института, вплоть до окончания  занятий остаемся в статусе студента... Словом, всякий раз, когда мы оказываемся  в составе какой-то общности людей, объединенных общими целями и совместной деятельностью, мы приобретаем определенный статус (точнее, нас наделяют им окружающие).

    Совокупность  всех статусов, характеризующих на данный момент личностные и социальные позиции одного и того же человека, называется статусным набором. Можно  считать, что именно сочетание, комбинация всех прав и обязанностей в известной мере характеризует индивидуальность человека, его неповторимое место в системе общественных отношений. Однако всякий раз любой конкретный статус любой сфере жизнедеятельности и в каждой из общностей характеризуется определенными правами и определенными обязанностями В контексте данного вопроса представляется более приемлемым дать, определение, которое отталкивается от дефиниции Н. Смелзера: статусом называется позиция человека в большой или малой социальной группе, определяемая его правами и обязанностями в отношении других, сопряженных социальных позиций. (Смысл понятия «сопряженные» в данном контексте приобретет более четкие очертания при рассмотрении понятия социальных институтов, о чем мы будем говорить позже.)

    Права и обязанности -- это всегда две стороны одной и той же социальной связи. Например, права, которые дает родителям их статус в отношении их детей, имеют своей оборотной стороной не только и не столько обязанности детей по отношению к родителям, сколько их же, родителей, обязанности по отношению к детям.

    Отметим два важных момента, связанных с  понятием социального статуса.

    Во-первых, совокупность всех статусов в любом  обществе организована в иерархические  ряды. Другими словами, статусы находятся  в соподчиненности друг другу, а  значит, соотношение их, как правило, выражается в понятиях «выше-ниже». Статусы, как правило, не равны друг другу и отражают неравенство людей.

    Во-вторых, понятие статуса всегда относительно. Понятие статуса неприменимо  к человеку, пока он находится один, сам по себе, вне связи с другими  людьми. Для того чтобы это понятие  обрело смысл, требуются, по меньшей  мере, два человека, статус одного из которых неизбежно будет отличаться от статуса другого. Так что можно  смело утверждать, что Робинзон не имел никакого статуса, пока на острове  не появился Пятница.

    Среди множества разнообразных статусов, которыми обладает один и тот же человек, выделяют главные (или ключевые) -- те, что решающим образом определяют его социальные позиции в обществе. Чаще всего эти статусы -- особенно в современных обществах -- связаны экономической, политической и профессиональной деятельностью. Но не только. В расово-сегрегированном обществе, например, главный статуc может определяться цветом кожи. В теократическом государств чрезвычайно важно вероисповедание, а также та позиция, которую занимает человек в церковной иерархии. Главный статус обычно определяет весь образ жизни человека, круг его общения, престиж в глазах окружающих и те жизненные шансы, которыми он располагает.

    Какие-то статусы мы приобретаем от рождения -- та же самая раса, принадлежность к определенной национальной общности, наконец, статус сына или дочери. Такие статусы называются приписанными, или аскриптивными. Это понятие -- «аскрипция» (или дословно -- приписывание) означает, что определенные качества индивидов заданы в большей степени тем положением, в котором эти индивиды рождены (и над которым они фактически не имеют контроля), нежели их собственными достижениями. Приписанные статусы особенно важны в традиционных -- кастовых и сословных -- обществах, где человек рождался принцем или нищим, т. е. мог при появлении на свет получать принадлежность к очень высокой или очень низкой статусной группе. Получение аскриптивного статуса -- по определению -- не зависит от самого человека, его желаний и действий.

    Следует отметить, что аскриптивный статус не совпадает с прирожденным. Прирожденными, строго говоря, могут считаться только три социальных статуса: пол, раса, национальность. Это ситуация, в которой социальное положение определяется исключительно биологическими факторами. Вплоть до самого последнего времени изменить их было в принципе невозможно. Однако в связи с последними достижениями медицины выяснилось, что в результате серии чрезвычайно сложных хирургических операций оказывается возможным изменить не только цвет кожи (и специфические черты лица, определяемые расовой принадлежностью), но и пол. Так что вопрос о прирожденности этих статусов также приобретает некоторую неопределенность.

    Определенным  набором статусов обладает система  родства. Причем только часть этих статусов являются аскриптивными -- т. е. теми, что выражают ту или иную степень кровного родства (отец, мать, сын, дочь, брат, племянник, кузен и т. п.). Целый ряд родственных статусов - являются приобретаемыми. Так, женившись, мужчина приобретает не только статус мужа собственной жены, но и получает в родственники всю ее кровную родню.

    Вообще, большую часть статусов из своего статусного набора человек, конечно, завоевывает, прилагая к этому какие-то усилия. Для того чтобы приобрести статус студента, необходимо пройти вступительные  испытания в вуз, а чтобы удержать (подтвердить) этот статус, приходится два раза в год сдавать экзаменационные  сессии; достижение статуса специалиста  с высшим образованием потребует  немало потрудиться над дипломным  проектом и подготовкой к государственным  экзаменам. Такие статусы именуются  достигаемыми (или приобретенными). Исторический анализ жизнедеятельности обществ, находящихся на различных уровнях развития, показывает, что в статусных на борах членов традиционных социумов преобладают аскриптивные статусы, а по мере развития обществ повышается удельный вес достигаемых. Это отражает рост общей социальной мобильности.

    Признание со стороны окружающих обладания  человеком тем или иным статусом (иногда даже отождествление его личности с этим статусом) называется идентичностью. При этом независимо от того, получена ли идентичность от рождения или же достигнута в результате затраченных  усилий, она в любом случае усваивается  индивидом через процесс взаимодействия с другими людьми, окружающими  его. Именно другие идентифицируют его особым образом. Только если идентичность подтверждена другими, она становится реальной для самого индивида, считающего, что он обладает ею. Другими словами, идентичность -- это продукт взаимодействия идентификации и самоидентификации.

    Например, сегодня все чаще появляются материалы  о трансвеститах (причем не только в  специальной литературе, но и в  широкой прессе) -- индивидах, которые идентифицируются как мужчины, но которые предпочли бы быть женщинами (или наоборот). Они готовы испытывать на себе любые виды хирургических вмешательств для того, чтобы «реконструировать» свой организм с точки зрения желаемой новой идентичности. Однако сущностная цель, которой они стремятся достичь, состоит в том, чтобы по крайней мере некоторые другие приняли эту новую идентичность, т. е. идентифицировали их с этой точки зрения. Невозможно очень долго быть чем-то или кем-то только для себя. Речь идет о том, что при идентификации нашего статуса другие должны сказать нам, кто мы есть, другие должны подтвердить нашу идентичность. Хотя, конечно, имеются случаи, когда индивиды настойчиво твердят о своей идентичности, которую больше никто в мире, кроме них самих, не признает как реальную. П. и Б. Бергеры называют таких индивидов «психотиками», считая, что они «являют собою маргинальные случаи» самоидентификации.

Информация о работе Социология как наука